Журнал «Смоленск» - первое на
Смоленщине издание, где уже давно и регулярно
появляется вот эта юбилейная рубрика.
Собственно, она и представляет собой тот
увлекательный род путешествий, о котором
упоминает А.Т. в поэме «За далью – даль»: мы
именно неспешно, на долгом дыхании «листаем
обратно календарь», попадая то в загорьевское
детство поэта, то в смоленскую беспокойную
юность, то в пору могучей творческой зрелости
военной поры или редакторства в «Новом мире». Не
знаю, как читателям, но мне, ведущему эту
рубрику, порой томительно-грустно бывает
переворачивать или закрывать иные страницы. К
чему-то хочется возвращаться снова и снова –
перечитывать, искать между строк. Или
обнаруживать новое, дополнять, прояснять для
себя картину – приближать образ.
Это путешествие вот уже несколько лет помогает
(и надеюсь не только мне) жить и ориентироваться
в «разворошенном бурей быте». Приятно сознавать,
что за три года существования общественного
совета Твардовских чтений нам что-то удалось
сделать в плане возвращения поэта и его
творчества на малую родину… помимо организации
Чтений и выпуска сборников. Как раз
материальных, зримых следов нашей работы не так
уж много. По-прежнему в планах остается издание
к юбилею собрания сочинений Твардовского,
установка памятника в Москве, открытие
литературного музея в Смоленске (недавно
общественный совет предложил городским и
областным властям «незатратный» вариант решения
проблемы – к этой теме еще вернемся), создание
бюста в Починке. Но уже и то немало, что обо
всем этом говорят сегодня как о вполне реальных,
а то и решенных вещах (в недавнем письме В.А.
Твардовская сообщила, например, что на памятник
в Москве выделено 20 млн. рублей).
А всё ж и здесь не без странностей. Да, не было
записано в плане, но вот появилась возможность
установить памятник юному Твардовскому,
уходящему в большую жизнь, на самом хуторе
Загорье – вписать его в окружающий ландшафт,
провести благоустройство. Готов взяться за
работу наш известный смоленский скульптор Иван
Ларионов. Причем, и денег из бюджета он не
просит – готовы (пока) дать ему (именно ему!) на
это конкретное благое дело средства те самые
меценаты, по которым мы горючими слезами плачем,
но… не вызывает, мягко говоря, энтузиазма эта
инициатива у тех людей, от которых всего-то и
требуется – разрешить. Собственно, и прецедент
есть: поставили же недавно таким образом
памятник М.К. Тенишевой – и никто не в убытке.
Наоборот, в солидных центральных СМИ заговорили
о Смоленщине как о некоем зарождающемся оазисе
культуры. Так поддержите добрую славу!
Конечно, не сказать, что в области
«культпросвет-инициатива» фонтаном бьёт, но за
примерами уже далеко ходить не надо. Никак в
областном центре не можем подступиться к работе
над книгой «Земляки о Твардовском», а в Починке
замечательный наш краевед В.Д. Савченков при
активной поддержке главы районной администрации
В.Н. Мудрякова выпустил первую книгу
воспоминаний родственников и друзей поэта
«Всегда с А.Т. Твардовским». Эти воспоминания
были опубликованы в разное время в районной
газете «Сельская новь» - не случайно новую книгу
автор-составитель посвятил светлой памяти
бывшего редактора «СН» П.С. Стародворцева. В
твердой обложке, с золотым тиснением этот
солидный (300 страниц) томик, изданный в
Десногорске, поистине дорогого стоит. Я имею в
виду, конечно, не только форму, и даже не только
содержание. Здесь, в крохотном райцентре, стало
реальностью дело, которое с таким скрипом идет в
столице (а раньше и представлялось нам
исключительно столичным делом!). Приведу лишь
одну короткую цитату из письма В.А. Твардовской
от 13.07.08.: «Сейчас сформировали книгу «А.Т.
глазами современников»- в нее должны войти
воспоминания из прежних изданий и ряд новых,
появившихся позже (В.Быкова, Л.Лазарева,
А.Туркова, Ю.Буртина, Ч.-П.Сноу, Р.Медведева и
др.). Мемуарные очерки будут перемежаться с
высказываниями из статей, очерков, писем и
дневников современников (Айтматов, Гефтер,
О.Лацис, Г.Свиридов и др.).
Изд-во вроде бы заинтересовалось такой книгой. А
вот с дневниками пока неясно: переговоры как-то
приостановились».
Как красноречивы и, увы, привычны нам эти «вроде
бы», «приостановились» и т.п. С особым чувством
открываешь после всего этого замечательную
починковскую книжку. В ней немало нового и для
меня, последние годы не вылезающего из
«твардовской темы». Прежде всего, несколько
незнакомых писем А.Т., в которых так зримо
предстает его характер, круг повседневных забот.
Очень хороши воспоминания Михаила Григорьевича
Плескачевского, двоюродного брата, сверстника,
жившего в недальних от Загорья Плескачах, и
единственного из многочисленной родни «собрата
по перу» (он был журналистом). Вот небольшой
отрывок воспоминаний, озаглавленных «Листая
обратно календарь», начиная с письма А.Т.
Михаилу Плескачевскому в Баку из Москвы 1938
года:
«… Живу, как говорится, потихоньку. Нынче
кончаю, если буду жив-здоров, свой институт,
пятый курс. Сдаю в печать новую книгу стихов
«Сельская хроника». На днях выходит в
Гослитиздате книжка «Дорога», стихи в ней все
тебе известные, по-видимому, но всё ж я тебе её
пришлю.
Находится в печати новое издание «Муравии».
Сейчас ничего оригинального не пишу, усиленно
работаю над переводами из Шевченко, м. пр.,
перевожу поэму «Гайдамаки». Вот и все мои
занятия.
Ещё раз спасибо за тёплое письмецо.
Привет жене, если таковая имеется.
А. Твардовский.
Вскоре осмелился послать ему свежий номер
журнала «Литературный Азербайджан», в котором
был опубликован небольшой мой рассказ «Рыбачка».
Саша незамедлительно откликнулся коротеньким, но
очень дорогим мне письмецом.
24. XI. 38. Москва
Миша! Получил сегодня журнал с твоим рассказом.
Он (рассказ) произвёл на меня очень хорошее
впечатление своей сдержанностью и
продуманностью, строгостью отдельных выражений и
деталей. Жене моей он также понравился. Присылай
мне другие свои рассказы, хотя бы в рукописи.
Я не имею времени писать тебе сейчас более
пространно, - хотелось только выразить то
приятное чувство, которое вызвано было твоим
рассказом. Привет!
А.Твардовский.
И этому Сашиному письму радовался безмерно,
время от времени перечитывая драгоценные его
строчки. Может показаться странным, но я скрывал
от друзей переписку с Александром Твардовским.
Не хотелось, чтобы кто-нибудь подумал, будто я
хвастаюсь этим. Никогда никому не говорил о
нашем родстве. Всё же про себя гордился
перепиской с Сашей, ждал его писем, как свидания
с любимой.
В следующем письме от 2 апреля Саша подробно
разбирал новые мои рассказы.
Москва. 2.IV. 39.
Дорогой Миша!
С большим удовольствием прочёл твои рассказы.
Мне было как-то необыкновенно приятно видеть в
них, во-первых, хорошую литературную
грамотность, во-вторых, что гораздо важнее, -
отсутствие стилистической дешёвки, сдержанность,
чувство слова и фразы, в-третьих, - что совсем
замечательно - довольно уже развитый глаз на
детали, на частности, из которых, в конце
концов, и складывается целостность произведения.
Лучший рассказ «Расставание», в нём подмечена
хорошая человеческая черта, присущая
людям-строителям, - привязанность как к родным
местам, к тому месту земли, Родины, где затрачен
труд, где что-то создано и т. д.
В общем, я очень рад, глубоко убеждён, что из
тебя может получиться настоящий писатель. А
теперь - несколько слов иного порядка. Я буду
строг, но знай, что, если б я не видел в тебе
того, что вижу, я бы и не был строг, отделался
бы общими словами.
Так вот, рассказы «Севиль» и «В вагоне» - это
ещё довольно лёгонькие анекдоты, по сути дела.
Берётся забавная ситуация: герой думает, что за
стеной избивают женщину, а на самом деле - там
репетиция спектакля. Мораль в том, что, мол, вот
мы какие культурные и т. д. И всё. А люди в этой
ситуации совершенно условные, приблизительные,
т. ск. Их просто нет. А раз нет людей, нет
человеческих характеров, раз действие (да,
собственно, какое там действие, - и в первом и
во втором рассказе всё заключается в формуле:
«думал - то, а на самом деле вон что»), раз
действие вытекает не из внутренней
необходимости, а по заранее предположенному
условию, - то и художества тут нет никакого.
Беллетризованный, т. ск., анекдот.
И мне думается, что ты строил свои эти рассказы
в таком плане не потому, что это тебя вполне
самого «устраивает», а из ложного предположения,
что это-то и требуется, что это хорошо.
Сказался, м. б., и навык газетчика - украсить,
закруглить, чтобы прямо в набор.
Такие рассказы печатаются в журналах вроде «30
дней». Ты очень легко можешь стать сотрудником
этих журналов, но мне кажется, что тебя не это
прельщает, что ты хочешь работать всерьёз. А
если так, то нужно выработать в себе прямо-таки
отвращение к «лёгкости», «занятности», ко всему
тому, что упрощает и «закругляет» сложнейшие
явления жизни. А анекдот есть анекдот. Его можно
и наизнанку вывернуть. Я уверен, что
когда-нибудь существовал (в каких-нибудь
«Стрекозах», «Будильниках») рассказ о том, что
некто, подслушав характерные выкрики и шум за
стеной, думает, что это, допустим, провинц.
актриса репетирует роль, а на самом деле, как
явствует из развязки, её избивает муж или
любовник. Ну, одним словом, всё это очень легко,
нарочито и в жизни всё по-другому, - грубее и
сложнее.
«Новоселье» содержит несколько хороших деталей
(описательных гл. обр.), но растянутость общая
плюс обнажённость «идеи» (все обыкновенные люди
могут вдруг совершить подвиг, готовы к тому)
губят его. Но хорошо, что хоть нарочитых
ситуаций нет (правда, «буря» появляется как раз
- когда нужно, - как в плохих пьесах, и
прямо-таки заготовлена автором с первой страницы
(«Красиво, а вот норд подует - куда что
денется»).
«Расставание» нужно бы развить, сделать сильнее,
острее это чувство привязанности человека к
месту своего созидательного труда, т. сказать, -
этот психологический конфликт, если его развить
правдиво и умело, мог бы втянуть и какие-то ещё
штуки в свою орбиту, и тогда замысел, «идея» не
так легко бы вышелушивалась, не ощущалась бы
отдельно от всей повествовательной ткани.
Общее пожелание: будь смелей, исходи не из
соображения о том, что будто бы требуется, а из
своего самовнутреннего убеждения, что это, о чём
пишешь, так, а не иначе, что ты это твёрдо
знаешь, что ты так хочешь. Конечно, эта
убеждённость должна вырастать на настоящем
знании жизни и на правильном, нашем, понимании
её.
Пожалуй, хорошо, что ты покамест развиваешь свою
манеру на материале, добытом уже тобой после
детства и юности. Но ты, мне думается, неизбежно
обратишься ещё и к тому материалу, что идёт от
детства, от семьи, родни, деревни - и, м. б.,
именно на том материале ты проявишь себя более
решительно. А в общем ты молодец, и хорошая у
тебя есть скромность и теплота, хотя они
покамест несколько пропадают или тонут в схемке,
в штампиках, пусть не самых ходовых, но всё ж
достаточно использованных.
Писал я тебе от чистого сердца и с радостью, но
спешил и далеко не всё сказал и, м. б., не то,
что больше всего нужно.
Присылай всегда новые вещи.
Привет и пр. А. Твардовский.
Было воскресное утро, когда почтальон принёс это
письмо, я только что проснулся, и после первого
прочтения письма всерьёз подумал, что, может,
это продолжение сна. Прочитал второй раз,
третий. И только тогда нашло оцепенение. Но тут
же заныло сердце от доброты, сердечности,
участливости Саши в моей жизни. Его лестный
отзыв о моих рассказах обрадовал и очень смутил
- смогу ли я оправдать надежды почитаемого мною
человека, как мне справиться с неверием в свои
силы, где искать пути для постижения глубинных
явлений нашей действительности. Было мучительно
больно от сознания своей несостоятельности,
нерешительности. Мне никак не удавались сюжетные
построения, и некоторые рассказы так и остались
недописанными.
В этом письме-рецензии А. Твардовский, на мой
взгляд, довольно определённо высказал и свои
теоретические предпосылки насчёт «лёгкости» и
«занятности» литературного письма, «упрощения» и
«закругления» сложнейших явлений жизни…
<…> Очень долгими были пути наших писем. Но вот
открытка от 31 января 1943 года дошла из Москвы
в Сталинград всего за неделю.
В ней говорилось:
Дорогой Миша, всегда рад слышать твой голос, а
теперь особенно хорошо узнать, что ты жив и есть
на свете и ещё приветствуешь меня по случаю
появления в печати новой моей работы. То, что ты
знаешь -только начало. Если даст бог - будет
длиннейшая штука. Где и что я? Работаю в
«Красноарм. правде» -газете Зап. фронта; с год
работал на Юго-Зап. фронте. Много всяких было со
мною историй мало приятного свойства. О братьях
знаю только, что Костя тяжело ранен, Иван погиб,
Васька болтается где-то на Урале. Старики и
сестры - там.
Пиши. Обнимаю тебя, милый Миша.
А. Т.
<…> Лишь после освобождения Чернигова, на
Днепровском рубеже получил от Саши письмо без
даты. Он писал в нём:
Дорогой Миша, пишу тебе из Москвы, куда приехал
вчера по вызову ПУ. У нас с тобой как-то
прервалась переписка за время наступательных
боёв конца прошлого года и начала этого. Я уже
давно не в Москве. Сейчас - в районе нашего с
тобой родного города. Мне посчастливилось пройти
родные места (Однажды даже ночевал в Юкавщине -
где-то возле твоих Плескачей) в одной из армий.
Правда, мои родные места разорены и обезображены
ужасно. Но что настоящее счастье - это что я
нашёл в целости всех своих родных. Их даже
больше стало, как шучу я теперь, ибо
Маруся-сестрёнка успела выйти замуж и родить
двоих детей. (Правда, и потерять уже мужа на
войне). Павел, не вышедший из окружения, тяжко
больной, находился со стариками. Сейчас снова в
армии - обошлось без неприятностей. Я работаю
по-прежнему там же. (Пп. 15205-К), устал и
постарел. Были и есть вместе с редкими радостями
частые огорчения - мелкие и побольше. Всё больше
из-за моего Васьки <Теркина – ред.>.
Очень, очень рад знать о твоей целости и
сохранности. Из всей многочисленной родни - ты
мне, понятно, самый родной. Обнимаю. Пиши,
пожалуйста.
Твой А. Твардовский.
И это письмо перечитывал много раз, будто
разговаривал с его автором, так тепло
отозвавшемся обо мне, назвавшим самым родным из
многочисленной родни. Как говорится, был на
седьмом небе. Приятно и радостно, что Саша нашёл
в целости всех своих родных. Пытался
представить, что им пришлось пережить в
оккупированном Смоленске, как они дотянули до
освобождения. Машу помнил девчонкой, и вот она
уже мать двоих детей и солдатская вдова»...
Повторяю, эти несколько писем с короткими
комментариями двоюродного брата взял я, что
называется, навскидку. И вряд ли они нуждаются
еще в каких-то дополнительных разъяснениях.
Кого-то удивит зрелость мысли и твердость
эстетических воззрений уже у молодого,
довоенного Твардовского (каков анализ рассказов,
и с каким заинтересованным участием!), кто-то
отметит для себя неизвестные «семейные
подробности» в военных письмах (например, о
считавшемся погибшем Иване или «не вышедшем из
окружения» брате Павле – всё это так или иначе в
его произведениях, том же «Доме у дороги»). А я,
например, в очередной раз убеждаюсь в верности
оценки Марии Илларионовны, что главным в А.Т.
была его бесконечная доброта. Это притом, что
немало осталось воспоминаний, как крут в
суждениях бывал Твардовский, как боялись его
писатели и поэты, а иные со слезами из
редакторского кабинета выходили. Не удержусь
здесь привести и последнее письмо двоюродному
брату. Может потому, что оно вообще из числа
последних писем Твардовского.
29.VIII. 70. Пахра - Десна.
Милый мой Миша!
Перечитал твоё прекрасное письмо, - дошла до
него очередь (веришь ли, только сейчас, в конце
августа, справляюсь с юбилейной почтой,
наконец-то иссякающей!). Вообще должен сказать
тебе, дорогой пенсионер, что, несмотря и даже
вопреки всяческим заботливым ограничениям, почта
была со всех сторон невероятная. Собственно, не
имея оснований жаловаться на недостаток внимания
со стороны читателей в течение двух-трёх
десятилетий, я нынче ощутил объём своей
популярности. Тут ещё по времени совпало дело с
моим уходом из журнала - просто бяда, как
выражался Лев Николаевич. И, конечно, в таких
случаях самые добрые друзья, как ты, остаются
напоследки, - свои, подождут, мол! Прости,
пожалуйста.
Отзываюсь я (телеграммами в особых случаях,
книжками большею частью, письмишками - по
необходимости куцыми и однотипными,
фотографиями) на одно из 20, примерно, посланий,
но и то ужасно много. Раскланиваюсь,
раскланиваюсь - аж до боли в пояснице.
Посылаю и тебе, дорогой Миша, двухтомничек,
вышедший к юбилею, хотя всё в нём тебе известно
до строчки.
Не думаешь ли показаться в столице нашей Родины?
Звони - 227-42-00 - на гор. квартиру - там Оля
или богом данный мне зять скажут, где и что я. С
15.IX, кажется, буду в Барвихе, но и в этом
случае тебе скажут, как туда доехать и всё
такое.
Не задумал ли ты по пенсионному нынешнему своему
положению удивить мир каким-нибудь злодейством
вроде мемуаров, что ли?
Надо бы, Миша! Обидно, что ты... подлинно
интеллигентный человек, да плюс ещё журналист,
писучий человек, не накатаешь чего-нибудь - хотя
бы из опыта бакинских лет.
Впрочем, это - как ты захочешь, корысти у меня
редакторской уже нет, а ты мне и без мемуаров
мил и дорог, какой ты есть. Хочу только верить,
что перечисленные тобой недуги ты
преувеличиваешь. Отдохнёшь, оклимаешься, как
говорят пьяницы, и само собой потянет тебя на
некое действие.
Обнимаю тебя, дорогой мой.
Привет всем твоим домашним.
Твой А. Твардовский…
|
|