С точки зрения коллекционера
и краеведа временной период, начиная с
Октябрьской революции до начала Великой
Отечественной войны, является довольно сложным.
В этот период были изданы лишь четыре небольших
серии открыток малыми тиражами, на которых в
основном запечатлены достижения
социалистического строительства.
Но все-таки постараемся увидеть довоенный
Смоленск.
По данным на 1 января 1932 года, население
Смоленска с пригородами (Кловка, Ясенная, Новые
и Старые Чернушки, Поповка и Королевка)
составляло 102.076 человек.
Главнейшей отраслью промышленности являлась
деревообрабатывающая, составлявшая около 30
процентов всей валовой продукции промышленности
города. Основу данной отрасли составила
национализированная катушечная фабрика Гергарди,
в 1929 году она была переоборудована на выпуск
фанеры и чемоданов. Были созданы новые
деревообрабатывающие заводы: «Пролетарий»,
«Дворец Труда», «Красный деревообделочник».
Самым крупным заводом на тот период являлся
механический чугунолитейный и
тракторно-ремонтный завод им. Калинина треста «Росдорстрой».
Он был эвакуирован в 1915 году из Вильно в
Смоленск. Сгоревшие в 1920 году помещения завода
национализировали в 1921 году. В 1929-1939 годах
на заводе был выстроен литейный корпус.
Еще одним крупным предприятием города являлась
швейная фабрика им. Румянцева, созданная в 1918
году. Национализированный завод Будникова стал
носить название Смоленский керамический завод
им. Октябрьской революции.
Во время гражданской войны центр – наиболее
благоустроенная часть города – наравне с другими
частями пришел в упадок. В 1919 году было
прекращено движение трамваев, деревянные решетки
садов и огородов почти все были разобраны и
использованы на топливо. Деревья в садах и на
улицах были обглоданы козами и лошадьми.
Мостовые изношены до предела. Уже в 1922 году
было начато восстановление трамвайного движения,
в 1923 году движение было возобновлено по линии
вокзал – Красноармейская слобода. В 1931 году
длина трамвайного одиночного пути составляла
13,5 км, число вагонов – 25. По городу и за
город по Витебскому шоссе осуществлялось
автобусное сообщение пятью автобусами.
Протяженность уличной электрической сети
равнялась 60 км. В июле 1932 года была начата
прокладка первой канализации в городе.
По данным на 1933 год, в Смоленске было две
гостиницы. Одна – имени XIII годовщины Октября,
открытая в ноябре 1930 года, – располагалась в
Заднепровье (Витебское шоссе, в четырехэтажном
здании бывшей тюрьмы), в ней насчитывалось 38
отдельных номеров и 68 общих комнат. Вторая
гостиница, «Интернационал» на Б. Советской
улице, имела 18 отдельных номеров и 19 общих
комнат. Стоимость номера составляла 9 и 6
рублей, койки – 4 рубля. Кроме гостиниц, были
оборудованы помещения для приезжающих в Доме
колхозника (бывшая Нижне-Никольская церковь),
Доме просвещения и Доме Красной Армии, при Доме
Советов, облпрофсовете. В городе насчитывались
61 столовая и 53 буфета, имелось одно
кафе-ресторан, работавшее с 8 часов вечера,
расположенное на углу Б. Советской и М.
Интернациональной.
Как и до революции, в городе существовало два
базара: нижний в Заднепровье и верхний на
Молоховской площади. Базарными днями являлись
среда и суббота. Нижний базар значительно
превосходил верхний, помимо овощей, хлеба,
молочных продуктов, фруктов, ягод, на нем
происходила продажа скота – коров, лошадей,
овец, телят, дров, строительных материалов,
различных деревянных и глиняных изделий. Вокруг
базарной площади были сосредоточены ряд
государственных и кооперативных торговых
учреждений, а также конторы и базы по принятию
от приезжающих сельскохозяйственного и
промышленного сырья. Раз в месяц проходили
большие колхозные ярмарки.
Городские парки стали общедоступными. Так, парк
культуры и отдыха включил в себя Губернаторский,
детский Пушкинский и Лопатинский сады. Летом в
нем работали библиотека, книжный киоск,
спортивная площадка. По дорожкам и площадям были
установлены скамейки. Летом показывали фильмы,
на прудах происходило катание на лодках. В
зимнее время устраивали каток. Сад Блонье был
переименован в сад им. Серафимовича. Как и до
революции, он представлял собой правильный
четырехугольник с дорожками по диагоналям и
краям. На центральной площадке располагался
небольшой фонтан. Сквер Памяти героев войны 1812
года был переименован в сад «Динамо». Он являлся
наиболее благоустроенным из городских садов.
Были разбиты великолепные цветники. Здесь
располагались ресторан и большой летний театр.
На правом берегу Днепра при въезде на мост
находился сад Металлистов. В начале 1920 годов
это место находилось в запущенном состоянии,
многие деревья были выпилены. Первоначально его
взяли под свою опеку пожарные, которые произвели
посадку деревьев, устроили цветники, проложили
дорожки, установили лавочки, играл духовой
оркестр. В 1931 году он был передан металлистам,
а в 1933 году – в ведение железнодорожников. На
территории дореволюционного сада смоленских
епископов был создан в 1928 году сад «Красная
Рачевка».
|
|