Главная | Архив |

  Мы - не вы!  
   

 

 

О, закрой свои бледные ноги!

(В. Брюсов)

 

 

К кому же обращает поэт этот возглас, эту мольбу? Да все к ней, к матушке России. Но то было век назад. А какая же Россия сейчас? Баба с бледными босыми ногами? Как видим нашу страну мы сами?
А кто такие – мы?
Мы – не они, не господа во фраках, не чопорные дамы в строгих платьях. Куда там! Мы - другое поколение, другие люди. Бочку эмо-кидов, панков и прочих воинствующих юношей и девушек лишь слегка разбавляет ложечка современного подобия интеллигенции прошлого века. У нас другие нравы. Нас мучают другие проблемы. Стоп. Или все те же? Недавно пережили революцию… А как еще назвать события 1991 года? Война наступает на пятки… Разве то, что происходит между США и Россией, не война, пусть даже скрытая? Уж больно похож исторический фон 21 века и века прошлого. А похожи ли люди, которых разделяет столетие? В одном – точно: они искали лучшей жизни, мы тоже ищем ее. Или только ЖДЕМ улучшений? Деятели или созерцатели? Мы – разные.
Перестройка сломала многих из вас, а для нас стала отправной точкой вступления в жизнь. Старшее поколение «прогнулось под изменчивый мир». Мы «прогибаем мир» под себя. Доля безрассудства есть в каждом из нас. Но, согласитесь, в этом и заключается прелесть молодости.
Да, мы деятельны – получаем выгодную профессию, дабы броситься на зарабатывание денег. Предпочитаем умственному труду физический: ведь тот же строитель получает больше, чем учитель!
Да, мы созерцаем – соглашаемся с выбором родителей: где учиться, на ком жениться. Пассивно воспринимаем мнение СМИ, а потом выдаем за свое, не пытаясь разобраться. Ведь так проще. Много говорим о том, что нас не устраивает, что нам не нравится. Равнодушно проходим мимом бродячих собак и людей. Мы созерцаем себя, свои потребности и желания. Сосредоточив внимание на собственной личности, мы не сталкиваемся с проблемами других, а значит переживания и нервные срывы нам не грозят. Да и выяснения отношений уже никому не нужны. В критической ситуации мы сразу меняем партнеров в личной жизни, на работе, отрекаемся от друзей. Так проще.
Мы – не те, кто был молод в девяностые. Мы – тоже потеряны, но не в хаосе событий. Мы – потеряны в самих себе. Каждый сектор огромного эмоционального спектра сегодня имеет представителей в молодежной среде: одни – грустные, суицидально настроенные, с черными косыми челками и розовыми аксессуарами, другие – агрессивные, в шипованных браслетах и кожаных косухах, третьи – отвязные, в широких штанах и футболках. Наша внешность обманчива. Девушка-панк может дома вышивать крестиком и вязать крючком, а курсант – скрывать свои национал-большевистские взгляды и расистские убеждения. Для общества – одна маска, для себя – другая. Только нас самих и нет как будто.
А сколько еще промежуточных, менее интенсивно представленных молодежных групп? Например, ребята-интеллектуалы, интересующиеся наукой. Вид среди нас, безусловно, вымирающий, но и он имеет право на существование. Эпоха сама выбирает сильнейших и достойнейших. Все так же, как во все времена.

И все же,
МЫ – НЕ ВЫ!
 

 



1. Хотели бы Вы уехать из страны? Если да, то почему?

2. Как, на Ваш взгляд, иностранцы представляют себе современную Россию?

3. На какое место среди ведущих мировых держав Вы бы поставили Россию и почему?

4. Чего не хватает в России? А чего в России в избытке?

5. Какие места в России Вы бы хотели посетить и почему?



Исаенко Наталья Петровна, 30 лет, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР в средней школе.

1. Нет, я предпочитаю жить в родной стране.
2. Это страна, имеющая огромный потенциал развития и совершенствования.
3. Сейчас Россия может войти по крайней мере в «десятку» лидеров мировых держав.
4. В России не хватает стремления людей беречь то, что оставлено нам предыдущими поколениями, стремления делать свою страну лучше, - одним словом, не хватает истинного патриотизма. А в избытке в России широкой русской души!
5. Города на Волге (красота этой реки, мне кажется, не оставит равнодушным никого).

 

Печенька, 20 лет, студентка

1. Да! Нечего здесь ловить. И скучно.
2. Тек же, как 100 лет назад – дикие люди, дикие нравы.
3. От 50 до 25 места. Потенциал есть, но еще не раскрыт.
4. Не хватает энергии и возможностей для осуществления планов. В избытке – лени, глупости, бюрократии, нежелания изменить что-либо к лучшему.
5. Все места, которые я бы хотела посетить, я уже посетила.

 

Полякова Ульяна,
18 лет, администратор гостиницы

1. Нет.
2. Как великую и могучую державу, но боятся себе в этом признаться, потому и рассказывают мифы о медведях и балалайках.
3. На первое, потому что других вариантов вообще не может быть!
4. В избытке дураков и политиков. В принципе, можно ставить знак равенства. Не хватает смелости свергнуть эту власть.
5. Дальний Восток, регион абсолютно отличающийся от нашего. Узнать из первых уст о положении там в годы перестройки.

 

Пыхтина Ольга, 21 год, студентка

1. Хотела бы уехать на пару лет за границу на заработки и ради путешествий, но жить хочу и могу только в России!
2. Для большинства иностранцев Россия – постсоциалистическая страна, где до сих пор живут «товарищи», по улицам ходят медведи, а за доллар можно купить целую фабрику. В общем, невысокого они о нас мнения.
3. Пока что Россия едва удерживает третью строчку после Америки и Евросоюза. За нами упорно следует Китай. Дело в том, что у России недостаточно желания и аргументов, чтобы поставить всех на место.
4. России не хватает наглых и талантливых политиков, ума народу, честности и любви к ближнему. Соответственно. дорог и рабочих мест. Зато у России в избытке ресурсов и терпения, поистине христианского, потому что нам уже все щеки отбили.
5. Эрмитаж (хочу увидеть достояние народа), Троице – Сергиеву лавру (я христианка) и Петропавловск-Камчатский (я экстремалка).

 

Страхова Алена, 20 лет, студентка-заочница (факультет звукорежиссуры)

1. Пока не хочу. Пробую самореализоваться в России.
2. Как страну, пытающуюся выйти на уровень ведущих мировых держав.
3. Из ведущих – на последнее, потому что до уровня США, Японии и ведущих стран Европы наша страна явно не дотягивает.
4. В России не хватает постоянства власти. Много никогда ничего не бывает. Страна имеет потенциал, но не может его правильно использовать.
5. Дальний Восток, потому что жизнь там разительно отличается от жизни городов, приближенных к столице. Белое море, потому что люблю море зимой.

 

Филимонова Ирина, 20 лет, студентка

1. Нет, потому что я люблю свою страну! (патриот)
2. До сих пор многие думают, что в Москве по Красной площади медведи ходят :) А вообще современная Россия переживает подъем. Активно устанавливаются внешнеэкономические связи, на новый уровень выходят культура и спорт. Поэтому иностранцы, я думаю, воспринимают Россию как вполне развитую страну.
3. На первое! Опять же потому, что я патриот!
4. В России, как известно, две беды: дураки и дороги. Так вот, плохих дорог и человеческой глупости у нас действительно в избытке.
5. Хочу посетить Сочи, потому что там тепло; Санкт-Петербург, так как считаю этот город культурным центром России, в нем великолепная архитектура и замечательные музеи; а еще поселок Крапивну Монастырщинского района, потому что это моя любимая деревня!

 

Юлия, свободный художник

1. О, да. Я бы хотела уехать либо в Чехию, на родину моего любимого умершего 80 лет назад (Ф. Кафка), либо в Швейцарию: там сыр вкусный и часы хорошие.
2. Как и раньше. Заснеженная Красная площадь с марширующими медведями в шапке-ушанке.
3. На первое. Такой соображалки, как у русских, ни в одной стране нет.
4. Не хватает – крепкой женской руки в правительстве. В избытке – Эгоцентризма и потенциальных неудачников.
5. ПИТЕР! Это мой самый-самый-самый любимый…

 

Залесский Константин,
23 года, альпинист

1. Нет.
2. Медведи, водка, матрешки, валенки…
3. Где-то во втором десятке.
4. Не хватает – снега летом. В избытке – снега зимой.
5. Дальний Восток. Хочу.

 

Горшенин Иван,
21 год, студент

1. Нет. Мне глубоко безразлично место жительство.
2. У меня не так много знакомых иностранцев. Кроме того, мнения граждан различных стран могут серьезно разниться.
3. Я пока еще не уполномочен устанавливать международный статус какого-либо государства.
4. Острая нехватка честных людей на фоне переизбытка пластиковых стаканчиков.
5. Я бы хотел в данный момент посетить свой дом, т.к. я оставил там бумажник.
 

 

Забелин Константин
19 лет, студент-филолог

1. Уехать из России мне хотелось бы только на некоторый период времени. Например, в Украину или Белоруссию. Чтобы пожить в этой стране, лучше узнать культуру этих стран.
2. Современная Россия в представлении иностранцев не имеет однозначной точки зрения. Россия представляет интерес своей загадочностью, различным менталитетом.
3. Россия занимает центральное положение в мировом сообществе. На это влияет ряд факторов: стремление взять верх над другими странами всеми силами. Наша широта мысли.
4. Не хватает России скромности, денег, смелости. В избытке: лени, пьянства, сект, западных влияний.
5. Великий Новгород, Ростов, Самару, Владимир. Эти города мне хотелось бы посетить, так как они являются памятниками нашей истории, культурными центрами.
 


Поверхностный андеграунд
 

«Смоленский андеграунд», на мой взгляд, неизбежно тавтологичное словосочетание. Ибо вряд ли наш город может похвастаться таким явлением.
Слово «андеграунд» переводится как «подземный», «под землёй» и в контексте культурном обозначает ряд направлений в искусстве, противопоставляющих себя массовой культуре, другими словами, мэйнстриму. Для андеграунда характерна оппозиционность, отказ от общепринятых норм, художественных традиций. Обычно подобные творения издаются неофициально или «для стола».
В самом центре Питера есть небольшая улица - Пушкинская. Дом под номером 10 здесь пустовал, пока в 89-м году не был в буквальном смысле захвачен неофициальными писателями, поэтами, музыкантами, художниками. Так появился арт-центр «Пушканская, 10»: в огромном четырёхфлигельном «арт-притоне» жили, работали, творили многие «подземельные» таланты. Сейчас в нём проводит время неформальная питерская молодёжь, ценители современного искусства, туристы. Так что если устали от классики, а «развлекаловка» приелась до тошноты, вам туда: и интеллектуально, и креативно. Посещение всех выставок бесплатное. А на открытии вот так вот запросто можно пообщаться с самим автором и даже получить памятный подарок!
Музей нонконформистского искусства на Пушкинской из месяца в месяц проводит выставки, конкурсы, перформансы, мастер-классы. Как-то мне посчастливилось попасть на конкурс детской политической карикатуры. Признаюсь, выставки в нашей галерее искусств - откровенно слабы в сравнении с тем, что увидела я. Детские работы просто взрывали мозг - настолько остро и правдиво они отражали реальность.
На выставке Юлии Безштанко «Движение к чёрному» были представлены три серии работ, концептуально объединённые в одно целое: фото-проект «Каталог тела», передающий пластику человеческого тела; графическая серия «Сублимо» как абстрактный прототип предыдущего и световая инсталляция «Движение к чёрному». О последнем Юль И Ань из провинции Сынчуань написал: «Движение к чёрному есть движение к безупречности свободого жеста, к осознанности высказывания, рождающего множественность смыслов. Это движение к свету через его отсутствие». Кстати, неплохая информация для извилистого смоленского мозга...
 В Галерее Экспериментального Звука (ГЭЗ-21) проводятся концерты андеграундных групп, по средам - кинопоказы неигровых, документальных фильмов. В общем, всё очень интеллектуально. В четверг открыт Свободный университет, в котором читаются лекции про современное искусство, кинематограф и прочую интересную «лабуду».
Для авторов работает АНОВИС - автономная некоммерческая организация владельцев интеллектуальной собственности. Здесь же - писательский клуб Катерины Файн, дающий возможность пообщаться с известными петербургскими писателями. А ещё - Музей мышеловки, Храм Любви, Мира и Музыки (музей Джонна Леннона), Художественное издательство «Деан», продюсерский центр «Стоп Тайм» и многое другое.
В арт-центре ощущается присутствие маэстро Интеллекта, Искусства и несколько неформального Аристократизма. Так что не советую после долгого пребывания в Смоленске прямиком ехать на Пушкинскую: культурный шок точно обеспечен. А особо чувствительным и слабосердечным вообще может грозить культурно-летальный исход. Шутки шутками...
Однажды я познакомилась с Барбарой Хазарт, американской художницей, стоявшей у самых истоков арт-центра. Ещё в советские времена она за собственные деньги скупала картины непризнанных Союзом художников питерских авторов и устраивала выставки их работ в Америке. После недолгого, но очень душевного разговора Барбара подарила мне свою книгу «Рядом с Невским проспектом. Моя жизнь среди неофициальных художников Ленинграда».
Пушкинская, 10 - место вообще очень необычное. Можно, например, гуляя по этажам и заходя в различные двери, случайно попасть в чью-то опрометчиво незапертую мастерскую. И здесь вы никогда не услышите знакомого смоленского: «Чё надо? Выйди отсюда!». Скорее наоборот, какой-нибудь дедушка-художник, волнуясь как школяр, торопясь, начнёт показывать свои работы. А возможно даже угостит крепким дешёвым чаем, налитым в большую кружку с отломанной ручкой. Нередко встручаются выставки, за которыми никто не следит, и любой может зайти, рассматривать картины - никому и в голову не придёт их «спионерить». Ох, туда бы наших «киселёвских ценителей искусства»!...
А туалет! Это же целый арт-проект! Каждый, посетивший его, обязан оставить на стене пожелание или отзыв. Специально перечитала всю «рукопись» от корки до корки - ни одного нецензурного слова, пошлого рисунка. Только «питерско-кухонные» фразы, стихи.
Обидно за Смоленск... Сколько раз я заходила в нашу галерею художеств в надежде узреть хоть что-то новое, но, к сожалению, обнаруживала лишь перевешенные с места на место одни и те же картины. Причём процентов двадцать из них - изображение Успенского собора в разное время года, разное время суток и с разных ракурсов. Архаично, приторно, бесполезно.

С музыкой ситуация не лучше обстоит. Смоленск сейчас просто распирается от якобы drum and bas’а. Все: от загламуренной курочки до обдолбанного гопника в трениках - разминают тазобедренные мышцы в различных клубах нашего города под отупляюще-однообразное «тыц-тыц». Да чего уж тут говорить: в Питере из заброшенного здания сделали арт-центр, а у нас власти отдали памятник архитектуры под увеселительное заведение «Красная башня».
О какой элитарности может идти речь, если самая интеллектуальная молодёжь города свободное время проводит у «Тёрыча» (памятник Тёркину). Какие уж тут мастерские, кружки с отломанными ручками и разговоры об искустве. Смоленский андеграунд - явление даже не эфемерное, а просто несуществующее. Возможно, конечно, что какой-нибудь «непризнанный гений», пишущий дома и для себя, осмелится примерить на себя это понятие. И всё же, для полновесного обоснования факта существования оного этого мало. Есть отдельные представители «подземного» искусства, но пока о таком направлении, как андеграунд, в нашем городе речи идти не может. А как красиво и точно сказал А. Троицкий о русском роке периода протеста и гонений со стороны власти: «Он не годился как товар и не поддавался подделке, как произведение искусства»...
Мы ждем звонков, писем, SMSок от всех «непризнанных гениев», чтобы сделать их признанными на наших страницах.
 

 

0

зелень елями по берегам
расставлена.
ритм бетоном подкрадывает-
ся, сваями.
ослабевшая жизнь, что медведь
ворочается
не в берлоге, в кирпичной своей
червоточине.

I

Город кусал духотой
Ноздри. И легкие тоже.
Жадно впивался бетоном
В бледные ноги прохожих.
Нежно под солнцем растил
Не тополя или клены,
Город к природе остыл –
Город взрастил небоскребы.
Спальные комплексы съели
Одноэтажные хаты,
Змеями поднялись стены
Вместо хрущевок и сталинок.
Город расширил границы
Гроздью элитных застроек.
Город разжился гостиницами –
Великолепно устроился.
Город познал глубину:
Ветки метро, станций норы.
И наверху звать удумали
Не провинцией – Мегаполисом.

Впрочем, ближе к окраинам,
Где-то на периферии,
О прошлом напоминали
Пестрые скатерти рынков.

II

Рынок – явление сложное.
Тут не до классификаций.
Рынком гордо зовется
И шаткая горстка пьяниц,
Торгующих рыбой и раками,
Сваленными на газеты
(тут же – тарелки и валенки
бывшие в употреблении);
И деловые старушки
С вязанными носками,
С книгами и игрушками,
Что от внуков остались,
С банками разносолов,
С фруктами, овощами
Ягодами (- Вы ж попробуйте!)
Нынешнего урожая.
Рынком зовется и стадо
Разномасштабных киосков,
Вылезшее прогуляться
На придорожную площадь.
Разнопородное стадо
С легкодоступным товарцем:
Пиво, вино, сухарики,
Презервативы и жвачки.
И, как нечто глобальное,
Рынки с едою и тряпками,
Что, как водится, в жизни всякого
Является истинно главным.
В лабиринтах цветных палаток
Потеряется так же – всякий.
Не поможет нить Ариадны,
Не спасет клубочек из сказки.
И кругом мелькают прилавки,
Давят, давят невыносимо
Справа – куртки, рубашки, батники,
Слева – джинсы, футболки, стринги.
На соседнем ряду – у ограды
И высокой палатки с дынями
Все гнетет – помидоры и яблоки,
Все гниет – и хурма, и киви.

И бежать бы, бежать отсюда
По кривым на ладонях районов.
Из двух зол – автоматом – худшее.
Все дороги – во двор заплеванный.

III

Двор (обобщим все дворы в округе) –
Есть переход между домом и улицей.
Нечто родное, однако –
общественное:
Весьма-таки странное место.
Двор, несомненно, прямоуголен.
Горки, качели, песок и грибочек –
Все для детей? В это верить хочется,
Но, увы, невозможно:
С горки катались поддатые дяди,
Мерились силой – свернули качелям
Руки и голову. Дяди застряли:
Ни в малолетство, ни в зрелость.
Гордо собрали грибок деревянный,
Долго решали – опенок ли, груздь ли,
Плюнули, бросили. Водка от глупости,
Как ни крути – не лекарство.
Но для двора – это дело обычное.
Если подумать – не самое страшное.
Хуже – жильцов любимцы домашние.
(Не переходим на личности).
Стала песочница детям опасна.
Лучше забыть, что такое формочки,
Ведра, лопатки, куличики, замки:
Тут и ногами – не очень-то хочется.

IV
В общем и целом – все просто и мило,
Все – как у всех: мы шагаем по той же
Четкой прямой, что рука начертила.
Хочется верить, опять же, что Божья.
***
Город узок, что коробка спичек.
Через две руки найдется друг.
Вспыхивают головы вокруг
Взглядами
(что, в принципе, вторично).

В тесноте зеленой гаснет звук.
Город узнаваем и привычен.
Ходит здесь хозяином обычай:
Вытри ножки, пальтецо – на крюк.

«Град велик и мног людьми».
Сегодня,
Несмотря на слабое здоровье,
Гордо тащит деловой портфель,

(Внутренний карман
теснит наличность)
Потерял лицо, разросся в личность.
Город узок. Словно колыбель.

 

 


 

Обратная связь
Все ваши пожелания, замечания, критику, рассказы, афоризмы, наблюдения мы принимаем в виде SMSок, звонков на номера: +79517056897 и +79517159548.
А также присылайте по электронной почте: treefa@rambler.ru или nikafive@rambler.ru. Мы объявляем конкурс, для участия в котором вы должны в любом жанре написать о телефоне (мобильном или домашнем). Объем не ограничен. Это может быть смешная и забавная история, связанная с вашим телефоном, краткое изречение, стихотворение, роман, повесть и т.д. Лучшие работы будут опубликованы в нашем журнале! Ваши опусы мы принимаем до 5 ноября! Удачи!
 

 

 

 


 

 

 

№6 (98)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич