Главная | Архив |

  МЫ - не вы!  
   

Рубрику ведут Анастасия Трифонова и Вероника Авхимович

 

Свой
во все времена

 

В феврале этого года жители нашего города получили такое приглашение: «Люди, львы, орлы и куропатки… А также драгоценные читатели! Имею честь пригласить Вас на мое 150-летие. Не заставляйте Вас долго просить! Будьте здоровы. Преданный Вам доктор Чехов». Это не было шуткой. Все желающие встретились с писателем в Большом зале Смоленской областной универсальной библиотеки имени А.Т. Твардовского благодаря сотрудникам отдела общего обслуживания читателей и гуманитарного центра чтения.
Сначала гости перенеслись в конец 19 века: артисты Народного театра Дома работников просвещения сыграли пьесу по рассказу Чехова «Предложение». Их игра захватила небольшой зал, казалось, что сквозь реплики слышен голос самого писателя. Присутствующие как будто видели, как Чехов пишет свой рассказ: реплика за репликой, с юмором, со свойственной ему «чеховщинкой». Дальше разговор стал более серьезным с размышлениями о Чехове 21 века выступила профессор СмолГУ Ирина Викторовна Романова. Научный взгляд обнажил малопонятные, загадочные места из жизни и творчества писателя. Каким он был? Что хотел сказать современникам и потомкам? Чехов – свой во все времена, живет нашими проблемами. Его рассказы действительно актуальны и сегодня.
О преподавании Чехова в современной школе рассуждала заслуженный учитель РФ, преподаватель литературы МОУ СОШ № 35 Раиса Дмитриевна Дивакова. На ее уроках дети плачут над маленькой рыжей собачкой – помесью дворняжки и таксы, а после – предлагают посвящать чтению рассказов Чехова урок за уроком. Этот автор нужен школе, нужен ребятам, которые с неподдельным удовольствием читают рассказы, изумляются проницательности писателя, его дальновидности и тонкому юмору.
Известно, что самый любимый рассказ Чехова – «Студент», поэтому в этот вечер дали слово и студентам – участникам конкурса эссе о мастере слова «Про Чехова. Во имя Чехова». Кроме награждений в разных номинациях, гости услышали творческую работу, занявшую первое место, студентки 2 курса факультета международного туризма и иностранных языков СГУ Полины Гриценко.
Как отметила Трохова Вера Владимировна, заведующая отделом общего обслуживания читателей библиотеки, проведение подобных вечеров уже стало доброй традицией. На этот раз библиотека приготовила Антону Павловичу сюрприз – литературно-музыкальный слайд-этюд, воссоздающий самые яркие эпизоды из жизни писателя. Идея такого виртуального путешествия принадлежит заведующей Гуманитарным центром чтения Сударевой Инне Ивановне. Вместе с Чеховым мы проехали в вагоне Д-1734 «Для перевозки свежих устриц» из Баденвейлера в Москву, побывали в Таганроге, на Сахалине, в Мелихове и Ялте и наполнили шампанским последний в его жизни бокал…
Занятие, требующее творческого подхода, – мечта многих. Вере Владимировне и ее коллегам не приходится заставлять себя идти на работу, для них это – удовольствие. Всегда найдется литературная дата, которая и определит план мероприятий отдела на целый год. К тщательно подготовленной, информативно насыщенной литературно-музыкальной слайд-композиции могут добавляться, например, театральная постановка, литературные чтения, творческие конкурсы.
Представление такой медиа-лекции варьируется в зависимости от аудитории в зале. Для школьников выбирается небольшое помещение, а длительность встречи не превышает 45 минут, то есть одного урока. Если с выступлением сотрудники библиотеки выезжают в учебные заведения Смоленска, районы области, то там могут показать полный вариант. Одно неизменно: это всегда эффектно, ярко, эмоционально, надолго остается в памяти. Для студентов библиотека предлагает не просто пассивную роль зрителя, а дает возможность проявить себя в таком творческом жанре, как эссе. Если в прошлом году честь Гоголю отдавали только студенты СмолГУ, то в этом году Чехова чествовали студенты СмолГУ и СГУ.


 


Полина Гриценко
Смоленский гуманитарный университет
 

Мой Чехов

«В первый раз я «познакомилась» с Чеховым в седьмом классе, читая «Каштанку». Это произведение тогда поразило меня до слез. И вдруг профессор, которая преподает у нас историю литературы, пригласила принять участие в конкурсе эссе о Чехове. Конечно, пришлось перечитать, освежить в памяти некоторые произведения. Главным для меня было участие в конкурсе. А победа оказалась приятным сюрпризом.»
 

Когда речь заходит о классиках русской литературы, к имени непременно добавляется эпитет «великий». В итоге великими оказываются и Пушкин (он – «наше все»), и Гоголь с его «смехом сквозь слезы», и Тургенев с его «тайным психологизмом», и Достоевский с его «явным психологизмом», и, безусловно, Лев Толстой с его «диалектикой души» – и все это, несомненно, справедливо. Вот только почему-то Лермонтова великим не называют (наверно, этот 27-летний гений не успел многого сказать!), да и к Чехову эпитет «великий» вроде не относится (писал маленькие рассказики, в финале разразился драмой, почему-то именуемой комедиями, не написал ни одного романа!) На самом-то деле у каждого читателя есть свое личностное отношение к каждому из перечисленных великих и «невеликих», причем последние отнюдь не уступают в читательском восприятии первым. Вот и Антон Павлович Чехов с его маленькими рассказами, с чуть побольше объемом повестями и с пьесами у каждого – свой, «мой». «Мой» – это когда нечто особо задевает тебя, заставляет о чем-то задуматься, был же у М. Цветаевой «Мой Пушкин»!
Какой же у меня «мой Чехов»?
При упоминании этого имени я прежде всего вижу в Антоне Павловиче Чехове человека, который, вопреки обстоятельствам жизни, сделал из себя Человека (а это отнюдь не тавтология!) В самом деле: мог бы стать купцом, продолжить дело отца, а отказался торговать в лавке, петь в церковном хоре, увлекся театром, литературой. Мог бы стать врачом-обывателем (как Ионыч), а стал не только хорошим врачом, но и писателем. И посадил сад в Мелихове, и совершил по тем временам героическую поездку на остров Сахалин, где выполнил работу, для исполнения которой по нынешним временам потребовался бы НИИ – и не меньше того! Начав с литературной поденщины (надо же было как-то содержать семью, перекочевавшую в Москву), он становился все более требовательным к себе и создал столько замечательных произведений, которые о многом побуждают задуматься и сегодняшнего читателя, зрителя. Разве это не достойно глубокого уважения? Ведь выбор своего пути, своего места в жизни – нелегкий труд души, и каждый из нас стоит перед таким выбором.
Ох, как непросто было Чехову начинать этот «свой путь» в литературе! Ведь критика его отнюдь не превозносила, а, напротив, скажем, Михайловский иронически ехидно замечал: «Господин Чехов с холодной кровью пописывает, а читатель с холодной кровью почитывает», – отказывая, таким образом, в серьезности чеховским рассказам. А на самом деле о чем пытался сказать писатель своим читателям? Я, к примеру, в каждом рассказе Чехова вижу, слышу его грустное размышление о несовершенстве человека, его стремление реализовать свое главное требование к человеку: «Надо по капле выдавливать из себя раба!» Разве сегодня это требование не актуально?
Вспомните: встретились два когдатошних однокашника на вокзале – тонкий и толстый. И поначалу их встреча была такой человечной! Они вспоминали милые шалости юности, наперебой старались воскресить эту прекрасную пору их жизни. Но как только тонкий услышал, что его прежний товарищ уже «тайный советник», – какая метаморфоза произошла и с ним, и с его супругой, «урожденной Ванценбах», и с сыночком Нафанаилом! Даже «чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились»! Закончилось человеческое – началось нечто унизительно-омерзительное: человек на глазах превратился в пресмыкающееся! А с Червяковым и того хуже случилось: нечаянно чихнув в театре и обрызгав впереди сидящего, оказавшегося генералом Бризжаловым, он своими бесконечными извинениями перед вышестоящим (от которого, кстати и вовсе не зависел по жизни!) довел генерала до того, что тот просто рявкнул и выгнал Червякова из приемной. И это оказалось для последнего таким стрессом, что, едва приплевшись домой, он, «не снимая вицмундира, лег на диван и... помер». Ну что тут скажешь? Смешно? Почему-то нет. Люди, сегодня живущие, ау! – прочитайте Чехова! Меня потрясает эта чеховская смесь смешного и страшного...
Да, страшного! Потому что – не дай Бог! – вот это, на первый взгляд, смешное, обретает силу, оно и в самом деле становится страшным. И Беликов, «человек в футляре», давивший не только гимназию, но и город своим «как бы чего не вышло» и подчинением циркулярам; и унтер Пришибеев, видевший в людях только шивороты, за которые в случае чего (если соберется больше трех!) можно ухватиться и тащить в участок; и всякие Чимши-Гималайские с их кислым крыжовником; и всевозможные хамелеоны Очуме-ловы, моментально меняющие окраску (и житейскую, и политическую при случае!) – разве это не страшно? И разве это не про нас, сегодняшних?
Вот этот абсурд повседневного существования, о котором буквально кричал Антон Павлович Чехов и в своих маленьких рассказах, и в более крупных вещах, как мне кажется, не может не отзываться в душе думающего, чувствующего гомосапиенса, кем бы он ни был. Для этого надо так мало: надо думать! Думать так, как мучительно размышлял Иван Иваныч из «Крыжовника»: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти... <...> Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, – и все обстоит благополучно». Боже, как горько!
И все-таки жили в душе Антона Павловича вера, надежда, что жизнь станет осмысленней, глубже, интересней, счастливей! И исполнится когда-нибудь мечта: «В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и тело, и душа, и мысли», и мы «увидим небо в алмазах», и «через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной», ибо «человеку нужна такая жизнь, и если ее нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней, он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец». Разве это не к нам, сегодняшним, обращение Моего Мудрого Антона Павловича Чехова, которому было всего 44 года, когда его не стало? Всего 44 года... И никому уже не суждено занять его место, пусть хоть перо проглотят. А нам остаются прекрасные страницы, над которыми надо думать, думать, думать...

 


Путь к иконописи

Детская художественная студия при Смоленском духовном межепархиальном училище существует уже три года. Как и для чего она создавалась, как продолжает работать сегодня? Об этом нам рассказала руководитель студии Татьяна Евгеньевна Байкова.

- Как все начиналось?
- Начинали работать вдвоем – Елена Смирнова (первый руководитель студии) и я. В наш адрес поступило предложение от проректора: не организовать ли при духовном училище детскую студию с целью подготовки детей к тому, чтобы впоследствии кто-то из них поступил на иконописное отделение. Мы идею поддержали. Первый набор в группу был невелик – всего три человека. Мы даже думали – открывать, не открывать студию при таком малом количестве детей… Но решили, что жизнь должна теплиться, и тогда ребята к нам потянутся. И действительно, к нам стали приходили новые люди. Теперь в студии уже более сорока человек. Стоит отметить, что она была открыта по благословению бывшего Митрополита Смоленского и Калининградского, нынешнего Патриарха Кирилла, и сегодня пользуется поддержкой епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта.
- Занятия проводятся по группам?
- Есть две группы. Вначале, когда мы организовывали студию, то рассчитывали, что к нам будут приходить в основном подростки, и мы будем работать со средним звеном. Но на занятия стали приводить совсем малышей. Им нравилось рисовать, им было интересно, и нам понравилось с ними работать. Поэтому сейчас у нас две группы: одна для детей среднего звена, другая – для дошкольников. Самому старшему участнику студии 14 лет, самому младшему – 3,5 года.
Конечно, в той группе, где занимаются дети школьного возраста, и занятия соответствующие. Это рисунок, живопись, композиция, история искусств и декоративно-прикладное искусство, в основном – батик. Дети дошкольного возраста занимаются живописью красками и лепкой из соленого теста.
- Кто к вам приходит?
- В основном приходят те дети, родители или бабушки с дедушками которых посещают храм. Поэтому занятия проходят в субботу и воскресенье, а для старшей группы и в пятницу тоже, то есть в те дни, когда происходит посещение храма. Кроме церковных людей, приходит и много людей со стороны. Мы рады им.
- В чем отличие вашей студии от других детских художественных школ и студий?
- Основное отличие – это православный аспект. В духовной среде, в окружении исторических памятников и проходят занятия. Они начинаются с молитвы и заканчиваются ею. По воскресеньям у нас бывают чаепития. Тогда мы читаем молитву до и после еды. Каких-то отдельных занятий по православию, как это происходит в воскресной школе, у нас пока нет в связи с отсутствием преподавателя. Поскольку наша студия при духовном училище, мы отмечаем и религиозные праздники. Отмечаем Рождество, Масленицу, Пасху. Дети очень помогают в подготовке таких мероприятий. На праздники мы приглашаем родителей. И некоторые из них интересуются, нет ли у нас занятий и для взрослых.
- Кто заботится о материалах?
- Занятия у нас платные. Деньги, которые сдают родители и идут, в основном, на покупку необходимых художественных материалов. Оплата символическая: семьдесят рублей в месяц для детей дошкольного возраста и сто пятьдесят для школьников. Мы покупаем те краски, которые дети сами купить не могут – это краски для батика, покупаем бумагу, носить которую каждый раз может быть затруднительно. А дети сами приносят обычные краски, карандаши и кисточки.
- Проходят ли выставки работ ваших воспитанников?
- Выставки проходят регулярно. Уже становится традицией сотрудничество с ежегодной выставкой студентов иконописного отделения духовной семинарии. Они выставляли свои иконы и в Смоленской областной библиотеке имени Твардовского, и в художественном центре Тенишевой. Вместе с ними выставляются и ребята нашей студии. Очень интересно бывает посмотреть, как воспринимают религиозные сюжеты дети и сопоставить с иконописным каноническим изображением сюжета.
- Что дают Вам занятия в студии?
- Конечно, общение с детьми всегда очень эмоциональное, особенно, когда чувствуешь, что ребенку нравится. Это очень приятно. Есть и поддержка от родителей. У нас образовалась почти маленькая семья. Мы все вместе приходим, все вместе пьем чай, занимаемся творчеством. Приглашаем всех в нашу семью. Мы будем очень рады новым людям.


 

Спаси и сохрани

Знаете ли вы, что:
- На каждого жителя Земли, включая младенцев, приходится около тонны мусора.
- Каждую минуту на Земле вырубается около гектара лесов и исчезает один вид живых организмов.
- Запасов нефти, угля и газа на Земле осталось не более чем на двести лет.

Как часто мы задумываемся о мире, который нас окружает, о том, чем дышим, что пьем и едим? К сожалению, особенность русского менталитета – говорить о проблеме, когда она уже возникла, вместо того, чтобы просто позаботиться о ее предупреждении. Мы пользуемся бытовой химией – стиральными порошками, ополаскивателями, дезодорантами, – не осознавая, как вредны те вещества, которые уходят в землю, воду и атмосферу. Мы постоянно пользуемся электро- и радиоприборами – компьютерами, сотовыми телефонами, – не представляя, насколько они вредят нам самим. Ритм нашей жизни велик, мы чем-то перекусываем на ходу, не утруждая себя мыслью о том, какие продукты и консерванты входят в состав фаст-фуда, консервов, майонезов или газировки. Мы не задумываемся. Но не потому, что не хотим. Мы просто не умеем. Любовь к природе и любовь к себе как к части природы, умения беречь и сохранять то, что нас окружает, должны формироваться с самого раннего детства.
Выставка под названием «Спаси и сохрани» проходила в смоленском историческом музее с 16 февраля по 21 марта. Она была представлена экологическими плакатами и скульптурными работами из специфических материалов – ненужных, отработавших свой век. Все арт-объекты были выполнены студентами разных курсов Смоленского гуманитарного университета под руководством кафедры дизайна СГУ. Сотрудничество музея с кафедрой дизайна СГУ уже стало доброй традицией: студенты помогают в оформлении афиш и буклетов и всегда готовы поддержать и воплотить в жизнь идеи работников музея.
Цель выставки – формирование и у подрастающего поколения, и у взрослого населения Смоленской области экологического мировоззрения. Авторы работ предложили свою интерпретацию каждой из многих экологических проблем современного мира. Экспонаты выставки предупреждают нас о том, что может случиться с человеком, человечеством и природой, если не приступить к решению проблем сегодня. За каждой работой стоят серьезные цифры, болезни, человеческие судьбы. Употреблять ставшее модным слово «экология» могут все, а серьезно задуматься над всем, что с этим словом связано – лишь немногие. Посетителей выставки переполняли смешанные чувства: страх перед неизвестностью, ужас смотрящего с плакатов будущего. Выставочный зал был пронизан зарядом тревожных эмоций, не оставлявших равнодушными никого. Рассказ экскурсовода ребята школьного возраста воспринимали более серьезно, чем самостоятельно прочитанный параграф из учебника по экологии. Было очень заметно, как менялось настроение ребят: немного шумные и рассеянные вначале, к концу экскурсии затихали, а после бегали по залу и фотографировали работы. Отметить понравившийся экспонат мог каждый посетитель экскурсии: достаточно было бросить бумажку с названием и именем автора в черный ящик, стоящий на выходе из зала. Некоторые работы отметили председатель Союза художников Ю.Г. Мельков и заслуженный художник России П.А. Фишман.
Для Смоленска такая выставка весьма значима: наш, казалось бы экологически не проблемный регион России, без всякого сомнения, нуждается в заботе и охране. Очень важным здесь оказывается активное участие молодого поколения. Отрадно, что выставка не прошла незамеченной для руководящих структур нашего города и области. Свое слово на закрытии выставки сказали представители департамента Смоленской области по природным ресурсам и главного управления по делам молодежи. Хочется надеяться, что такое внимание к выставке было не просто формальностью, и что если экологические проблемы нашего региона не пропадут совсем, то их численность хотя бы сократится.
Благодарим за помощь в подготовке материала Елену Анатольевну Иванову, младшего научного сотрудника отдела природы и экологии Смоленского государственного музея-заповедника.
 



 

С именем Гагарина

 

12 апреля 2010 года исполняется 49 лет со дня исторического полета Ю.А. Гагарина в космос. Юрий Алексеевич, наверное, самый известный смолянин в мире. Множество книг, телепередач практически не оставили в его биографии белых пятен. В его честь установлены памятники, бюсты, мемориальные доски, его именем названы корабли, музеи, улицы, площади, даже целый город. Кого еще у нас на протяжении стольких десятилетий, несмотря на все политические перемены, вот так ежегодно вспоминают и чтут?
Этот 27-летний парень родом из деревни в один день стал всемирно известным! Стал кумиром для сотен и тысяч ребят огромной советской страны, заветно мечтающих после исторического 12 апреля 1961 года полететь в космос. Так, сам того не осознавая, Ю.А. Гагарин стал неотъемлемой частью детского и молодежного движения СССР, и в первую очередь, на родной смоленской земле.
Великая новость о полете гражданина СССР в космос была опубликована в областной молодежной газете «Смена» 13 апреля 1961 года. Можно себе представить, какой эффект она произвела на смолян – земляков первого в мире космонавта. Газетные полосы пестрили громкими статьями: «Чудо свершилось», «Звезды стали ближе», «Юрий Гагарин – наш маяк!» Именем героя мамы называли малышей, комсомольцы брали на себя дополнительные обязательства, слава Гагарина коснулась даже его однофамильцев, о которых также можно найти упоминания.
Сам Юрий Алексеевич уже в апреле был занесен в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ, а чуть позже, как человек известный и авторитетный среди молодежи, был избран членом Центрального Комитета комсомола. Через год, в 1962 году, руководством страны был учрежден «День космонавтики», который окончательно увековечил нашего земляка в качестве первооткрывателя космоса. Доверие смолян к своему «звездному» земляку было настолько высоко, что вскоре они его избирали депутатом Верховного Совета СССР.
Примечательно, что в самом Смоленске Ю.А. Гагарин впервые побывал лишь в феврале 1962 года, и этот визит ему не мог не запомниться. Смоляне встретили космонавта с огромной любовью и практически засыпали его подарками. Он стал почетным гражданином Смоленска, почетным членом ученого Совета пединститута и кафедры физики по специальности астронавтика, его занесли в книгу Почета мединститута, учредили кубок его имени по баскетболу, для команд учебных заведений. Учащиеся технического училища №2 подарили своему «звездному» земляку, как бывшему коллеге, полный набор слесарных инструментов; студенты медики – микроскоп, студенты физинститута – беговые коньки и баскетбольный мяч, девчата из педагогического – цветы…
Несмотря на такую популярность и внимание, сам Ю.А. Гагарин по возможности пытался избегать помпезных мероприятий. Например, вскоре после космического полета он приехал на свою малую родину, в Гжатск. На вокзале его, конечно, встречал весь город. Но он, чтобы избежать этой шумной встречи, тайком слез с поезда и в первую очередь поехал к матери, которую очень любил и уважал.
В 1962 году в Гжатске с целью подготовки ребят к поступлению в авиационные училища была основана школа «Юного космонавта». Ее почетным председателем, конечно же, был избран Юрий Алексеевич. Тогда же получила распространение практика по организации молодежных спортивных соревнований на приз имени Ю.А. Гагарина, которая, кстати, сохранилась до сих пор.
Это было только начало. В 1972 году город Гагарин (Гжатск до 1968 года) был взят под шефство Всесоюзным студенческим строительным отрядом (ССО). Начиная с этого года, вплоть до начала 1990-х сюда съезжались студенты со всех союзных республик, чтобы вместе работать и отдыхать. С их помощью в городе построены две средние школы, детский сад, автовокзал, учебный комплекс педучилища и многое другое. Не случайно смоленский областной ССО носил имя Ю.А. Гагарина. Бойцы стройотрядов делом доказали, что они достойны своего именитого земляка: по всей стране знали поговорку «Живешь на Смоленщине – будь строителем!»
Помимо всего этого, в 1979 году была учреждена премия комсомола Смоленщины имени Ю.А. Гагарина, которой награждали представителей молодежи за успехи в самых различных сферах деятельности. Среди ее лауреатов есть доярки и поэты, инженеры и учителя, трактористы и писатели, причем имена некоторых из них до сих пор на слуху: поэт А.В. Мишин, журналист и писатель Р.А. Ипатова, режиссер молодежного театра-студии «Диалог» В.Д. Зимин, руководитель ВИА «Друзья песни» А.М. Локшин, возглавивший впоследствии Смоленскую АЭС. После развала СССР, а вместе с ним и ВЛКСМ, премия несколько лет не вручалась, ее возродили лишь в 1996 году. Тогда именем первого космонавта были отмечены Смоленский Дом молодежи (директор С.А. Новиков), областной педагогический отряд «Крылатый» (руководитель Н.П. Сенченков), поисковое объединение «Долг» (руководитель Н.Г. Куликовских). К сожалению, сегодня славная традиция вручения молодым специалистам премии имени Ю.А. Гагарина не поддерживается. Может быть, в год 50-летия полета человека в космос мы вернемся к этому доброму начинанию?
Как не хватает сегодня таких людей, как Ю.А. Гагарин, среди кумиров молодежи. Насколько мелки и ничтожны все эти Ксюши и Гарики, насколько лицемерен и бездуховен весь этот гламур и бомонд.
Посмотрите на фотографию Юрия Алексеевича. Доброе лицо, открытая улыбка, выправка, - отличный пример для подражания. Стремиться, добиваться, быть первым, - вот что значит носить имя Гагарина.
Анна Тимофеевна Гагарина могла по праву гордиться своим сыном, а вот родители современных звезд почему-то стараются больше держаться в тени.
Валентин Семенов,
заведующий музеем истории
молодежного движения
при Доме молодежи
(ООО «Союз ДМ»).



 






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4(116)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич