Главная | Архив |

  90 лет медицинской академии  
   

Игорь ОТВАГИН,
ректор СГМА, профессор, депутат Смоленского городского Совета IV созыва

 

Славные традиции смоленских эскулапов

 

Смоленской государственной медицинской академии 90 лет. В этой славной дате отражаются не только периоды становления и развития вуза, связанные единой нитью с историей нашей страны, но и судьбы людей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Alma mater.
Путь от медицинского факультета Смоленского университета, начавшийся в далеком 1920 году, до Смоленской государственной медицинской академии сегодня отмечен яркими событиями, запечатлевшими периоды становления и развития вуза: тяжелые времена гражданской войны и первый выпуск врачей в 1925 году, создание Смоленского государственного медицинского института и Великая Отечественная война, послевоенное возрождение вуза и строительство медицинского городка. Это академические традиции и научные школы, известные в нашей стране и за рубежом. Это накопленный опыт научной, педагогической и лечебной деятельности. И, конечно же, это люди – выдающиеся педагоги и ученые, сотрудники вуза, посвятившие свои жизни воспитанию многих поколений врачей, внесшие значительный вклад в охрану здоровья человека. Мы свято чтим их память, с любовью и благодарностью вспоминаем их имена: А. А. Оглоблин, К. А. Нижегородцев, К. В. Пунин, В. А. Юденич, Л. А. Шангина, Г. Г. Дубинкин, В. Г. Молотков, М. З. Попов, А. Н. Картавенко, А. Т. Петряева, А. Т. Бусыгин, Г. М. Стариков и многие другие.
Сегодня Смоленская государственная медицинская академия – один из ведущих медицинских вузов России, с богатейшим опытом и традициями подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей и провизоров. Научно-методический уровень учебно-воспитательного процесса соответствует качественной подготовке кадров, позволяет уверенно двигаться вперед, достойно отвечая требованиям времени. 5 специализированных факультетов академии (лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический, высшего сестринского образования) обеспечивают многоуровневую подготовку высококвалифицированных специалистов.
В течение последних лет в академии прорабатываются пути использования в деятельности вуза положений Болонской конвенции. Центральный методический совет академии на своих заседаниях рассматривает вопросы перестройки высшего медицинского образования в новых условиях; на заседаниях совета обсуждаются вопросы студенческого самоуправления, процедуры аттестации студентов, организации их самостоятельной работы.
Обеспечение учебного процесса предполагает обязательное проведение многих видов организационно-педагогических мероприятий. К ним относятся: разработка и создание собственных учебных пособий для российских и иностранных учащихся; создание межкафедральных учебных программ по важнейшим разделам высшего медицинского образования; проведение научно-педагогических конференций, определяющих содержание и пути совершенствования учебного и учебно-методического обеспечения преподавания.
В учебном процессе СГМА находят широкое применение самые современные формы работы и методы подготовки специалистов: ежегодные предметные олимпиады; учебные тематические конференции; рефераты по актуальным проблемам естествознания и медицины; учебные фильмы, многие из которых созданы сотрудниками академии; электрифицированные обучающие стенды; ультрасовременные лечебно-диагностические манипуляции; современные демонстрационные технологии; компьютерная диагностика; компьютерные мультимедийные программы; инновационные технологии.
Академия гордится своими выпускниками. Среди них врачи практического звена и ученые, организаторы здравоохранения и работники высшей школы. Тысячи докторов трудятся в самых разных уголках Смоленской области, всей нашей страны и мира.
Функционирование системы менеджмента качества вуза основано на реализации принципов прогрессивной концепции TQM (Total Quality Management – всеобщее, или полное, управление качеством) и положений «Стандартов и директив для гарантии качества высшего образования в Европейском регионе». Лидерство руководителей, ориентация на потребителя, принятие решений, ответственность перед обществом, постоянное улучшение результатов и достижение целей, мотивация и участие всех сотрудников, взаимовыгодные отношения с партнерами, системный инновационный подход к менеджменту, обучение персонала, применение процессного подхода – все это формирует базис деятельности коллектива академии. Вуз старается адаптировать эти принципы к своим специфическим условиям и особенностям. Принципы менеджмента качества дополняют устоявшийся подход в подготовке специалистов, призывают активно работать и непрерывно совершенствоваться. В академии создан совет по качеству образования, который осуществляет координацию действий профессорско-преподавательского состава, обеспечивая единство подходов разработки и внедрения системы менеджмента качества в деятельность структурных подразделений академии; реализует свою деятельность через отдел качества образования.
11 лет назад в СГМА был создан центр довузовской подготовки. Деятельность специалистов центра ориентирована на формирование контингента молодежи для поступления в академию, а также повышение уровня общеобразовательной подготовки абитуриентов из городских и сельских средних школ.
В составе центра довузовской подготовки работают подготовительные очные (вечерние) курсы для абитуриентов г. Смоленска, подготовительные очно-заочные курсы для абитуриентов Смоленской области и близлежащих регионов, региональные подготовительные курсы в г. Брянске и г. Великие Луки, подготовительное отделение для граждан зарубежных стран.
Перед центром довузовской подготовки стоят следующие задачи: проведение профориентационной работы среди учащейся и работающей молодежи; организация взаимодействия со средними учебными заведениями по вопросам профориентации и отбору молодежи, ориентированной на получение медицинских и фармацевтических специальностей; непосредственная работа со школами, имеющими профильные биологические классы, по согласованию требований к подготовке программ; организация подготовки абитуриентов, намеревающихся поступать в медицинские вузы или на биологические факультеты других высших учебных заведений, к сдаче ЕГЭ; информационная работа с населением по всем вопросам подготовки к поступлению в медицинские вузы.
Научно-исследовательская деятельность Смоленской государственной медицинской академии во все времена была достойно представлена в медицинском сообществе нашей страны и в мире. Об этом свидетельствуют богатая история вуза и вклад его ученых в фундаментальные и прикладные научные исследования.
Академия гордится своими сотрудниками, учеными, активными организаторами научной работы. Среди ученых академии 18 профессоров удостоены почетного звания «Заслуженный деятель науки». С 2000 года в академии сложилась традиция присваивать звание «Почетный профессор СГМА» ученым, внесшим особый вклад в развитие медицинской науки. Это звание было присвоено 13 ученым СГМА и 9 ученым медицинских вузов России и стран СНГ.
Ученые академии постоянно участвуют в различных научных совещаниях и съездах, в академии ежегодно проводятся 3-4 международных, 4-5 федеральных, 5-7 отраслевых и 3-4 региональных форума. Традиционным стало проведение в академии (ежегодно до 10-15) научно-практических конференций межрегионального, всероссийского, международного уровней по актуальным вопросам внутренних болезней, гастроэнтерологии, хирургических болезней, ЛОР-заболеваний, педиатрии, антимикробной химиотерапии, свободно-радикального окисления и антиоксидантной терапии в медицине. Научные подразделения и кафедры академии ежегодно получают от 2 до 4 грантов РФФИ (Российского фундаментального фонда исследований), РГНФ (Российского гуманитарного научного фонда), президента РФ, Минпромнауки и международного уровня. В последние годы значительно расширилось международное научное сотрудничество нашей академии, наиболее крепкие международные научные связи сформировались на долгосрочной основе в научных подразделениях нашего вуза (НИИ АХ, ПНИЛ «Клиническая биофизика и антиоксидантная терапия», ПНИЛ «Ультразвуковые и малоинвазивные технологии», кафедра клинической фармакологии, кафедра терапии ФПК и ППС и др.). География международного сотрудничества включает научные учреждения и институты США, Великобритании, Франции, Японии, Германии, Украины, Республики Беларусь, Польши и других стран.
Важные научные успехи связаны, в первую очередь, с деятельностью НИИ антимикробной химиотерапии, созданного в 1999 г. членом-корреспондентом РАМН профессором Л.С.Страчунским, одним из основателей отечественной школы клинической фармакологии и антимикробной терапии. На базе НИИ АХ функционирует Научно-методический центр Росздрава по мониторингу антибиотикорезистентности. НИИ АХ совместно с Межрегиональной ассоциацией по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии выпускает один из ведущих российских журналов в области микробиологии и антимикробной терапии «Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия», включенный в перечень периодических научных изданий РФ, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций.
Значительным событием в истории академии стала регистрация научного открытия в 2004 г. профессора Николая Федоровича Фаращука «Закономерность изменения степени гидратации биополимеров крови животных во время их адаптации к внешним факторам» с последующим выходом в свет его двух монографий. С 2004 по 2009 г. сотрудниками академии получено 80 патентов на изобретения, зарегистрированы 3 новые медицинские технологии. За период с 2004 г. опубликовано более 100 монографий, руководств, справочников, формуляров и других нормативных документов.
С первых дней становления медицинского факультета Смоленского университета и организации клинических кафедр факультета одной из основных задач профессорско-преподавательского состава являлась помощь органам здравоохранения в деле улучшения лечебно-профилактического и санитарно-противоэпидемического обслуживания населения.
Развитие здравоохранения в Смоленской области всегда проходило при непосредственном участии, а чаще всего по инициативе сотрудников академии. В клинике общей хирургии, возглавляемой профессором Г. Г. Дубинкиным, было создано торакальное отделение, и уже в 60-е года XX в. проводились операции на сердце (Я. П. Кулик).
Значительное развитие на Смоленщине получила сосудистая хирургия. Разработкой этой проблемы в клинике факультетской хирургии занимался профессор П. П. Алексеев. Он явился инициатором создания и организатором одного из первых в нашей стране сосудистого отделения и отделения гемодиализа, где уже тогда осуществлялась пересадка почки.
В различные периоды времени возникали новые направления медицины, появлялась потребность в специалистах определенного профиля, требовалось существенное улучшение оказания медицинской помощи в определенном направлении. Руководство академии всегда шло навстречу практическому здравоохранению, в разное время в СГМИ открывались новые кафедры и курсы: туберкулеза, урологии, аллергологии и иммунологии, поликлинической терапии и педиатрии, клинической фармакологии, ультразвуковой и функциональной диагностики, лабораторного дела и др.
Существенным вкладом в усиление взаимоотношений между вузом и практическим здравоохранением было открытие в 1986 г. факультета усовершенствования врачей, на котором по основным направлениям были созданы соответствующие кафедры. В процессе развития факультет расширялся, открывались новые клиники и курсы.
В настоящее время совместная работа с лечебно-профилактическими учреждениями и органами практического здравоохранения – одна из важнейших сфер деятельности СГМА, предусматривающая не только оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению области, но и организационно-методическую поддержку органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений, а также подготовку специалистов.
Совместная работа с органами здравоохранения включает участие в реализации «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» в Смоленской области; оказание специализированной помощи взрослому и детскому населению; повышение квалификации и профессиональную переподготовку врачей; совместное проведение научных разработок и их реализацию в практическом здравоохранении; участие в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
В академии функционирует 65 кафедр. Из них 43 – клинические, которые располагаются на базах муниципальных и областных лечебно-профилактических учреждений. Лечебно-диагностическую работу осуществляют высококвалифицированные специалисты вуза, среди которых 68 профессоров, более 90 докторов медицинских наук, 185 доцентов и 306 кандидатов наук, 175 ассистентов. Среди них 2 заслуженных деятеля науки, 14 заслуженных врачей РФ. 289 сотрудников академии имеют первую и высшую врачебные категории; 17 сотрудников академии являются главными внештатными специалистами Департамента Смоленской области по здравоохранению и управлению здравоохранением.
Основными направлениями лечебной работы СГМА является участие в разработке и реализации базовых, региональных и областных программ по охране здоровья населения и развитию специализированной медицинской помощи; оказание специализированной консультативной помощи по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний на клинических базах, а также в других лечебно-профилактических учреждениях Смоленской области и других областей; подготовка, повышение квалификации и сертификация медицинских кадров клинических баз, лечебно-профилактических учреждений Смоленской, Брянской, Калужской, Калининградской и других областей; внедрение в практическое здравоохранение новых методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний; анализ эффективности лечебно-профилактических мероприятий среди отдельных групп населения с последующим внедрением разработанных рекомендаций.
Сотрудники академии активно участвуют совместно с органами здравоохранения в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», который направлен на усиление первичного звена медицинской помощи, развитие профилактики и диспансеризации, повышение качества медицинской помощи и доступности ее высокотехнологичных видов. Для реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в академии организованы циклы переподготовки специалистов и повышения квалификации участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики, внесены изменения и дополнения в учебно-производственные планы в соответствии с учебными программами, утвержденными Минздравсоцразвития России. За три года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» прошло обучение 808 врачей Смоленской и Брянской областей, из них 454 участковых терапевта, 268 участковых педиатров и 86 врачей общей практики. Кроме этого, в рамках утвержденных учебно-производственных планов за счет бюджетных ассигнований повысило свою квалификацию 469 врачей Смоленской, Брянской, Тульской и Калининградской областей, в том числе 255 участковых терапевтов, 190 участковых педиатров и 24 врача общей практики.
Воспитательный процесс в Смоленской государственной медицинской академии является неотъемлемой частью процесса обучения и направлен на подготовку врача-гуманиста, формирование творческой, духовно-нравственной личности. Стратегическая задача воспитательной работы в академии – воспитание в студентах любви к Отечеству; преемственности национальных традиций России; уважения к людям, составляющим ее гордость и славу; межкультурной и межконфессиональной толерантности.
В СГМА сохраняются и преумножаются традиции, заложенные в момент основания вуза. Следует отметить, что в период политических перемен, происходивших в стране в 80-90-е годы XX в., во многих вузах воспитательная работа была практически утрачена. В СГМА сумели сохранить процесс воспитательной работы благодаря опыту преподавателей и высоким морально-этическим принципам профессии врача.
В СГМА внедрена многоуровневая система студенческого самоуправления, которая включает студенческий совет академии, профсоюзную организацию студентов, советы общежитий, студенческий отряд охраны правопорядка, студенческий строительный отряд, центральный студенческий клуб (ЦСК), спортивный клуб, клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», клуб КВН, творческие коллективы.
В академии используются как старые, традиционные формы внеаудиторной работы, так и новые. Привлечение студентов к внеаудиторной работе начинается еще на довузовском обучении: ежегодно проводится день открытых дверей, профориентационная работа в школах; слушатели подготовительных курсов имеют возможность посещать студенческие мероприятия академии. Особое внимание уделяется студентам 1 курса: проводится анкетирование с целью выявления увлечений студентов, их способностей, желаний и предложений; работает институт кураторов, медико-психолого-педагогический центр.
Духовно-нравственное воспитание - основа как учебной, так и внеаудиторной работы. Наиболее значимыми и эффективными являются научно-практические конференции по проблемам этики, культуры общения и т.д. Большой популярностью у студентов пользуется дискуссионный философский клуб «Зеркало». Вариантами работы студентов в клубе являются диспуты в форме ролевых игр: «Времена Просвещения. Правда о добром и злом человеке», «Врач и деньги» и др., а также конкурс творческих работ (эссе, сочинения, стихотворения и др.).
В рамках международного культурного обмена студенты СГМА имеют возможность не только познакомиться с работой зарубежных клиник, но и пройти практическую подготовку в больницах Германии, Италии, Франции, Польши, Сербии, Болгарии. Международная деятельность Смоленской государственной медицинской академии необходима для повышения престижа вуза в системе высшего профессионального образования Российской Федерации и направлена на интеграцию академии в мировое образовательное и научное сообщество. Эта работа осуществляется в рамках программ сотрудничества с ведущими зарубежными университетами, реализации международных образовательных программ и проектов, развития совместной научно-исследовательской деятельности, организации научно-практических семинаров и конференций, обмена преподавательскими кадрами и повышения студенческой мобильности.
Благодаря тесным связям СГМА с зарубежными партнерами в академии обучается почти 900 иностранных учащихся. Из года в год растет авторитет вуза на международной арене.
Сегодня с гордостью можно сказать, что Смоленская государственная медицинская академия – это престижный вуз в системе высшего профессионального образования, вуз, где готовят высококвалифицированных врачей для практического здравоохранения РФ и других государств. Мы смело смотрим в будущее, опыт и традиции органично сочетаем с инновациями и современными информационными технологиями.

 










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4(116)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич