Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Пётр Привалов

 

Татьяна Федотова:
ВСе – В НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ

 

Фольклорный ансамбль солистов «Таусень» – один из старейших и наиболее популярных коллективов Смоленской областной филармонии. Участники ансамбля с успехом выступали и выступают на концертных площадках Смоленской области и многих регионов России. Сегодня наш собеседник – руководитель этого коллектива Татьяна Федотова.

 

- Татьяна Алексеевна, так уже повелось, что гости нашей «музыкальной гостиной» коротко рассказывают о себе.
- Родилась я в Смоленске. Давно. В интеллигентной семье. Папа у меня актёр и проработал долго в этом качестве. В Смоленск приехал в 1949 году, два года был в драмтеатре, а потом перешёл в филармонию, где в то время создали народный хор. С этим хором в качестве конферансье он сотрудничал долгое время. Мы с сестрой учились, как было принято в интеллигентных семьях, в музыкальной школе. Во второй, где преподавали работники музыкального училища, в частности, замечательный педагог Сурова Нина Владимировна. Сестра моя стала пианисткой. А я увлеклась музыкальной теорией. Решила поступить в музыкальное училище. Готовил меня к поступлению известный в Смоленске музыкант Геннадий Яковлевич Юденков. Конкурс был тогда большой, и то, что я поступила с первой попытки, считалось большим достижением. Это было в 1976 году. Сам Геннадий Яковлевич и набрал тогда нашу группу теоретиков. У нас преподавала Светлана Викторовна Пьянкова, фольклорист, профессор, музыковед. Уже к концу первого курса она вывезла нас в фольклорную экспедицию. Потом это каждый год повторялось. Мы увлеклись народным творчеством и создали ансамбль, потом фольклорный хор под управлением Пьянковой. Даже выезжали в Вильнюс, в Саратов...
- И всё же почему именно теория музыки вас привлекла?
- Я жила на Конёнкова, 4. И раньше опера, оперетта, балеты, симфоническая музыка, Глинковская декада – всё это было рядом: в драмтеатре, в филармонии. Я ходила буквально на все представления, и хотелось узнать побольше – начала читать музыкальную литературу. Так и пошло. Особенно Глинка большую роль в моей жизни сыграл. С детства его творчество постоянно на слуху. У нас сосед был замечательный знаток музыки Исаак Израилевич Хацкевич. Мы дружили семьями.
- Думаю, теперь мы можем перейти к истории создания ансамбля «Таусень».
- В 1980 году я окончила музыкальное училище. Светлана Викторовна оставила меня работать в кабинете народного творчества лаборанткой. Я занималась расшифровками народных песен, возила студентов в экспедиции. А в 1981 году почти целую группу теоретиков распределили в филармонию. Сверху поступило указание создать на родине Глинки фольклорный коллектив. Правда, поначалу и другая идея была у руководства: использовать девочек, как сейчас выражаются, в качестве бэк-вокала для тогдашней нашей звезды, народной артистки Валентины Пальвинской. Но так случилось, что в августе к нам в Смоленск приехал на гастроли ансамбль народной музыки под управлением лауреата Государственной премии Дмитрия Покровского. Он пришёл к нам в музыкальное училище, состоялась памятная и очень важная для меня беседа. В результате Дмитрий Викторович, в частности, попросил, чтобы меня перераспределили в филармонию. Так что с 1981 года я здесь работаю. Сегодня из того первоначального состава в ансамбле остались только я и Елена Андреева. А было шесть человек.
- Вы уже тогда назвались «Таусень»?
- Нет, была довольно долгая подготовка. Прежде всего, Дмитрий Покровский согласился сделать для нашего ансамбля первый двадцатиминутный концертный номер. Мы с ним ещё съездили в фольклорную экспедицию. В первые годы у нас было очень много поездок по комсомольским стройкам Смоленщины. В то время создавались такие творческие бригады: молодые художники, поэты, композиторы, артисты. И маршрут – Гагарин, Ярцево, Десногорск и т.д. Тогда же выезжали мы на 2000-летие Ташкента, в Самарканд, Джизак. В 1983-1984 годах мы выступали отдельным блоком в концертах Валентины Дмитриевны Пальвинской, в творческой бригаде Владимира Простакова как фольклорный ансамбль Смоленской филармонии.
Но вот в марте 1984 года новый директор филармонии командировал нас в Москву, во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Нас прослушали на худсовет и приняли в студию. Работали с нами Дмитрий Покровский, кинорежиссёр Ирина Поволоцкая, которая вела у нас актёрское мастерство. Тамара Смыслова, супруга Дмитрия Покровского, преподавала вокал. Анна Аркадьевна Редель, которая ещё в 20-е годы в Дягилевских сезонах участвовала, вела танцевальную часть. В общем, два года мы напряжённо учились в Москве и готовили программу в двух отделениях. Первое – язычество, куда вошли весенние праздники, бытовавшие на Смоленщине. Второе более яркое, лубочное – смоленская свадьба. У нас был замечательный скрипач. Покровский – и сам скрипач, и его очень увлекала всегда традиционная народная скрипка. Свадьба и до сих пор в нашей программе. Конечно, произошли и продолжают происходить изменения, но основа, сделанная по этнографическому сборнику нашего знаменитого фольклориста Добровольского, сохраняется. Как и наигрыши смоленских скрипачей, традиции этих наигрышей. Одно время у нас даже две скрипки было. И, конечно, гармошка. Всё это до сих пор.
В 1986 году мы приехали в Смоленск, что называется, одетые, обутые и с большой концертной программой.
- Главное, вы очень серьёзную школу прошли.
- Несомненно. Дмитрий Покровский дружил с Ю. Любимовым, С. Юрским. Мы смотрели все новинки, подпитывались творчеством лучших наших мастеров, можно сказать, жили в театрах. Тогда, как и сейчас, нас было семеро. После Москвы обрели название. Покровский нас благословил.
- «Таусень» - слово далеко не всем понятное.
- Яркий, сверкающий новорождённый месяц, месяц под Рождество. Забытое славянское слово. Почти то же самое, что коляда, имеющее, кстати, греко-римское происхождение.
- Принято считать, что в советские годы не очень поощрялись всякого рода фольклорные изыски.
- Нам всё время было очень трудно, приходилось постоянно какие-то преграды преодолевать. Вот, например, в 1986 году мы выпускаемся и приходит ансамбль «Былина» (нынешнее «Золотое кольцо»). Их надо было устроить, и нас, как на каком-то «музыкальном ринге» всё время пытались лбами столкнуть. Как-то руководители тогдашней культуры не понимали, что у нас своя ниша – старинные народные праздники. Мы и до сих пор не пользуемся ни микрофонами, ни подзвучкой. Народ удивляется, как это у нас до сего времени нет фонограмм. Но их здесь и не может быть: вся суть в живом пении, в театральности действа. Представьте, как в том же драмтеатре спектакль под фонограмму идёт. Всякий раз по-новому играешь. И публика разная, и настроение. Только так можно.
- У вас и альбомов музыкальных нет?
- К сожалению, нет. Всё это связано с деньгами, а их постоянно не хватает. Конечно, Валентина Ивановна Елисеенкова, наш директор, постоянно пытается помочь. Но возможности у филармонии скромные, выше головы не прыгнешь.
- Вы постоянно выступаете в зале филармонии?
- Нет. Мы, кстати, один из немногих коллективов, которые ещё область обслуживают. У нас очень много детских программ, с которыми мы выступаем в школах и детских садах. То есть мы адаптировали наши программы для детского восприятия и уже с трёхлетнего возраста приучаем к нашему театру, к народному творчеству. У нас есть программа «Путешествие по весне», где мы рассказываем о всех весенних народных праздниках. Дети – очень благодарная публика. Нам, бывает, даже воспитатели говорят, что, наверное, рановато, что не поймут. Но всё понимают, и рвутся участвовать. Если у нас, к примеру, хоровод, они и ногами притопывают, и жестикулируют, и подпевают. Когда мы имитируем голоса птиц – повторить пытаются. Причём, программы мы выстраиваем таким образом: сначала показываем наш спектакль, а потом играем с детьми, водим хороводы. Есть у нас программа «Осенины» (осенние, жнивные песни и обряды), «Святковские игрища» (колядки, традиционные лубочные коза и медведь, дед и баба и т.д.), масленичный обряд. То есть по календарному циклу идём. Сейчас работаем над весенне-летними обрядами (Троица, Семик, Иван Купала). Валентина Ивановна, вроде бы, спонсоров нашла, и, даст бог, у нас будут новые концертные костюмы. Сейчас мы работаем в этнографических костюмах. Это подлинная одежда, которую в 80-х годах собирали по деревням: льняные рубашки, понёвы, сарафаны. Кстати, они замечательно смотрятся на сценической площадке.
- У вас в репертуаре, в основном, песни без музыкального сопровождения?
- Есть и такие. Но у нас действие, театр – не только песни. И музыкальное сопровождение имеется – скрипка, гармошка, дудки, бубны, трещотки, ложки. То есть у нас все и поют, и танцуют, и играют на музыкальных инструментах. Нет отдельно оркестра, танцевальной группы – всё в народных традициях. Понадобилась балалайка – наша солистка самостоятельно освоила инструмент. Так и живём, работаем.
- Остаётся пожелать вам успехов в вашем благородном деле сохранения и пропаганды русских культурных традиций.










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№6(118)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич