Главная | Архив |

  Смоленск художественный  
   

Валерий СОНИН

 

Образ мира и мир образов
Святослава Арайса

 

 

Судьба художника- это тернистый путь человека, избравшего познание мира через образ, воплощение его в холст, материал, попытка и испытание убедить зрителя, что это его душевное видение, ощущение, переживание, но и страдание за то, что другие не могут или не хотят понять это. Святослав Арайс - зрелый художник и многоликий мастер. Профессор СмолГУ, член Союза художников России Валерий Гращенков, автор смотрящегося и незабываемого барельефа народного художника России А.Г.Сергеева, установленного на стене старейшего вуза России, Смоленского государственного университета, говоря о своем коллеге Святославе Арайсе, отмечает следующее: «У художников не бывает все удачным. Тот, кто ищет себя, свое «художественное я», обязательно проходит через обретение и неудачи, радость открытия и разочарования. И как раз этот показатель того, что художник «жив», у него есть цель, есть разум, силы и воля напитаться «божественными струями», а умение и вдохновение приходят в процессе и результате творческого поиска. И удачи и неудачи – все результативно, все они ступени творческого роста...» Всей своей художественной натурой художник-дизайнер, ведущий дизайнер-художник Смоленщины Святослав Арайс подтвердил праведную истину творческих людей, что великие достижения в искусстве суть суммы малых побед. Работая в технике масляной живописи, преимущественно в жанрах - пейзаж, портрет, натюрморт, продолжая с первого удачного мазка, посланного и данного свыше, он соединил свой внутренний мир с образом мира, который он хочет перенести на холст, сделать его этюдом, картиной, как композитор звуком - песню, поэт дыханием души – стих, оду, Святослав дышит воздухом этой природы, что его окружает. Придя мальчишкой в Смоленский Дворец пионеров, который для многих именитых наших художников стал стартовой площадкой мастерства и будущего признания не только на своей малой родине, но и в масштабах России, Советской страны, дальнего зарубежья, он, послевоенный подросток, встретил здесь истинных учителей, мастеров, отзывчивых наставников и профессионалов- педагогов с большой буквы. Святослав Арайс без волнения и пиетета к своим учителям Терещенко Анатолию и Олешковскому Валерию не может говорить. Это настолько для него естественно чтить своих первых учителей, как говорить о родителях, без которых жизнь бессмысленна. Об Олешковском зрелый мастер Арайс говорит, как о совести, без которой просто нельзя выходить на улицу, говорить с людьми, смотреть им в глаза. Олешковский не только нас учил чувствовать свет, ставить руку, держать правильно карандаш в руке, но он с нами просто разговаривал, шутил, смеялся, радовался тому, что хотим рисовать и видеть на холсте образ мира. Университеты жизни Святослав постигал будучи студентом Горьковского художественного училища, студентом заочного отделения физико-математического факультета СГПИ, корректором в проектном институте «Смоленскгражданпроект», студентом белорусского государственного театрально-художественного института (отделение промышленного искусства, город Минск), солдатом в учебке Ленинградского военного округа, где был свидетелем создания культового фильма на все времена «Гусарская баллада», художником-проектировщиком смоленских художественно-производственных мастерских, главным художником Смоленского камерного театра, в котором подготовил фирменные стили к спектаклям, осуществил сценографию и создал костюмы к спектаклю по пьесе А.Островского «Свои люди - сочтемся». И снова Святославу везет на учителей. Его встреча в Минске, в театрально-художественном институте с Олегом Викторовичем Чернышевым, руководителем экспериментальной группы дизайнеров, оставила в его душе незримый прочный след на много, много лет. Олег Викторович Чернышев, автор уникальных монографий «Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна» (1999), «Концептуальный дизайн» (2004), первым систематизировал специальные вопросы и методики освоения основ художественно-композиционной грамоты в процессе профессиональной подготовки дизайнеров. Именно у него Святослав научился грамотно выстраивать композицию на основе образного мышления и творческого видения самого материала, художественно воспринимать не только формальную композицию, но и последовательно ее трансформировать в образ улицы и предприятия, учебного здания или среды обитания. Именно у Олега Викторовича Арайс научился, а затем качественно овладел мастерством соразмерности и соподчинения, масштабности и практического освоения принципов художественно-композиционного формообразования (формализация, образная активизация, комбинаторика, стилизация, трансформация, тектоника, потребительская функция). Все это непосредственно выливается в дальнейшем в материальные, знаковые и процессуальные системы.
В дальнейшем один из первых профессиональных дизайнеров Смоленщины Арайс воплотит творчески все идеи, навыки, умения, полученные знания у своего белорусского педагога в авторские проекты, которые широко известны смолянам и жителям Витебска. Оформленный Дворец культуры трикотажной фабрики, его мозаичные панно, украшающие стены снаружи и внутри, не оставляют без трепетного волнения посетителей. Градостроительный дизайн всегда сложен, ответственен, трудоемок, а для автора – волнителен. Оформление пожарно-технической выставки в городе Витебске для смоленского художника-дизайнера стало признанием его творческих возможностей, ибо это был большой конкурс не только мастеров из двух областей (Смоленская и Витебская), но конкурс дизайнеров из стран СНГ, победителем которого стал Святослав Арайс. Став соавтором проекта оформления музея партизанской славы в п. Пржевальское Демидовского района Смоленской области, а также автором проекта оформления экспозиции «Партизанская землянка» в музее партизанской славы, художник получил признание не только жителей нашей области, но и отдыхающих во всероссийской здравнице тысяч россиян, приехавших увидеть наши красоты и получить качественный отдых в бывшей Слободе, названной теперь в честь нашего великого земляка. Николай Михайлович, увидев впервые эти красоты, назвал их «Байкалом в миниатюре». Проект оформления парка культуры им. Горького в Москве под руководством мэтра дизайна Е. Розенблюма, стендовые представления, изящно оформленные отделы природы Гагаринского музея-заповедника (четыре диорамы и раздел «Экология») не только впечатляют, но и отражают креативность мастера, его вкус и стиль. Святослав Арайс, названный его коллегой Валерием Гращенковым многоликим художником, всю свою творческую жизнь именно так и обозначает. Его художественная творческая поэзия, его стиль изображения, живописное письмо, представленное на многочисленных выставках России (Москва, Брянск, Кострома, Воронеж, Иваново, Калуга, Белгород, Нижний Новгород), Белоруссии (Минск, Могилев, Гродно, Витебск, Орша), Израиля, Польши (Ченстохово), позволяют высоко оценить талант живописца, уникального создателя полотен о русской, смоленской природе, ее образном виденье, удивительном чутье и понимании ментального образа любимой им России. Даже израильские этюды, художественные зарисовки, благостно и даровито выполненные, тонко и проникновенно исполненные, не трогают так, как русские пейзажи: «Деревня», «Летний дождь», «Озеро. Знойный день», «Дворик», «Ненастный день», «Цикорий цветет», «Теплый день», «Старая береза», «Сарай», «Осенняя роща», «С крыш потекло», Весеннее марево», «Облака», Деревенское окно», «Ромоданово». Сами названия обозначают не только фенологические состояния в природе, они дышат ею, они раскрывают русскую душу, вросшую в этот пейзажный пласт, они семантикой слова представляют не только этот художественный образ, перенесенный на холст, но и тонким ощущением мастера соединяют две натуры: природы и собственную. Это же начинает чувствовать и сам зритель, на его юбилейной выставке. Есть такое сложное лингвистическое и психологически верное выражение состояния души, как светлая печаль. Именно она в картинах, этюдах, набросках присутствует, живет, трогает. Картины «Озеро Сапшо», «К морозу», «Диво», Край озерный», «Летний вечер», «Деревня Житутино» излучают особенное свечение теплоты, подчеркивают профессиональную композицию и ощущение этой среды, без которой личность, сам человек несовершенен, убог, или просто мертв. Картины Святослава Арайса всегда наполнены светом, воздухом, величавым покоем. Это всегда ощущение приятных и благостных песен, с которыми легче дышится, ибо восприятие непреходящей красоты окружающего всегда для человека праздник. Огюст Роден отмечал, что художник подает великий пример. Он страстно любит свою профессию: самая высшая награда для него – радость творчества. К сожалению, - подчеркивает великий скульптор, - в наше время многие презирают, ненавидят свою работу. Но мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде. Создавая образ мира, творя мир образов, художник и дизайнер Святослав Арайс любит свою работу, ею живет, искренне и щедро делится талантом своей души с нами.
 







 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5 (17)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич