Главная | Архив |

  История драматичная и детективная  
   

Андрей ГРИГОРЬЕВ,
студент отделения журналистики СмолГУ, корреспондент журнала «Смоленск»

 

Книжные погреба
С
молГУ

 

 

В этом году исполняется 90 лет Смоленскому государственному университету, а значит и его библиотеке, которая за без малого вековую историю увидела огромное количество событий, стала свидетелем великих государственных потрясений, пережила войну и разруху послевоенных лет. Сейчас ее фонд – 769 тысяч книг на разных носителях, электронный каталог, аналитические базы данных общим объемом около 91 тысячей записей, отдел редкой книги, включающий более 15 000 изданий XVIII – первой половины XX века, на который, кстати, не раз покушались воры-букинисты. Масштабно, не правда ли? Но с чего все начиналось?

Книгонакопительство
Судя по отчету «Библиотека и читальный зал смоленского государственного педагогического университета», датированному 1937 годом, библиотека была собрана с нуля и из подручного (почти подножного) книжного материала, который нашелся среди революционной разрухи: «Первоначальным книжным фондом была библиотека женского епархиального училища, стоявшая в ящиках, сараях и отчасти сваленная в деревянном доме, и книги из имения Вонлярово, переданные университету вместе со шкафами на основании декрета Исполнительного комитета Западной Коммуны». Затем, гласит документ, библиотека стала быстро пополняться книгами, привезенными из других помещичьих усадеб, с разных концов Западной Коммуны. Так как дворянское сословие было образованным и читало много, книг в брошенных усадьбах оказалось неимоверное количество. Например, из библиотеки при имении «Дугино» в университет привезли аж 19 000 томов различной литературы (таким книжным богатством сможет похвастать не всякая современная захолустная библиотечка). Также книги свозили из отдела народного образования, политотдела Западного фронта, губернской библиотечной секции, губкома ВКП(б), губчека, губернского совета профессиональных союзов.
В общем несмотря на гражданскую войну студентам новообразованного университета было что читать. Хотя... для библиотеки отвели все левое крыло первого этажа здания университета, но «работать в этом помещении первое время было невозможно: после большого пожара здесь царил полный беспорядок, и к тому же не функционировало центральное отопление. Только в одной комнате оказалось возможным устроить разборочную, а карточки писались в деревянном доме заведующего И.В. Егорова».
Труд библиотечных первопроходцев ко всему прочему вредил их здоровью: «Работать приходилось в тяжелых условиях: центральное отопление неисправно, маленькие чугунки не могли нагреть большие отсыревшие комнаты. Приходилось работать в шубах, дым ел глаза». Были бытовые трудности и другого рода: разношерстный фонд не получалось разобрать быстро «из-за отсутствия нужного количества шкафов и совершенного отсутствия полок». Но, мужественно перенося трудности, команда библиотекарей-первопроходцев сумела к концу февраля 1919 года разобрать львиную долю книг и даже открыть маленькую читальню. Жаль, что документ не сохранил дня открытия читальни: его можно было бы считать официальной датой рождения библиотеки.

Фашистская кража
и счастливая репатриация
В 20-х и 30-х годах библиотека стабильно росла, развивалась, реорганизовывалась, к 1941 году в ней было 525 000 томов книг, из них более 80 000 иностранных. Но… букинистическая идиллия продолжалась недолго. Наступила Великая Отечественная война, и фашисты с оккупированных территорий вывезли практически все, что имело какую-либо ценность. К сожалению, руки у них дошли и до библиотеки Смоленского государственного педагогического университета. Немцы разграбили весь книжный фонд, с присущей им педантичностью сложили его в ящики, описали и отправили в неизвестном направлении. Оборудование они тоже не пощадили: мебель пустили на костры и в печки, остальное (т.е. то, что не горело) – раскрошили. Так в одночасье оказался перечеркнутым двадцатипятилетний труд библиотекарей, и после войны все опять пришлось восстанавливать с нуля. Казалось, об украденной литературе можно забыть. Однако… через четверть века, в 1967 году, редчайший фонд библиотеки университета всплыл на чердаках Зальцбургского университета - одного из старейших университетов Австрии.
Как он там оказался? Газета «Рабочий путь», расследовавшая эту ситуацию 27 лет спустя (публикация от 2 марта 1994 года) рассказывает, что в конце войны немцы спешно увозили награбленное имущество в безопасные места, для этого упаковывали ворованное в специальные ящики. Контейнеры с книгами университета замуровали в старые штольни, близ местечка Дюренберг. Обнаружила ящики в 45-м комиссия по отысканию ценностей, похищенных гитлеровцами во время войны. Видимо, представители комиссии не очень любили литературу, так как в первую очередь из тайника изъяли музейные экспонаты, а книги, за ненадобностью, запаковали обратно, и не осматривая досконально, передали в совершенно неприглядном виде библиотеке Зальцбургского университета. Там ящики раскидали по чердачным углам, моментально о них забыв. И лишь в 67-м, во время ремонта, контейнеры вскрыли и с удивлением обнаружили в них редчайшие книги, принадлежащие к тому же какому-то экзотически далекому университету маленького советского городка.
Преподаватель Зальцбургского университета доктор Карл Форстнер сообщил о находке Министерству просвещения Австрии. Оттуда «книжное дело» отправилось в министерство иностранных дел. МИД принял решение возвратить книги на родину и направил ноту Советскому посольству, где указывал, что Австрия рада будет вернуть 11 162 книги, принадлежащие Смоленскому университету. Так часть фонда довоенной библиотеки Смоленского государственного педагогического университета вернулась на родину.
Тогда заведующий библиотекой Смоленского пединститута Л.Г. Горелик сообщил «Правде»: «На многих книгах лиловый штамп «Редкость библиотеки СГУ»… Вот знаменитые томики «Альдины». Они названы так по названию на заре книгопечатания в конце XVI – начале XVI веков типографии Альда в Венеции.… Листаю первое издание «Сатир» Антиоха Кантемира... Солидный труд, излагающий суть религий Востока… Сюрприз за сюрпризом. Прижизненные издания Руссо, книги с маркой типографии, открытой Петром I»…
Как вы уже заметили, книг вернулось не так уж много (если быть математически точным – всего 1/47 часть). Куда делись остальные? На это никто ответить не может, но говорят, что внушительную часть похищенного из библиотеки СГПУ видели в огромном замке с запущенным прудом, парками и угодьями, находящемся недалеко от Зальцбурга. О ней, к сожалению, до сих пор ничего не известно.

Восставшая из пепла
Несмотря на почти полную утерю фонда, после войны библиотеку восстановили в максимально короткие сроки. Библиотечная система Советского Союза сработала в этом плане как прекрасный слаженный механизм. Университетским библиотекарям помогали крупные вузы: книги передавали фонды МГУ, Калининского и Волгоградского пединститутов. 10 000 экземпляров разной литературы предоставил госфонд. Наполнение библиотеки велось непрерывно и быстро, поэтому к 70-м численность фонда достигла довоенного уровня, а библиотека настолько разрослась, что потребовалось новое здание. Его построили в 1977 году.
Развитие, реорганизация, оптимизация, компьютеризация библиотеки ведется до сих пор. Теперь в ней доступен электронный каталог. Сотрудниками проведена оцифровка части редкого фонда, которая доступна в сети Internet. Создана страничка библиотеки в киберпростанстве (www.SmolGU.Smolensk.ru/library/htm), где размещена необходимая для читателей информация. А вдыхает жизнь в современную библиотеку штат из 37 сотрудников, среди которых Лебедева Т.П., Бутвина А.А., Соболева Е.С., Сивакова Г.Г., Багновская Н.А. – ветераны библиотекарства, трудящиеся на книжном поприще более 30 лет. Руководит ими бессменный с 1991 года директор Галина Викторовна Запольская.

P.S.: Das Zentrum fur Fernstudium der Fernuniversitat Hagen – гласит синяя табличка, висящая в коридоре библиотеки СмолГУ. По иронии судьбы, немцы, уроженцы страны, граждане которой во время войны уничтожили библиотеку полностью, теперь занимаются в ней образовательными программами, обучают студентов в смоленском центре заочного обучения Хагенского университета. Наверное, это своего рода компенсация за причиненный ущерб. Но, думаю, теперь никто на них зла не держит. Сегодняшние немцы родились уже после войны, и вместе со смоленскими студентами они изучают перепетийную, драматичную и детективную историю библиотеки, пережившей адский грабеж.




 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4 (96)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич