Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Владимир КЛОЧКОВ

Со всей
душевной широтой

 


В этот раз красочная афиша у входа в Дом художника на Б.Советской приглашала на выставку известного смоленского художника Михаила Лисовского, который в эти дни отметил 70-летие со дня рождения.

 

 

Михаил Михайлович, как говорится, весь с головы до пят наш – родной, смоленский. Здесь родился, здесь вырос, отсюда уходил служить Родине в танковых частях. Отсюда уезжал строить Братскую ГЭС на бурной сибирской Ангаре. Здесь же впервые взял в руки кисточку и сделал первый цветной мазок на листе картона. Рисовал он всегда, сколько себя помнит. Две страсти у него было – море и рисунок. Но, как ни стремился, в моряки Михаил не попал, а вот художественно-графический факультет Смоленского пединститута окончил успешно.
- Мы в педагогическом институте на худграфе учились в одной подгруппе с 1-го курса, - рассказывает председатель правления Смоленской организации Союза художников России Юрий Мельков. - Миша был постарше нас, был старостой группы, после армии поступил. Все мы тогда много мечтали, стремились познать как можно больше. Конечно, опыта жизненного у него побольше было, потому и работы его выглядели солидней. Мы еще этюды в основном осваивали, а Миша уже композиции строил, картины писал.
На этой выставке у него представлены и ранние работы, и совсем новые, сегодняшние, более декоративные. Такое вот у него видение мира. Возможно, Италия повлияла. Стал он ярче в цвете. То, что это композиционные вещи, – несомненно. То, что он свой стиль ищет, тоже несомненно и достойно уважения. Хочется ему больших успехов в этом направлении пожелать.
По завершении учебы была у Лисовского интересная оформительская работа в различных смоленских организациях, в художественно-производственных мастерских. С годами росло профессиональное мастерство, развивался его творческий потенциал. Это не осталось незамеченым коллегами: вскоре он был принят в творческий Союз художников России.
Михаил Михайлович активный участник областных, всероссийских и международных выставок. И всюду его живописные полотна находят благодарного зрителя, получают достойную оценку знатоков изобразительного искусства. Как отмечено в аннотации к выставке, в произведениях Лисовского присутствует психологическая, философская наполненность. В его картинах размышления художника о судьбах Отечества.
Значительное место на выставке занимает портрет. Задумчивы, сосредоточены, величавы его персонажи. Сильные энергичные мазки выделяют яркую и активную натуру художника. Из этой пластической силы, сдержанности колорита рождается ощущение ирриальности, величественности и значимости изображаемого. Так характеризуют творчество художника искусствоведы.
Много теплых слов на открытии выставки прозвучало в адрес юбиляра от коллег-художников, от представителей властных структур Смоленска. О прекрасных душевных качествах живописца, о широте его натуры и мягком добром характере свидетельствовали его друзья-товарищи, а также преподаватели и студенты Смоленского государственного института искусств, где Лисовский с 2004 года работает преподавателем живописи, занимаясь одновременно серьезной научной работой.
Подлинным украшением процедуры открытия выставки стало выступление фольклорной группы «Кудесы». Три юные красавицы в русских национальных костюмах под аккомпанемент баяна зажигательно исполнили несколько русских народных песен. Их яркое выступление выглядело особенно гармоничным на фоне ярких картин Лисовского, посвященных путешествию по Италии. И вообще, следует отметить, что большой выставочный зал, наполненный этими яркими живописными работами художника, непредвзято настраивал присутствующих на атмосферу праздника, радостного, если хотите, карнавала. И это ощущение праздника не покидало даже тогда, когда взгляд останавливался на картинах с явно философским звучанием: «Кто мы?» или «Вселенский разум». Художники в творчестве своем зримо тяготеет к глобальному осмыслению мироздания, к поиску своего места в нем. Достаточно взглянуть на мощного органного звучания картину «Дух времени». На ней римский Колизей с вулканически вырывающимися из центра арены минами гладиаторов. Тяготеющая к монументальности картина.
Столь же монументально воспринимается портрет народного художника России, почетного гражданина Смоленска Альберта Сергеева. Думается, автор совершенно сознательно придал этому портрету скульптора-монументалиста штрихи монументальности. И это, безусловно, усиливает достоверность произведения, свидетельствует о широком диапазоне творческого поиска автора.
Разнообразна представленная на выставке портретная галерея художника. Здесь автор демонстрирует нам не только мастерство портретиста, но и стремление проникнуть во внутренний мир человека. Показателен в этом отношении портрет художника Олешковского. Да, именно таким знали мы этого человека. Из темной глубины – внимательные, грустные глаза мудреца, и догорающий «чинарик», зажатый между пальцами. Весь он – уходящая в небытие, светлая несбывшаяся мечта.
Ярким контрастом выглядит размещенный рядом портрет девушки, названный «Рыжая». Все полотно выражено в этих желтых тонах: рыжие волосы, рыжее солнце – все радостно и светло, как бывает только в юности.
Особой теплотой проникнуты портреты самых близких людей – матери, жены, сына. Вот типичная крестьянка-труженица присела на минутку отдохнуть. Добрые усталые глаза. Натруженные руки сложены на коленях. Мама! С глубокой нежностью, любовью и одновременно с затаенной печалью исполнен портрет безвременно ушедшей жены Лины. Сын Александр предстает на портрете сильным и горделивым.
Философским осмыслением ситуации на Кавказе наполнены тревожные по колориту и замыслу картины «Узел», «Укор». Художник с исконно русской широкой и доброй душой близко к сердцу принимает все, что происходит в стране, в мире, в межпланетном пространстве. Тематика его живописных полотен распространяется от крыльца родного дома до затаенных глубин Вселенной. Разный зритель по-разному может воспринимать творчество Лисовского, но вряд ли кто-нибудь рискнет усомниться в искренности художника.
...Поздравляя юбиляра с открытием этой выставки, член Союза художников России Алексей Максименко вручил ему готовый к работе чистый холст в незатейливой раме. Это прозвучало как дружеский привет от коллег и пожелание новых творческих свершений. Верится, что они не за горами.






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5(129)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич