Главная | Архив |

  Быть ли реформам в теплоснабжении  
   

Антон ЛАДОНКИН, генеральный директор МУП «Смоленсктеплосеть»

 

Пока живем на старом запасе

 

 

В июле текущего года мы объявили конкурс на право аренды муниципального имущества, находящего в хозяйственном ведении «Смоленсктеплосети». При этом мы руководствовались Уставом нашего предприятия, Уставом города, законом о конкуренции № 135ФЗ от 26.07.2006, в который в июле этого года были внесены поправки, утвержденные Президентом Д.А. Медведевым, а также законом о концессиях № 115ФЗ от 21.07.2005г.
Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципального унитарного предприятия, согласно законодательству, может быть муниципальным унитарным предприятием передано в аренду или концессию, но обязательно – с согласия собственника и на основании торгов. Торги бывают двух видов: либо конкурс, либо аукцион. На аукционе идет торговля по одному параметру –максимальной стоимости права аренды. Конкурс включает несколько параметров. Какие это параметры, как подсчитывать баллы, очень подробно определяет новый закон о концессиях.
Наше предприятие уже не первый год пытается реформироваться. Причем в этом году на протяжении первого полугодия интенсивно работала комиссия по реформированию МУП «Смоленсктеплосеть», созданная в администрации города Смоленска. В нее входили два заместителя главы города – В.Н. Макаров и В.В. Колпаков, а также начальники управлений администрации города. Эта комиссия рассматривала предложения от инвесторов, МУП «Смоленсктеплосеть» и профильных управлений, с целью привлечь максимальное количество инвестиций в сферу теплоснабжения и при этом соблюсти интересы нашего предприятия и населения города.
По ходу работы комиссии изменилось федеральное законодательство – вышли поправки к закону о концессиях. Они более четко регламентируют, как организовать все конкурсные процедуры. Если это аукцион по аренде имущества, то он проводится по процедуре закона о приватизации. Если это конкурс, то должна соблюдаться процедура закона о концессиях. Процедуры и требования к участникам стали более прозрачными.
- А где в этой процедуре участвует представительный орган местного самоуправления?
- В этой схеме он нигде не участвует, потому что федеральные законы позволяют МУПу проводить такие конкурсы. Согласие дает глава администрации. Поэтому попытка горсовета, как бы это помягче сказать, привлечь внимание к проблеме, отчасти связана, на мой взгляд, просто с неконструктивной позицией городского Совета по целому ряду начинаний городской администрации. Здесь мы имеем дело просто с критикой предложений, хотя никаких альтернатив не высказывается. Я не буду подробно обсуждать конфликт, мне хотелось бы рассказать о ситуации с теплоснабжением в городе. Я остановлюсь на причинах, которые вынуждают наше предприятие искать инвестиции и заниматься сложной процедурой по организации конкурса на право аренды имущества.
У нас в городе сложилась чрезвычайно серьезная ситуация с износом тепловых сетей и оборудования в системе теплоснабжения. Общий износ оценивается в 80 процентов. Это критический уровень, и в этих условиях всё наше предприятие работает как одна большая аварийная диспетчерская служба. Все наши плановые ремонты постоянно прерываются отвлечением людей на аварийные работы. За прошлый год произошла 621 авария. При протяженности сетей 345 километров получается в среднем по 2 аварии на 1 километр, что в общем-то недопустимо и не способствует нормальной деятельности предприятия.
- Самое страшное мне видится в том, что сегодня выделены средства на качественное восстановление дорожной сети города, а завтра на этих дорогах начнутся раскопки...
- Тепловые сети находятся под землей, и их состояние никто не видит. А видим мы. Это выражается в том, что у нас частые аварии, мы тратим людские и материальные ресурсы на латание дыр, постоянно раскапываем благоустроенные места, потом их восстанавливаем – где-то с надлежащим качеством, где-то к нам есть справедливые претензии. Вал аварийный такой большой, что мы вынужденно нарушаем размеренный ритм жизни граждан.
Из-за порывов мы сами несем прямые потери – теплоносители теряем через намокшую изоляцию.
- Большинство труб, насколько я знаю, уложены лет 30 назад, не так ли?
- Да, и это при среднем гарантированном сроке службы стальной трубы – 11 лет. Максимум допускается без замены 21-23 года, а у нас трубы эксплуатируются по 30-40 лет. Сейчас есть новые материалы, которые гарантированно служат 30 лет, - это предизолированная труба. Но такие материалы мы не можем применять повсеместно из-за их высокой стоимости.
Элементарный расчет показывает, что надо менять по 30 километров сетей в год, а мы в последние годы меняем в среднем по 10-12 километров. Поэтому живем на старом запасе, который еще остался. С 1991 года прошло уже больше 15 лет, и мы подходим к критической черте, а аварийность достаточно быстро растет.
Еще одной очень серьезной проблемой в городе является то, что больше половины котельных оборудованы котлами КВТС, сделанными по технологии 40-х – 50-х годов без современной автоматики и регулирования режимов работы. Эффективный КПД данных котлов около 50 процентов. Мы вынуждены держать очень большой штат сотрудников-операторов, которые круглосуточно следят за режимом работы этих котлов. Понятно, что надо реконструировать все эти котельные. Во всем мире давно существуют эффективные решения: применяются современные котлы с автоматизированным управлением, которые не требуют постоянного присутствия операторов и управляются дистанционно из единого диспетчерского пункта. Нам известны конструктивные решения для автоматизации управления ЦТП, либо возможен переход на систему организации индивидуальных тепловых пунктов в подвалах домов, которые более эффективны и позволяют снизить затраты на эксплуатацию. Существует множество прогрессивных решений, но у нас нет средств, чтобы всё это внедрить и модернизировать.
У нас бизнес регулируемый. Тариф нам устанавливает региональная энергетическая комиссия. На весь город Смоленск – на все текущие и капитальные ремонты – в этом году заложено 85 миллионов рублей. Это – крохи, должно быть в разы больше, чтобы проводить обновляющую модернизацию. Хватает только лишь на проведение аварийных работ. И получается замкнутый круг.
С одной стороны мы имеем обращение Ростехнадзора о подготовке к работе в осенне-зимнем периоде 2008-2009 гг. МУП «Смоленсктеплосеть», в котором справедливо указано, что износ оборудования составляет 70-80%, морально и технически устаревшие котлы КВТС эксплуатируются до физического износа, после чего в них производится замена труб и они продолжают эксплуатироваться дальше, к тому же не хватает обслуживающего персонала.
С другой стороны, денежные средства на минимальный объем работ и неконкурентоспособная заработная плата определены нашим тарифом, который устанавливает другая государственная служба – Региональная энергетическая комиссия Смоленской области. Денежных средств тарифа явно недостаточно, кроме того, туда не закладываются риски нашей сбытовой деятельности, не предусмотрены средства на возврат ранее взятых кредитов. Вот и пришлось брать кредиты под залог муниципального имущества МУП «Смоленсктеплосеть» и под гарантии городского бюджета.
- А какие возражения высказывают ваши оппоненты из горсовета, с чем они не согласны?
- Депутаты выражают обеспокоенность ситуацией теплоснабжения, но при этом никакого другого решения никто не предлагают. И нас, к сожалению, не хотят услышать.
А мы что предлагаем? Конкурсом на право аренды мы хотим привлечь средства на решение текущих вопросов предприятия, погасить в первую очередь задолженность перед Сберегательным банком в размере 270 миллионов рублей в расчете на конец года. Эта задолженность очень неудобна, потому что кредиты краткосрочные, менее одного года, с ежемесячным графиком погашения. Мы вынуждены постоянно одни кредиты гасить, другие – брать, и эта ситуация нас держит в постоянном напряжении и «тонусе». За последние полгода процентная ставка по кредитам возросла с 10,5 до 12,75 процентов и даже до 14 процентов в зависимости от оборота. Кредиты короткие, их условия Сбербанк постоянно меняет. Нам приходится маневрировать. Это тяжело, потому что мы все-таки не финансовая, а производственная структура.
Благодаря конкурсу мы надеемся решить проблему оборотных средств. С другой стороны, вырученные деньги хотели бы привлечь на решение текущих проблем предприятия. Кроме того, арендатор должен привлечь в город инвестиции. И мы на конкурсе поставили инвестиционное условие: выбирать арендатора не только по максимальному платежу за право аренды, но и по сроку, в течение которого он освоит первый миллиард инвестиционной программы. Мы понимаем, что должны влиять на будущего победителя, и поэтому в конкурсную документацию заложили ряд очень серьезных ограничений по его деятельности. Во-первых, инвестиционную программу арендатор должен будет согласовать с МУП «Смоленсктеплосеть», с администрацией города и с регулирующим органом – региональной энергетической комиссией, которая устанавливает тарифы. Зная также о том, что город Смоленск собирается переходить на 100-процентную оплату коммунальных услуг гражданами в течение двух лет, что тарифы для энергоснабжающих организаций будут расти медленнее, чем тарифы для населения, мы прописали условие, что победитель обязан соблюдать постановление главы города по ограничению роста тарифов в ближайшие два года. Понятно, что это ниже экономически оправданного роста, ведь газ дорожает на 20 процентов, электроэнергия – на 26 процентов. Арендатор будет вынужден осуществлять мероприятия по энергосбережению и автоматизации производства.
Эти мероприятия не сразу могут окупиться. Срок окупаемости в энергетике весьма длительный – не менее 7 лет, а в коммунальном хозяйстве по замене сетей этот срок может составлять более 10-15 лет. Надежда на то, что экономия на потерях будет превышать банковскую ставку, и инвестору будет выгодно брать кредит для того, чтобы менять ветхие сети на предизолированные трубы, в которых минимум потерь. Будет выгодно реконструировать и автоматизировать котельные, повысить их КПД. И все эти мероприятия должны окупаться.
Срок аренды выбран больше, чем срок окупаемости этих проектов, - 25 лет. Поэтому у потенциального инвестора есть основания вести свою деятельность таким образом, чтобы соблюсти и городские интересы, и за счет экономического эффекта добиться окупаемости затрат в течение срока аренды.
МУП «Смоленсктеплосеть» с приходом арендатора свою деятельность не прекращает. МУП будет следить за тем, как арендатор производит улучшения на имуществе, находящемся в хозяйственном ведении предприятия. Будем заниматься вопросами реализации инвестиционной программы. С другой стороны, мы не сдаем в аренду эффективные котельные. У нас есть две новые котельные, реконструированные за счет бюджетных средств. Мы оставляем себе крышные пристроенные котельные, их – 8. Словом, в долгосрочную аренду предлагаются проблемные участки.
На конкурс подали заявки ТГК-4, Пермская сетевая компания, Смоленские коммунальные системы, которые действуют совместно с французской компанией «Далькия» - это, пожалуй, самая крупная теплоснабжающая компания в Европе. Видя уровень участников, мы понимаем, что они способны эффективно хозяйствовать и внедрить самые современные, передовые решения.
- А почему та же городская администрация не может выступить в роли инвестора, взяв долгосрочный кредит?
- У участников конкурса, в отличие от муниципалитета, есть длинные дешевые деньги. Администрация дает гарантии только на краткосрочные кредиты. Это совершенно не инвестиционные деньги. Это деньги для покрытия кассового разрыва в рамках нашего годового финансового плана. Других эффективных источников получения дешевых денег у нас нет. Конечно, если бы бюджет осилил целевое финансирование, как это делается, например, в Белоруссии, мы могли бы самостоятельно справиться с задачей модернизации теплоснабжения города.
На цели модернизации теплоснабжения в городе Смоленске необходимо изыскать не менее 2-3 миллиардов рублей в текущих ценах. И всю работу необходимо завершить в течение 5-10 лет.
Пока у города масса других проблем – дороги и жилой фонд. Да и примите во внимание, что в любом случае мы отдаем арендатору не какой-то супердоходный бизнес, а бизнес, который сейчас на грани нуля. За прошлый год по теплоснабжению у нас сложился убыток в 4 миллиона рублей. Недоплата населения ежегодно составляет от 30 до 50 миллионов рублей, при нашей выручке в 1,5 миллиарда рублей это, может, и не так много, но беда в том, что нет тенденции к улучшению ситуации.
Да, нам помогает бюджет. Особенно эта помощь чувствительна в последние 2-3 года. Из городского бюджета финансируется 4-летняя программа по модернизации хозяйства МУП «Смоленсктеплосеть». Но и заложенных там денег – 22 миллиона рублей в текущем году – явно недостаточно по сравнению с теми проблемами, которые в хозяйстве накопились.
Мы давали в городскую администрацию все расчеты и возможные варианты решения проблем теплоснабжения. На комиссии по реформированию МУП «Смоленсктеплосеть» все-таки в результате детального анализа выбрано направление на привлечение частных инвестиций.
Подведение итогов конкурса должно состояться в первой декаде декабря. А работать инвестор сможет начать с 1 января 2009 года.
Депутаты горсовета обеспокоены объявлением этого конкурса, но не предлагают ничего взамен и фактически устраняются от проблем теплоснабжения. Если нам будут предложены какие-то внятные альтернативы, с удовольствием рассмотрим.
- Как вы относитесь к высказываниям различных должностных лиц, что отвратительно ведется подготовка сетей к работе в зимних условиях и что зимой возможна катастрофа?
- Подготовка к зиме ведется на уровне прошлых лет. Действительно, на 1 августа 2008 года у нас сложилось некоторое отставание от плана по гидравлическим испытаниям тепловых сетей, но оно связано с увеличившимся объемом капитальных ремонтов, начиная с апреля месяца. Понятно, что сети очень изношены. Выявлены проблемные участки по прошлому отопительному сезону. Решили сосредоточиться на плановой замене труб на этих участках. Получилось, что вырвались вперед по одному показателю и отстали по другому. Прозвучала справедливая критика со стороны Ростехнадзора. Нами были приняты соответствующие организационные мероприятия в течение августа, и по данным на 1 сентября, мы подтянулись к показателям прошлого года.
Понятно, что год от года сети становятся хуже. Но, наверное, существенных изменений по сравнению с прошлым годом пока не происходит.
Город будет к зиме подготовлен. В этом году мы планируем раньше начать мероприятия по пуску тепла, чтобы смягчить возможные последствия высокого износа сетей и инфраструктуры теплоснабжения.
На мой взгляд, пристальное внимание общественности к МУП «Смоленсктеплосеть» вызвано объявленным конкурсом по аренде имущества предприятия.







 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№6 (98)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич