Андрей Быстров родился в
Смоленске в Красном Кресте 7 ноября. Он не мог
слышать шума демонстрации с соседней площади
Смирнова, не мог видеть портретов космонавтов,
которых в праздничных колоннах было особенно
много. Да если бы ему показали даже живого Юрия
Гагарина, малыш не понял бы, какой легендарный
человек перед ним стоит.
Тогда, в далеком 1964 году, в самый пик
космической эйфории, находилось немало
провидцев, безошибочно предсказывавших резкий
скачок желающих стать космонавтами и
конструкторами космических кораблей. Но не
думаю, что кто-то в тот праздничный день 7
ноября 1964 года мог угадать в новорожденном
будущего доктора технических наук, профессора,
академика Академии военных наук РФ, одного из
разработчиков системы автоматической посадки
кораблей многоразового использования «Буран».
Смоленщина и космос породнились с исторического
старта корабля «Восток-1» с человеком на борту –
уроженцем смоленской земли Юрием Алексеевичем
Гагариным. Многие наши земляки успешно проходили
и проходят службу в космических войсках. Смоляне
в этих воинских частых в особом почете. Но с
них, как с земляков первопроходца космоса, и
спрос особый. Это с первых дней воинской службы
почувствовал Андрей Быстров.
Но космическим войскам предшествовала солидная
подготовка, начиная с начальной военной в 9-й
средней школе Смоленска и заканчивая обучением в
Смоленском высшем зенитном ракетном инженерном
училище.
- Специфика космических войск сформировала меня
как ученого, - рассказывает Андрей Владимирович,
- здесь важны и практический, и научный опыт. Их
синтез позволяет добиваться успеха. В
космической отрасли немало интересных проектов,
которые позволяют самореализовывоться ученому. У
меня было большое желание заняться интересным
делом, и космос помог моему научному
становлению.
- Кстати, а не отстаем ли мы по космическим
разработкам от америкацев?
- В научном и учебном процессе мы идем по
инерции и живем запасами прежних десятилетий. И,
к сожалению, наука стареет, потому что серьезных
ученых в самом продуктивном возрасте 35-55 лет
очень мало.
- А почему о «Буране» в последнее время забыли,
и на первый план вышли американские «челноки»?
- «Буран» дошел до высот славы на том этапе,
когда им занимались. По многим разработкам мы в
свое время значительно опережали Соединенные
Штаты Америки. Общеизвестно, что у нас гораздо
более весомый опыт по продолжительной работе на
орбитальных станциях, по выводу на орбиту
тяжелых грузов. А вот по полету и приземлению
«челноков» направление свернуто в нашей стране
из-за отсутствия финансирования и политической
воли. Теперь вроде бы воля появилась, но
надлежащих кадров уже нет. Всегда легче
разрушить, чем хотя бы поддержать на том уровне,
на котором были.
В космических войсках Андрей Быстров командовал
«точкой» высоко в горах. Оттуда как молодого
специалиста его направили в Киев на учебу в
военную адъюнктуру при инженерном факультете
Военной академии ПВО СВ им. Маршала Василевкого.
В диссертации исследовались вопросы
идентификации воздушных объектов.
А в 35 лет он стал доктором технических наук.
Кроме чисто научных интересов по космической
тематике и противовоздушной обороне, Андрей
Владимирович увлекся вопросами финансового
менеджмента, даже прошел обучение в техническом
университете по программе подготовки
управленческих кадров.
У него накопился огромный опыт проведения
экспертиз по оценке эффективности предприятий
военно-промышленного комплекса, организации
наукоемких высокотехнологичных производств «с
нуля».
А.В. Быстров – автор более 100 печатных научных
трудов в центральных, академических и
ведомственных изданиях. Он – член
Военно-научного комитета Генерального штаба
Министерства обороны Российской Федерации.
|
|