Фольклорный ансамбль солистов
«Таусень» – один из старейших и наиболее
популярных коллективов Смоленской областной
филармонии. Участники ансамбля с успехом
выступали и выступают на концертных площадках
Смоленской области и многих регионов России.
Сегодня наш собеседник – руководитель этого
коллектива Татьяна Федотова.
- Татьяна Алексеевна, так уже
повелось, что гости нашей «музыкальной гостиной»
коротко рассказывают о себе.
- Родилась я в Смоленске. Давно. В
интеллигентной семье. Папа у меня актёр и
проработал долго в этом качестве. В Смоленск
приехал в 1949 году, два года был в драмтеатре,
а потом перешёл в филармонию, где в то время
создали народный хор. С этим хором в качестве
конферансье он сотрудничал долгое время. Мы с
сестрой учились, как было принято в
интеллигентных семьях, в музыкальной школе. Во
второй, где преподавали работники музыкального
училища, в частности, замечательный педагог
Сурова Нина Владимировна. Сестра моя стала
пианисткой. А я увлеклась музыкальной теорией.
Решила поступить в музыкальное училище. Готовил
меня к поступлению известный в Смоленске
музыкант Геннадий Яковлевич Юденков. Конкурс был
тогда большой, и то, что я поступила с первой
попытки, считалось большим достижением. Это было
в 1976 году. Сам Геннадий Яковлевич и набрал
тогда нашу группу теоретиков. У нас преподавала
Светлана Викторовна Пьянкова, фольклорист,
профессор, музыковед. Уже к концу первого курса
она вывезла нас в фольклорную экспедицию. Потом
это каждый год повторялось. Мы увлеклись
народным творчеством и создали ансамбль, потом
фольклорный хор под управлением Пьянковой. Даже
выезжали в Вильнюс, в Саратов...
- И всё же почему именно теория музыки вас
привлекла?
- Я жила на Конёнкова, 4. И раньше опера,
оперетта, балеты, симфоническая музыка,
Глинковская декада – всё это было рядом: в
драмтеатре, в филармонии. Я ходила буквально на
все представления, и хотелось узнать побольше –
начала читать музыкальную литературу. Так и
пошло. Особенно Глинка большую роль в моей жизни
сыграл. С детства его творчество постоянно на
слуху. У нас сосед был замечательный знаток
музыки Исаак Израилевич Хацкевич. Мы дружили
семьями.
- Думаю, теперь мы можем перейти к истории
создания ансамбля «Таусень».
- В 1980 году я окончила музыкальное училище.
Светлана Викторовна оставила меня работать в
кабинете народного творчества лаборанткой. Я
занималась расшифровками народных песен, возила
студентов в экспедиции. А в 1981 году почти
целую группу теоретиков распределили в
филармонию. Сверху поступило указание создать на
родине Глинки фольклорный коллектив. Правда,
поначалу и другая идея была у руководства:
использовать девочек, как сейчас выражаются, в
качестве бэк-вокала для тогдашней нашей звезды,
народной артистки Валентины Пальвинской. Но так
случилось, что в августе к нам в Смоленск
приехал на гастроли ансамбль народной музыки под
управлением лауреата Государственной премии
Дмитрия Покровского. Он пришёл к нам в
музыкальное училище, состоялась памятная и очень
важная для меня беседа. В результате Дмитрий
Викторович, в частности, попросил, чтобы меня
перераспределили в филармонию. Так что с 1981
года я здесь работаю. Сегодня из того
первоначального состава в ансамбле остались
только я и Елена Андреева. А было шесть человек.
- Вы уже тогда назвались «Таусень»?
- Нет, была довольно долгая подготовка. Прежде
всего, Дмитрий Покровский согласился сделать для
нашего ансамбля первый двадцатиминутный
концертный номер. Мы с ним ещё съездили в
фольклорную экспедицию. В первые годы у нас было
очень много поездок по комсомольским стройкам
Смоленщины. В то время создавались такие
творческие бригады: молодые художники, поэты,
композиторы, артисты. И маршрут – Гагарин,
Ярцево, Десногорск и т.д. Тогда же выезжали мы
на 2000-летие Ташкента, в Самарканд, Джизак. В
1983-1984 годах мы выступали отдельным блоком в
концертах Валентины Дмитриевны Пальвинской, в
творческой бригаде Владимира Простакова как
фольклорный ансамбль Смоленской филармонии.
Но вот в марте 1984 года новый директор
филармонии командировал нас в Москву, во
Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного
искусства. Нас прослушали на худсовет и приняли
в студию. Работали с нами Дмитрий Покровский,
кинорежиссёр Ирина Поволоцкая, которая вела у
нас актёрское мастерство. Тамара Смыслова,
супруга Дмитрия Покровского, преподавала вокал.
Анна Аркадьевна Редель, которая ещё в 20-е годы
в Дягилевских сезонах участвовала, вела
танцевальную часть. В общем, два года мы
напряжённо учились в Москве и готовили программу
в двух отделениях. Первое – язычество, куда
вошли весенние праздники, бытовавшие на
Смоленщине. Второе более яркое, лубочное –
смоленская свадьба. У нас был замечательный
скрипач. Покровский – и сам скрипач, и его очень
увлекала всегда традиционная народная скрипка.
Свадьба и до сих пор в нашей программе. Конечно,
произошли и продолжают происходить изменения, но
основа, сделанная по этнографическому сборнику
нашего знаменитого фольклориста Добровольского,
сохраняется. Как и наигрыши смоленских
скрипачей, традиции этих наигрышей. Одно время у
нас даже две скрипки было. И, конечно, гармошка.
Всё это до сих пор.
В 1986 году мы приехали в Смоленск, что
называется, одетые, обутые и с большой
концертной программой.
- Главное, вы очень серьёзную школу прошли.
- Несомненно. Дмитрий Покровский дружил с Ю.
Любимовым, С. Юрским. Мы смотрели все новинки,
подпитывались творчеством лучших наших мастеров,
можно сказать, жили в театрах. Тогда, как и
сейчас, нас было семеро. После Москвы обрели
название. Покровский нас благословил.
- «Таусень» - слово далеко не всем понятное.
- Яркий, сверкающий новорождённый месяц, месяц
под Рождество. Забытое славянское слово. Почти
то же самое, что коляда, имеющее, кстати,
греко-римское происхождение.
- Принято считать, что в советские годы не очень
поощрялись всякого рода фольклорные изыски.
- Нам всё время было очень трудно, приходилось
постоянно какие-то преграды преодолевать. Вот,
например, в 1986 году мы выпускаемся и приходит
ансамбль «Былина» (нынешнее «Золотое кольцо»).
Их надо было устроить, и нас, как на каком-то
«музыкальном ринге» всё время пытались лбами
столкнуть. Как-то руководители тогдашней
культуры не понимали, что у нас своя ниша –
старинные народные праздники. Мы и до сих пор не
пользуемся ни микрофонами, ни подзвучкой. Народ
удивляется, как это у нас до сего времени нет
фонограмм. Но их здесь и не может быть: вся суть
в живом пении, в театральности действа.
Представьте, как в том же драмтеатре спектакль
под фонограмму идёт. Всякий раз по-новому
играешь. И публика разная, и настроение. Только
так можно.
- У вас и альбомов музыкальных нет?
- К сожалению, нет. Всё это связано с деньгами,
а их постоянно не хватает. Конечно, Валентина
Ивановна Елисеенкова, наш директор, постоянно
пытается помочь. Но возможности у филармонии
скромные, выше головы не прыгнешь.
- Вы постоянно выступаете в зале филармонии?
- Нет. Мы, кстати, один из немногих коллективов,
которые ещё область обслуживают. У нас очень
много детских программ, с которыми мы выступаем
в школах и детских садах. То есть мы
адаптировали наши программы для детского
восприятия и уже с трёхлетнего возраста приучаем
к нашему театру, к народному творчеству. У нас
есть программа «Путешествие по весне», где мы
рассказываем о всех весенних народных
праздниках. Дети – очень благодарная публика.
Нам, бывает, даже воспитатели говорят, что,
наверное, рановато, что не поймут. Но всё
понимают, и рвутся участвовать. Если у нас, к
примеру, хоровод, они и ногами притопывают, и
жестикулируют, и подпевают. Когда мы имитируем
голоса птиц – повторить пытаются. Причём,
программы мы выстраиваем таким образом: сначала
показываем наш спектакль, а потом играем с
детьми, водим хороводы. Есть у нас программа
«Осенины» (осенние, жнивные песни и обряды),
«Святковские игрища» (колядки, традиционные
лубочные коза и медведь, дед и баба и т.д.),
масленичный обряд. То есть по календарному циклу
идём. Сейчас работаем над весенне-летними
обрядами (Троица, Семик, Иван Купала). Валентина
Ивановна, вроде бы, спонсоров нашла, и, даст
бог, у нас будут новые концертные костюмы.
Сейчас мы работаем в этнографических костюмах.
Это подлинная одежда, которую в 80-х годах
собирали по деревням: льняные рубашки, понёвы,
сарафаны. Кстати, они замечательно смотрятся на
сценической площадке.
- У вас в репертуаре, в основном, песни без
музыкального сопровождения?
- Есть и такие. Но у нас действие, театр – не
только песни. И музыкальное сопровождение
имеется – скрипка, гармошка, дудки, бубны,
трещотки, ложки. То есть у нас все и поют, и
танцуют, и играют на музыкальных инструментах.
Нет отдельно оркестра, танцевальной группы – всё
в народных традициях. Понадобилась балалайка –
наша солистка самостоятельно освоила инструмент.
Так и живём, работаем.
- Остаётся пожелать вам успехов в вашем
благородном деле сохранения и пропаганды русских
культурных традиций.
|
|