Главная | Архив |

  Письма в редакцию  
   

Михаил Цветков, заслуженный юрист РСФСР

Яблоко раздора
в ветвях муниципальной власти Смоленска

 


На протяжении длительного времени не утихают страсти между двумя ветвями городской муниципальной власти. Более того, нередко даже внутри самой представительной ветви витает отголосок басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», когда, например, депутаты-женщины убедительно голосовали против увеличения численности аппарата главы города, а депутаты-мужчины, наоборот: шумим, братцы, шумим!
Иногда политические игры вызывают удивление. Так, депутаты-единоросы надумали создать в горсовете свою партийную фракцию. А зачем она в горсовете нужна? С кем она там будет бороться? Ведь в Смоленском горсовете нет депутатов от оппозиционных партий за исключением одного, да и то голосующего чаще всего так же, как и члены фракции. К тому же слово «фракция» не русского, а латинского происхождения и означает - доля, часть, излом и т.п. Фракции допустимы только там, где есть депутаты различных политических партий, каждая из которых отстаивает свои партийные взгляды.
Но главное не в этом. А нужны ли городу и его населению две ветви муниципальной власти и два градоначальника с непрерывно пополняемым аппаратом чиновников?
Статьей 10 Конституции нашего государства четко определено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (кстати, замечу, что в соответствии со статьей 129 Конституции РФ прокуратура отнесена к судебной власти в отличие от всех других правоохранительных органов, относящихся к власти исполнительной).
Но при этом следует иметь в виду, что разделение государственной власти на три ветви относится исключительно к федеральным органам государственной власти.
В отличие от федеральной государственной власти, законы которой обязательны для всех субъектов Российской Федерации и всего населения страны, государственная власть субъектов РФ разделена только на две ветви - исполнительную и законодательную. Ни суды, ни прокуратуру региональная государственная власть не формирует и в их деятельность вмешиваться не вправе.
Согласно статье Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации. А как должна именоваться государственная исполнительная власть субъектов Российской Федерации, в Конституции не сказано. Отсюда - разнобой в наименованиях (например, администрация Смоленский области, но - правительство Орловской области и т.д.). Поэтому желательно, чтобы президент РФ издал указ об упорядочении наименований органов власти в субъектах Российской Федерации и их высших должностных лиц.
А теперь обратимся к местному самоуправлению. Конституция РФ не предусматривает для него какого-либо разделения на ветви муниципальной власти, ограничившись лишь тем, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Чтобы как-то упорядочить этот вопрос, парламент России принял федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления...» Насколько сложной оказалась эта проблема, говорит хотя бы такой факт, что парламенту уже пришлось вносить в указанный закон изменения и дополнения более тридцати раз.
Жизнь не стоит на месте и, видимо, потребуется и далее совершенствовать законодательство о муниципальной власти, особенно в городских округах, о чем и свидетельствует опыт местного самоуправления в городе Смоленске. Горожанам уже надоела междуусобица ветвей власти, что не делает чести городу-герою Смоленску.
Чем можно объяснить, что теперь без ведома и согласия населения мы, избиратели, отстранены от участия в выборах главы города, а власть доверила избирать его только «мудрецам»-депутатам и только из своего состава? А нужно ли городу иметь двух «городничих»: главу города как политического деятеля и главу администрации как социально-хозяйственного деятеля с иностранным наименованием – «сити-менеджер»? Не проще бы было муниципалитету иметь в городе только одну объединенную ветвь местного самоуправления, одного руководителя города, ответственного за решение всех вопросов местного значения.
Оппоненты, знатоки от юриспруденции, естественно, возразят - мол, закон №131-ФЗ не позволяет такое. Но Конституция позволяет! Нельзя забывать, что источником государственной власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а местного самоуправления - население соответствующего муниципалитета. Никакие законы, принимаемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции России.
Хочется надеяться, что на каком-то государственном уровне будет осуществлен глубокий анализ с целью дальнейшего совершенствования законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5(129)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич