Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Анастасия Трифонова,
Вероника Авхимович

 

Мастера «Диалога»

 

35 лет существования театра – круглая дата, немалый срок. Со временем многое меняется. Изменилось и само время. О том, как преображался театр «Диалог» мы узнали из первых уст – от художественного руководителя театра-студии, заслуженного деятеля искусств России Виктора Дмитриевича Зимина.

 

 

Все началось в 1975 году – именно тогда был основан театр. Виктор Зимин работал в театре драмы художником-постановщиком, параллельно создавая свою студию. Первоначально особой цели не имелось, была просто радость от работы с детьми. Регулярные занятия в течение четырех лет показали, что дети студию приняли и полюбили. Сложился даже свой «костяк» талантливых ребят. Тогда Виктор Дмитриевич решил заняться этим делом всерьез и надолго. Чтобы все силы посвящать своей студии, он ушел из профессионального театра и заочно поступил в Щукинское училище на режиссуру. Изначально театр располагался в маленьком подвальчике Дворца пионеров. К 1979-му году появился стабильный репертуар, который нашел своего зрителя. Тогда решились выехать на первые гастроли в город Гагарин, затем – в Минск. Виктор Дмитриевич, по его собственному признанию, очень рано понял: для того, чтобы воспитать ответственность к тому, что делаешь, для того, чтобы воспитать театр, сформировать гражданскую позицию, проявить себя, – театр должен работать не для себя, не для родителей, родственников или друзей. У театра другая задача.
- Каким вы видите театр?
- Театр – это общественное, художественное учреждение, где должна быть ответственность за то, что ты делаешь, как делаешь и для кого делаешь. И не важно, что он любительский. Надо серьезно относиться к подготовке и показу спектаклей. Гастроли как раз и позволяют в разных условиях, на разных площадках и перед разным зрителем проявить себя и доказать, что ты есть артист, и что это приехал театр. Первые гастроли были весьма скромными. Потом стали ездить в другие города России, за границу. Именно так воспитывался театр, который мы сегодня имеем. Он вырос в поездках, на очень серьезных гастролях, где как раз важны все качества театра. Именно там их и приобретают. Так и закалялись.

В 1982 году театр перебрался во Дворец культуры профсоюзов, где располагается и по сей день. Свое название «Диалог» получил в 1988 году. До этого наименования были разные – юношеский театр-студия Дворца пионеров, потом – молодежный драматический театр-студия Дворца культуры профсоюзов, - но слишком длинные. Они не способствовали привлечению внимания, и потом, название должно быть коротким, запоминающимся, как имя. Тогда вспомнили слово «диалог» - основу любого драматического действия - и решили остановиться на нем.

- Отличается ли театр советского времени от современного?
- В далекие советские годы и у детей, и у родителей было больше свободного времен. Стабильность давала возможность осуществить любую мечту. Это позволяло людям заниматься любимым делом. В этом была прелесть того времени. Главное отличие от той эпохи у сегодняшней – нестабильность. Хотя почти 20 лет мы живем в новой России, в стране постоянно происходят изменения: экономические (дефолт, кризис), социальные (общество разделилось на богатых и бедных). Все это, конечно, влияет на настроения людей. Изменилось и отношение к учебе: чтобы получить престижную специальность, надо хорошо и много учиться. Свободного времени почти не остается. А что такое театр? Театр захватывает, поглощает человека всецело, требуя максимум отдачи и свободного времени.
В советское время не возникало вопроса – что ставить. Развитие шло в рамках идеологической модели. Неразбериха девяностых открыла новые свободы, но было непонятно, как же их использовать. Но и тогда, и сейчас главным объектом внимания для меня был человек. Человек, который играет на сцене. Человек, который приходит в студию. Человек, который приходит в зрительный зал. Именно этот подход определяет репертуар и направление всей деятельности театра.

- Какие пьесы ставит «Диалог»?
- Время предоставило свободу, а искусство в целом и литература в частности отстают от этого времени. Газеты, радио успевают отследить изменения в эпохе, а в искусстве осмыслить их намного сложнее. Поэтому на сегодня ощущается дефицит хорошей драматургии. В новом времени появляются новые темы, новые цели. Человек учится по-новому чувствовать себя.
«Диалог» во все времена был со своей темой. Это в какой-то степени отличает его от других театров. Изначально он создавался как театр детей и молодежи и для детей и молодежи. Поэтому для меня всегда было понятно, на какую тему вести разговор со зрителем. Если не находилась подходящая современная пьеса, то театр обращался к классике. За последние десятилетия в «Диалоге» мы смогли поставить «Ромео и Джульетту» В. Шекспира, «Женитьбу» Н. Гоголя, «Полоумного Журдена» М. Булгакова и другие. Все эти спектакли оказались «в теме», а проблемы, затронутые в них, – важными для молодежи.

С 1997 года театр активно сотрудничает с драматургом Ксенией Драгунской. Была поставлена ее первая пьеса «Огурцы и другие пирожные», затем «Рыжая пьеса», «Большая меховая папа». В пьесах Драгунской режиссера привлекают язык, особое сложение сюжета, глубина и искренность переживаний героев. И особая боль за человека. Театр старается найти адекватное решение ее художественных произведений. Драгунской нравится истолкование пьес, предложенное «Диалогом». Ксения Драгунская и Виктор Зимин смотрят на мир с одинаковой заинтересованностью. А, как известно, для театра очень важно совпадение человеческих, художественных и эстетических позиций драматурга и режиссера. Недавно состоялась премьера новой пьесы «Пробка».


- И вновь Ксения Драгунская. О чем новая пьеса ?
- Это пьеса о современной жизни, о современном состоянии нашего общества. Речь в ней идет не просто об автомобильной пробке. Параллели тянутся и к экономическим, и к нравственным проблемам. Всякое общество должно иметь четкое представление о том, каким оно должно быть экономически, социально, нравственно. Россия, к сожалению, сейчас только выруливает на нужную дорогу. Совершаются какие-то ошибки. Но, кажется, страна нащупывает тот путь, который сделает следующие поколения счастливее нас.

- Каким был путь театра?
- Цель, поставленная 35 лет назад, – просто создать театр, на сегодня уже давно и полностью реализована. Ведь не секрет, что театры возникают очень часто. Захотел человек, собрал группу ребят, позанимались 1-2 года и уже назвались театром или студией. Но как часто они возникают, так часто и исчезают. Стабильность коллектива в его долголетии, а долголетие – в стабильности. Идея театра должна быть животворящей, привлекательной, понятной, обновляющейся во времени. Тогда коллектив будет жить. Состариться можно очень быстро. За 5 лет в театре меняется многое, через 10 лет – меняется все: поколение, репертуар. Все время надо обновлять и обновлять идею.
За свою солидную жизнь «Диалог» прошел 2 этапа. Первый – с момента основания театра и до 90-х годов 20 века. К этому времени наметился спад: театр стал терять людей, идея стала выглядеть менее привлекательной. Тогда-то и начался второй этап. В это время придумали детские студии, которые стали работать постоянно по принципу театрального курса. Они позволили вливать живую силу в коллектив. Студии взрослели, превращались в молодежные. Многие студийцы тех лет до сих пор играют в театре. Большое внимание стали уделять театральной школе. Речь идет о школе, в которой воспитывались не только актерские способности, но и этические, то есть отношение к театру. Таким образом, в 90-е годы возник многоступенчатый театр с дифференциацией по возрасту, в котором были задействованы дети, молодежь, взрослые. Все находили свое место, потому что студии работали параллельно, было много общих мероприятий и спектаклей. Получился семейный театр, где основным педагогическим принципом был принцип жизни большой семьи. И до сих пор «Диалог» работает по этому принципу. Сегодня в театре около 60 человек: самая юная участница еще учится в третьем классе, а самому взрослому актеру - уже за 50.

В далекие советские времена тепло встретивший областной профсоюз обеспечивал театр всем необходимым, так как все клубные учреждения обеспечивались или государством, или самим профсоюзом. В 90-е годы эта система рухнула. Дворец культуры стал самоокупаемым учреждением, то есть деньги надо было самим где-то добывать, зарабатывать. И все коллективы, которые имели материально-затратную базу, тоже перешли на хозрасчетную систему. Поэтому «Диалог» должен теперь зарабатывать на себя: на костюмы, на декорации и на все, все, все. Но дворец культуры профсоюзов по-прежнему относится к театру доброжелательно, щадяще.
Юбилейный год в жизни театра будет отмечен усиленной работой. В этом году Вильнюс пригласил «Диалог» на Второй международный фестиваль любительских театров. В следующем году Таллин принимает на себя миссию культурной столицы Европы. В гости с пьесой ждут и смоленский театр. Конечно же, вновь будут гастроли по городам Смоленской области, а в ближайшее время - поездки в Вязьму, Верхнеднепровский.

- И традиционный вопрос: каковы ближайшие планы?
- Помимо спектаклей, юбилейного вечера, планируется издать книгу о театре. Эта идея родилась после выпуска нескольких буклетов. За 35 лет накоплен огромный архивный материал: фотографии, переписка, отзывы зрителей, рецензии. Сейчас пишут нам бывшие студийцы. Приходят письма из других городов. Сама жизнь театра требует какого-то описания. Спектакли со временем забываются, а книга способна воскресить не только впечатления, но и стать документом истории, сохранить имена. Все это будет опубликовано. Надо с уважением относиться ко всему сделанному тобой и коллективом. Возможно, юбилейный год - самое время подвести такой итог. Книга будет большого альбомного формата, в 120 страниц. Выпуск планируется осенью. Нашлись люди, удивительные для нашего времени, которые финансово поддержали проект. Будет проводиться специальная презентация, и мы назовем их имена. Рабочее название книги: «Театр, который выбрал нас». Обычно каждый выбирает место, в которое он приходит. Но и само место может принять или не принять человека. Театр, как организм, как сообщество людей с определенной идеей, энергетическим полем не всех принимает. Но тот, кого театр принял, – счастливый человек.
Я бы хотел пожелать людям, которые имеют какую-то искорку и хотят проявить себя на сцене, прийти к нам. Может быть, где-то бродит одиноко будущая звезда. Мы всегда открыты и готовы принять талантливых людей, желающих работать в «Диалоге».









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4(116)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич