Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Владимир КЛОЧКОВ

Под властью цвета
 


Выставка известного художника Владимира Петрова состоялась в Доме художника в Смоленске. Экспозиция включает в себя произведения живописи и графики. Здесь и карандашные рисунки, и этюды, но главенствуют, конечно же, картины, выполненные маслом. Ведь Петров прежде всего – талантливый живописец. И в этом убедился каждый, кто побывал на этой интересной выставке, посвящённой 25-летию его творческой деятельности.
Успешно защитив в 1989 году дипломную работу на худграфе Смоленского пединститута, Петров с десяток лет жил в Дорогобуже, работал художником. В 2000 году стал членом Союза художников России. К этому времени он уже приехал в областной центр и успел показать свои произведения на выставках в Смоленске, в Москве, в Санкт-Петербурге и ряде других городов. Творчество художника получило высокую оценку и зрителей, и коллег. Свидетельством тому десятки почётных грамот и дипломов.
И вот эта очередная, своего рода юбилейная, персональная выставка. На её открытии прозвучало много тёплых напутственных слов от почитателей творчества Петрова, от областной администрации.
Выступивший на открытии выставки заслуженный художник России Анатолий Попов отметил большую энергетику в работах Петрова, осмысленную цветовую гармонию и спрессованность чувств во многих картинах. Это свидетельствует о большом потенциале художника, подчеркнул Попов.
Вглядываясь в картины автора, невольно обращаешь внимание на лаконичность, сжатость композиционных решений. И при этом поражает цветовая неистовая гамма большинства работ. Порой кажется, что именно цвет – буйный, взъерошенный и необычайно гармоничный водит кистью художника, определяя сюжет и заставляя на ходу менять замысел. Цвет и ещё раз цвет – вот подлинный властитель живописных работ Владимира Петрова. Цвет густо заполняет всё пространство полотен, диктует эмоции, заставляет зрителя сопереживать автору.
Показательна в этом отношении картина «Бабье лето. Топят баню». Вроде бы и нет в ней ничего приметного. Ну, три неказистых бревенчатых баньки. Женская фигура у колодца. Контуры небрежно размазаны. Но каким жаром раннего бабьего лета вперемешку с жарким паром русской бани и ароматом берёзовых веников веет от этого произведения. И чудо это делает цвет – красный, оранжевый, чёрный, со всеми их оттенками. Цвет, талантиво положенный художником.
- Ты посмотри, - говорит мне мой старый товарищ Евгений Дроздов, - какой широкий у него живописный диапазон. Порой картины звучат на самых низких, басовых нотах, и тут же устремляются ввысь к звенящей светлой чистоте.
- А что, картины могут звучать? - прикидываюсь.
- А как же! - улыбается. - Вот картина «Осенние дожди». Разве не слышно, как капли стучат? Или вот деревенька ночная. Здесь чёрный цвет плавно перекликается с серым, и чувствуется такое внутреннее напряжение, которое можно передать или красками, или звуком.
Дроздову веришь. И не потому, что он заслуженный художник России, а потому, что колорист он «от бога». Это от многих именитых доводилось слышать. Да я и сам знаю.
На этой выставке ещё подумалось, что если архитектура – это застывшая музыка, то живопись – это музыка звучащая.
Владимир Петров – художник с фантазией и с солидной долей юмора. Ему ничего не стоит изобразить среди сумрака деревенской улицы стоящее по центру этого пейзажа красное кресло. А что? Интересно. И цвет опять-таки работает. Вот «Натюрморт с курицей». Это как бы улыбка из мира шахмат. На двух пешках шампур, а на нём декоративная игрушечная курица. Можно и улыбнуться, но подумалось, что это из серии «что бы художнику ещё нарисовать?». Из этой же серии «Даная из Мамыркина». Наскоро, небрежными линиями непонятно на чём и неясно зачем обозначена фигура обнажённой женщины. Ясно лишь, что к мифической Данае она имеет такое же отношение, как Мамыркино к Зевсу, соблазнившему Данаю. Но, думаю, Рембрант с Тицианом взяли бы Володю третьим. И не пожалели бы.
Совсем уж мудрёным показался «Пейзаж с жеребёнком». Долго пытались разглядеть что-либо внятное в лихой пляске причудливых мазков с народным художником России Владимиром Ельчаниновым, пока тот не прочитал подпись к картине.
- Надо же?! - покачал головой мэтр, и добавил: - Бывает...
Но это так, мелочи, приметы роста. А в целом выставке этой дал Ельчанинов оценку высокую.
- Эта экспозиция, - сказал он, - одна из лучших за последнее время, потому что здесь именно изобразительный язык доминирует. Каждая работа имеет самостоятельное звучание. Нет повторов, когда одна картина на другую похожа. У художника свой живописный стиль, хороший вкус. Все работы при незатейливых сюжетах выражают какое-то настроение автора. Картины его делаются не для дилетантов и не для продажи. Это вызывает уважение. И вообще, я считаю, что Владимир Петров – это достойный представитель нашей Смоленской организации Союза художников.
Сказано громко и справедливо. Потому что выставка действительно интересная и многоплановая. Много здесь впечатляющих картин деревенского быта, пейзажа. Неброская природа средней полосы России явно волнует художника. Вместе с ним мы чувствуем красоту лунной ночи с лунной дорожкой на росной траве («Луна светит»), любуемся городскими пейзажами в солнечном свете, маковками церквушек, яркими букетами цветов. Есть и портретная живопись. Под одним из портретов подпись: «Художник». Даже беглого взгляда достаточно, чтобы узнать в нём заслуженного художника России Вадима Преснякова, хотя фотографическое сходство весьма условно. Секрет в том, что автор не вдавался в детали, уловил саму суть образа, характер человека.
Владимир Петров и в пейзажах не прорабатывает детали. Это не его. Он весь отдаётся чувству и под его воздействием выстраивает картину.
...Затемнённый участок городской улицы с невысокими домами. То ли тупик, то ли проулок. Всё приглушено сумраком ночи. И только из нескольких окон тонкими полосками пробивается на землю свет. Под картиной такая простая и такая пронзительная подпись: «Ждут домой». Кому не знакомо это радостно-щемящее чувство возвращения к родному дому... И в этой картине эмоциями правит его величество цвет. Тревожный, щемящий.
Покидая экспозицию, оглянулся на «Подсолнухи». Они, показалось, качнули мне на прощанье своими ярко-жёлтыми головками. Светлая радостная картина.
Хороший он художник Владимир Петров. Спасибо ему за эту выставку.






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4(128)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич