Главная | Архив |

  Профсоюзная жизнь  
   

Павел Гуляков,
заместитель председателя Смоленского областного объединения профсоюзов

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА -
ГЛАВНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН

 

 

Основными направлениями в сфере социально-трудовых правоотношений являются соблюдение законодательных требований по обеспечению безопасности труда, снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях и в организациях области.
В декабре 2007 года на заседании Совета областного объединения организаций профсоюзов были всесторонне рассмотрены и вскрыты как положительные, так и отрицательные стороны работы по данному вопросу.
Ежегодно только силами актива профсоюзных организаций проверяется выполнение более 20% заключенных коллективных договоров и соглашений. В течение последних трех лет в организациях области просматривалась тенденция снижения производственного травматизма, но показатели за 2007 год свидетельствуют о росте несчастных случаев на производстве. В групповых, смертельных и тяжелых несчастных случаях пострадало 126 человек, в том числе 45 погибли.
Несколько сократилось количество смертей на рабочем месте от естественных причин, снижение составило 15 процентов (причинами смертей в большинстве случаев явились заболевания сердечно-сосудистой системы), но увеличилось количество несчастных случаев в результате противоправных действий, конфликтных ситуаций, драк и избиений на рабочих местах – а это указывает на наличие нездоровой обстановки на производстве.
Ликвидация промышленной медицины, включая не только медсанчасти, но и врачебные фельдшерские здравпункты, санатории-профилактории, негативно отразилась на качестве медицинской помощи работающему населению. Профсоюзы обратились в Правительство о принятии неотложных мер, направленных на реализацию программы «Здоровье трудящихся России» и создание современной системы медицины труда в Российской Федерации.
Обеспечение условий и охраны труда начинается с формирования нормативно-правовой базы. К сожалению, приходится констатировать, что за последние четыре года Правительством РФ не было принято ни одного существенного нормативного правового акта по охране труда, а отмена закона «Об основах охраны труда в РФ» только усложнила ситуацию в трудоохранной деятельности.
С принятием последних изменений в Трудовой кодекс РФ еще более ощутимой стала недоработка базовых основополагающих нормативных документов. Более 60 направлений трудоохранной деятельности (согласно статьям ТК РФ) должны регулироваться постановлениями Правительства РФ, но их нет. К примеру – нет перечней профессий, ориентируясь на которые, следует устанавливать надбавки за особые условия труда, дополнительные отпуска. Нет методики расчета величины доплат за работу во вредных и опасных условиях труда по результатам аттестации рабочих мест, отсутствуют нормы и условия бесплатной выдачи пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
В наиболее сложном положении по нормативному обеспечению оказались бюджетные организации образования, здравоохранения и культуры. Внесенные в ТК РФ изменения не добавили ясности и конкретности в распределении полномочий в сфере управления охраной труда на федеральном, региональном уровнях и на уровне местного самоуправления.
В настоящее время отсутствует реальная политика, позволяющая экономически заинтересовать работодателя в улучшении условий труда. В результате количество рабочих мест с неблагоприятными условиями труда увеличивается. При наличии на крупных и средних предприятиях и в организациях области более 300,0 тыс. рабочих мест по условиям труда аттестовано только 32,0 тыс. рабочих мест, что составляет чуть больше 10%. Ориентировочно аттестация проведена более чем в 150 организациях из 23,0 тыс., зарегистрированных в области. Большинство предприятий работают на оборудовании, возраст которого 30-50 лет.
В осуществлении профилактических мероприятий по снижению профессионального риска, улучшению условий и охраны труда важную роль играет финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Руководители организаций имеют возможность использовать до 20 процентов годовой суммы страховых взносов на финансирование мероприятий по охране труда. То есть, средства есть, их нужно грамотно использовать, оформив соответствующие документы.
За счет средств Фонда социального страхования имеется возможность проводить дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. В течение 2007 года дополнительные медосмотры прошли более 32 тысяч человек. Затраты составили 17 млн. рублей. Осмотренные работники были распределены по группам здоровья, многим из них предписаны санаторно-курортное оздоровление и лечение, а некоторым рекомендован перевод на другую работу. Медосмотры работников предприятий с вредными и опасными условиями труда крайне необходимы. Но медосмотры сами по себе не улучшают условия труда. Для достижения главной цели медосмотров на предприятиях необходимо было создать условия для выполнения рекомендаций, данных во время медосмотров. Но на сегодня отсутствует информация по предприятиям и организациям, муниципальным образованиям о том, что и как улучшилось от реализации вложенных средств и выполненных рекомендаций.
С каждым годом возникают новые профессиональные риски, которые являются источниками постоянной опасности для работников. Это устанавливается при проведении совместных проверок государственной инспекцией труда и областным объединением организаций профсоюзов. На предприятиях и в организациях необходимо учитывать происходящие изменения в процессе труда и разрабатывать эффективные меры по устранению новых рисков.
Решение всех задач обеспечения безопасности труда возможно при обязательном соблюдении законодательства, эффективной системы стимулирования и мотивации работодателя на обновление производственных фондов, модернизацию производства и на создание новых рабочих мест с благоприятными условиями труда. Только тогда станут реальными требования роста производительности труда по отношению к работникам, которые трудятся на пределе фактических возможностей за низкую оплату труда.



 


Татьяна Болошина,
заведующая информационно-аналитическим отделом Смоленского профобъединения

ВМЕСТЕ - В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ



Практика проведения совместных заседаний Президиумов Смоленского, Псковского и Витебского профобъединений стала хорошей традицией в жизни профсоюзов соседних областей двух государств. В июне этого года на совместном заседании в Полоцке был рассмотрен вопрос «О практике взаимодействия профсоюзов с органами государственного управления на уровне региона». Предварительно руководители профобъединений В.И. Фурсов (г. Витебск), Е.И. Максименко (г. Смоленск) и Л.П. Табаков (г. Псков) обменялись информацией об основных направлениях деятельности на современном этапе. А представитель принимающей стороны председатель Полоцкого райисполкома Н.Н. Шевчук рассказал о социально-экономическом развитии региона.
По основному вопросу повестки дня выступили В.М. Луговцев, заведующий организационным отделом Витебского областного объединения профсоюзов; В.В. Безроднин, председатель Полоцкого районного комитета профсоюзов работников АПК; В.Н. Савченко, заведующий организационным отделом Смоленского областного объединения организаций профессиональных союзов и У.А. Михайлова, заведующая правовым отделом, главный правовой инспектор труда Псковского областного Совета профсоюзов.
Надо отметить, что цели, которые ставят перед собой профсоюзы разных областей, примерно одинаковы, и пути, по которым они идут, схожи, но желаемых результатов пока удалось достигнуть не всем. Если в Витебской и Смоленской областях наработана успешная практика социального партнерства на всех уровнях, то в Псковской области существуют трудности в налаживании диалога с областной властью, которые пока преодолеть не удается.
На примере работы Полоцкого районного Координационного Совета председателей комитетов профсоюзов участники совещания ознакомились с основными направлениями деятельности, которые включают меры по стабилизации экономики, работу по содействию занятости населения, а также в сферах регулирования оплаты труда, роста доходов населения, развития трудовых отношений, охраны труда и окружающей среды, в вопросах здравоохранения, медицинского обслуживания и социальной защиты молодежи, не оставлено без внимания строительство жилья, объектов социальной сферы и благоустройства. В ходе выполнения всех партнерских соглашений профсоюзам Витебщины удалось достигнуть многого. В свою очередь, в информации Смоленского профобъединения было отмечено, что существующее взаимодействие профобъединения с органами исполнительной и законодательной властей, местного самоуправления вносит свой весомый вклад в решение социально-экономических проблем в Смоленской области. В результате совместной работы в области в 2007 году удалось в 8 раз снизить задолженность по заработной плате, увеличить на 25,1 процента среднюю заработную плату, вследствие повышения минимального размера оплаты труда численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, сократилась до 17 процентов (в прошлом году было 28 процентов). Итогом взаимодействия является установление различных льгот для социально незащищенных слоев населения, усиление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и условиями труда на рабочих места и многое другое.
Общий итог совещания можно сформулировать так: активное сотрудничество профсоюзов, властей и работодателей позволяет существенным образом в лучшую сторону изменить социально-экономическую ситуацию в любом регионе. А значит, направление , в котором движутся профсоюзы, выбрано верно.
Кроме того, в ходе встречи между областными организациями профсоюзов работников культуры было заключено соглашение о сотрудничестве, а это тоже будет способствовать успешному решению многих проблем.
 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4 (96)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич