Главная | Архив |

  Музыкальная гостиная  
   

Пётр Привалов

 

Евгений Основич:
«НЕЛЬЗЯ БЕЗ МУЗЫКИ В ДУШЕ»

 

Смоленский камерный оркестр был создан в 1991 году. Основателем, художественным руководителем и главным дирижером оркестра являлся Давид Сергеевич Русишвили (1949 - 2006) - скрипач, ученик В. Пикайзена, педагог, член Союза композиторов России.
Коллектив исполняет музыку разных эпох, стилей и жанров. В репертуаре оркестра - более 70 концертных программ. За свою 20-летнюю историю коллектив приобрел немало поклонников и получил признание как на Смоленщине, так и за её пределами.
В 2009 году художественным руководителем и дирижёром оркестра стал Евгений Борисович Основич. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей его интервью.

 

- Евгений Борисович, это ваш первый концертный сезон в качестве руководителя нашего оркестра. Но вы уже успели познакомиться и с коллективом, и со смоленской публикой. В свою очередь, и смоляне проявляют интерес к личности нового дирижёра. Пожалуйста, несколько слов о себе.

- Я родился в Минске в 1976 году в музыкальной семье. То есть родители – профессиональные музыканты. Бабушка моя – пианистка, была завучем специальной музыкальной школы-одиннадцатилетки Белгосконсерватории. Дедушка много лет был концертмейстером государственного академического симфонического оркестра БССР.

- И работал с Виктором Павловичем Дубровским?

- Да. Дубровский не раз бывал у нас в гостях, когда работал в качестве приглашённого главного дирижёра Минского оркестра. От дедушки слышал, что они с Виктором Павловичем дружили. У меня осталось впечатление о Дубровском, как о человеке увлеченном, который горел своим делом. Это блестящий дирижёр. Его концерты всегда были событием. Штраусовская программа – наверное, одна из самых лучших. На новогодние концерты 31 декабря билеты нужно было доставать очень задолго. Обычная картина, когда люди на ступеньках, у входа просили «лишнего билетика». Причём, на такие «трудные» произведения, как Пятая симфония Бетховена.

- Можно сказать, что музыка окружала вас с самого детства.

- Именно. Занятия музыкой всегда были мне в радость. Успешно закончил музыкальную школу и консерваторию по классу скрипки. Затем получил второе консерваторское образование – по дирижированию. Всё это в Минске, где у меня жена и двое детей. Там и работал на кафедре оркестрового дирижирования в Белорусской государственной академии музыки. Когда начал сотрудничать со Смоленским камерным оркестром, из-за репетиций вовремя домой возвращаться не получалось, так что со второго семестра работаю только с оркестром, почти всё время здесь. До этого у меня был опыт сотрудничества с другими коллективами – в основном, в Минске. Мне нравится эта работа.

- И всё же – почему Смоленск, как вы и наш камерный оркестр нашли друг друга?

- Очень просто. Мне дали телефон – позвонил художественному руководителю филармонии Вячеславу Оливерговичу Кухалеву. Он пригласил меня на прослушивание. Сразу понял, что у Смоленского камерного оркестра есть хорошая основа, есть потенциал. И после нескольких месяцев работы убедился, что первое впечатление было верным. Коллектив интересный. Характерная особенность – он, практически, исключительно дамский (15 музыкантов из 16). Наши дамы – любительницы пошутить, посмеяться. Но профессионализма у них не отнять. Что особенно нравится, они всё схватывают сразу, улавливают суть вопроса. Это очень облегчает работу. Главная трудность - нехватка кадров. У нас очевидные проблемы с виолончелями. В Смоленске виолончель не преподают – ни в школах, ни в училище. В идеале нам нужен человек, который бы приехал на Смоленщину, как было в моём случае, и взял это дело в свои руки. Скрипачей, конечно, больше. У нас потрясающая группа альтов. Она – играющая, укомплектованная и прекрасно звучит. Это достояние нашего оркестра. Мы немножко уже привыкли друг к другу – знаем, чего ждать, чего можно потребовать друг от друга.

- Думается, не на пользу, когда часто меняются руководители...

- Конечно, по большому счёту у оркестра должен быть руководитель постоянный. Хотя есть коллективы (в том числе очень высокого класса), которые не имеют никакого руководителя, они как бы самоуправляются. Допустим, Венский филармонический оркестр. Там сами решают, кого из дирижёров приглашать на ту или иную программу. И добиваются прекрасных результатов.

- Вы работали и с другими коллективами, знакомы с лучшими образцами оркестрового искусства. Как выглядит наш камерный оркестр на этом фоне? Говорят, всё познаётся в сравнении.

- Здесь я не совсем согласен. Это всё субъективно. Ведь искусство является отражением жизни. Каждый отражает то, что видит и чувствует. Конечно, есть какие-то основные объективные критерии. Здесь лучше инструменты, а здесь хуже... А так каждый коллектив имеет свою специфику, изюминку. То есть по-своему неповторим. И это замечательно. Потому что если бы все были, как Венская филармония или как Берлинский оркестр – это было бы скучно. Жизнь интересна своим разнообразием.
Конечно, есть у нас трудности с инструментарием. Например, волос в смычке стёрт, не годится никуда. В Смоленске эту проблему не решить – надо ехать в Минск или Москву. Низкая заработная плата музыкантов приводит к тому, что они должны искать ещё какие-то варианты заработка. Это не может не сказываться на уровне. И беда эта, конечно, не только у смолян. Радует, что несмотря ни на что мы приходим сюда, в филармонию, репетируем, готовим новые программы, выступаем. Пока это так – ничего не потеряно.

- Евгений Борисович, вам не кажется, что у нас как-то слишком гладко и хорошо получается?

- Вы знаете, каждый видит то, что желает увидеть. Я вижу творческий потенциал, который мне понравился сразу, и развиваю его. Грех обижаться, когда коллектив стабильный, поддаётся увещеваниям с точки зрения профессиональной логики. Это самое главное.

- В камерный оркестр вы пришли, что называется, на сложившийся репертуар...

- Я бы так не сказал. Наоборот, хотел и начал привносить какие-то новшества. Другое дело, что за двадцать лет в коллективе сложился богатейший фонд, в который вошли оригинальные сочинения для камерного оркестра, переложения, аранжировки. Сегодня, с развитием современных технологий, появлением интернета можно найти массу интересного материала – и современного, и классического, и несправедливо забытого. Каждый коллектив имеет свой репертуарный круг. Это естественно. Поэтому, кстати, многие произведения, популярные в Минске, здесь совершенно неизвестны. Мы подготовили несколько таких премьерных сочинений, и они имели успех.
Добавлю, что ещё далеко не всё привёз из Минска, что планировал. Мне очень хочется познакомить смолян с творчеством одного из моих преподавателей в Минской консерватории Вальтера Грайровича Мнацаканова, которому в мае исполняется 70 лет. Это композитор, аранжировщик. По образованию и роду деятельности дирижёр. Делает оркестровки для камерного оркестра - парафразы, попурри. В Смоленске мы уже представили слушателям несколько его сочинений, в частности «Кальманиану», парафраз на тему оперетт Имре Кальмана. Это очень яркое и своеобразное сочинение. Семьдесят лет – хороший повод, и хочется, чтобы Вальтер Грайрович побывал здесь и выступил с камерным оркестром. Вообще, необходимо, по-моему, чтобы в Смоленске бывали интересные музыканты - и дирижёры и солисты, которых знаю я и пока не знают здесь. Есть, например, очень интересный дирижёр в Москве Валеев Вячеслав Ахметович, который ещё в Смоленске не бывал. Сейчас как раз идут переговоры с ним.
В Минске достаточно сильная инструментальная школа и немало молодых талантливых исполнителей, которые могли бы появиться здесь и поделиться своим мастерством со смоленской публикой. Думаю, этот проект был бы очень интересен. Можно взять шире: пригласить молодых талантливых исполнителей из Москвы, поискать таковых в Смоленске. И сделать один или несколько концертов – представить юношеское творчество.
Также я думаю о гастрольной деятельности, чтобы как-то встряхнуться, поменять картинку за окном, дать оркестрантам возможность немного заработать. В этом плане использую свои старые контакты и активно ищу новые.

- В этом сезоне уже ездили куда-то?

- Только в Витебске пока побывали – выступали на концерте, посвящённом единению России и Беларуси. Концерт прошёл успешно, в Витебске остались очень довольны работой оркестра. Публика нас тепло принимала. Все подобные контакты способствуют обогащению культурной жизни и росту исполнительского мастерства. Дают мотивацию музыкантам.

- Из тех произведений, которые вы включили или собираетесь включить в репертуар оркестра, можно выделить наиболее значительные?

- Опять-таки вопрос спорный. Каждое сочинение несёт в себе информацию, воспринимаемую нами на подсознательном уровне. В тот или иной период что-то может выйти на первый план. Так, к 65-летию Победы мы планируем исполнить Восьмой квартет Шостаковича в версии для камерного оркестра. Это произведение и посвящено «памяти жертв фашизма и войны». Бывает, когда успех достигается при синтезе различных искусств: слово, пластика, вокал, солисты-инструменталисты и оркестр. Такая программа у нас была 6 марта, называлась «Женщина – это любовь». Можно сказать, в формах искусства мы подняли женщину на пьедестал. То есть каждая программа находит своё место.

- Как вам видится будущее оркестра в ближайшей и отдалённой перспективе?

- Идеал – это когда на концерты нашего оркестра будут ходить постоянные слушатели и их будет достаточно много. И будет становиться всё больше. Я не замыкаюсь в рамках какого-то узко классического направления искусства. Хотя сам я академический музыкант, но с удовольствием сотрудничаю с музыкантами неакадемического направления. Или мы стараемся играть не только академическую музыку. Тем не менее, хочется, чтобы широкая смоленская публика приобщалась к серьёзной классике. Поэтому работа оркестра идёт на разных уровнях, на нескольких планах.

- Каким-то образом проявляется в этой работе творческое наследие основателя оркестра Д.С. Русишвили?

- Конечно. Он заложил основы. И главное – его детище живёт вот уже двадцать лет. Это серьёзно. А всё остальное – бумага. Значки и закорючки на ней не зазвучат, пока нет исполнителей. Поэтому самое главное его наследие – это оркестр. Плюс большое количество аранжировок и оригинальных сочинений, которые мы охотно используем в нашей концертной практике. Из этого наследия мною уже немало освоено и много ещё предстоит. Идёт процесс взаимообогащения.

- Жена, дети, родители – словом, у вас всё в Минске. Наверное, трудно разрываться между двумя городами?

- Да. И было бы много труднее, если бы не поддержка семьи. Жена у меня – врач, но тоже музицирует немножечко и понимает, что такое для меня творчество, возможность самостоятельной работы. В атмосфере искусства и сыновья растут. Они уже обучаются на фортепиано. Я ни в коем случае не стану принуждать их заниматься этим профессионально, но музыка должна присутствовать в жизни каждого. Ещё Шекспир сказал, что нельзя довериться человеку, у которого нет в душе музыки. Те положительные эмоции, которые даёт музыка, ничем заменить нельзя.

- Как складываются отношения с руководством филармонии?

- Ко мне здесь хорошо относятся. Если возникают какие-то рабочие моменты, то они и преодолеваются в рабочем порядке. Обсуждаем буквально все наши проблемы, находим решения. Я могу только поблагодарить руководство за такой подход.

- В свою очередь, разрешите и вас поблагодарить за интервью и пожелать успешного осуществления всех ваших творческих планов.

 

 










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5(117)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич