Главная | Архив |

  Оркестр им. Дубровского: вчера, сегодня, завтра  
   

НАС ОЖИДАЕТ СОБЫТИЕ

 

  Оркестр для двоих

Боюсь, многое из того, о чем сейчас пойдет речь, не какое-то исключение, а явление типическое. Может быть, связанное с пресловутой однобокостью или ущербностью «совкового» воспитания и образования в эстетической его части, а возможно, просто проявление некоей провинциальной дикости. Но сегодня именно как непростительную дикость и дремучее невежество расцениваю тот факт, что не побывал в свое время ни на одном концерте оркестра под управлением В.П.Дубровского. Конечно, как журналист областной газеты не мог не слышать о нем, но... не моя тематика – думалось, успеется. Лишь когда в октябре 1994-го Виктора Павловича не стало, помню, остро ощутил, что одним чудом, одной легендой, каким-то образом освещавшей и мою жизнь, стало меньше.
Когда вышел на экраны знаменитый фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», мы с женой едва ли не на премьерный сеанс в «Современнике» попали. Возможно, слишком многого ожидали, но несколько разочарованные вышли. А дня через два-три «Вокзал» неожиданно «сняли с проката» на Смоленщине. И, естественно, разыгралось воображение у местного населения. Мол, это наш вокзал имелся в виду, и начальство осерчало. Версия эта, правда, не очень убедительно звучала. И впоследствии возникла в этой связи фамилия Дубровского: точно, про него кино – и музыкант, и знаменитость, и у нас теперь в Десногорске...
Правда-неправда, бог весть, но фильм до сих пор многие у нас смотрят с чувством ревнивой земляческой причастности. А я так и с ощущением непоправимой потери: рядом было – и нечто важное в жизни упустил, а не просто Виктора Павловича не повидал.
И вот в этом году, 10 декабря, Дубровскому исполняется, вернее, исполнилось бы 80 лет. А следом, в 2008-м, другая круглая дата – 20-летие Смоленского народного оркестра его имени...
10 марта, когда музыкант, поэт, композитор, журналист, член двух творческих союзов, а также начальник Вяземского загса и дьякон Александр Клименков отмечал в филармонии своё 55-летие, довелось увидеть и услышать воочию наш знаменитый коллектив (попытался припомнить на концерте, когда в последний раз слушал оркестр «вживую», не смог – давно). Неожиданно сильно всколыхнулось в душе некое полузабытое искреннее чувство – и потянулось туда, где с завораживающим артистизмом правил и, лучше сказать, царствовал над звуками, музыкантами и публикой Николай Степанов. Чуть не написал «новый главный дирижер оркестра Дубровского». Но какой же он «новый»? Вернулся в прошлом году после двенадцатилетней работы с Людмилой Зыкиной, за эти годы группу баянистов ансамбля «Россия» превратил в полноценный оркестр, с которым (и с Людмилой Георгиевной, конечно!) мир объехал. Однако и «старым» дирижером его не назовешь: в юбилейном для коллектива 2008-м отметит Николай Николаевич 55 лет.
И в этом же году (вот как совпало!) 300-летие образования Смоленской губернии и 90-летие Республики Беларусь, чьи истоки, кстати сказать, тоже здесь (в Смоленске была провозглашена братская наша республика). И если кто-то сейчас сомневается насчет упомянутого необычного совпадения, напомню: в Минске с отличием закончивший оркестровый, а затем и дирижерский факультеты Московской консерватории В.П.Дубровский обрел первую свою славу, став (в 28 лет!) художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Белорусской ССР (1956 – 1962 гг.). Этим же коллективом руководил он и три последних года жизни – руководил параллельно со Смоленским народным оркестром.

О парадоксах

Мы часто повторяем о братских узах с Беларусью. А как вот это назвать? В 1962 году, после Минска, Виктор Павлович возглавил Государственный академический оркестр русских народных инструментов им. Н.Осипова и пятнадцать лет триумфально гастролировал с этим коллективом по всему миру. Он был в самом расцвете сил, когда достиг вершин мировой дирижерской славы, получив в 1968 году в Гамбурге «Золотой диск». В.И. Атрощенков, которого в последние два года впору назвать постоянным моим соавтором, в свойственном ему стиле пассионарного мышления заметил, что в возмещение великих имен, подаренных Смоленщиной России, ей самой Россия дала Дубровского и митрополита Кирилла. И добавил, что на его памяти лишь одного человека отпевал в Успенском соборе владыка Кирилл – Виктора Павловича Дубровского...
Да, трудно даже представить, сколько всего стоит за приближающимся юбилеем выдающегося дирижера и учителя, завершившего свой жизненный путь в Смоленске, и скольких людей он объединяет – самыми прочными узами, которые мы именуем «волшебная сила искусства».
Наверное, «объединяет» - здесь некое главное, ключевое слово. И на вечере А.Клименкова, и месяцем позже на юбилее директора племзавода «Рассвет» В.Я.Усачева в Новодугине (см. «Новый Смоленск» №№ 2,3) присутствие оркестра Дубровского порождало мысли-настроения одного ряда. На какую бессмысленную и жалкую суету потрачены годы жизни! Чем и для чего мы сейчас живем, забившись по своим углам? Почему так разобщены сегодня честно мыслящие, творческие силы в городах и весях России? Почему вот так бьется в одиночку за свое существование этот замечательный коллектив, который не только высоким мастерством, но и самим фактом своего существования будит и очищает души? И почему так невелик «КПД»; вот эти залы с «клубными» сценами, где могут собраться 200-400 человек – это предел мечтаний?..
В Новодугине мы договорились с Николаем Степановым о встрече «в ближайшее время». Но не так просто его выбрать. Николай Николаевич постоянно живет в Москве, а сейчас, можно сказать, на два дома. Сам он – наш, смоленский. Здесь жил и учился, окончил музыкальную школу им. Глинки, музыкальное училище (кстати, учился на одном курсе с главным редактором журнала «Новый Смоленск»), затем были преподавательская работа, филиал Ленинградской консерватории и, наконец, первый «подарок судьбы» - совместная работа с Дубровским, сначала в Десногорске, а затем в Смоленске – по созданию оркестра.
Здесь они с первых шагов, можно сказать, неразлучны, пополам, что называется, делят радости и огорчения. Собственно, с первых дней оркестру и его создателям приходилось несладко, да и за всю историю сколько-нибудь длительного безоблачного периода не припомнить. Уже заслуженный артист России и дирижер с собственным именем в музыкальном мире, Николай Степанов рассказывает, как «месяцами работали без зарплаты, без ничего». Квартир не было, жили и питались они с Дубровским в гостинице «Россия» «под вексель». Получат, бывало, какие-то деньги, расплатятся – а на завтрак не остается, и в долг сразу неудобно брать. Недоумевали буфетчицы: как это так – люди заходят во фраках (перед концертом), по радио о них говорят, в газетах пишут, а заплатить нечем. Парадокс.
Сейчас главный дирижер смеется, а тогда не до смеха было. Изначально сложился небольшой коллектив – 30-35 человек в Десногорске. Этот оркестр выезжал в областной центр, выступал на торжественных собраниях, которые тогда проводились перед праздничными датами. И вот от областного управления культуры, которое возглавлял В.И.Атрощенков, поступило предложение: пользуясь тем, что Виктор Павлович оказался в силу обстоятельств на Смоленщине, создать здесь собственный профессиональный оркестр (на областном уровне тогда нигде такого не было). Решение приняли осенью 1988-го, но полтора года затем оркестр «висел в воздухе», не был тарифицирован, нигде не значился. Он попал лишь в бюджет 1990 года... А возник, по словам дирижера, «из ничего».

Рецепт успеха
от Дубровского

«Стула не было, - вспоминает Николай Николаевич. – Ни пульта, ни инструментов, ни пуговиц – ничего! Помню, как отрядили меня в Витебск за атласом для фраков... В оркестр не взяли со стороны ни одного человека – все доморощенные.
Коллектив создавался… не так, что назначил первую репетицию – и сразу все пришли. На первой было человек 35. А к премьерному концерту около шестидесяти. То есть постепенно люди приходили, слышали о репетициях. Виктор Павлович – это гений репетиционной работы. Этот человек, как дирижер, как психолог, за одну репетицию мог сделать столько, сколько профессиональный дирижер не сможет за несколько месяцев. Настолько он мастерски подходил к делу. Одно слово – умел.
В это трудно поверить сейчас, но к Новому году (в декабре 88-го) мы сыграли отделение концерта в зале филармонии. А в феврале уже играли в Колонном зале в Москве. Это была первая поездка, которая поразила всю Москву. Первый раз видел (это Валерий Иванович поработал), чтобы ехал с оркестром целый вагон, как сейчас говорят, «фанов». У нас тогда был один концерт в студии звукозаписи на Качалова и концерт в Колонном зале. Лучший столичный зал был битком, Виктор Павлович прямо блистал. Мы вернулись со щитом. Счастливые все, довольные. Это чудо, конечно, - целиком дело рук Дубровского.
Виктор Павлович – гениальный дирижер, гениальный музыкант, но еще гениальный организатор. Он из любого своего концерта, любого начинания делал событие. Это то, чего не хватает нынешним деятелям культуры. Особенно программам, связанным с культурой. Всякий шаг – событие! Только так он мог работать. Не знаю, как ему удавалось думать не только о музыке, но обо всей организационной части, о связях. Однако так было. Он дотошно следил и мне поручал – обеспечить присутствие интеллигенции города, влиятельных политиков, хозяйственников. И в первую очередь тех, кто принял участие в судьбе оркестра. Его искренне волновало: будут ли врачи, заслуженные педагоги, люди свободных профессий, то есть те, для кого это – событие, и кто может оценить, как это сложно и как получилось интересно и профессионально.
Характерным для нашей репертуарной политики было то, что Виктор Павлович брал зачастую популярные симфонические произведения, которые у всех на слуху. И не случайно не начинал с «Калинки» или «Коробейников». Наоборот – с Россини, увертюра «Сорока-воровка», к примеру. Для чего? Чтобы сразу поднять в глазах зрителя уровень коллектива. К тому же, когда оркестр владел Брамсом, произведениями Рахманинова и русских классиков – Мусоргского, Чайковского – тогда и те же «Коробейники» он играл не так, как «чистые» оркестры народных инструментов. Потому что у музакантов уже другое понимание, другой подход к музыке, к штрихам, к динамике и т.д. Поэтому первое, за что он взялся – воспитание музыкантов оркестра на высоком уровне симфонической классики.
Виктор Павлович обязательно приглашал в программу солистов с великими именами. На премьерный концерт – Ирину Константиновну Архипову. Для музыкантов это был подарок – впервые они аккомпанировали певице мирового уровня. А уж для публики… Когда на афише такое имя, реклама не нужна. Потом были концерты и с местными солистами, но для начала – вот так. Поднимал планку, приглашал солистов не меньше Большого театра. Потом был еще Артур Эйзен, и пошло, пошло. От успеха к успеху, от события к событию.

Оркестры – для доноров?

- Николай Николаевич, такое впечатление сегодня складывается, что об оркестре забыли. Между тем, даже то немногое, что я увидел, говорит о немалом потенциале коллектива. Из головы не идет, что сегодня ему под силу повторить тот триумфальный выезд в столицу 20-летней давности. Тем более такой повод, такой букет юбилеев…
- Идея, видимо, носится в воздухе. Мы подготовили письмо – проект целевой программы для финансирования Федеральным агентством по культуре и кинематографии – и передали его в наш Департамент по культуре, чтобы они со своей стороны поддержали. Там как раз в рамках юбилея говорится о концертах оркестра им. Дубровского в зале П.И.Чайковского в Москве, в концертном зале Минской государственной филармонии, в большом зале С.-Петербургской филармонии. Предусмотрены совместные выступления с Национальным оркестром народных инструментов им. Осипова (НАОНИР) в Москве и Смоленске, с большим симфоническим оркестром РБ в Минске. Договоренность с этими коллективами есть. Они готовы и в Смоленск приехать с концертами и все: для них Дубровский – эпоха, и они все правильно понимают.
Нужно помнить, что сейчас другое время и, чтобы повторить триумф 20-летней давности, кроме всего прочего, нужны деньги – и немалые. А их у оркестра хронически нет, даже на самое необходимое.
Исходя из того, как складывается сегодня ситуация (экономическая – и в области, и в стране, и везде, с ценами и проч.), скажу, может быть, крамольную вещь: такой коллектив, такого состава, с таким репертуаром, Смоленску сейчас не под силу. Потому что это не Краснодар. Есть дотационные области, а есть доноры. Оркестр такого уровня, прежде всего, должен гастролировать. Он только тогда будет в полном порядке, когда полсезона – на выезде, полсезона – дома. И экономически, и политически, и как угодно. Это будет величина, с которой будут считаться, считаться с ее гастрольным графиком.
А пока у нас выступления – запланированные. Больше одного концерта в месяц - перебор, потеряем зрителя. Во-вторых, делая любую новую программу, мы затрачиваем много средств. Материальных, прежде всего. Нужно сделать инструментовки, выкупить какие-то партитуры, расписать их, заплатить людям. Где-то что-то найти, купить. На новогодние концерты, например, приходилось подкупать свет - ночной, вот эти лампочки, которых нет у оркестра. Все это складывается в немалую финансовую величину. И если два концерта в месяц давать, мы просто не потянем.
У нас нет таких средств – постоянно вкладывать, обновляя репертуар, как делают все нормальные коллективы. Они готовят программу, вкладывают деньги, а потом их возвращают с процентами, прокатывая программу на каких-то гастролях. А здесь – нонсенс. Работаем много, а на выезде затраты отбить не можем. Где? Звонил в Ельню – не могут. В Десногорск – могут, Вязьма еще, Сафоново. А больше никто. Но это тоже разовое явление – может, даже не каждый год. И то они не могут в полной мере покрыть наши затраты. Значит, надо ехать за границы области. А это сразу куча расходов. Мы должны заказывать гонорар в 3-4 раза больше. Не все соглашаются на это – перебьемся, мол.
Оркестр нужно поддержать таким образом, чтобы он был востребован за пределами области: Смоленщине не потянуть его в одиночку. Допустим, концерт в Ельне – 10 тысяч дают, и дорога – десять. Ну и ладно, скажут, вы на дотации. Но об этом даже говорить неловко: какие у музыкантов зарплаты и проч. Люди работают на голом энтузиазме, практически. И хочется хоть немного дать им заработать, чтоб был стимул. А как заработать, если я приезжаю, мы делаем хороший концерт – и выходим в ноль.
Все наши музыканты работают, конечно, еще где-то, потому что на эти деньги не выживешь. Это шляпу надо снять перед теми, кто в оркестре чуть не с первых дней: Баудер Александр – концертмейстер, Горелов Андрей – первый баян, концертмейстер группы баянов. Чуть позже пришла Татьяна Колесникова – концертмейстер альтовых домр. Это все люди, которые возглавляют группы инструментов. Или Станислав Ярошевич – ветеран, можно сказать, уже на пенсии, но на редкость ответственный человек, увлеченный, без него как-то трудно представить коллектив. Евгений Дмитриевич Лыткин, наш директор, может, чуть позже в оркестр пришел, но сколько уже лет этот нелегкий воз тащит, по всем ухабам.

Это будет событие

- Нет, люди, конечно, замечательные в оркестре. Просто обидно. Гастрольная деятельность складывается не так, как хотелось бы. Такой коллектив, с такой программой должен радовать не только публику во всей России, но и мировую. Нужно искать какие-то компромиссы. Идеи есть, нужна помощь. В этом году не получилось выехать за пределы области. В прошлом, правда, побывали в Твери на фестивале Андреева – великолепные гастроли. В Москву выезжали: выступали в Балакиревской школе на неделе славянской письменности, а 2 сентября на Васильевском спуске – на 10-летии союзного государства Россия-Беларусь. Там были хор им. Пятницкого и другие знаменитые коллективы. Для нас - большой успех выступать в такой компании.
И нынче очень хорошее было открытие сезона у нас – программа, посвященная 100-летию Шостаковича (только из его произведений). Больше года занимался этой программой: хотелось открыть другого Шостаковича – не симфониста, не человека глобального мышления, а живого – с юмором, с какими-то бытовыми и социальными проблемами. У него много такой музыки – для балетов, для кинофильмов, музыка для оперетты «Москва-Черемушки». Когда составил программу, первое, что почувствовал, – отношение самих музыкантов, их удивление. Они не знали, что у Шостаковича есть такая музыка. Естественно, и публика так воспринимает. И сейчас, когда я в какую-то программу включаю что-то из этого Шостаковича – с таким удовольствием исполняют.
- Надеюсь, наши читатели смогут убедиться в справедливости этих слов уже во время юбилейного, 50-го фестиваля Глинки.
- Да, нас приглашали выступить в рамках фестиваля, потом объявили, что денег нет. Это как раз к тому, о чем мы говорили. Но нам все же хочется выступить в рамках фестиваля, но и как-то отдельным пунктом, не в массовке. Определилась дата - 20 июня. Закрытие сезона, большой концерт в драмтеатре (сцена филармонии тесновата). Готовится очень интересная программа. Экспериментальная, я бы сказал. Ее замысел идет еще от Виктора Павловича.
Впервые мы будем выступать с камерным оркестром – совместно! Планируем три отделения (трехчастная форма): первое – народный оркестр, серединка – камерная, камерный оркестр и третье отделение как финал – симфонии. Это, повторяю, мы планировали еще с Виктором Павловичем, потом с Давидом Сергеевичем (Русишвили)… Не получилось.
У обоих коллективов в Смоленске довольно большая аудитория, но у каждого - своя. Естественно, присутствуя на концертах одного и другого, наблюдаю за реакцией публики, беседую с людьми – и узнаю, допустим, что ходят только на камерный. Почему? Как-то нам ближе и т.п. Так вот, хочу попытаться соединить не только коллективы. Задумана такая программа, чтобы была интересна всем, - программа русского народного оркестра. Чтоб поклонники камерного и на нас ходили. Постоянно. Больше публики – больше ответственность. Театр, с этой стороны, - хорошо, но выступаем мы там нечасто: акустика не очень. Сложную задачу ставим перед звукорежиссерами.
В концерте заняты два солиста филармонии: сопрано Людмила Каминская и лауреат Всероссийского фестиваля Анатолий Смирнов. Инструменталистов привлекаю своих. Но солист (скрипач) из камерного играет с народным оркестром, а наш балалаечник – с камерным. Здесь интересное взаимопроникновение в репертуарную часть. Провел уже несколько совместных репетиций, понаблюдал за реакцией камерного. Похоже, что идет все в правильном направлении, нравится музыкантам. Думаю, состоится долгожданное событие. Из разряда тех, от которых отвыкли смоляне.
- Собственно, Николай Николаевич, с вашим возвращением в коллектив у многих связывались надежды именно на новый взлет оркестра. Видимо, не только у публики, но и у музыкантов? Можем ли мы завершить беседу на какой-то оптимистической ноте?
- Не скрою, есть ощущение, что с моим приходом связан определенный интерес, надежда у музыкантов. Их отношение к репетициям об этом говорит. Я, правда, постоянно живу в Москве и не могу каждый день с ними работать. Да это и не нужно. Есть такие периоды в репетиционном цикле, когда на передний план выходят второй дирижер, концертмейстеры, которые по группам оттачивают программу. Такая черновая работа немалую часть репетиционного времени берет. Мне важнее прийти порепетировать, когда музыканты готовы каждый в своей части.
Как могу и сколько могу, даю им надежду, показываю «свет в конце туннеля». Оркестранты уже немало дирижеров и программ интересных видели, но за все эти годы я бы не отметил какой-то интересной полноценной артистической жизни у коллектива. Не припоминаю, чтобы было, когда б они приехали после великой победы, героями. Я понял, что меньше внимания сейчас нужно уделять даже репертуарной политике – репертуара у оркестра с избытком. А вот развить гастрольную деятельность, чтобы музыканты себя ощутили полноценными артистами, исполнителями международного уровня, - это задача номер один. Я об этом говорю со всеми и при любых условиях.
Когда вы на столичных площадках или где-то за рубежом выступаете несколько лет, вы приобретаете уверенность, визуальную артистичность. Начинают люди понимать, что так, как они исполняют, нравится зрителям. А это главное для музыкантов. Даже не отзывы критики, а реакция публики, которую они видят.
Нам очень кстати те юбилеи, о которых здесь говорилось. Надеюсь, что наши проекты будут приняты и мы получим поддержку спонсоров, Федерального агентства, города и области. Оркестр сейчас не в очень хорошем положении. Необходимо приобрести новые инструменты, костюмы. А под это нужны хорошие деньги – полтора-два млн. рублей. Это не полностью закроет прорехи, но хотя бы то, без чего уже нельзя. Когда приведем оркестр в более цивилизованный вид, можно будет прокатить коллектив за границу – по Европе, а, может, и дальше.
Как для художественного руководителя для меня важно подчеркнуть, что мы не имеем права не отметить юбилей В.П. Дубровского. И второй момент – вспомнить, как создан коллектив и кем создан. Честь и хвала Виктору Павловичу: как творческий человек он организовал коллектив. Но за его спиной стояли люди компетентные, опытные – начиная с предоблисполкома А.И. Орлова, В.И. Атрощенкова, епархии и заканчивая директорами совхозов и председателями колхозов, директорами заводов. Их всех нужно собрать, пригласить, поблагодарить, вспомнить, как это было. Нужно очень много всего сделать, и без конкретной помощи и поддержки смолян – такой, какая была двадцать лет назад, – нам невозможно будет выправиться.
Что тут можно добавить, так сказать, от автора? Мы о многом переговорили с Николаем Николаевичем. И во время всей беседы, как заметно и в приведенных здесь фрагментах, причудливо переплетались в ней вполне обоснованная тревога за судьбу замечательного коллектива, чудесным образом подаренного Смоленщине, с упрямой и, казалось бы, нелогичной верой в его славное будущее. В чем тут дело? Может быть, в том бессознательном ощущении, что замкнулся некий круг труднейших испытаний – замкнулся появлением во главе оркестра человека, при чьем непосредственном участии он получил путевку в жизнь. А теперь, выходит, будет второй шаг. Хочется верить…

 

 

 

 

 

05(05)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич