- Михаил Аркадьевич, не за
горами тот день, когда смоляне распрощаются с
областной Думой III созыва. Правда, полномочия
депутатов должны были прекратиться еще в марте,
но так уж получилось, что «народные избранники»,
воспользовавшись лазейкой в законе, сами себе их
продлили до декабря. Но судя по разговорам,
подавляющему большинству депутатов очень хочется
войти в состав Думы IV созыва. Как Вы считаете,
оправдал депутатский корпус надежды и чаяния
избирателей?
- Я думаю, что в целом составом этой Думы
стоявшие перед ней задачи были решены. Каждый
год принимался закон о бюджете. Эту деятельность
Дума выполнила и, по моим ощущениям, выполнила
хорошо. Задачи стабилизации ситуации, укрепления
бюджетной дисциплины, приведения
законодательства региона в соответствие с
федеральными законами выполнены без каких-либо
существенных промахов.
Действительно, реальные полномочия окончились
весной. Но ситуация существенным образом
меняется. Если 3-4 первых года шла работа на
удержание стабильности и равновесия в обществе,
то в последние 2 года появилась совершенно новая
доминанта, и не учитывать ее больше нельзя.
Никто теперь не может сказать, что относительная
политическая тишина предыдущих четырех лет
автоматически перейдет на следующий срок. Этого
не будет.
Дело в том, что Россия перешла в режим
ускоренного развития. Темпы роста валового
внутреннего продукта, темпы развития различных
территорий, рост электропотребления – все это
наглядно свидетельствует о том, что в России
начались новые процессы. Это инвестиционные
процессы, ускоренное развитие территорий. Но
появляется и существенная неравномерность в
развитии регионов, возникают конкурентные
отношения между территориями за те или иные
проекты, за привлечение инвесторов. И мы видим
совершенно разные результаты в областях, которые
нас окружают, причем явно не в нашу пользу…
Поэтому я считаю, что задачи 2007 года и
последующих лет совершенно другие. Требуются
инвестиции в экономику области, коренная
перестройка старого промышленного уклада
Смоленщины, ускоренное решение социальных
вопросов, прежде всего жилищных.
- Какова степень ответственности депутатов за
социально-экономическое состояние нашей области?
- Я считаю, на то депутаты и существуют как
компетентные и правомочные представители своих
избирателей, что они должны досконально знать
ситуацию в своем округе, в регионе, в окружающих
областях, в целом по России, да еще в сравнении
с остальным миром, и они должны на уровне своей
компетенции делать предложения, продвигать
различные проекты, то есть должны активно
работать на экономику и социальную сферу.
- А практически деятельность Думы сводилась к
принятию бюджета. Не так ли?
- Думаю, только к принятию оперативных бюджетных
задач. Никаких разработок программ на 3-5 лет не
было, как не продемонстрировано понимание того,
а какой вообще должна являться экономика
области, какой мы хотим видеть социальную сферу.
В повестку дня заседаний Думы никаких
перспективных вопросов никогда не принималось. Я
много раз по этому поводу высказывался, что это
ненормально. Получалось, все время смотрели себе
под ноги, никогда не поднимали голову верх и не
обращали внимание на то, что происходит по
сторонам.
Федеральный центр перешел на совершенно другой
режим. Мы уже видим трехлетний бюджет, полную
необходимость программ социально-экономического
развития не на один бюджетный год, а на 3-5-10
лет. То есть без планирования и прогнозирования
развития ситуации мы сейчас можем не просто
проиграть соревнование с соседними регионами, но
и упустить процессы, связанные со старением
инфраструктуры области – и
электроэнергетической, и транспортной, и всех
других. Это главный ресурс и инвестиционно
привлекательный элемент нашей области.
- Из Ваших слов я делаю вывод, что сегодняшние
депутаты в основной своей массе не тянут на
соответствие этим новым требованиям современной
жизни.
- Я не могу дать однозначный ответ, потому что
они на этих задачах ни разу не испытывались, а
собственной инициативы никто не проявлял. Из
опыта развивающихся регионов можно только
констатировать, что состав законодательных
собраний у них все-таки несколько иной – и по
возрасту, и по образованию, и по направленности,
что самое главное. Мне кажется, что мы допускаем
большую ошибку, когда продлеваем ситуацию
4-летней давности.
Но я считаю, что здесь не должно быть никакого
административного насилия или принуждения, или
выбраковки депутатов. Каждый сам должен понять,
способен ли он поддерживать инвестиционный
процесс в области. Есть ли у него идеи, сила.
Прежде всего самосознание, самопозиционирование
должны присутствовать.
- Михаил Аркадьевич, Ваша производственная
деятельность связана с током, напряжением,
нагрузкой. Зная потребляемую областью нагрузку,
можно дать безошибочный ответ о состоянии
экономики Смоленщины.
- Ситуация здесь не такая простая, и
однозначного ответа я не могу дать. Думаю, нет
аналитика, который бы до конца препарировал
ситуацию и ее раскрыл. Что происходит? В целом в
Смоленской области 4 года наблюдается спад
электропотребления. По анализу «Смоленскэнерго»,
спад обусловлен деятельностью предприятий,
работающих на высоком напряжении. Это говорит о
том, что причиной не являются ни теплая зима, ни
экономия электроэнергии населением, которое в
балансе потребления имеет только 15 процентов.
Крупнейшие потребители по тем или иным причинам
стали брать меньше электроэнергии. Фактически
«опустили» область «ЮКАР-Графит», который закрыл
производство в Вязьме, и мощнейшая газпромовская
структура «Лентрансгаз», значительно уменьшившая
электропотребление.
Я думаю, что в экономике области происходят
определенные структурные сдвиги, которые
администрация или не замечает, или делает вид,
будто они несущественные. Присоединение новых
потребителей не в состоянии компенсировать спад
от получателей высокого напряжения. Этот процесс
для нас крайне болезненный. За полгода мы
недобрали 124 млн. рублей. Это означает, что в
пропорции существенные суммы недополучают
бюджеты всех уровней. Энергетики – основные
налогоплательщики. То есть это прямой ущерб
бюджету. Отсюда падает общее благосостояние,
проваливаются социальные программы. Каких-либо
существенных сдвигов в инвестиционной активности
мы например, по энергопотреблению не ощущаем.
- Разговоры о множестве инвесторов – от
лукавого, будто у нас чуть ли не инвестиционный
бум. Кстати, по статистике, наш регион и по
этому показателю плетется в хвосте рейтинга в
ЦФО. Скажите, Михаил Аркадьевич, а Вам не
больно, что область за последние 5 лет резко
скатилась по уровню социально-экономического
развития по сравнению с другими территориями?
Нам возражают, мол, не по той методике считают,
когда отводят Смоленщине чуть ли не
предпоследнее место в стране. Ну пусть мы не на
87-м месте, а, по ряду других оценок, на 60-м -
разве это показатель для нас? Здесь я согласен с
депутатом Госдумы Виктором Деренковским, который
считает, что по своим ресурсам область должна
быть не ниже 5-7 места по ЦФО.
- Вообще, инвестиционный процесс – это не нечто
стихийное, когда из тучки вдруг проливается
дождь денег, приходит добрый ангел, и все
становится хорошо. Это очень сложный процесс.
Есть конкретный регион – Смоленская область со
своим теперь уже только почти миллионом жителей.
У этих людей есть свои интересы и свои
приоритеты, какой они хотят видеть область.
Нужно было проводить социологические
обследования, и власти бы поняли, чего хотят
жители. Желают ли они жить на территории
соревнования мусоросжигающих заводов или вдыхать
дым предприятий черной и цветной металлургии?
Уверен, люди скажут: нет, нам надо то, что не
отравляет среду обитания, что экологично, что
сохраняет здоровье, что пригодится нашим детям и
правнукам. Я не соглашусь с позицией «бери боже,
что нам негоже», что все «всплывающее» нужно
здесь размещать. Мы, депутаты, должны были
создать систему приоритетов, и я об этом,
кстати, неоднократно говорил. Понимаю, что
бизнесу нельзя указывать, что делать или не
делать. Это не задача власти. Но мы, выразители
интересов избирателей, просто обязаны были
определить приоритеты и, к сожалению, ничего не
сказали, во всем соглашались с администрацией.
Сейчас появилась попытка создания стратегии
экономического развития Смоленской области.
Первый раз за новейшую историю региона
появляется связанный с перспективным развитием
документ. И по сути его надо было бы немедленно
обсуждать. О том, что ситуация с инвестициями у
нас далека от желаемой, наверное, никто не будет
спорить. Но заклеймить позором – это одно, это
не мой профиль. Надо сразу предлагать, что
делать. И в этом направлении необходимо
обсуждать подготовленный документ.
Происходят странные вещи. Документ многие
получили на руки. Но я не вижу ни одного отклика
в прессе, словно нам вручили некое литературное
произведение для справки или лирического
отступления. Вот и ответ на ваш вопрос, как мы
выглядим в сравнении с другими территориями.
Прежде всего нужно сказать, чего мы хотим. И
ответить должны представители народа – прежде
всего областная Дума. Но она молчит.
- И дать оценку работе исполнительной власти…
- Оценка дается, это предусмотрено в Уставе.
Правда, оценка всегда одна… Но коли так ставится
вопрос, надо давать оценку прежде всего себе. Я
считаю, что именно Дума должна была быть
выразителем интересов избирателей, именно Дума
должна была определять приоритеты. Администрация
– исполнительный орган. А мы – законодатели.
Поэтому приоритеты – ровно наоборот, инициатива
должна исходить от законодательного органа. И
уже, как минимум, года три бюджет должен был
стимулировать инвестиции. Наш бюджет их не
замечает. Даже такие совершенно очевидные вещи,
как обустройство промышленных зон, создание
проектов, в бюджете не предусмотрены. Полный
ноль! Вообще никакого упоминания о существовании
инвестиционного процесса в Смоленской области
просто нет. И нас не видят, говорят, вам ничего
не нужно, зачем мы к вам пойдем, вы хорошо
живете, всех все устраивает. Вы друг другу даете
замечательные оценки, хвалите друг друга как
петух кукушку и кукушка петуха.
Поэтому я бы сначала критиковал Думу, каждого
конкретного депутата, включая самого себя. А
администрация – простой исполнитель. У нас,
повторюсь, пока совсем наоборот.
- И, к сожалению, только сейчас общество
увидело, что исполнитель оказался не на высоте.
Вот мы с Вами, Михаил Аркадьевич, в свое время
со страниц журнала «Смоленск» критиковали
предыдущую администрацию, а она в рейтинге по
ЦФО была значительно выше…
- Объект для сравнения, конечно, есть. Но тогда
и сейчас стояли совершенно разные задачи. А
место в рейтинге говорит не только о том, что мы
плохо сработали, - просто наши соседи работали
лучше, и окружающие нас области в развитии
прошли дальше нас.
Мы научились делить, но плохо умеем умножать.
Есть и еще один аспект. В стране со стабильными
законодательством и властью определяющее
значение имеет уровень лоббизма – насколько
область отстаивает свои интересы. Наш основной
провал, по моему мнению, - в отсутствии
организованного лоббизма, консолидации интересов
наших посланцев в федеральных структурах, полной
неконцентрированности нашей «диаспоры» в Москве
по поддержке родной Смоленской области.
Наверное, по этому влиянию мы на самом последнем
месте в России. Депутаты Госдумы и Совета
Федерации от Смоленщины, вероятно, выполняли
свои законодательные функции, но как мне
представляется, их основная задача – лоббизм,
т.е. продвижение интересов области. В этой части
они как бы «отстояли номера» - ничего не
сделали. У нас провален пятилетний период
лоббизма интересов области. И как бы ни
развивалась политическая ситуация, но мы должны
делегировать от Смоленщины в федеральные
структуры власти тех людей, которые реально
могут лоббировать интересы региона, причем,
интересы бизнеса, конкретных компаний,
работающих здесь. Этим никто не занимается.
|
|