В этот раз красочная афиша у входа в Дом
художника на Б.Советской приглашала на выставку
известного смоленского художника Михаила
Лисовского, который в эти дни отметил 70-летие
со дня рождения.
Михаил Михайлович, как говорится, весь с головы
до пят наш – родной, смоленский. Здесь родился,
здесь вырос, отсюда уходил служить Родине в
танковых частях. Отсюда уезжал строить Братскую
ГЭС на бурной сибирской Ангаре. Здесь же впервые
взял в руки кисточку и сделал первый цветной
мазок на листе картона. Рисовал он всегда,
сколько себя помнит. Две страсти у него было –
море и рисунок. Но, как ни стремился, в моряки
Михаил не попал, а вот художественно-графический
факультет Смоленского пединститута окончил
успешно.
- Мы в педагогическом институте на худграфе
учились в одной подгруппе с 1-го курса, -
рассказывает председатель правления Смоленской
организации Союза художников России Юрий
Мельков. - Миша был постарше нас, был старостой
группы, после армии поступил. Все мы тогда много
мечтали, стремились познать как можно больше.
Конечно, опыта жизненного у него побольше было,
потому и работы его выглядели солидней. Мы еще
этюды в основном осваивали, а Миша уже
композиции строил, картины писал.
На этой выставке у него представлены и ранние
работы, и совсем новые, сегодняшние, более
декоративные. Такое вот у него видение мира.
Возможно, Италия повлияла. Стал он ярче в цвете.
То, что это композиционные вещи, – несомненно.
То, что он свой стиль ищет, тоже несомненно и
достойно уважения. Хочется ему больших успехов в
этом направлении пожелать.
По завершении учебы была у Лисовского интересная
оформительская работа в различных смоленских
организациях, в художественно-производственных
мастерских. С годами росло профессиональное
мастерство, развивался его творческий потенциал.
Это не осталось незамеченым коллегами: вскоре он
был принят в творческий Союз художников России.
Михаил Михайлович активный участник областных,
всероссийских и международных выставок. И всюду
его живописные полотна находят благодарного
зрителя, получают достойную оценку знатоков
изобразительного искусства. Как отмечено в
аннотации к выставке, в произведениях Лисовского
присутствует психологическая, философская
наполненность. В его картинах размышления
художника о судьбах Отечества.
Значительное место на выставке занимает портрет.
Задумчивы, сосредоточены, величавы его
персонажи. Сильные энергичные мазки выделяют
яркую и активную натуру художника. Из этой
пластической силы, сдержанности колорита
рождается ощущение ирриальности,
величественности и значимости изображаемого. Так
характеризуют творчество художника
искусствоведы.
Много теплых слов на открытии выставки
прозвучало в адрес юбиляра от коллег-художников,
от представителей властных структур Смоленска. О
прекрасных душевных качествах живописца, о
широте его натуры и мягком добром характере
свидетельствовали его друзья-товарищи, а также
преподаватели и студенты Смоленского
государственного института искусств, где
Лисовский с 2004 года работает преподавателем
живописи, занимаясь одновременно серьезной
научной работой.
Подлинным украшением процедуры открытия выставки
стало выступление фольклорной группы «Кудесы».
Три юные красавицы в русских национальных
костюмах под аккомпанемент баяна зажигательно
исполнили несколько русских народных песен. Их
яркое выступление выглядело особенно гармоничным
на фоне ярких картин Лисовского, посвященных
путешествию по Италии. И вообще, следует
отметить, что большой выставочный зал,
наполненный этими яркими живописными работами
художника, непредвзято настраивал присутствующих
на атмосферу праздника, радостного, если хотите,
карнавала. И это ощущение праздника не покидало
даже тогда, когда взгляд останавливался на
картинах с явно философским звучанием: «Кто мы?»
или «Вселенский разум». Художники в творчестве
своем зримо тяготеет к глобальному осмыслению
мироздания, к поиску своего места в нем.
Достаточно взглянуть на мощного органного
звучания картину «Дух времени». На ней римский
Колизей с вулканически вырывающимися из центра
арены минами гладиаторов. Тяготеющая к
монументальности картина.
Столь же монументально воспринимается портрет
народного художника России, почетного гражданина
Смоленска Альберта Сергеева. Думается, автор
совершенно сознательно придал этому портрету
скульптора-монументалиста штрихи
монументальности. И это, безусловно, усиливает
достоверность произведения, свидетельствует о
широком диапазоне творческого поиска автора.
Разнообразна представленная на выставке
портретная галерея художника. Здесь автор
демонстрирует нам не только мастерство
портретиста, но и стремление проникнуть во
внутренний мир человека. Показателен в этом
отношении портрет художника Олешковского. Да,
именно таким знали мы этого человека. Из темной
глубины – внимательные, грустные глаза мудреца,
и догорающий «чинарик», зажатый между пальцами.
Весь он – уходящая в небытие, светлая
несбывшаяся мечта.
Ярким контрастом выглядит размещенный рядом
портрет девушки, названный «Рыжая». Все полотно
выражено в этих желтых тонах: рыжие волосы,
рыжее солнце – все радостно и светло, как бывает
только в юности.
Особой теплотой проникнуты портреты самых
близких людей – матери, жены, сына. Вот типичная
крестьянка-труженица присела на минутку
отдохнуть. Добрые усталые глаза. Натруженные
руки сложены на коленях. Мама! С глубокой
нежностью, любовью и одновременно с затаенной
печалью исполнен портрет безвременно ушедшей
жены Лины. Сын Александр предстает на портрете
сильным и горделивым.
Философским осмыслением ситуации на Кавказе
наполнены тревожные по колориту и замыслу
картины «Узел», «Укор». Художник с исконно
русской широкой и доброй душой близко к сердцу
принимает все, что происходит в стране, в мире,
в межпланетном пространстве. Тематика его
живописных полотен распространяется от крыльца
родного дома до затаенных глубин Вселенной.
Разный зритель по-разному может воспринимать
творчество Лисовского, но вряд ли кто-нибудь
рискнет усомниться в искренности художника.
...Поздравляя юбиляра с открытием этой выставки,
член Союза художников России Алексей Максименко
вручил ему готовый к работе чистый холст в
незатейливой раме. Это прозвучало как дружеский
привет от коллег и пожелание новых творческих
свершений. Верится, что они не за горами.
|
|