Главная | Архив |

  Величайшее событие XX века  
   

Владимир КЛОЧКОВ

108 минут,
которые потрясли мир
 


Весть о том, что человек впервые поднялся в космос, застала нас во время рабочей смены на заводе «Электрофидер» в Саратовской области. Всё шло как обычно: гудели станки, сновали туда-сюда электрокары. Обычный размеренный ритм большого завода. И вдруг этот многоголосый заводской гул начал стихать. Мы, работники электро-ремонтного цеха, недоумённо переглянулись, мол, что за дела? И тут, взвизгнув фальцетом и с минуту протрещав в настроечном режиме, заговорили вдруг на полную мощность динамики заводской громкоговорящей связи.
- Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза. - В напряжённой тишине слышно было, как в углу звонко разбиваются о железку капли прохудившегося водопровода. А голос Левитана чеканил слова: - Передаём сообщение ТАСС о полёте космического корабля-спутника «Восток» с человеком на борту!..
Господи! Что здесь началось! Был такой мощный и дружный взрыв эмоций, какого я не наблюдал ни до, ни долгие годы после этого события. Мы, взрослые мужики, кричали, как дети, лупили друг друга по плечам, по спинам, кричали «ура!». Запомнилась смешная, но весьма показательная деталь этих первых минут после сообщения о полёте. Наш вечно страдающий похмельем, худощавый и малоразговаривающий слесарь Витька Петлин вдруг схватил с пола подлежащий ремонту огромный электродвигатель и с истошным криком: «Даёшь, Россия!» - гордо погрузил его на верстак. Откуда только такая силища взялась?! Вчетвером потом этот двигатель снимали. Такой вот душевный подъём на подвиги звал. И на поэзию.
Двенадцатого апреля
раздвинулась высота.
Мы верили и не верили
словам твоим, Левитан.
Вы извините, товарищ,
что я Вас вот так, на «ты»
Просто сводило горло
от этой вот высоты,
Просто казалась чудом,
выстрелом в тишине
Весть, что Гагарин Юрий
в космической вышине.
И несравненная радость:
русский! советский! смог! -
В наши сердца врывалась
и горячила мозг.

В этот день 12 апреля 1961 года ликовала вся страна, от мала до велика. Рабочие и студенты, учёные, крестьяне, школьники, рыбаки, шахтёры – все восприняли этот полёт, как общий всенародный подвиг. Тысячи людей вышли на улицы, чтобы вместе разделить всеобщую радость. Крики «ура!», объятия незнакомых людей – вот главная примета этого раннего утра 12 апреля 1961 года. Начиналась новая эра в истории обитателей планеты Земля. Человек вышел в космической пространство.

Юрий Гагарин:
- Я услышал свист и всё нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Гул был сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолёта, но в нём было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, ещё более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого.
Начали расти перегрузки. Я почувствовал, как непреодолимая сила всё больше и больше вдавливает меня в кресло. И хотя оно было расположено так, чтобы до предела сократить влияние огромной тяжести, наваливающейся на моё тело, было трудно пошевелить рукой и ногой. Я знал, что состояние это продлится недолго, пока корабль, набирая скорость, не выйдет на орбиту.

Среди звёзд в тишине
нет ни звука живого.
Нет ни вздоха любимой,
ни плача ребёнка.
Там вообще ничего,
ничегошеньки нету.
Только солнце огромное
льёт исступлённо
Свет пронзительно яркий
На нашу планету.
Среди звёзд в тишине
нет ни птиц, ни черёмух,
Даже звуки в отсеке
висят невесомо.
Невесомость во всём,
только снова и снова
Имя Родины
тысячекратно весомо.

Вся огромная и такая родная Родина, прильнув к радиоприёмникам, телевизоры тогда были далеко не в каждой семье, чутко ждала вестей из космического эфира. Сообщения о ходе полёта следовали с размеренными перерывами.
- «Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Передаём новое сообщение ТАСС о полёте космического корабля-спутника «Восток» с человеком на борту! В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полёт протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо».
За считанные минуты Космос присвоил старшему лейтенанту Гагарину звание майора.

Валентина Гагарина, жена:
- Неожиданный стук в дверь. Открываю – соседка. Раскраснелась, захлёбывается словами:
- Валюша, включай радио! Юра в космосе!
У меня голова пошла кругом – смотрю на соседку и никак не могу вспомнить её имени, метнулась к приёмнику, и не могу вспомнить, как его включают. А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи. Спрашивают, советуют, поздравляют. Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала. Я не могла разговаривать.
Голос диктора сообщал:
- Полёт продолжается. Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо.
Я крутила ручку приёмника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала слёзы и чувствовала, что сердце сжалось.
- Полёт продолжается...

Это происходило в Подмосковье, в Звёздном городке, в обычной двухкомнатной квартире. А у нас на Смоленщине, в обычном районном центре Гжатск, в небольшом частном домике, где жили родители космонавта, в то утро тоже раздался стук в дверь.

Анна Тимофеевна Гагарина, мать:
- Прибежала Мария, жена сына моего – Валентина. С порога кричит:
- Мама! Радио включено? Мама! Радио, говорю, включайте! Наш Юра...
Я к двери бросилась, а сама ни жива, ни мертва.
- Что?! Юра- что? Что с ним?
А она тоже стоит все растерянная, толком ничего объяснить не может.
- По радио сообщение. Первый полёт человека в космическое пространство. Юра наш – командир космического корабля.
Больше я ничего слушать не стала, накинула телогрейку и побежала на железнодорожную станцию. Не помню, как добежала. Одно только сверлило голову: скорее к Вале! Юра просил ей помочь! Так вот что он имел ввиду! Скорее к Вале, к их детишкам...
Уже на вокзале, когда билет взяла, чуть опомнилась. Себя оглядела и ужаснулась – несуразно одета: в халате, в домашних тапочках, поверху телогрейка. Ну да ладно, возвращаться не буду, до городка как-нибудь доберусь, а там Валя своё пальто даст за Леночкой в ясли ходить.
Сижу, жду – может по радио что передадут: как он там, мой Юра? Что Валя сейчас делает? Что? Как?
Пришёл поезд, села, поехала. В окно смотрю. Вроде бы на станциях все смеются, но обмануться боюсь.
В Москву прибыли, вышла на площадь у Белорусского вокзала – народу как в праздник, у многих в руках плакаты: «Ура Гагарину!». Люди смеются, кричат: «Приземлился! Ура! Прилетел!» Я заплакала и пошла в метро. Какая-то женщина спросила у меня:
- Бабушка, что с вами? У вас горе?
Я улыбнулась – у самой слезы рекой льются – и говорю:
- У меня радость!
Женщина засмеялась:
- У меня тоже. Знаете, человек поднялся в космос! Его зовут Юрий Гагарин. Запомните!
- Запомню, милая, запомню...
Над речкою Гжатью
обычен и прост,
Как рукопожатье
раскинулся мост.
Размашисты ивы
по берегам,
Ромашки и клевер -
ковром по лугам.
Отсюда, с ромашковых
этих лугов
До дома Гагариных
сорок шагов
По утренней звёздной
весёлой росе.
Отсюда – улыбка
пленившая всех.
Ах, эта знаменитая гагаринская улыбка! Как и сам полёт, она на веки вечные стала своеобразным символом грандиозной победы советского человека – прорывом в межзвёздное пространство. Улыбку Гагарина видели и полюбили тысячи людей на всех континентах, во всех странах, где он побывал с дружеским визитом по завершении полёта.

Юрий Гагарин:
- В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично в заданное время... Началась заключительная часть полёта. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я увидел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего 20 градусов тепла.
Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они всё увеличивались и были значительнее, чем при взлёте. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом «Земле». Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось, и дальнейший спуск протекал нормально.

До земли оставалось ещё не менее 7000 метров. Корабль входил в плотные слои атмосферы со скоростью 220 метров в секунду. Космонавт почувствовал резкий толчок. Это раскрылся тормозной парашют, его купол значительно снизил скорость посадки корабля. И вот уже с громким хлопком отстреливается крышка люка, и приводится в действие автоматическая парашютная система приземления лётчика-космонавта. Когда до земли оставалось 4 километра, катапультное кресло отделилось от человека. Теперь над ним был уже индивидуальный купол парашюта. Тогда же раскрылся основной парашют спускаемого аппарата.
В 10 часов 55 минут по московскому времени лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин, облетев земной шар на космическом корабле «Восток», приземлился в 26 километрах к юго-западу от г. Энгельса в Саратовской области.
108 минут длился этот замечательный исторический полет. Представить только – махина космического корабля весом 4725 кг, вознесённая ракетой на 330 км над землёй, преодолевает 28000 километров за один час. Вот она – космическая скорость. Покорённая гением советских учёных, инженеров, рабочих и великим мужеством русского пилота-космонавта, сына древней земли Смоленской – Юрия Алексеевича Гагарина.
Не верится, что уже полвека прошло с этого исторического события всемирного масштаба. За это время много людей со всех континентов побывали в космосе. Построена и успешно работает уже вторая международная космическая станция. Земляне побывали на Луне, готовят экспедицию к другим звёздным мирам. Будет ещё немало великих открытий в космическом неведомом пространстве. Немало прозвучит и достойнейших имён. Но имя первопроходца звёздного пути навеки будет золотом вписано в летопись человечества: - Юрий Гагарин!

Один за другим
покидают ладонь Байконура
Крылатые парни,
как Юрий
в апрельское ясное утро.
Один за другим
там, в Америке, раннею ранью
Устремляются в космос,
как Юрий отважные парни.
И Земля, словно мать,
в плушалке лугов и тумана,
Ждёт своих сыновей
всем нутром,
Всею дрожью больших океанов.
Всею ширью России,
Америки бешеным ритмом.
Ждёт горячим дыханьем пустынь,
И горячим дыханьем любимых.
Нет, неправда, что там
уже нет тяготенья земного.
Оно бродит в крови,
как Земля тяжело и огромно.
В человечестве вечно
незримо живёт
Тяготенье Земли,
и свободный полёт.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4(128)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич