На протяжении длительного времени не утихают
страсти между двумя ветвями городской
муниципальной власти. Более того, нередко даже
внутри самой представительной ветви витает
отголосок басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и
Рак», когда, например, депутаты-женщины
убедительно голосовали против увеличения
численности аппарата главы города, а
депутаты-мужчины, наоборот: шумим, братцы,
шумим!
Иногда политические игры вызывают удивление.
Так, депутаты-единоросы надумали создать в
горсовете свою партийную фракцию. А зачем она в
горсовете нужна? С кем она там будет бороться?
Ведь в Смоленском горсовете нет депутатов от
оппозиционных партий за исключением одного, да и
то голосующего чаще всего так же, как и члены
фракции. К тому же слово «фракция» не русского,
а латинского происхождения и означает - доля,
часть, излом и т.п. Фракции допустимы только
там, где есть депутаты различных политических
партий, каждая из которых отстаивает свои
партийные взгляды.
Но главное не в этом. А нужны ли городу и его
населению две ветви муниципальной власти и два
градоначальника с непрерывно пополняемым
аппаратом чиновников?
Статьей 10 Конституции нашего государства четко
определено, что государственная власть в
Российской Федерации осуществляется на основе
разделения на три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную (кстати, замечу, что в
соответствии со статьей 129 Конституции РФ
прокуратура отнесена к судебной власти в отличие
от всех других правоохранительных органов,
относящихся к власти исполнительной).
Но при этом следует иметь в виду, что разделение
государственной власти на три ветви относится
исключительно к федеральным органам
государственной власти.
В отличие от федеральной государственной власти,
законы которой обязательны для всех субъектов
Российской Федерации и всего населения страны,
государственная власть субъектов РФ разделена
только на две ветви - исполнительную и
законодательную. Ни суды, ни прокуратуру
региональная государственная власть не формирует
и в их деятельность вмешиваться не вправе.
Согласно статье Конституции РФ исполнительную
власть Российской Федерации осуществляет
правительство Российской Федерации. А как должна
именоваться государственная исполнительная
власть субъектов Российской Федерации, в
Конституции не сказано. Отсюда - разнобой в
наименованиях (например, администрация
Смоленский области, но - правительство Орловской
области и т.д.). Поэтому желательно, чтобы
президент РФ издал указ об упорядочении
наименований органов власти в субъектах
Российской Федерации и их высших должностных
лиц.
А теперь обратимся к местному самоуправлению.
Конституция РФ не предусматривает для него
какого-либо разделения на ветви муниципальной
власти, ограничившись лишь тем, что структура
органов местного самоуправления определяется
населением самостоятельно.
Чтобы как-то упорядочить этот вопрос, парламент
России принял федеральный закон №131-ФЗ от 6
октября 2003 года «Об общих принципах
организации местного самоуправления...»
Насколько сложной оказалась эта проблема,
говорит хотя бы такой факт, что парламенту уже
пришлось вносить в указанный закон изменения и
дополнения более тридцати раз.
Жизнь не стоит на месте и, видимо, потребуется и
далее совершенствовать законодательство о
муниципальной власти, особенно в городских
округах, о чем и свидетельствует опыт местного
самоуправления в городе Смоленске. Горожанам уже
надоела междуусобица ветвей власти, что не
делает чести городу-герою Смоленску.
Чем можно объяснить, что теперь без ведома и
согласия населения мы, избиратели, отстранены от
участия в выборах главы города, а власть
доверила избирать его только
«мудрецам»-депутатам и только из своего состава?
А нужно ли городу иметь двух «городничих»: главу
города как политического деятеля и главу
администрации как социально-хозяйственного
деятеля с иностранным наименованием – «сити-менеджер»?
Не проще бы было муниципалитету иметь в городе
только одну объединенную ветвь местного
самоуправления, одного руководителя города,
ответственного за решение всех вопросов местного
значения.
Оппоненты, знатоки от юриспруденции,
естественно, возразят - мол, закон №131-ФЗ не
позволяет такое. Но Конституция позволяет!
Нельзя забывать, что источником государственной
власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ, а местного
самоуправления - население соответствующего
муниципалитета. Никакие законы, принимаемые в
Российской Федерации, не могут противоречить
Конституции России.
Хочется надеяться, что на каком-то
государственном уровне будет осуществлен
глубокий анализ с целью дальнейшего
совершенствования законодательства о местном
самоуправлении в Российской Федерации.
 
|
|