Главная | Архив |

  Смолянин – лауреат премии имени А.Н. Косыгина  
   

Владимир КОРЕНЕВ,
специальный корреспондент журнала «Смоленск»

 

Очередная высота
Сергея Попова

 

 

Профессия журналиста дает возможность встречаться с людьми, являющимися выдающимися личностями и даже гордостью нации. Какие-то из этих встреч не оставляют ярких воспоминаний в силу, например, моего неоднозначного отношения к тому или иному человеку. Далеко не всегда у меня появляется желание взять у известной личности интервью, хотя как редактор понимаю, что любое из таких интервью будет интересно читателям.
Но никогда бы себе не простил упущенного шанса побеседовать с Николаем Ивановичем Рыжковым. В немалой степени потому, что очень уважаю этого выдающегося государственного деятеля. А, главное, Николай Иванович Рыжков навечно вписал свое имя в историю города-героя Смоленска, прикрепив 21 июня 1985 года к его знамени высшую награду Родины – медаль «Золотая Звезда».

- Николай Иванович, простите за высокопарный стиль, но Вы для смолян являетесь человеком-символом, с именем которого связано восстановление исторической справедливости – присвоение древнему русскому городу Смоленску – щиту государства российского, городу-воину, городу-труженику звания «Город-герой». Давайте вспомним о той памятной дате 1985 года.

- Но прежде отметим: руководство страны сделало то, что прежние команды по различным причинам упустили. Смоленск должен был быть среди первых городов, отмеченных Золотой Звездой. Потом в 1975-м году на 30-летие Победы опять в последний момент награждение не состоялось... В конце июня 1984 года Смоленску был вручен орден Ленина – это была реакция руководства страны на обращение смолян. Казалось, этим все и ограничится... Но пришла новая команда, я тогда еще работал секретарем ЦК, и на Политбюро зашла речь о неисполненном обещании Константина Устиновича Черненко отметить Смоленск заслуженным званием «Город-герой». Решили – все-таки дать Звезду. И поручили Рыжкову поехать туда и вручить. Я стал собираться в дорогу, готовиться к выступлению. Ко мне пришли ответственные сотрудники аппарата и говорят: «К званию полагаются Звезда и орден Ленина. Но орден Ленина Смоленску вручили, поэтому получите Звезду». Так я и уехал со Звездой и вручил ее городу в здании театра. Дальше я несколько дней ездил по области. Был в Ярцеве на ЗИЛовском заводе – как раз шло строительство. И по другим местам проехали.

- Алексей Иванович Орлов, председатель облисполкома, почетный гражданин города-героя Смоленска на страницах нашего журнала с большой благодарностью вспоминал, как Вы здорово помогли Смоленщине по дорогам.

- Помню, помню. Казалось, надо больше помогать, но были ограничения. По дорогам я помню обращение.
- Кстати, Алексей Иванович, зная о нашей возможной встрече, передавал Вам привет.

- Спасибо. Я впервые на Смоленщине был, вообще первый раз. Поэтому Смоленск стал для меня открытием. Конечно, меня поразила Смоленщина. Максимально, чем можно, я помогал. Самые приятные воспоминания.

- Зато за последнее пятилетие наш многострадальный регион, благодаря «чуткому» руководству с 5-6 на последнее место в ЦФО скатился.

- Ай, яй, яй. Будем надеяться, дело поправится. Возвращаясь к моей поездке в Смоленск, там я познакомился с митрополитом Кириллом. 23 года мы знаем друг друга и, кстати, дружим. Когда я уезжал, он кому-то из местных начальников сказал: «Это приезжал будущий Председатель Совета Министров». И через несколько месяцев я возглавил правительство.

Когда я выключил диктофон, Николай Иванович стал расспрашивать меня об Иване Ефимовиче Клименко, о последних днях его жизни, о том, чем увлекался он в последнее время. Я напомнил собеседнику о датах рождения и смерти нашего бывшего партийного руководителя, рассказал, как встречаемся со строителями на Братском кладбище в день памяти И.Е. Клименко, какой великолепный памятник они ему заказали и установили.
Вот такая теплая, но, к сожалению, короткая встреча у меня состоялась 17 июля с.г. в здании Российского союза товаропроизводителей. Николай Иванович как президент Союза вел торжественную церемонию вручения премий имени А.Н. Косыгина лучшим трудовым коллективам и гражданам-производственникам, руководителям предприятий и учебных заведений.
Премия вручается уже 7 лет. Ежегодно таких премий учреждается 20, а претендентов оказывается в 3-4 раза больше. Среди смолян первым лауреатом стал Сергей Серафимович Попов, генеральный директор ОАО СПК «Смоленскагропромдорстрой». Вручая известному смоленскому дорожнику, вице-президенту Союза строителей Смоленской области медаль и диплом лауреата премии имени А.Н. Косыгина, Николай Иванович Рыжков отметил, что в свое время смоленские дорожники возводили столько же километров дорог, сколько сегодня строится по всей России. Правда, президент Российского союза товаропроизводителей, являвшийся много лет депутатом Государственной Думы РФ, а сегодня - председатель Комитета в Совете Федерации, отметил, что на правительственном уровне приняты важные решения по развитию дорожной сети, и в самое ближайшее время значительно возрастут объемы капиталовложений в российские дороги.
Но вручение награды смоленскому дорожнику состоялось несколько позже. А сначала Н.И. Рыжков, поздравив лауреатов, объяснил, почему нынче церемония награждения организована не весной, а уже в середине лета. Оказалось, организаторы мероприятия очень надеялись, что удастся установить бюст А.Н. Косыгина в Москве и вручить награды лучшим товаропроизводителям России у бюста. Но вот уже около четырех лет РСТ преодолевает трудности и ходит по инстанциям. Слишком много бюрократизма и формализма по клочку земли, где каких-то 5 кубометров бетона уложить нужно. Николай Иванович недоумевает, как это в Москве ведется такое интенсивное строительство при царящем бюрократизме чиновников...
А идея установки бюста А.Н. Косыгину такова. Когда Алексею Николаевичу исполнилось 70 лет и ему вручили вторую звезду Героя Социалистического Труда, в соответствии с законодательством СССР на родине дважды Героя ставился бюст. В Ленинграде установили бюст работы знаменитого скульптора Томского. А 4 года назад «птенцы гнезда Косыгина», как Николай Иванович называет себя и своих коллег – бывших «красных директоров», министров и сотрудников, работавших под руководством Алексея Николаевича, обнаружили в запасниках Третьяковской галереи около Крымского моста такой же бюст, только немного меньших размеров. Тогда возникла идея этот бюст установить в Москве. Н.И. Рыжков обратился к Ю.М. Лужкову, тот поддержал, но поставил условие – финансирование работ осуществить за счет Российского союза товаропроизводителей. Пришлось соглашаться: в бюджет Москвы не пробиться, годами будешь ждать очереди и не дождешься. Но вот и за деньги Союза произошла задержка, хотя Николай Иванович не теряет оптимизма, что в сентябре-октябре бюст А.Н. Косыгина будет установлен!
Очень тепло вспоминал Н.И. Рыжков о великом организаторе, оставившем огромный след практически в любой отрасли народного хозяйства. Упоминул Николай Иванович о решении А.И. Косыгина подтянуть экономику героического русского города Смоленска строительством в нем завода по алмазообработке. А я, вернувшись из Москвы, открыл «Думы о былом» - мой настольный справочник – книгу И.Е. Клименко. Иван Ефимович вспоминал, как просил его Алексей Николаевич взять под личный контроль строительство второй очереди бриллиантовой фабрики, как по просьбе Алексея Николаевича познакомиться с технологией алмазообработки в Смоленск приехал министр приборостроения СССР Константин Николаевич Руднев, а потом оказал предприятию огромнейшую помощь. Вспоминает И.Е. Клименко в книге и о том, как пожаловались Косыгину председатель Совмина Украины Щербицкий и председатель Моссовета Промыслов, что руководители предприятий по аламазообработке из Москвы и Киева ездят отчитываться о своей работе на периферию... в Смоленск. Алексей Николаевич выслушал их и ответил буквально так:
- Во-первых, вы должны понимать, что экономика – это такая сила, которая мало считается с подобными обстоятельствами. Она даже государственные границы иногда ломает. А во-вторых, Смоленск – это не такая уж глухая периферия. История свидетельствует, что он намного старше Москвы, а с Киевом он, будто бы, ровесник. Так что иметь дело со Смоленском совсем не зазорно. Наоборот, думаю, что столицам надо всемерно укреплять связи с другими городами и территориями страны.
Вот бы услышали эти слова великого реформатора советской экономики сегодняшние лидеры страны и мегаполисов! А то если и идут в регионы – качать здесь прибыль и забирать ее в столицы. Грязные производства – в провинцию, земли скупать по дешевке, лес вырубать, рабочую силу переманивать – это пожалуйста, всегда готовы...
Вернемся к нашему лауреату. Сергей Серафимович Попов возглавляет фирму, которая за 35 лет построила 4382 километра автомобильных дорог – половину всей дорожной сети Смоленской области. Также введено в строй более 80 тысяч кв. метров жилья. Сегодня в составе ОАО СПК «Смоленскагропромдорстрой» четыре ЗАО, выполняющих дорожно-строительные работы, ЗАО «Комбинат Промышленных Предприятий» по выпуску дорстройматериалов и три филиала. По сути, это холдинг.
Коллеги ценят Сергея Серафимовича за умение анализировать тенденции в экономике, направлять усилия коллектива на предоставление востребованных услуг. Это позволило выжить, когда дорожную отрасль государство оставило без заказов. Сегодня, считает С.С. Попов, развитие дорожной сети является не блажью дорожников, а объективной необходимостью.
- Отсутствие дорог уже не беда, а близко к катастрофе, - говорит С.С. Попов. - Страна ежегодно убивает на дорогах более 35 тысяч своих граждан, по самым скромным подсчетам – теряет 5 процентов ВВП ежегодно. Каждые 13 лет (роковое число) все усилия страны летят в тар-тарары. Вывод: срочно необходимы перспективные программы развития дорог на федеральном и региональном уровнях, чтобы пошли инвестиции со стороны бизнеса в сопутствующие отрасли (дорожно-строительные материалы, дорожно-строительная техника, научно-исследовательские и проектные разработки).
С.С. Попов полагает, что на Смоленщине надо построить, как минимум, 7-8 тысяч километров дорог IV-V категорий, соединяющих населенные пункты с существующей сетью дорог.
Через область проходят важнейшие федеральные магистрали М-1 Беларусь, А-141 Брянск-Смоленск. Смоленщину пересекают транспортные коридоры. Запад-Восток и Север-Юг, проходит Старая Смоленская дорога. Старинные русские земли должны быть, по твердому убеждению С.С. Попова, обустроены дорогами и благоустроенным жильем.
Учредители премии имени А.Н. Косыгина в делах и планах смоленского дорожника Сергея Попова разглядели размах, который ценил в лучших производственниках Алексей Николаевич Косыгин, отметили многолетний высокопроизводительный труд специалиста, посвятившего жизнь развитию дорожной сети Смоленщины.
Думается, что и на региональном и муниципальном уровнях надо поощрять лучших товаропроизводителей, изучать и пропагандировать их опыт, делать достоянием молодой смены. Внимание и забота о кадрах создает и опору для власти, которая получает мощную подпорку масс. Хорошо бы, чтобы и об этом наши власть предержащие задумались...

Москва-Смоленск
17 июля 2008 года





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4 (96)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич