Главная | Архив |

  МЫ - НЕ  ВЫ!  
   

Рубрику ведут Анастасия Трифонова и Вероника Авхимович

 

РСМ – 20 лет!

РКСМ – ВЛКСМ – РСМ. Эти аббревиатуры во многом олицетворяют историю отечественного молодежного движения. 29 октября 1918 г. в Москве был создан Российский Коммунистический Союз Молодежи, широко известный как комсомол. В 1924 г. он получил имя «Ленинского», а в 1926 г. стал «Всесоюзным». Так начиналась история первой по-настоящему массовой молодежной организации в нашей стране.
Сотни миллионов юношей и девушек прошли комсомольскую школу. Они строили заводы и целые города, осваивали новые земли и летели в космос, воевали и были достойными детьми своего времени.
К середине 1980-х годов в комсомоле назрели серьезные проблемы. XX съезд ВЛКСМ (апрель 1987 г.) впервые официально признал, что организация находится в кризисе. Выступавший на съезде Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев среди причин сложившейся ситуации выделил формализм в партийном руководстве ВЛКСМ. По его мнению, именно «опекуны» комсомольских организаций, в лице горкомов и райкомов КПСС, практически полностью лишили молодежь самостоятельности.
На XXI съезде (апрель 1990 г.) эту тему продолжил первый секретарь ЦК ВЛКСМ В.И. Мироненко. Он заявил, что «время унитарных молодежных организаций, действующих на основе привычки к монопольному положению, прошло. В нашей стране формируется новое общество, требующее перемены всего нашего взгляда и на молодежное движение, и на ВЛКСМ».
Перемены не принесли улучшения. Численность комсомола продолжала падать. Если 1 января 1986 года Смоленская областная организация ВЛКСМ объединяла почти 139 тысяч юношей и девушек, то уже к 1 июня 1991 года в ее рядах оставалось немногим более 68,5 тысяч человек. Реальная картина была еще хуже.
В этих условиях принимается решение о создании ЛКСМ РСФСР, организации, которая оформила бы российский комсомол в самостоятельную структуру. Этот день, а именно 30 мая 1990 г., и считается днем рождения Российского Союза Молодежи, хотя свое название он получит немногим позднее.
В сентябре 1991 г. в Москве созывается XXII, теперь уже чрезвычайный, съезд ВЛКСМ. По воспоминаниям участников, он не походил ни на один из предыдущих: «не было ни орденов, ни белого бюста Ильича на сцене, ни традиционного пионерского приветствия». На этом съезде история ВЛКСМ завершилась. Правопреемником комсомола были признаны субъекты федерации и местные организации, между которыми распределялась большая часть собственности.
В попытке сохранить Союз хотя бы на территории России созывается первая конференция российского комсомола (октябрь 1991 г.). Правда, она же стала и последней, так как на конференции было принято решение о создании на базе ЛКСМ РСФСР новой организации, а именно уже упомянутого нами Российского Союза Молодежи. Таким образом, была открыта еще одна страница в истории отечественного молодежного движения.
РСМ – одна из немногих общественных организаций, которая пережила нестабильность 1990 годов и действует вплоть до настоящего времени. Российский Союз Молодежи – это общероссийская общественная молодежная организация, которая, в отличие от многих современных объединений, не завязана на политической борьбе и не стремится к коммерческой выгоде.
Уже 20 лет РСМ реализует программы, которые помогают молодым людям найти себя, раскрыть свой творческий потенциал. На его счету такие крупные проекты, как «Российская студенческая весна», «Всероссийская Юниор-Лига КВН», «Молодежная карта EURO<26» и т.д. Организация имеет серьезный потенциал и большую историю.
В то же время РСМ очень мало фигурирует в СМИ. В первую очередь, это зависит от пассивности самого Союза и его первых лиц. Власти, со своей стороны, также не торопятся поддерживать правопреемника комсомола. Административный ресурс используется лишь в тех случаях, когда нужно осветить очередное «картинное» мероприятие одной из припартийных молодежных организаций.
В законотворческой деятельности, в работе представительных органов Российский Союз Молодежи также не принимает практически никакого участия. Комсомол в свое время выдвигал кандидатов в Советы народных депутатов. РСМ, к сожалению, этого права у него не унаследовал. Сегодня, чтобы стать депутатом того же горсовета, надо иметь не только практический опыт политических интриг, но и солидную финансовую поддержку.
Современное молодежное движение раздроблено. Лидера в этой сфере, пользующегося безоговорочным авторитетом, у молодежи нет. Слабые попытки объединить усилия молодежных организаций, хотя бы в масштабах Смоленской области, за рамки круглых столов не выходят. Каждый сам по себе: государство, политические партии, общественные организации, молодежь.
Халатное отношение к своей истории приводит к тому, что мы наступаем на одни и те же грабли. Молодежь опять тянут в политику, опять подчиняют партийной дисциплине и регламенту, опять устраивают инсценированные шествия с флагами и портретами. Однажды это уже привело к распаду мощнейшей отечественной молодежной организации, наивно думать, что теперь будет по-другому.
Валентин Семенов,
заведующий музеем истории молодежного движения,
председатель исполкома Смоленской областной организации РСМ
 


 


Гастроли рериха

В апреле-мае 2010 года в Центральном выставочном зале «Манеж» (Санкт-Петербург) работала выставка «Рериховский век». Столь масштабная экспозиция (около 1 500 предметов), посвященная наследию семьи Рерихов, еще никогда не выставлялась в одном месте. Участие в проекте приняли более 70 музеев России, стран СНГ и дальнего зарубежья, в том числе Смоленский государственный музей-заповедник.

Открытие экспозиции было приурочено к празднованию 75-летия подписания в Вашингтоне Пакта Рериха – первого международного Договора об охране научных и художественных учреждений и исторических памятников. В тематических блоках выставки был представлен весь спектр жизни и творчества семьи Рерихов в области науки и искусства, философии и литературы, педагогики и просветительства, общественных инициатив и сохранения мирового культурного наследия.
Одно из центральных мест в экспозиции заняли художественные произведения Николая Константиновича Рериха. Среди них – одна из жемчужин тенишевской коллекции, живописное полотно «Помин о четырех королях» (1911г.), созданное Рерихом в период его пребывания в Талашкине. Картина имеет и другое название – «Книга голубиная». Верх занимает туча-свод, в центре – белокаменный град, за стенами которого стоят четыре старца, увенчанные коронами и облаченные в царские одежды. Перед старцами раскрыта книга, в центре композиции – белый голубь. По евангельскому преданию, во время крещения Христа на Него сошел Святой Дух в виде белого голубя. Впоследствии именно такой стилизованный голубь украсил арку входа в храм Святого Духа в Талашкине.
На выставке в Санкт-Петербурге побывали также картины Рериха «Гнездо преблагое» и «Псковский погост» из собрания смоленского музея. Участие в проекте, единодушно признанном событием мирового уровня, стало очередным примером успешного межмузейного сотрудничества и важной вехой на пути популяризации нашей уникальной коллекции.
 

Вероника НИКИФОРОВА,
Смоленский государственный музей-заповедник.


 

Советы бывалого

 Автостоп. Перемещение таким способом можно считать не только нетрадиционным, но и романтичным. Опасности и сложности – вот сопутствующие такого передвижения. Это с одной стороны. С другой – возможность научиться стоять за себя, обретать друзей в дороге, закалять свой характер. Об этих двух сторонах и еще о многих секретах такого проезда рассказывает студентка СмолГУ, автостопщик «со стажем», Ульяна Полякова.

«Впервые автостопом поехала летом 2009 года. Надо было добраться в Архипо-Осиповку в лагерь им. Че Гевары. Поводов ехать стопом было два: во-первых, билеты на юг в сезон купить не так просто, да и дорого, во-вторых, сам этот лагерь своей протестной позицией привлекал внимание властей, следовательно, безопаснее ехать туда было именно таким способом. Я договорилась с парнем, который имел небольшой опыт стопа, что мы вместе поедем из Москвы. Перед поездкой полазила по Интернету, почитала советы бывалых стопщиков, поэтому первый раз на трассу выходила вполне уверенно, тем более знала, что обратную дорогу мне совершать в одиночестве. Первый опыт был не очень интересный: на нескольких машинах отъехали от Москвы, а там сразу поймали машину до поворота на Джубгу. Ехал армянин на море: быстро, без остановок на ночлег, поэтому добрались мы меньше, чем за сутки. Почти всю дорогу мы с другом проспали на заднем сиденье, периодически водитель подкармливал нас сникерсами, яблоками. С тех пор автостоп органично вошел в мою жизнь. В последнее время почти каждую неделю езжу автостопом в Москву и обратно. Если эти поездки прибавить к общему пробегу, то получится больше 12 тысяч километров».

Почему людей на дороге берут дальнобойщики? Чтобы было не скучно, чтобы ночью не заснуть, чтобы за разговором время летело быстро. Как показывает практика, почти все они знают, кто такие стопщики и им ничего не приходится объяснять. Легковушки берут чаще больше из любопытства, как считает Ульяна. Но им приходится постоянно отвечать на дурацкие вопросы, типа «А почему так?», «А почему не на поезде?», «А не страшно?», «А что, много кто вот так бесплатно повезет нынче?» А еще легковушки всегда сразу надо предупреждать, что едете стопом и бесплатно. Недавно, когда смолянка ездила по Волге стопом, получилась нехорошая ситуация: она не предупредила водителя, а в конце поездки он стал требовать деньги. Правда, удалось все уладить миром. Кто чаще останавливается? Возраст водителей ни на что не влияет: тормозят и молодые, и в возрасте.
С кем лучше стопить?
Считается, что вдвоем стопить безопаснее и быстрее. Особой разницы нет. Если вас двое, то вероятнее всего застопить легковушку, потому что у иностранных фур всего одно место рядом с водителем, в отличие от русского КАМАЗА. Хотя, кстати, это не помешало Ульяне с попутчиком однажды доехать до Минска на фуре.
«В дороге случаются казусы. Однажды по дороге в Питер я зависла надолго в каком-то безлюдном и непонятном месте. Только лес и кромешная тьма. К тому же спускалась ночь. Через некоторое время в метрах 50-ти остановился дальнобой. До этого не тормозил никто. По тому, как он припарковался, я решила, что на ночлег встал. Долго прожигала его взглядом полным надежды, но ничего не менялось. Отвернулась в другую сторону. И тут кто-то тронул меня за плечо: оказалось, водитель. Он перепутал меня со знакомой проституткой. Долго звал, но я не слышала, потому что голос у него негромкий. Он и дошел до меня сам. Делать было уже нечего – подвез. Всю дорогу обсуждали с ним разные проблемы.
Осенью ездила в Питер одна. Выехала поздно из Смоленска. И в свою первую аварию попала. Машина, рэндж ровер, – всмятку, мы с водителем целы. Испугаться даже не успела, вылезла и дальше поехала. Ехала, правда, трудно: машин почти не было, в аварии потеряла время, да потом еще и не на ту трассу вывезли, что я хотела».
На трассу никто никого не выгоняет, сам выходишь. Зачем? В поисках новых ощущений, нового общения, новых эмоций. В поисках самого себя и в поисках свободы. На самом деле нет ничего заманчивее, чем стоять на трассе, смотреть, как она петляет и уходит за горизонт, знать, что там далеко новые города и новая жизнь, новые люди и много всего неизведанного. Есть такие люди, ПЛАСовцы (Питерская Лига АвтоСтопа). Они ездят на скорость, устраивают гонки по трассе, кто быстрее доедет и так далее.
«Мне это не нравится совсем. Я считаю, что автостоп - это не спорт, а скорее способ самовыражения, это жизнь, это свобода, это любовь к этой самой жизни и свободе. Автостоп - дыхание ветра в лицо. Автостоп - это свет фар тебе в глаза. Автостоп - это надежда. Это романтика, скорость, общение, самореализация, саморазвитие, самопознание.Не надо думать, что автостоп исключительно для молодых и бедных студентиков. Ездят все! Ездят с маленькими детьми, ездят состоятельные люди, которые могли бы купить себе билет и поехать на поезде, например. Но просто однажды вдохнув воздух на трассе, однажды подняв руку навстречу проезжающей машине...заражаешься навсегда! Это как болезнь. Наркотик дороги и движения вперед».
Относительно безопасности. Если есть голова на плечах, то все относительно безопасно. Почему относительно? Потому что и таксист в городе завести может неизвестно куда. Метро взрывают, поезда под откос пускают, самолеты падают. Не надо думать, что все водители маньяки. Просто не надо вызывающе одеваться и вести себя так же. Все разговоры на откровенные темы сразу пресекать. Можно вежливо объяснить водителю, что если у него нет желания спокойно вас подвезти, то лучше пусть вас высадит: машин на дороге достаточно, другая остановится! Конечно, хорошо иметь при себе какое-нибудь «оружие», например, газовый баллончик. Но это скорее для личного успокоения.
«В вопросе безопасности я скорее фаталист - если суждено случиться беде, то не спасешься. Раньше я любила ездить одна, сейчас осознала преимущество езды вдвоем. И не только ради безопасности. Иногда, когда долго едешь, устаешь болтать с водителем, тут и помогает второй человек».
Где лучше стопить? За постом ГАИ, за перекрестком, светофором, за любой достопримечательностью, перед которой водители сбрасывают скорость. За поворотом, но не так, чтобы водитель, вылетев, сбил вас и сам разбился. За фурами и столбами не прятаться.Не забывать, что машине нужно место, где остановиться. Если обочины нет, то машина скорее всего не остановится. Не потому, что не захочет, а потому, что тогда она будет мешать движению. Не остановится машина также и мосту. На подъеме и спуске тоже вряд ли тормозить будет. Еще неплохо посмотреть вперед - нет ли там впереди выезда из какого-нибудь населенного пункта. Лучше пройти километр вперед и стать после него - шанс поймать машину будет выше. Вообще, на трассе не только стоят, но и передвигаются пешком в поисках лучшей позиции. Неплохо стопить на выезде со стоянок или на заправках. Можно подойти к водителю и договориться с ним. Старайтесь крупные города проезжать. Если же вас высадили на въезде в город - стопьте машины с номерами не этого региона. Хорошо, если ваша одежда будет яркая - тогда вас будет видно на дороге издалека. Это, кстати, поможет избежать аварийной ситуации. Еще неплохо иметь нашитые на одежду светоотражающие полоски (СОПы), которые продаются в магазинах. Такие полоски нашивают на жилетки, например, рабочих на дорогах.
«Нам с попутчиком однажды удалось уговорить взять нас водителя, который наотрез отказывался поначалу сажать в машину двоих. На трассе он бы так и проехал мимо, а на заправке мы нашли с ним общий язык. Еще можно поспрашивать водителей стоящих на обочине фур. Скорее всего, они расположились на ночлег, если это вечер. А если это утро - велик шанс, что они как раз собираются продолжить свой путь и могут взять вас с собой».
Теперь о поведении. Грязного и пьяного в машину вас вряд ли кто-то посадит. Кабина для дальнобойщика - его дом на довольно продолжительное время. Вы бы пустили к себе в дом грязного и пьяного? В кабине спать нельзя, если, конечно, сам водитель не предлагает вам подремать, пока вы едете. Обычно в машину вас берут, чтобы вы не давали заснуть самому водителю, для веселой компании.
«Иногда водитель видит, что вы очень устали и предлагают вам подремать. Отказываться я бы не стала, особенно если у вас впереди еще длинная дорога и ночные переезды. Автостоп предусматривает бесплатное передвижение. Напрашиваться при этом и просить «покормите меня, напоите меня» тоже считаю верхом наглости. Конечно, если захотят - напоят и накормят. И еще денег дадут».
Напоследок: нелетние советы для автостопа зимой. Перво-наперво – удобная и теплая обувь, которая не промокает. Штаны теплые, а то можно отморозить коленки.
Варежки – обязательно, а лучше прихватить запасные еще, если первые промокнут. Экипировку довершают свитер, шарфы и шапки. Зимой тормозите на заправке, у кафе, чтобы было где погреться в крайнем случае. Лучше не доехать пару километров по пути с драйвером (так стопщики зовут водителей), чем остаться неизвестно где. Чай лучше брать в термосе. Спиртным не злоупотреблять! Счастливого пути!
 

 


 

 

Смоленское тхэквондо

Для Екатерины все началось весьма просто: в 11 лет она увидела в родной 27-й школе объявление о наборе в секцию тхэквондо. И простое любопытство подтолкнуло ее записаться туда. Через месяц ей разонравилось, и она бросила. Вместе с ней начал заниматься младший брат Николай. В итоге он остался, и тренер каждый раз спрашивал про сестру. Кате пришлось вернуться и большую половину своей жизни посвятить этому виду спорта. В 27 школе девочка прошла полугодичную подготовку, а потом тренировки были перенесены в СКА МВО воинской части на Багратиона, где они проходят и по сей день. Катя всегда была достаточно самостоятельным ребёнком. Когда она сказала дома, что будет заниматься тхэквондо, мама восприняла такое решение как вполне серьёзное и обдуманное.
Что собой представляет этот вид искусства? Таэквондо - это национальное боевое искусство, которое развивается в Корее на протяжении 5000 лет и в настоящее время является олимпийским видом спорта. Существует разделение организаций, занимающихся тхэквондо: ИТФ –Международная тхэквондо-федерация и ВТФ – Всемирная тхэквондо-федерация. Под эгидой ИТФ проводятся соревнования по показательной технике ударов (разбивание досок и других предметов ). В ВТФ ­– это прикладная техника ударов руками и ногами в бою (на соревнованиях).
Таэквондо переводится с корейского языка как "тае" – владение ногой, "квон" – владение рукой, "до" – духовный путь человека, который он должен пройти и быть в духовном равновесии со своей душой и телом. Это путь руки и ноги, олицетворение духа человека, его эмоционального и духовного состояния. Приемы тхэквондо можно применять и для самозащиты. Это, конечно, не уличный вид искусства, но если надо избавиться от назойливого поклонника – вполне подойдёт. Кате тоже приходилось применять «приёмчики», особенно на дискотеках.
Свои первые соревнования Катя помнит до сих пор. Спустя четыре месяца занятий она с командой поехала в Духовщину. Юная барышня заняла на них два первых места, так что домой она вернулась уже звездой. Тогда ей было 12 лет.Теперь каждый год спортсменка участвует в Чемпионате России. Это стало уже привычным делом. И всегда Екатерина если не победитель, то в тройке призёров.
В нашем городе тхэквондо развивается весьма активно. Смоленская Федерация тхэквондо, к которой относится и Катя, проводит различные соревнования для ребят всех возрастных групп. Например, совсем недавно прошли соревнования международного уровня, в которых приняла участие молодежь из стран Ближнего Зарубежья и различных городов Российской Федерации. Это тоже ежегодное мероприятие.
В тхэквондо обязательно есть наставник – тренер, который выполняет и роль секунданта (как в боксе). Всё, чего добилась спортсменка, по её собственному признанию, – это заслуга именно такого человека – Харитоненкова Романа Викторовича.
Спорт приходилось совмещать с учебой, а иногда выбирать что-то одно...В школе Катя не была отличницей, поэтому к занятиям (а точнее к их пропускам) относилась спокойно. Приходилось забывать об уроках во время сборов и выездов на соревнования. Некоторых учителей это не всегда устраивало. Конечно, их можно понять. Но Катя настойчиво продолжала выбирать спорт. Когда возвращалась спустя несколько месяцев, легко включалась в учебный процесс, потому что помогали школьные друзья. А вот в Академии ситуация изменилась: здесь Катя – отличница. Видимо, потому что чувствовала – это «ее» занятие. В Академии Катю не раз поздравляли с победой на соревнованиях, иногда ректор делал подарки лучшим спортсменам – выделял дополнительные стипендии.
Тхэквондо требует специальной экипировки. Основная одежда называется «добок». Не путайте с кимоно! Это одежда белого цвета, но без запаха. К нему обязательно нужны цветные пояса. На соревновательных выступлениях одеваются протекторы – жилеты, которые одеваются на добок для защиты от ударов. Последнее нововведение – появление электронных жилетов с датчиками. Они позволяют зарабатовать баллы по силе удара, зависящей от весовой категории, более точно определить победителя. До этого исход боя определялся по хлопку.Еще одним обязательным защитным элементом являются щитки на руки и на ноги, перчатки (не боксерские!). Весьма важны шлем, капа (это уже как у боксеров). Сначала капа казалась всем безумно неудобной штукой, но постепенно за три года к ней привыкли и теперь воспринимают как необходимую вещь. Тхэквондо поддерживают многие мировые бренды, такие как Adidas, Nike, поэтому они впустили моду в технологию изготовления «добков» и экиперовки для тхэквондистов.
Как происходит процесс обучения? Занятия в школах для групп начальной подготовки проводятся два и более раз в неделю. Затем, если у ребенка все получается, его переводят в старшую группу в СКА МВО. Там занятия идут каждый день по полтора часа.
Уже пятый год Катя сама работает тренером в детских садах и школах Смоленска. Она готовит малышей не только к соревнованиям, но и к переводу в старшую группу. В школе же они сдают и на цветные пояса. Через тренировки Екатерины прошли четыре поколения детей. На занятия в школе приходит много детей, начальный этап обучения минует большинство. Когда же их начинают переводить в старшую группу, то большая половина из них отказывается, даже если тхэквондо и нравится. За все годы работы только примерно семь ребят продолжили путь своей наставницы. Сейчас они отдают любимому спорту наравне со взрослыми большую часть своей жизни и сил.
На каждый пояс надо сдать определенный материал: удары ногами, руками, «пхумсе» (бой с воображаемым противником), который, кстати, очень трудно дается детям. Помимо практического применения знаний, ребята учат историю тхэквондо с момента его зарождения и до наших дней. Знают корейскую историю, корейские термины, счет по-корейски, боевой этикет.Существует строго определенный ранг цветных поясов. Белый – для новичков — 10 гып — ученическая степень, уровень техники и физического развития ученика, а также уровень его духовности; белый с желтой полоской — 9 гып, желтый пояс — 8 гып, желтый с зеленой полоской — 7 гып, зеленый пояс — 6 гып, зеленый с синей полоской — 5 гып, синий пояс — 4 гып, синий с красной полоской — 3 гып, красный пояс — 2 гып, красный с черной полоской — 1 гып. Далее идут чёрные пояса, именуемые данами (для достигших 14-летия), степень — с 1-го по 9-й. В любом возрасте модно стать обладателем пояса того цвета, на который ты можешь сдать материал. В тхэквондо практически все зависит от тебя: ты рассчитываешь на свои силы, реализуешь свои желания.
Во сколько лет надо привести в тхэквондо свое чадо, чтобы вырос чемпион? Это зависит только и только от самого чада. Ранний возраст – 6-7 лет – не дает понимания всей сложности восточного боевого искусства. В детских садах тхэквондо напоминает в большей степени общую физическую подготовку с элементами единоборства. Оптимальный возраст для серьезных занятий – 7-8 лет. Что касается верхнего предела, то он должен укладываться в рамки 12-15 лет. Если прийти позже, то чемпионом, увы, стать практически невозможно – не будет хватать соревновательного и тренировочного опыта. Заниматься «для себя» приходят и совсем взрослые люди. Основная их цель – овладение приемами самозащиты.
Тренировки и выступления проходят в тишине, хотя многие спортсмены считают, что не повредила бы музыка,так как она значительно повышает настроение и боевой дух. Тхэквондистам остается мечтать, что это нововведение вскоре коснется тренировочных центров.
Какие планы у Екатерины? С одной стороны, хотелось бы дальше сдавать на пояса, с другой – участвовать в соревнованиях, с третьей – можно делать и то, и другое. Для смолянки важнее состязания. В этом году она заканчивает Академию, и в нашем бешеном ритме жизни места спорту остается все меньше и меньше.
Тхэквондо определило жизненный путь Екатерины, который, без сомнения, оказался единственно правильным!

 


 

 

Детство дано для игры

Чем вальдорфская педагогика отличается от той, к которой привыкли мы? Каковы ее особенности? Об этом мы беседовали с воспитателем вальдорфской группы МДОУ № 26 детский сад «Жемчужинка» Ириной Викторовной Михайловой.

- Сколько в Смоленске вальдорфских групп?
- В настоящее время в Смоленске по принципам вальдорфской педагогики работают две группы: в МДОУ №26 д.с. «Жемчужинка» и МДОУ №16 д.с. «Аннушка».
- Несколько слов об истории дошкольной вальдорфской педагогики.
- Первые детские сады появились в начале XX века в Германии, затем в других странах мира. В Россию вальдорфская педагогика пришла в 90-х годах прошлого века. В Смоленске такие группы работают с 1993 года.
- Что лежит в основе вальдорфской педагогики?
- Основой воспитания в таких группах является философское учение - антропософия. В частности, учение о человеке и его развитии. В связи с тем, что дошкольники обладают яркой способностью к подражанию, заложенной самой природой, у нас основным методом воспитания является именно подражание и пример для него. Для развития ребенка также значимы окружение и ритм жизни.
- Каковы особенности вальдорфских групп?
В группе одновременно присутствуют дети нескольких возрастов с 4 до 7 лет. Главной деятельностью детей является свободная игра, которая учит их разговаривать, договариваться друг с другом; учит терпимо относиться к младшим, слушаться старших, помогать друг другу. Старшие дети передают свой опыт младшим. Взрослые в это время занимаются полезной деятельностью, в которой дети тоже могут принимать участие, если захотят. Например, дети и взрослые вместе могут готовить стол к завтраку, чинить игрушки, делать атрибуты к праздникам, шить куклы, подшивать ткани для игр и пр.
Игровой материал почти полностью составляют игрушки из дерева, льняных, хлопчатобумажных тканей, шерсти, то есть из натуральных материалов. В группах много корзин с шишками, каштанами, кусочками дерева, дощечками различного размера. Многое сделано своими руками: шитые, вязаные и валяные куклы и мячи, фигурки зверей. Есть и игрушки традиционных для России народных промыслов, например, большой выбор богородских игрушек.
Очень важным в жизни ребенка является ритм дня, недели и года. В течение дня у нас есть постоянные дела: игра, уборка, еда, сон. Каждый день недели подразумевает свои занятия: рисование мелками, акварель, лепка из воска, кукольный театр, слушание сказки и пр. А с каждым временем года связывается определенная деятельность человека и свои праздники: весной – посев растений, ощущение пробуждения природы (Сороки и др.); уход за растениями в течение лета; осенью – уборка и заготовка урожая (праздник Урожая), подготовка к зиме; помощь в переживании темного, мрачного периода поздней осени (например, праздник Фонариков); зимой – празднование Нового года, Рождества, Масленицы и т.д. Таким образом, дети могут пережить весь годовой жизненный цикл в природе и обществе.
- Какие еще существуют принципиальные отличия вальдорфской группы от обычной?
- Наши группы можно назвать игровыми. Дети продвигаются в своем развитии, используя широкие возможности игровой деятельности. Это и самостоятельная свободная игра детей, и игры под руководством взрослых: пальчиковые, жестовые, игры на подражание (Reigen), народные подвижные игры, хороводы, спокойные игры (в которые можно играть сидя всем вместе), игры-потешки. Каждый день пронизывает музыка: песенки, напевки, как правило, соответствующие времени года. Они естественным образом входят в жизнь группы. Специальных музыкальных и физкультурных занятий нет, но дети имеют возможность под руководством взрослых естественным образом получать все необходимое для своего развития.
- Что такое игра Reigen (райгэн)?
- Это игра на подражание, в которой ведущий-воспитатель, произнося стихотворный текст, напевая песенки, обыгрывает то, о чем в них говорится. Дети, благодаря своей способности к подражанию, начинают повторять за ними слова, мелодии, движения. Темп игры то ускоряется, то замедляется. Получается как бы настоящий спектакль, связанный единым сюжетом. Эта игра, как и большинство других, развивает способность чувствовать пространство и время, ощущать себя в них, помогает детям становиться спокойными, уверенными, способствует физическому развитию, помогает развитию чувства ритма, музыкальных способностей, воображения, памяти. Учит слушать и слышать, смотреть и видеть, повторять.
- Некоторые считают вальдорфскую педагогику коррекционной. Так ли это на самом деле?
- В традиционной системе воспитания и обучения наряду с другими выделяют детские сады общеразвивающего вида (они реализуют основную образовательную программу дошкольного образования) и компенсирующего вида (которые параллельно занимаются коррекцией). Так же и в вальдорфской системе: во всем мире созданы учебные заведения, работающие обычным образом, но есть и такие, которые помогают детям с проблемами в развитии (в них работают педагоги, получившие специальное образование).
Наш детский сад общеразвивающего вида, а группа – общеразвивающей направленности.
- Каковы успехи ваших выпускников?
- Более чем пятнадцатилетний опыт нашей работы доказал, что все дети нашей группы имеют возможность максимально раскрыть свои способности и в дальнейшем благополучно адаптироваться в школьном коллективе. Наши выпускники учатся в школах и гимназиях разных городов России. Практически все они успешно справляются с учебной нагрузкой. Многие показывают выдающиеся успехи в обучении, являясь отличниками с первого класса.
 


«Держит фронт

Василий Теркин»

Выставка под таким названием будет открыта для посетителей музея до конца 2010 года. Недавно мы отметили 65-ю годовщину Великой Победы. В июне отметим 100-летие со дня рождения А.Т. Твардовского. Выставка, идея которой принадлежит заместителю директора по науке Смоленского государственного музея-заповедника Н.К. Востриковой, гармонично соединила в себе обе темы – военную и литературную.
Это не классическое представление биографии писателя. Стержнем экспозиции служит поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», поэма о войне, написанная в годы войны. На выставке представлены произведения О. Верейского – иллюстрации к поэме «Василий Теркин», фронтовые фотографии 1942-1943 гг., сделанные военными корреспондентами на Западном фронте, живые свидетельства тех лет – материалы из фондов архива, которые воссоздают образ войны, быт той поры. Они иллюстрируют главы «Бой в болоте», «Наступление», «Дед и баба», «Два солдата», охватывая всю поэму. Например, столик, сделанный из ящика от снарядов, помещен в витрине, иллюстрирующей главу «Генерал». Этим незамысловатым предметом после войны пользовались рабочие Смоленского льнокомбината. Также на выставке представлен видеоряд: около 100 редких фотографий Смоленска 1943 года. Большинство из них демонстрируются впервые.
Выставка будет интересна широкому кругу посетителей: и школьникам, и студентам, и специалистам, и ветеранам.

Благодарим за помощь в подготовке материала заведующую сектором отечественной истории Смоленского государственного музея-заповедника К.И. Дурындину.









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№6(118)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич