Смоленская земля богата талантами. В числе наших
земляков и актеры, и художники, и писатели, и
музыканты. А сколько талантов еще предстоит
открыть?! Поиск юных дарований и работа с ними –
дело нелегкое. За музыкантов в области отвечает
Смоленское областное музыкальное училище имени
М.И. Глинки.
Восемнадцать лет – для человека достаточно
большой отрезок времени. За этот период многое
может произойти, многое может измениться. А если
ничего не меняется, то человек успевает
привыкнуть к тому, что есть.
Ровно восемнадцать лет Смоленское областное
музыкальное училище имени М.И. Глинки
располагалось в здании по улице Дзержинского,
17. Здание большое, удобное – и многочисленные
инструменты можно разместить, и номер
отрепетировать, никому не мешая. Конечно,
единственное академическое музыкальное учебное
заведение в регионе достойно того, чтобы
занимать отдельное здание – такова уж его
специфика. Да и близость подобного учебного
заведения к основным культурным объектам города
– филармонии, театрам, библиотекам, музеям –
неслучайна. Невозможно заниматься одним из видов
искусств и не находить перекличек с остальными.
Культура – явление синтетическое.
Учились себе музыканты, учились, и вдруг стали
их переселять в другое здание – здание
кулинарного училища №22, что поменьше да
попроще. Зачем, мол, нескольким десятками людей
так много места. По новым планам в здании на
Дзержинского должны располагаться Парламентский
центр, Молодежный парламент и другие структуры.
Все вроде бы рационально и логично, но несколько
факторов остались неучтенными.
Основная проблема заключается в том, что новое
здание абсолютно не приспособлено для занятий
музыкой – тонкие стены не предполагают никакой
звукоизоляции. А репетиции – дело не тихое.
Насколько комфортно будет прохожим, жителям
ближайших домов и посетителям расположенных в
непосредственной близости ресторана и бара,
остается только предполагать.
Площадь, которую предположительно должно занять
музыкальное училище, гораздо меньше той, что
имеется в его распоряжении сейчас. Процесс
обучения музыканта отличается своеобразием. Те,
кто в детстве учились в музыкальных школах,
знают, что обучение игре на музыкальном
инструменте может проходить только в
индивидуальном порядке. Минимум 5 часов в день
отводится на самостоятельные занятия. В
результате, учащийся проводит наедине с
инструментом почти целый день, для чего просто
необходим отдельный кабинет. А меньшая площадь
здания кулинарного училища предполагает отнюдь
не рост числа обучающихся, а их сокращение. То
есть, несмотря на то, что выпускниками
музыкального училища укомплектованы музыкальные
школы и школы искусств Смоленска и области,
оркестр народных инструментов им. Дубровского,
Смоленский камерный оркестр, духовые военные
оркестры, дома творчества, клубы и студии,
видимо, существует мнение, что профессиональные
музыканты в области не нужны.
О том, что в училище функционирует музыкальная
школа для одаренных детей, судя по всему, просто
позабыли. В предлагаемом здании места для нее не
хватит. А значит, все разговоры о том, что дети
– наше будущее, останутся пустыми словами. Шанс
заниматься музыкой с высококлассными
профессионалами на льготных условиях будет
потерян детьми из малообеспеченных, многодетных
и неполных семей, детьми-сиротами и
детьми-инвалидами.
Остался без внимания еще один значимый момент –
транспортировка музыкальных инструментов. Не
секрет, что старинные и сильно изношенные
инструменты (рояли, например) требуют особенно
бережного отношения. Предполагать, что они без
потерь «переживут» переезд – значит надеяться на
чудо. Об обеспечении же музыкального училища
новыми инструментами, даже в случае поломки
прежних при перевозке, речи не ведется.
Конечно, есть и контраргументы. В здании
кулинарного техникума есть пищеблок –
предполагается, что переехавшие сюда музыканты
всегда будут накормлены и довольны жизнью. Но
возникнет ли сама необходимость в питании, если,
в связи с отсутствием классов для
самостоятельных занятий, отпадет необходимость
находиться в училище весь день?
В «плюсы» нового места жительства училища
почему-то записывается и открывающаяся с
переездом возможность проходить практику в
соседнем караоке баре, где по вечерам играют
живые музыканты. Возникает довольно комичная
ситуация: классических музыкантов со школьной
скамьи предлагают ориентировать на работу в
ресторанчиках и кафешках, а не в серьезных
музыкальных учреждениях и школах. Можно
возразить, что на такой «караочной» практике
музыканты смогут подзаработать, что никогда не
бывает лишним. Однако не уведет ли такой легкий
заработок в сторону от постоянного
самосовершенствования, от гордости и
ответственности за свое дело, от
профессиональной деятельности вообще? Сколько
музыкантов рассеется по ресторанчикам, вместо
того, чтобы стремиться работать, например, в
филармонии? Скольких учителей могут потерять
детские музыкальные школы? Интересно, рады ли
будут родители, если их малыша днем станет учить
тот, что ночью зарабатывает в кабаке?
Из-за дел взрослых всегда страдают дети, о
которых вспоминают в последний момент, когда
зачастую оказывается невозможно что-то изменить.
|
|