Главная | Архив |

  Смоленск литературный  
   

Виктор СМИРНОВ,
председатель правления Смоленской областной организации Союза писателей России

 

ОТ МИРООЩУЩЕНИЯ ДО ВЫСОТ МИРОЗДАНИЯ

 

 

«Тонированные до жуткой черноты стекла сливаются с цветом самой машины. В летнюю духоту на дверцах они слегка приопущены. Сквозь тонкую щель можно заметить черные солнечные очки, скрывающие взгляд водителя. Ему, наверно, слишком темно за двумя тонировками. Но ничего не поделаешь, приходится скрываться от глаз людских. Из чувства страха ли, тревоги, гнетущего беспокойства? Почему-то богатым в темноте спокойнее. Белый свет что ли не мил?.. Не предчувствие ли скрытой опасности загоняет во тьму?»
Такое могла написать большая бесстрашная душа или человек, который не может солгать. Я цитирую книгу Ольги Мельник «Экзаменационный марафон». Вот она это увидела и написала.
«Дворцы и хижины, алчность и бескорыстие, нужда и пресыщение, боль и утеха, добродетель и порок сосуществуют изначально, как свет и тьма в мироздании.
Роскошные рублевские замки, где наслаждаются жизнью незваные хозяева поруганной страны, соседствуют с полуразрушенными избами. Вот стоит ветхий деревянный, склоненный набок маленький домик. За деревянным, насквозь просматриваемым забором виднеется несколько грядочек да низеньких кустиков под сторожевым присмотром верной дворняги. А рядом – огромный красавец-особняк с садом в едином архитектурно-декоративном ансамбле. Владение оснащено сверхновой системой безопасности и постоянно находится под неусыпным оком качков-охранников».
Юная творческая натура заходит туда, куда не все зрелые авторы рискуют заходить. А она спокойно говорит о мироздании.
Новое поколение творческих людей, оно нас не отрицает. Но оно на нас опирается и идет дальше. Потому я много лет подряд практически безвозмездно областную писательскую организацию возглавляю, что сюда приходят очень талантливые люди. Меня, может быть, сам Господь сюда посадил. Я это поколение принимаю, какое бы оно ни было, какими бы особенностями самовыражения ни обладало.
Меняются времена. Все меняется в мире, и меняются таланты. Современный язык письма иной, чем был в литературе минувшего времени. Ольга Мельник искусно владеет традиционными образными языковыми средствами, но ее словарный запас расширен за счет молодежной лексики, которую она удачно использует в своих произведениях, что создает неповторимый колорит повествования.
Ей очень удаются портреты литературных персонажей. Несколькими емкими, лаконичными штрихами она рисует их зримые образы. «Представьте, что даже теннисный мяч у нее в игре летел медленно, сонно, будто умирал». Всего одна фраза, а весь характер медлительной Вики в «Ритмах Эгейского моря» передан с предельной точностью
Исключительно живописен в этом произведении подросток с двойным прозвищем Стрекоза-Богомол: «Стрекозой Колян был днем, Богомолом – ночью, когда спал. С прекрасным насекомым его роднил немного разрез глаз, с Богомолом – положение рук во сне. Создавалось такое ощущение, что Коля, когда засыпал, начинал молиться. Ручки божественно на груди складывал, ротик приоткрывал и губками чуть шевелил. Ну прелесть! Так происходило перевоплощение из Стрекозы в Богомола».
В «Экзаменационном марафоне» запоминающимися образами являются скромный мальчик с глазами грустного ослика, девочка-готка, близняшки-тугодумочки, старичок-мздоимец, похожий на петушка с масляной головушкой, шелковой бородушкой. Он приветлив в расчете на денежный куш. Не получив его, преображается. «Куда девались былая приветливость и лас-ко-ко-ко-вость обхождения?».
Это художественные находки. Всплески красоты, энергии и творчества. Их больше в «Ритмах Эгейского моря».
«В танцах вырывалась в простор моя неугомонная душа и плясала на гребнях волн вечного Эгейского моря и взмывала птицей в мерцающее звездами поднебесье, и устремлялась сверкающей кометой вниз, где в середине круга танцующих и в центре мироздания была я. Счастливая и неунывающая, как и все, кто оказался рядом».
Ни одного фальшивого звука. Чувства просто захлестнули и выплеснулись. Чувства вечные, как море.
Здесь, в «Ритмах Эгейского моря», вечность дышит. Это море было, есть и будет всегда, пока существует планета. И волнения души во всех проявлениях не подвластны времени.
В «Экзаменационном марафоне» же сама тема неблагодарная: экзамены, хождения из одного вуза в другой, московские мытарства, житейская суета. И все равно это написано мастерской рукой. Самое лучшее – изображение контрастов столичной жизни.
Из наблюдений делаются обобщения. Авторские суждения подкрепляются мудрыми изречениями, подтвержденными многовековым опытом человечества. От радостного мироощущения первой книги автор поднимается во второй книге до смелой попытки постижения противоречий мироздания, извечного противоборства между добром и злом.
Начинающий прозаик Ольга Мельник, безусловно, обладает литературным даром, но чтобы он не затух, необходима упорная, неослабевающая, кропотливая работа. Жизнь не всегда будет ласкать. На творческом пути не всегда ожидают удачи. Но переживания волнуют чувства, а для вдохновенной личности – это материал для воплощения новых замыслов.

Пусть будет так!






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4 (96)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич