Главная | Архив |

  Источник радости и вдохновения  
   

Анастасия Трифонова, Вероника Авхимович

Детский
музейный центр

 


Перефразируя известного классика, можно сказать, что «дети – цветы жизни тогда, когда они живут и развиваются в цветнике». В Смоленске с полной уверенностью «цветником» можно назвать Детский музейный центр.

 

Уже на протяжении нескольких лет в различных городах нашей страны на базе музеев-заповедников создаются детские развивающие центры. После победы в одном из всероссийских конкурсов Смоленский музей-заповедник реализует программу в рамках Всероссийского благотворительного проекта «Музей. Музыка. Дети», инициированного Министерством культуры РФ с Фондом Б.Н. Ельцина и Государственным русским музеем. Первый Детский музейный центр в нашем городе начинает набирать силы и делать первые шаги. Теперь Смоленск в этом плане может конкурировать, например, с Кижами, Санкт-Петербургом, Владимиро-Суздалем.
Музеи, входящие в комплекс заповедника, носят разнопрофильный характер: художественный, этнографический, исторический, экологический. На базе каждого отдела создан соответствующий профилю кружок: этностудия, детский кукольный театр «Петрушка», студии «Юный художник» и «Юный коллекционер». Возраст участников колеблется от 4 до 12 лет.
Возникает вопрос: чем же занятия в студии при музее отличаются, скажем, от занятий в обычной художественной школе? Ответ прост. В занятия гармонично включается так называемая музейная составляющая: изучение коллекций и знакомство со сведениями о них. Например, занятия в этностудии начинаются с рассказа об особенностях проведения народных праздников на Руси, затем детей знакомят с народными ремеслами. Только после изучения первооснов участники занятий могут приступить к лепке игрушек и оберегов из глины, плетению поделок из соломы. Конечно, первые поделки не отличаются сложностью, однако родители радуются первым успехам своих малышей, будь то глиняный клиновый листок или самая незамысловатая фигурка. Всему найдется место в домашней коллекции.
Изучение ремесел и походы по музеям становятся для ребят источниками радости и вдохновения. Со временем приходит осознание того, что в выставочных залах представлены оригиналы картин, то есть полотна, написанные сто, двести лет назад, или еще раньше. А чего стоил поход в мастерскую самого настоящего гончара. Кажется, что в 21 веке уже и не осталось людей, владеющих этим древним ремеслом, а у юных посетителей занятий при музее была возможность не только познакомиться с гончаром лично, но и посмотреть на его работу.
На занятиях в «Петрушке» дети под руководством приглашенных педагогов изготавливают тростевые и пальчиковые куклы, после чего в работу вступает актер, который учит ребят управляться с куклами и разучивает с ними роли. Итогом такой деятельности становится показ спектакля – самое главное событие в жизни каждого человека, связанного с театром. На первый взгляд, коллекционирование может показаться делом сугубо индивидуальным и даже скучноватым. Однако на занятиях студии «Юный коллекционер» эта точка зрения будет разбита в пух и прах. Познакомив ребят с музейными редкостями, сотрудник, занимающийся нумизматикой, расскажет об основах и принципах коллекционирования. Собирать можно все, что угодно: марки, монетки, пуговицы, фантики, спичечные коробки, открытки, календари, ракушки. Важно уметь делать это правильно.
Творчество не может оставаться без внимания. А для детей особенно важно внимание к тому, что они делают, к их пусть маленьким, но успехам. Поэтому все достижения юных посетителей занятий в Центре будут представлены на итоговой выставке-ярмарке в мае.
Несомненно, значительную роль играет сама атмосфера, в которой работают ребята. Каждое занятие разрабатывается детально, с учетом специфики того места, где оно будет проведено. Дети посещают различные отделы музея-заповедника, попадают в мир настоящих шедевров, созданных мастерами своего дела. Заданная планка помогает развиваться малышу. Студийцы осознают, что музей – не просто место скопления вещей, а центр концентрации высших культурных достижений всех эпох. Именно здесь у культурного человека формируется художественный вкус. Именно здесь ребенок может прикоснуться к прекрасному и вечному. Так формируются творческие личности.

Благодарим за помощь в подготовке материала научного сотрудника сектора музейной педагогики, координатора детского музейного центра Л. Ковалькову.







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№6(130)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич