Два моих сегодняшних
собеседника – люди разных эпох. Виктор
Михайлович Петров и по стажу работы огранщиком
почти ровесник «Кристалла». Сегодня он – живая
история и слава предприятия, человек, повидавший
очень многих знаменитых гостей – космонавтов,
ученых, артистов. Для этих знаменитостей он,
смоленский огранщик с одной из самых
распространенных русских фамилий, тоже
неординарная личность. Он создает красоту. А это
большое искусство, ради созерцания которого и
посещают известные люди страны и мира Смоленский
«Кристалл».
Виктор Михайлович Петров – лауреат
Государственной премии. А Дмитрий Сергеевич
Любович, в отличие от своего именитого коллеги,
до недавнего времени вообще никаких наград и
званий не имел. Недавно его назвали «Лучшим
молодым работником «Кристалла» в 2007 году». Но
мне почему-то кажется, что у Димы впереди еще
очень много творческих вершин. Поговорил я с ним
каких-то 10-15 минут, но почувствовал в молодом
огранщике душу художника, человека увлекающегося
и стремящегося к совершенству.
В этом они с Петровым очень похожи. Что мне
представляется следствием кристалловского
воспитания. Огранщики являются носителями
славных традиций предприятия. У меня сложилось
впечатление, что Дмитрий Любович это уже
осознает...
Полагаю, читатели разделят мое мнение,
ознакомившись с текстом интервью с ветераном и
его молодым коллегой.
- Виктор Михайлович, Вы человек знаменитый, у
Вас интервью берут уже много-много лет. Тем не
менее журналисты и читатели по-прежнему
проявляют к Вам интерес.
Когда Вы пришли на завод? Как стали
«кристалловцем»?
- Пришел чисто случайно – в 1967 году. Наверное,
подкупила таинственность, которая скрывалась за
словами «бриллиантовая фабрика». В то время для
простого советского человека было неизвестно,
что такое бриллиант, из чего его делают и как.
Сначала чисто поверхностное любопытство привело
меня на этот завод. Потом потихоньку стал
набираться мастерства. Научился быстро – через 4
месяца уже сдал на разряд, стал работать
самостоятельно.
Но оставались вопросы неясными по научной
трактовке происхождения алмаза и затем
бриллианта, как устроена кристаллическая
решетка. В то время я близко сошелся с Анатолием
Михайловичем Бочаровым, он тогда занимался
теорией обучения огранке бриллиантов. Половину
того, что он мне рассказывал, я не понимал. Это
вызвало интерес – неужели что-то до меня может
не дойти. Впоследствии нам довелось совместно
работать над многими кристаллами.
- Чтобы стать хорошим огранщиком, надо быть
художником в душе. Что самое главное – острый
глаз, твердая рука или художественный вкус?
- Желание нужно. Научиться – нет большой
проблемы. А вот чтобы не остыть, чтобы работа не
надоела, чтобы почувствовать к ней вкус,
заинтересовать самого себя технологическим
процессом – с этим сложнее.
- Виктор Михайлович, вот Вы за свою жизнь
изготовили тысячи бриллиантов. Но ведь не просто
штампуете Вы их?
- Почерк мастера сохраняется на каждом
бриллианте у каждого огранщика. Сейчас экономика
заставляет где-то отклоняться, чуть-чуть
смещать. Идеально и в то же время эффективно
трудно сделать в этих условиях. Важно, чтобы при
высокой эффективности обеспечить и высокое
качество.
Смоленские бриллианты славятся во всем мире. Я
был на родственных предприятиях в Бельгии,
Израиле. Русский товар резко отличается именно
качеством обработки – рисунком, полировкой.
- Значит, все-таки художником огранщик должен
быть?
- Безусловно.
- А распознает специалист среди десятка камней,
какой из них гранил Петров?
- Скорее всего, нет. Это очень сложно.
- А два камня с одинаковым весом в каратах будут
друг от друга отличаться?
- Естественно, потому что двух совершенно
одинаковых бриллиантов в мире нет. Они разнятся
и обработкой, и своей природной структурой.
- Большие ли отходы? Зависит ли это от
мастерства огранщика?
- Выход в каратах зависит от сырья, как природа
создала камень. На одном большой выход, а на
другом много вещества уходит в пыль. Мы зажаты
строгими параметрами. Это и позволяет обеспечить
высокое качество. Надо уложиться в параметры.
Иначе изделие будет или очень темным, или очень
светлым.
- Скажите, Виктор Михайлович, а за 41 год работы
Вы много камней испортили?
- Без этого, к сожалению, не обойтись. Бывает,
поправляешь, переделываешь. Но вообще очень
редко случается, чтобы не уложился в
установленную заданием массу. Это редчайший
случай.
- А у молодежи случается, что, например,
неправильно провел «резаком», и откололся
кусочек камня.
- Это бывает. К сожалению, от этого не
избавишься – ручная работа...
- Почему наше качество на порядок выше, чем у
тех же бельгийцев, например?
- Подходы разные. На их станках невозможно
обеспечить наше качество «пояска». У нас каждый
бриллиант можно рекламировать и продавать как
произведение искусств. Там бельгиец мне говорил:
«Ты специалист, и я специалист, мы понимаем, а
дама пришла – тут блестит, в ушах блестит, все
нормально».
- На «Кристалле» всегда поощрялись семейные
династии. Вы, Виктор Михайлович, своих детей
обучали огранке?
- Старшая дочка училась, нормально работала.
Сейчас трудится технологом. А младшая пошла в
доктора...
- Скольких людей Вы обучили профессии?
- Очень многих. К сожалению, не все выдержали
многолетний ритм этой напряженной работы. Сейчас
рядом трудятся 2 ученика.
- Какой самый большой камень довелось гранить?
- 33 карата. Это уже было давно, сейчас такого
сырья для «круглого» бриллианта нет.
10, 15, 20, даже 30 карат в свое время часто
гранил. Вспоминаю, что специалисты «дрожали»,
как бы не испортить изделие. Ведь речь шла об
очень высокой цене...
- Насколько зависит конечный результат от
обдирщика?
- Наполовину. Если обдирщик «переберет», то
огранщик ничего не сделает.
- Не пытались Вы хотя бы приблизительно
посчитать, сколько за 41 год казне денег
принесли? Ведь стоимость изделий хотя бы с
погрешностью можно высчитать?
- Нет, это практически невозможно. Когда-то я
работал на «мелочи» - нужно было делать много,
быстро и качественно. Изготавливали по 20-30
камней в смену. Сырье было идеальное. Был
интересный момент: по 1,5 карата два камня
появилось на заводе. Но «цанг» нет, одну в
лаборатории нашли, второй камень в двухрожковое
приспособление я кое-как запихнул. А сейчас в
любой момент хоть 40-каратники граните – любой
инструмент есть в наличии. Оборудование завод
изготавливает сам.
- Виктор Михайлович, как Вам нынешняя молодежь?
- Нормальная. Ей, конечно, в технологическом
плане сегодня полегче. Мы в свое время методом
тыка технологию изучали. Не было ни стоек, ни
прижимов, ни сигнализации. Чисто интуитивно.
Пробовали макнуть что-то в что-то. Кто-то
однажды принес буру – окунали изделие в ее
раствор.
- В бытовом плане Вы, конечно, хорошо устроены?
- Да, квартира, дача, машина есть. Все это дал
завод по большому счету. У меня уже две внучки,
одна учится, другая маленькая.
Вспоминаю, как даже клуба на заводе не было. А
сейчас и Дом культуры, и спортзал, и у каждого
радио на станке, и медпункт, и профилакторий. Мы
проводили соревнования между участками во дворах
– если удастся «захватить» ту же волейбольную
площадку, например. Если не получалось, ждали,
пока другие наиграются.
За годы работы пришел к выводу, что школа
«Кристалла» - очень сильная. Даже если человек
уходит от нас по каким-то причинам, с его
выучкой он нигде не пропадет. Сама работа
дисциплинирует.
А теперь слово – Дмитрию Сергеевичу Любовичу.
- Мне 25 лет. Есть семья, вот только родился
ребенок. На заводе я работаю 4 года. Позвал меня
друг, говорит, мол, идет набор, попробуй. Я и
попробовал. Нас учили на так называемом «пятом
производстве». Прижился.
Обучали нас прекрасно. Правда, только на
отличном сырье. А на производстве со всяким
случилось столкнуться. Поначалу ходил, спрашивал
у профессионалов. Теперь нет никаких проблем, на
каком сырье работать.
- Дмитрий, в школе Вы, наверное, неплохо
рисовали?
- Да, неплохо получалось. И мне кажется,
огранщик, как и художник, должен видеть все эти
параллели, углы. Сейчас автоматизм выработался.
Делаю я «фантазию» - камни обрабатываю от 0,1 до
1,0 карата. А учился я на «круглом» сырье. После
полугодичной работы мастер предложил попробовать
делать «фантазию». Так что я теперь в некоторой
степени универсал.
- Потом можно и triple excellent освоить?
- «Фантазия» предполагает возможность работать и
с другими камнями - «изумрудами», «принцессами»,
«багетами». В зависимости от рыночной
конъюнктуры мастер может нам дать задание делать
ту или иную форму. За смену делаю 3-5 изделий.
Понятно, что требуется много терпения.
- Какая-то аналогия с рыбалкой просматривается:
без труда не выловишь и рыбку из пруда. Только
там труд – в ожидании поклевки, а здесь – в
терпеливом нанесении граней.
- Да, в принципе аналогично: пришел, сел, нужно
терпение высидеть 8 часов и обработать все
выданное сырье. Раньше камень сделаешь,
встанешь, походишь. А теперь делаю и делаю...
Мне присвоили звание «Лучший молодой рабочий
2007 года». Премию дали. К сожалению, на
конкурсе огранщиков я занял только 4 место. В
чем-то конкурс – лотерея. Многое зависит от
того, какое сырье попадет.
Мне работа нравится. Благодарен ветеранам,
которые научили меня азам профессии. Теперь
стараюсь набираться опыта и совершенствовать
свое мастерство огранки.
|
|