Действующий сегодня
Генеральный план города Смоленска разработан в
1992 году Государственным институтом
проектирования городов «Гипрогор» (г. Москва) и
утвержден решением Смоленского горсовета в 1998
году. Расчетный срок Генплана – 2010 год.
Отсюда необходимость его корректировки. По
результатам открытого конкурса на разработку
проекта по внесению изменений в Генеральный план
города Смоленска администрация областного центра
заключила контракт с ОАО «НИИП
Градостроительства» (г. Санкт-Петербург).
На сегодня выполнен первый этап документации:
анализ предшествующего развития города и
Концепция проекта по внесению изменений в
Генеральный план, целью которой является
формирование стратегии градостроительного
развития города до 2025 года.
Перспективы градостроительного развития
Смоленска связаны с возможностями и
эффективностью реализации внутренних базовых
потенциалов и ресурсов города, а также влиянием
внешних факторов и предпосылок его
социально-экономического развития.
Разработчики проекта по внесению изменений в
Генеральный план основательно изучили то, чем
располагает город. Они указали, например, на
нечеткую структуру общественно-деловых зон, на
недостаточную емкость учреждений обслуживания
для выполнения городом региональных функций
областного центра. С учетом анализа обстановки
указано на необходимость развития сети
дошкольных учреждений, детских и юношеских
клубов по интересам, обеспечение населения
спортивными сооружениями, учреждениями культуры,
здравоохранения, торговли до нормативной
величины с соблюдением радиусов доступности.
Концепция предусмотрит увеличение объемов
жилищного строительства на 0,5 кв. метра общей
площади на человека в год. К 2025 году средний
показатель жилищной обеспеченности может достичь
30-31 кв. метра общей площади на жителя.
Обновленный Генплан определит зоны реконструкции
застройки исторического центра, в том числе и
жилой, рассчитает потребность в сносе ветхого
жилья и определит зоны массовой застройки,
сформирует бизнес-зоны с комплексом
инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам,
предусмотрит строительство гостиничных
комплексов, историко-этнографических центров и
досугово-развлекательных объектов для
обслуживания туристов.
В том, что их поток увеличится, что значение
Смоленска как исторического плацдарма на пути из
варяг в греки будет только возрастать,
разработчики проекта Генплана не сомневаются.
Ведь еще в 1999 году страны СНГ заявили о
намерении создать транспортный коридор,
соединяющий Китай, Казахстан, Россию и
Белоруссию. Если рано или поздно такой коридор
будет создан, он включит в себя МТК №2 – маршрут
Берлин-Варшава-Минск-Москва-Н.Новгород и откроет
выход на порты Азиатско-Тихоокеанского бассейна
по направлению Запад-Восток. В состав российской
части коридора №2 войдут, в частности,
сооружаемые терминальные комплексы в Смоленске и
Вязьме.
Кроме того, в соответствии с одобренной
Правительством РФ «Концепцией создания и
развития автомобильных дорог в Российской
Федерации» планируется соединить города-центры
приграничных областей по маршруту
Санкт-Петербург-Псков-Смоленск-Ростов-на-Дону.
Таким образом, выгодное эконом-географическое
положение Смоленска должно наконец, по анализу
разработчиков обновленного Генплана города,
принести ему реальные инвестиции для
интенсивного социально-экономического развития.
Реализация функции логистического транспортного
узла потребует увеличения территорий
производственных зон для предприятий,
обслуживающих эту инфраструктуру. Перспективные
площадки производственных зон целесообразно
размещать в северной части города в зоне
акустического загрязнения аэропорта.
А вот перспективное развитие
общественно-делового и жилищного строительства с
объектами инженерно-транспортной инфраструктуры
города Смоленска разработчики проекта
предусматривают в южном, юго-западном и
юго-восточном направлениях. При этом
приоритетной задачей жилищного строительства на
расчетный срок Генерального плана является
создание для всего населения города комфортных
условий проживания.
- Основные
технико-экономические показатели на расчетный
срок:
- Численность населения - 340 тыс.чел;
- Жилищный фонд, всего - 13600 тыс. м2 общ.
площади квартир
- Жилищный фонд нового строительства - 6660 тыс.
м2 общ. площади квартир;
- Территория под новое строительство - 2281 га,
в том числе на новых территориях 2054 га и
территориях реконструкции 227 га;
- Средняя обеспеченность населения общей
площадью квартир - 40,0 м2/чел.
В третьем сценарии
(Вариант 2) предлагается:
- Формирование нового жилого района в южной
части города на территориях: аэропорта «Смоленск-Южный»
(предлагается его вынос); в настоящее время
находящихся в шумовой зоне аэропорта;
расположенных южнее шумовой зоны аэропорта;
территориях между южной границей города и
окружной дорогой; прилегающих к западной и
восточной границе города (на схеме показаны
условно).
- Организация единой селитебной зоны,
посредством объединения левобережных жилых
образований города с районами нового жилищного
строительства;
- Создание новых общественных центров этого
района;
- Организация нового жилого района «Кловка»;
- Организация транспортной инфраструктуры,
обеспечивающей жителей этого района связью с
центральной частью города, промышленными зонами
и северным районом города (предлагается создание
ряда новых магистралей, мостов, путепроводов,
развязок с детальной проработкой их мест
расположения, трассировки и параметров на
следующих стадиях работы)
- Формирование транспортно-логистической зоны в
районе Гнездово;
- Развитие города по трем основным планировочным
осям - р. Днепр, Рославльское шоссе и
пр.Гагарина;
- Создание новых промышленных площадок в
правобережной части города (точное
местоположение и класс санитарной вредности
определяется на следующем этапе проектирования)
- Новое строительство предлагается осуществлять
за счет внутригородских резервных территорий,
территории выносимого аэропорта и территорий,
примыкающих к существующей городской черте с
юго-запада, востока и юга (между городской
чертой и окружной дорогой).
|
|