Главная | Архив |

  Лигитимность власти  
   

«ТУМАН» со сроком полномочий

 

 В смоленской прессе время от времени появляются заметки о возможном досрочном прекращении полномочий мэра г. Смоленска В.Н. Халецкого. Основанием для отправки главы города в отставку на девять месяцев раньше срока его мандата, выданного населением областного центра по результатам всенародных выборов, страждущие захватить управление городом считают новую редакцию регионального закона о выборах органов местного самоуправления. Областные депутаты решили избирать глав муниципальных образований во второе воскресенье марта, а мэр избирался в декабре…
Еще на стадии обсуждения законопроекта в прессу выбрасывалась информация о дискуссиях в одном из комитетов областной Думы с участием первого заместителя главы города Владимира Лабовского. Тогда к конкретному решению стороны не пришли.
Позже «масла в огонь» подлил председатель горсовета Сергей Лебедев: оговорившись, что лично он на тех слушаниях не был, отметил, что «пока ситуация неясна».
Сохранение напряжения как раз и отвечает скрытым желаниям организаторов этой акции, целью которой просматривается, кроме всего прочего, еще и стремление «пощекотать нервы» В.Н. Халецкому. Ведь когда должностное лицо не уверено в лигитимности своих полномочий, когда население провоцируется на непризнание законности власти, обстановка в городе накаляется. Предполагаю, что «перевод стрелок» на полномочия мэра уводит общественность от обсуждения другого вопроса – о полномочиях высшего должностного лица субъекта Федерации. Здесь, на мой взгляд, как раз и есть основания, в отличие от избранного населением на конкретный срок мэра, сомневаться в том, когда же прекращаются полномочия губернатора.
Федеральный закон #184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции от 11 декабря 2004 года определил, что гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок не более пяти лет.
В свое время, когда В.В. Путин представил Смоленской областной Думе кандидатуру В.Н. Маслова на наделение полномочиями руководителя исполнительной власти субъекта Федерации, ходило немало слухов о якобы имевшихся трудностях с получением данного представления. Но слухи здесь обсуждать мы не будем. Принципиально важно другое: в решении Смоленской областной Думы срок полномочий не определен. В этой ситуации представляется логичным рассмотреть три возможных варианта прекращения полномочий: после окончания пятилетнего срока, на который был избран населением Смоленской области губернатором В.Н. Маслов (этот срок истек 22 мая 2007 года), после прекращения полномочий Смоленской областной Думы III созыва (срок депутатских мандатов истек в марте 2007 года, однако «народные избранники» сами себе продлили полномочия до декабря 2007 года) и до мая 2010 года (по истечении пяти лет после наделения руководителя исполнительной власти полномочиями решением областной Думы).
Первый вариант представляется наиболее лигитимным с учетом того, что срок полномочий не был конкретизирован. Раз он не определен, значит, по идее, должен действовать срок народного мандата, и любое его продление требует законного оформления.
Другое дело, что продолжают исполнять свои обязанности те депутаты областной Думы, которые выносили решение о наделении В.Н. Маслова полномочиями главы исполнительной власти региона. Стало быть, их мандат может рассматриваться как законное право «народных избранников» осуществлять властные полномочия на территории Смоленской области, в том числе и по формированию исполнительного органа и его руководителя.
Что же касается продолжения полномочий губернатора после смены депутатского корпуса, то на это, как мне представляется, нужен вотум доверия новых депутатов. Их предшественники не вправе в решениях, касающихся сроков наделения должностных лиц какими-либо полномочиями, выходить за рамки своего лигитимного представительства в законодательном органе власти. Правда, в федеральном законе #184-ФЗ об этом ни строчки, зато соответствующее толкование дано в законе о статусе депутатов.
Как бы то ни было, после декабрьских выборов в областную Думу перед новыми «народными избранниками» встанет вопрос о лигитимности губернатора. Если ранее президент сам не проявит инициативу по рекомендации нынешнего главы региона или предложению новой кандидатуры, придется областной Думе IV созыва самой обращаться к президенту.
Тому психологически будет очень сложно рекомендовать человека, под чьим «чутким» руководством область обрушилась в рейтинге по социально-экономическому развитию на предпоследнее место в стране.
Полагаю, что в создавшейся ситуации В.Н. Маслов предпримет самый активные усилияы по продвижению в депутаты лояльных к себе людей. Получить «ручную» Думу - это, наверное, едва ли не единственный шанс остаться во власти.
Мы хорошо знаем, насколько силен административный ресурс, каково могущество «денежного мешка» на выборах. И это вполне реальная возможность для «сильных мира сего» - сделать депутатами «своих людей». Но я не могу себе даже представить, как объяснят смолянам их «избиранники» выбор в пользу этой кандидатуры. Неужели пошлют в «Российскую газету» или в «Экономику и жизнь» гонцов с просьбой подправить рейтинг? Или статистику «отрегулируют»? Но ведь никакими дутыми цифрами жизнь не обманешь, обнищавшее население на своем желудке ощущает «заботу» о своем благосостоянии, сравнивает с тем, как живут соседи в той же Московской области, других российских регионах.
Многострадальная Смоленщина ждет перемен, и их может принести только новый лидер - яркий, совестливый, воспринимающий нужды смолян как свои собственные.

 

 

 

 

 

05(05)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич