Главная | Архив |

  Катастрофа в небе над Смоленском  
   

Владимир Евгеньев

 

Будем
помнить...

 

На мероприятия, посвященные 70-летию расстрела польских офицеров в Катынском лесу, редакция журнала «Смоленск» не стала аккредитовываться. Прежде всего, наверное, потому, что со времени первого визита в Катынь в апреле 1990 года руководителя Польши генерала Войцеха Ярузельского доводилось бывать на всех мероприятиях в Козьих Горах с участием первых лиц, и постоянно польская сторона поднимала вопрос об извинениях российского руководства за преступление 1940 года.
Уже несколько лет обе стороны заявляют о необходимости максимально деполитизировать работу созданной еще в 2001 году Группы по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений. Заинтересованность в нормализации двусторонних связей, готовность к открытому диалогу по поиску решений накопившихся проблем высказывал и возглавивший правительство Польши после победы на ноябрьских выборах 2007 года лидер партии «Гражданская платформа» Дональд Туск. Но так думали далеко не все в стране, еще сравнительно недавно считавшейся братской. Тот же президент Лех Качиньский не пожелал направляться в Катынь в составе одной делегации вместе с премьер-министром.
В общем, мы в редакции не захотели хотя бы своим присутствием на мероприятиях участвовать в польских разборках и «междусобойчиках». Но освещать на страницах журнала круглую дату со времени Катынской трагедии все-таки намеревались: заказали коллегам-фотокорреспондентам сделать эксклюзивно для нашего издания несколько снимков.
Уже первые прозвучавшие с телеэкранов слова премьер-министра России Владимира Путина растопили лед настороженности и обид у членов польской делегации и у большинства жителей Польши. Руководитель российского правительства прямо сказал, что расстрел польских офицеров в Катыни – это преступление тоталитарного режима. Больше нет никакой правды, которая скрыта. Основные архивные документы переданы польским партнерам, а обнародование всех архивов не осуществляется по гуманитарным соображениям – информация касается родственников людей, участвовавших в трагических событиях.
Такая позиция российского руководства удовлетворила Дональда Туска, и он на совместной пресс-конференции в здании администрации Смоленской области заявил, что «наверняка этот день будет записан как лучший день в истории наших отношений и позволит нам еще лучше сотрудничать».
Вероятно, теплота встречи В. Путина и Д. Туска не осталась без должной оценки президента Польши Л. Качиньского. В опубликованном позже тексте его планировавшегося выступления в Козьих Горах говорилось о желании улучшать отношения с Россией...
А для смолян 7 апреля стало первым визитом В.В. Путина на Смоленщину за 10 лет нахождения во власти – сначала на посту президента и в последние два года – в качестве главы правительства. Из обрывочных сведений, поступивших от его окружения, сложилось впечатление, что Владимир Владимирович остался весьма недоволен уровнем руководства регионом. Правда, озвучил он только два негативных момента: отвратительное состояние смоленских дорог и проблемы с занятостью. Губернатор С.В. Антуфьев сказал мне в личном разговоре, что все письма с различными просьбами, которые он подготовил премьеру, тот подписал. Стало быть, смоляне в ближайшее время почувствуют, что в область направятся инвестиции из федерального бюджета и из других источников.
Кто в тот вечер мог предположить, что спустя менее чем трое суток премьер вновь прилетит в Смоленск, на следующий день – еще раз?! Повод оказался трагическим – катастрофа на подлете к аэродрому «Смоленск-Северный» самолета ТУ-154 с президентом Польши на борту, его супругой, вице-спикерами и депутатами Сейма и Сената, членами правительства, видными общественными деятелями – элитой нации. Погибло 96 человек. Горькая, невосполнимая потеря.
Весь мир смотрел на скорбное лицо российского премьера, на его трогательное сочувствие польскому коллеге. Оценили сострадание россиян и поляки: несмотря на проклятия в адрес «ненасытной Катыни» простые люди благодарили русских друзей за то, что восприняли катастрофу в небе над Смоленском как наши общие горе и беду.
Сегодня скажу то, что, может быть, не должен был бы говорить вслух: очень часто я без восторга, мягко говоря, воспринимал многие слова и дела Путина, особенно когда он говорил, что будет кого-то «мочить в сортире», но в эти горькие для польского и русского народов дни я гордился Путиным как человеком, гражданином и руководителем страны. Бывают события, когда мы просто не имеем права не воздать должного нашим лидерам...
Хочу от лица читателей высказать признательность и губернатору Смоленской области С.В. Антуфьеву. На Сергея Владимировича в эти жестокие дни выпали такие нечеловеческие нагрузки, что редко кто смог бы выдержать...
Очень много комментариев в прессе и в обществе появилось по причинам катастрофы. Но почему мы все время ищем виноватых? Начинаем рассуждать о том, понимал ли диспетчеров пилот, довели ли они до экипажа всю опасность слабой видимости из-за густого тумана. Слышатся упреки, почему командир корабля не повернул самолет на резервный аэродром. Вспоминается история в тбилисском небе, когда Лех Качиньский пытался заставить экипаж посадить самолет при плохой видимости, и делаются предположения, мол, и на сей раз президент вмешался в работу летчиков.
Но давайте представим себе чувства членов делегации - и пилотов тоже - в те томительные минуты ожидания прилета. Все они ощущали ответственность перед людьми, собравшимися в Катыни и ожидавшими своего Президента. Это свыше тысячи паломников, сутками добиравшихся поездом и на автомобилях. Заставить их ждать еще несколько часов, если садиться в Минске, ни пилоты, ни члены делегации позволить себе не могли...
Они очень торопились к людям. Как же это по-человечески понятно...
 

 










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5(117)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич