Главная | Архив |

  Позиция депутата  
   

Михаил ХВОСТАНЦЕВ,
депутат Смоленской
областной Думы III созыва

 

Научились делить, но не умножать

 

Нелицеприятная оценка «пятилетки Маслова» с неожиданным ответом на вопрос, кто виноват…

 

- Михаил Аркадьевич, не за горами тот день, когда смоляне распрощаются с областной Думой III созыва. Правда, полномочия депутатов должны были прекратиться еще в марте, но так уж получилось, что «народные избранники», воспользовавшись лазейкой в законе, сами себе их продлили до декабря. Но судя по разговорам, подавляющему большинству депутатов очень хочется войти в состав Думы IV созыва. Как Вы считаете, оправдал депутатский корпус надежды и чаяния избирателей?
- Я думаю, что в целом составом этой Думы стоявшие перед ней задачи были решены. Каждый год принимался закон о бюджете. Эту деятельность Дума выполнила и, по моим ощущениям, выполнила хорошо. Задачи стабилизации ситуации, укрепления бюджетной дисциплины, приведения законодательства региона в соответствие с федеральными законами выполнены без каких-либо существенных промахов.
Действительно, реальные полномочия окончились весной. Но ситуация существенным образом меняется. Если 3-4 первых года шла работа на удержание стабильности и равновесия в обществе, то в последние 2 года появилась совершенно новая доминанта, и не учитывать ее больше нельзя. Никто теперь не может сказать, что относительная политическая тишина предыдущих четырех лет автоматически перейдет на следующий срок. Этого не будет.
Дело в том, что Россия перешла в режим ускоренного развития. Темпы роста валового внутреннего продукта, темпы развития различных территорий, рост электропотребления – все это наглядно свидетельствует о том, что в России начались новые процессы. Это инвестиционные процессы, ускоренное развитие территорий. Но появляется и существенная неравномерность в развитии регионов, возникают конкурентные отношения между территориями за те или иные проекты, за привлечение инвесторов. И мы видим совершенно разные результаты в областях, которые нас окружают, причем явно не в нашу пользу…
Поэтому я считаю, что задачи 2007 года и последующих лет совершенно другие. Требуются инвестиции в экономику области, коренная перестройка старого промышленного уклада Смоленщины, ускоренное решение социальных вопросов, прежде всего жилищных.

- Какова степень ответственности депутатов за социально-экономическое состояние нашей области?

- Я считаю, на то депутаты и существуют как компетентные и правомочные представители своих избирателей, что они должны досконально знать ситуацию в своем округе, в регионе, в окружающих областях, в целом по России, да еще в сравнении с остальным миром, и они должны на уровне своей компетенции делать предложения, продвигать различные проекты, то есть должны активно работать на экономику и социальную сферу.

- А практически деятельность Думы сводилась к принятию бюджета. Не так ли?

- Думаю, только к принятию оперативных бюджетных задач. Никаких разработок программ на 3-5 лет не было, как не продемонстрировано понимание того, а какой вообще должна являться экономика области, какой мы хотим видеть социальную сферу. В повестку дня заседаний Думы никаких перспективных вопросов никогда не принималось. Я много раз по этому поводу высказывался, что это ненормально. Получалось, все время смотрели себе под ноги, никогда не поднимали голову верх и не обращали внимание на то, что происходит по сторонам.
Федеральный центр перешел на совершенно другой режим. Мы уже видим трехлетний бюджет, полную необходимость программ социально-экономического развития не на один бюджетный год, а на 3-5-10 лет. То есть без планирования и прогнозирования развития ситуации мы сейчас можем не просто проиграть соревнование с соседними регионами, но и упустить процессы, связанные со старением инфраструктуры области – и электроэнергетической, и транспортной, и всех других. Это главный ресурс и инвестиционно привлекательный элемент нашей области.

- Из Ваших слов я делаю вывод, что сегодняшние депутаты в основной своей массе не тянут на соответствие этим новым требованиям современной жизни.

- Я не могу дать однозначный ответ, потому что они на этих задачах ни разу не испытывались, а собственной инициативы никто не проявлял. Из опыта развивающихся регионов можно только констатировать, что состав законодательных собраний у них все-таки несколько иной – и по возрасту, и по образованию, и по направленности, что самое главное. Мне кажется, что мы допускаем большую ошибку, когда продлеваем ситуацию 4-летней давности.
Но я считаю, что здесь не должно быть никакого административного насилия или принуждения, или выбраковки депутатов. Каждый сам должен понять, способен ли он поддерживать инвестиционный процесс в области. Есть ли у него идеи, сила. Прежде всего самосознание, самопозиционирование должны присутствовать.

- Михаил Аркадьевич, Ваша производственная деятельность связана с током, напряжением, нагрузкой. Зная потребляемую областью нагрузку, можно дать безошибочный ответ о состоянии экономики Смоленщины.

- Ситуация здесь не такая простая, и однозначного ответа я не могу дать. Думаю, нет аналитика, который бы до конца препарировал ситуацию и ее раскрыл. Что происходит? В целом в Смоленской области 4 года наблюдается спад электропотребления. По анализу «Смоленскэнерго», спад обусловлен деятельностью предприятий, работающих на высоком напряжении. Это говорит о том, что причиной не являются ни теплая зима, ни экономия электроэнергии населением, которое в балансе потребления имеет только 15 процентов. Крупнейшие потребители по тем или иным причинам стали брать меньше электроэнергии. Фактически «опустили» область «ЮКАР-Графит», который закрыл производство в Вязьме, и мощнейшая газпромовская структура «Лентрансгаз», значительно уменьшившая электропотребление.
Я думаю, что в экономике области происходят определенные структурные сдвиги, которые администрация или не замечает, или делает вид, будто они несущественные. Присоединение новых потребителей не в состоянии компенсировать спад от получателей высокого напряжения. Этот процесс для нас крайне болезненный. За полгода мы недобрали 124 млн. рублей. Это означает, что в пропорции существенные суммы недополучают бюджеты всех уровней. Энергетики – основные налогоплательщики. То есть это прямой ущерб бюджету. Отсюда падает общее благосостояние, проваливаются социальные программы. Каких-либо существенных сдвигов в инвестиционной активности мы например, по энергопотреблению не ощущаем.

- Разговоры о множестве инвесторов – от лукавого, будто у нас чуть ли не инвестиционный бум. Кстати, по статистике, наш регион и по этому показателю плетется в хвосте рейтинга в ЦФО. Скажите, Михаил Аркадьевич, а Вам не больно, что область за последние 5 лет резко скатилась по уровню социально-экономического развития по сравнению с другими территориями? Нам возражают, мол, не по той методике считают, когда отводят Смоленщине чуть ли не предпоследнее место в стране. Ну пусть мы не на 87-м месте, а, по ряду других оценок, на 60-м - разве это показатель для нас? Здесь я согласен с депутатом Госдумы Виктором Деренковским, который считает, что по своим ресурсам область должна быть не ниже 5-7 места по ЦФО.

- Вообще, инвестиционный процесс – это не нечто стихийное, когда из тучки вдруг проливается дождь денег, приходит добрый ангел, и все становится хорошо. Это очень сложный процесс. Есть конкретный регион – Смоленская область со своим теперь уже только почти миллионом жителей. У этих людей есть свои интересы и свои приоритеты, какой они хотят видеть область. Нужно было проводить социологические обследования, и власти бы поняли, чего хотят жители. Желают ли они жить на территории соревнования мусоросжигающих заводов или вдыхать дым предприятий черной и цветной металлургии? Уверен, люди скажут: нет, нам надо то, что не отравляет среду обитания, что экологично, что сохраняет здоровье, что пригодится нашим детям и правнукам. Я не соглашусь с позицией «бери боже, что нам негоже», что все «всплывающее» нужно здесь размещать. Мы, депутаты, должны были создать систему приоритетов, и я об этом, кстати, неоднократно говорил. Понимаю, что бизнесу нельзя указывать, что делать или не делать. Это не задача власти. Но мы, выразители интересов избирателей, просто обязаны были определить приоритеты и, к сожалению, ничего не сказали, во всем соглашались с администрацией.
Сейчас появилась попытка создания стратегии экономического развития Смоленской области. Первый раз за новейшую историю региона появляется связанный с перспективным развитием документ. И по сути его надо было бы немедленно обсуждать. О том, что ситуация с инвестициями у нас далека от желаемой, наверное, никто не будет спорить. Но заклеймить позором – это одно, это не мой профиль. Надо сразу предлагать, что делать. И в этом направлении необходимо обсуждать подготовленный документ.
Происходят странные вещи. Документ многие получили на руки. Но я не вижу ни одного отклика в прессе, словно нам вручили некое литературное произведение для справки или лирического отступления. Вот и ответ на ваш вопрос, как мы выглядим в сравнении с другими территориями. Прежде всего нужно сказать, чего мы хотим. И ответить должны представители народа – прежде всего областная Дума. Но она молчит.

- И дать оценку работе исполнительной власти…

- Оценка дается, это предусмотрено в Уставе. Правда, оценка всегда одна… Но коли так ставится вопрос, надо давать оценку прежде всего себе. Я считаю, что именно Дума должна была быть выразителем интересов избирателей, именно Дума должна была определять приоритеты. Администрация – исполнительный орган. А мы – законодатели. Поэтому приоритеты – ровно наоборот, инициатива должна исходить от законодательного органа. И уже, как минимум, года три бюджет должен был стимулировать инвестиции. Наш бюджет их не замечает. Даже такие совершенно очевидные вещи, как обустройство промышленных зон, создание проектов, в бюджете не предусмотрены. Полный ноль! Вообще никакого упоминания о существовании инвестиционного процесса в Смоленской области просто нет. И нас не видят, говорят, вам ничего не нужно, зачем мы к вам пойдем, вы хорошо живете, всех все устраивает. Вы друг другу даете замечательные оценки, хвалите друг друга как петух кукушку и кукушка петуха.
Поэтому я бы сначала критиковал Думу, каждого конкретного депутата, включая самого себя. А администрация – простой исполнитель. У нас, повторюсь, пока совсем наоборот.

- И, к сожалению, только сейчас общество увидело, что исполнитель оказался не на высоте. Вот мы с Вами, Михаил Аркадьевич, в свое время со страниц журнала «Смоленск» критиковали предыдущую администрацию, а она в рейтинге по ЦФО была значительно выше…

- Объект для сравнения, конечно, есть. Но тогда и сейчас стояли совершенно разные задачи. А место в рейтинге говорит не только о том, что мы плохо сработали, - просто наши соседи работали лучше, и окружающие нас области в развитии прошли дальше нас.
Мы научились делить, но плохо умеем умножать. Есть и еще один аспект. В стране со стабильными законодательством и властью определяющее значение имеет уровень лоббизма – насколько область отстаивает свои интересы. Наш основной провал, по моему мнению, - в отсутствии организованного лоббизма, консолидации интересов наших посланцев в федеральных структурах, полной неконцентрированности нашей «диаспоры» в Москве по поддержке родной Смоленской области. Наверное, по этому влиянию мы на самом последнем месте в России. Депутаты Госдумы и Совета Федерации от Смоленщины, вероятно, выполняли свои законодательные функции, но как мне представляется, их основная задача – лоббизм, т.е. продвижение интересов области. В этой части они как бы «отстояли номера» - ничего не сделали. У нас провален пятилетний период лоббизма интересов области. И как бы ни развивалась политическая ситуация, но мы должны делегировать от Смоленщины в федеральные структуры власти тех людей, которые реально могут лоббировать интересы региона, причем, интересы бизнеса, конкретных компаний, работающих здесь. Этим никто не занимается.




 


 

 

 

№07 (07)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич