Главная | Архив |

  Свидетельствуют очевидцы  
   

Алексей ОРЛОВ, почетный гражданин города-героя Смоленска

 

На ступеньках лестницы,
ведущей в музей

 

 

В советское время бытовала хорошая традиция: каждый праздник отмечать каким-то подарком. Как правило, это были новостройки – бассейны, спортивные залы, дома культуры, гостиницы. Смоляне хорошо помнят, как к праздникам мы сдавали в эксплуатацию Дом быта «Гамаюн», танцевальный зал «Молодость», реставрированный Дворец бракосочетания. Одним из таких объектов стало здание филиала музея-заповедника «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», которое находится в сквере Памяти героев.
На этом месте, где сегодня располагается музей, изначально была крепостная башня. При отступлении французских войск из Смоленска в 1812 году она была взорвана. К 100-летию Смоленского сражения 1812 года царь выделил огромные по тем временам средства на увековечение памяти защитников Отечества.
На месте разрушенной башни построили здание. И к приезду в Смоленск Николая II оно было приспособлено для его апартаментов. Царь, как известно, приезжал по случаю 300-летия Дома Романовых в 1913 году. К этому времени приурочили открытие памятника с орлами – уникального творения, подобного которому во всей России нет. И на одну ночь царь с царицей квартировались в этих апартаментах.
После отъезда Николая II городские власти разместили в здании художественную школу. К сожалению, не помню, что находилось здесь после революции, но после Великой Отечественной войны в бывшей башне работало управление профтехобразования.
При поддержке Ивана Ефимовича Клименко удалось добиться от Министерства профтехобразования выделения средств на строительство для управления нового здания по улице Николаева. В 1972 году переселение осуществили. Тогда было принято решение приспособить здание бывшей башни под филиал музея-заповедника. Я в то время работал председателем Смоленского горисполкома.
Здание было ветхим. Пришлось менять перекрытия. В общем, от бывшей постройки остались одни стены под внешний вид башни. Меня определили персонально ответственным за своевременный ввод этого объекта к 30-летию освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков – к 25 сентября 1973 года.
Выполняла работы научно-производственная мастерская под руководством Григория Матвеевича Аптекина. Сначала мы на объекте раз в неделю собирались, а потом пришлось каждый день проводить оперативные совещания, чтобы обеспечить жесткое планирование и контроль за выполнением работ. Пришлось привлекать необходимые силы, координировать их взаимодействие.
Примерно месяцев за 8 до окончания реставрационных работ пришлось определяться, кто будет готовить экспозицию музея. Полагали, что таких специалистов у себя не найдем – обратились к ленинградским художникам. Те приехали, посмотрели, заломили цену по тем временам бешеную и неподъемную для нас. И самое неприемлемое было в том, что запросили они срок выполнения работ – 2 года. Нас это никак не устраивало. Минские художники цену указали чуть ниже, но менее чем за год закончить работы не обещали – нас это тоже не устраивало. Наконец решили поручить работу смоленским художникам. Это к вопросу о том, есть ли пророки в своем Отечестве. Оказывается, есть. В результате наши художники назвали приемлемую цену, выполнили работы в срок. И до сих пор экспозиция встречает посетителей музея-заповедника, в том числе ставшая уже знаменитой панорама Ельнинской наступательной операции.
Вопросы, конечно, возникали серьезные при строительстве. Вспоминаю эпизод, когда мы определялись с кровлей. Какой ее делать? Если смотреть на башни справа-слева, это крутая конусообразная форма. Спорили-спорили, и при этом споре присутствовал тогдашний директор исторического музея Владимир Иванович Шкудо. Говорит, а чего мы спорим, я вам сейчас принесу фотографию. И принес фотографию 1913 года. На лестнице стоит царь Николай II, рядом царица, видна смоленская знать, и по стене стоят в бескозырках солдаты с винтовками, видны открытые штыки. Фотография настолько четкая, словно сделана только сегодня. И прекрасно видна крыша этой башенки. Там кровля скорее плоская, чем крутая. Вот мы ее такой и сделали.
Открытие филиала музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» состоялось 25 сентября 1973 года. Было много народу. Приурочили мы открытие музея к торжественному митингу, посвященному памяти погибших в войне, похороненных в сквере Памяти героев. Присутствовали делегации из Тверской, Витебской, Могилевской областей. Открытие прошло очень торжественно. К сожалению, тогда не принято было обязательно фотографировать подобные мероприятия, и какой-либо фотографии у меня, к сожалению, не сохранилось. Но то событие стоит в памяти, словно произошло вчера, а не 35 лет назад.
Мне запомнились два эпизода, связанных с посещением музея. Первый – из 1978 года. В Смоленскую область приехал легендарный французский генерал, командир полка «Нормандия-Неман» Пьер Пуйят. Целью его поездки было показать французской молодежи истинное лицо той жестокой войны. Генерал возмущался, что во Франции спустя пости четверть века после окончания войны наглым образом переписывается ее история и роль Советского Союза показывается чуть ли не второстепенной. Больше того – пытаются представить Советский Союз в образе страны, развязавшей вторую мировую войну. Как участник войны, два года сражавшийся с фашистами на территории СССР, Пьер Пуйят хотел как ветеран сказать правду о той войне. Французский генерал привез с собой журналиста. Проехали они по местам формирования эскадрильи «Нормандия-Неман» в Тульской области, базирования в Тверской и Смоленской областях. Последний полевой аэродром находился под Рудней.
В Смоленске мы показали гостям музей. Мне запомнилось лицо журналиста, родившегося уже после войны и знавшего о ней только понаслышке. Когда экскурсовод рассказывал о том, что творили фашисты на смоленской земле, по щекам журналиста текли слезы...
Тронуло наших французских гостей то, что в нашем городе есть улица имени полка Нормандия-Неман. Мы ее вместе посетили и сфотографировались на память у мемориальной доски.
Из Смоленска мы вместе поехали под Рудню. Гостей окружили местные жители. Пьер долго смотрел в лицо одной из женщин, и потом они бросились в объятья навстречу друг другу. Оба плачут, наперебой делятся воспоминаниями. Оказалось, тогда еще молодая девушка помогала бойцам очищать аэродром от снега.
К великому моему сожалению, вскоре после посещения Смоленска убежденный антифашист и большой друг нашей страны Пьер Пуйят ушел из жизни. Но книгу воспоминаний о героическом пути полка «Нормандия-Неман» оставить потомкам успел, и есть в этой книге строки о Смоленске...
Еще один эпизод, связанный с музеем, я хотел бы рассказать читателям журнала «Смоленск». На десятилетие внука я решил сводить его в музей. Полагал, там во дворе оружие, будет парню интересно посмотреть. Еле-еле вытащил внука из музея: с таким интересом он рассматривал каждый экспонат, читал надписи, слушал меня и рассказ экскурсовода. А потом еще 5 раз ходил в музей и всех ребят из класса сводил. То есть это не просто память, а колоссального значения объект патриотического воспитания.
Сегодня я хочу добрым словом вспомнить строителей того времени, когда реставрировалось здание будущего музея, Григория Матвеевича Аптекина, который талантливо разработал проект и хорошо выполнил работы, тех горожан, которые по мере сил помогали благоустраивать сквер Памяти героев.
Хотелось бы, чтобы дух музея как объекта воспитания молодежи сохранялся на вечные времена. К сожалению, сегодня даже по Смоленскому радио слышишь, как снисходительно некоторые авторы о том времени говорят. А время было героическое. И не будь его, тех людей, что ковали нашу Победу, где бы сегодня оказались эти «философы»?..







 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№6 (98)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич