Главная | Архив |

  Вспоминают воины-интернационалисты  
   

Лана ЗАХАРЕНКОВА

 

Под грифом «Секретно»

 

 

15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск была выведена из Афганистана. Прошло уже 20 лет, но память и уважение к тем, кто защищал интересы нашей страны за ее пределами, продолжает жить в наших сердцах. Как приятно, что мы помним эту славную дату и ... В феврале этого года в Сквере памяти воинов-интернационалистов состоялось торжественное открытие и освящение Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом часовни в честь святого великомученика Георгия Победоносца в память о воинах-интернационалистах. Эта часовня – символ того, что мы помним всех тех, кто погиб в Афганистане и других боевых точках. Находясь в Сквере памяти воинов-интернационалистов, каждый из нас ощущает особую атмосферу. Это атмосфера, наполненная мужеством, отвагой, героизмом, смелостью…Надо помнить, что это как раз те качества, которыми должен обладать каждый гражданин нашего Отечества.
А теперь несколько слов о воинах-интернационалистах. Кто эти люди, почему их называют интернационалистами? Ответ прост. Это те люди, которые защищали честь и интересы нашей страны за ее пределами.
Думая о воинах-интернационалистах, мы вспоминаем, прежде всего, тех, кто воевал в Афганистане, а затем следует пауза, мы «ловим себя на мысли»: а кто еще? А список этих людей огромен. Ведь наши войска защищали интересы Советского Союза и России в различных уголках мира. Однако многие сведения долгое время были конфиденциальными, и лишь немногие догадывались о тех странах, где несли «сторожевое дежурство» наши военные. Вся эта информация находилась под грифом секретности. Люди, принимавшие участие в боевых операциях за пределами Советского Союза, ставили свои подписи под документами о неразглашении «секретной» информации. Но теперь гриф секретности (выставляется на 20 лет) уже в прошлом. И сейчас мы с вами можем стать свидетелями тех «секретных» заданий.
В этом нам поможет Евгений Алексеевич Асланов, полковник в отставке, зам. Председателя президиума Смоленской региональной общественной организации «Союз воинов-интернационалистов», человек, начавший свою карьеру с рядового оператора РЭБ в ВВС Советского Союза и закончивший свою службу начальником РЭБ 46-ой воздушной армии. Будучи оператором РЭБ, неоднократно летал на разведку радиолокационных систем стран НАТО над территорией Польши, Чехословакии, Венгрии…
Оператор РЭБ. Кто это?
Аббревиатура РЭБ расшифровывается как радиоэлектронная борьба.
На самолетах Ту-16 есть 7-ой член экипажа, которым как раз и является оператор РЭБ. Что же входит в его обязанности? Задача оператора РЭБ – обнаружить сигнал радиолокационной станции противника, определить ее параметры, характеристики и включить передатчик помех на частоте работы этой станции. Необходимо «ослепить» станции противника, чтобы он не сумел обнаружить в воздухе воздушные цели, то есть самолеты-бомбардировщики. За самолетами-постановщиками помех, на борту которых находятся операторы РЭБ, летят боевые самолеты, но немного ниже. Расстояние между ними, как правило, не больше 5-10 км. От самолета-постановщика помех в районе 40 км боевой порядок не виден.

Спецкомандировка
в Египет

Секретная операция? Или нет?
«В Египте – в 1962-1963 годах мы находились с единственной целью: участвовали в боевых действиях по оказанию помощи молодой республике Йемен», - вспоминает Е.А. Асланов. В те времена Египет закупил у СССР 20 самолетов Ту-16. Однако египетских летчиков, которые могли летать на этих «машинах», было только трое. Оставшиеся 17 человек, по просьбе Гамаль Абдель Насера, были командированы из Советского Союза. Таким образом, советские летчики выполняли свою боевую задачу на советских самолетах с арабскими опознавательными знаками.
«Летать нам пришлось около 3-4 месяцев. Выполняли боевую задачу над Красным морем и наносили бомбовые удары по бандформированиям в районе Йемена». Кроме того, в данную боевую точку советскими транспортными самолетами были переброшены войска Египта. Поддержка этим войскам осуществлялась с воздуха самолетами из Каира, которые наносили бомбовые удары по целям вражеских формирований. Выполняли эту боевую задачу и днем, и ночью.
Противник, по которому производилась бомбардировка, представлял собой слабые разрозненные племена, которые подпитывала Саудовская Аравия… Они не имели никакой ПВО-системы. Поэтому за все время боевых вылетов ни один самолет не был сбит, были только дырки от винтовочных и автоматных выстрелов в фюзеляже. За эту командировку не потеряли ни одного человека.

Африканская специфика…

Особенность командировки заключалась в необычных условиях жизни. Все мы знаем, что это совершенно другая страна, в ней существуют свои традиции и обычаи. Кроме того, а это самое главное, Египет – мусульманская страна. Ислам накладывает свой неповторимый отпечаток практически на всё. «В то время Египет заявил, что является страной социалистической ориентации, но… им было далеко до нашей страны. В чем это заключалось? Прежде всего, это резкое различие между офицерами и солдатами. Офицер мог ударить, наказать солдата, который ему безропотно подчинялся. Из методов наказания могу вспомнить следующее: солдата ставят на солнце, офицер наказывает его, уходит, а солдат продолжает стоять под палящим солнцем целый день, поворачиваясь к нему лицом до тех пор, пока оно не зайдет.
Кроме того, на наших самолетах, как правило, летали 4 офицера и 2 солдата, то у них только командир корабля являлся офицером, остальные были вольнонаемными или «прапорщиками».
Все офицеры-арабы прошли русскую военную школу, все они учились летать в Советском Союзе. Поэтому отношение к советским офицерам было хорошее. Однако условия командировки были ужасные – это малярия, скорпионы, ужасная жара, пыльные бури. «Арабы делились на мусульман и христиан. У христиан выходной был воскресенье, а у мусульман – пятница. Не взирая ни на какие боевые задачи, мусульмане в пятницу собирались и уезжали домой, а христиане – в воскресенье. И вот так мы воевали за себя и за того христианина, и за того мусульманина, то есть за себя и за того парня».

Героический боевой вылет:
«…Аллахом был наш русский подполковник…»
27 декабря 1962г… Этот день остался в памяти Евгения Алексеевича на всю жизнь. «Главнокомандующий ВВС Египта пригласил нас на празднование Нового года по их вероисповеданию. В это время боевую задачу выполняли 2 самолета Ту-16, на одном из которых инструктором был наш подполковник Владимиров. Над Красным морем в одном из самолетов экипаж услышал сильный хлопок. Двигатели заглохли, самолет стал падать… Экипаж самолета состоял из 6 человек, каждый из которых должен был выполнить собственную задачу, чтобы спасти свою жизнь и самолет. Но арабы забыли о своих обязанностях и начали молиться. Нашему подполковнику Владимирову на снижающемся самолете с неработающим двигателем удалось включить питание приборов аккумулятора, сбросить бомбы и аварийно посадить самолет». Таким образом, благодаря мужеству и отваге русского офицера были спасены жизни членов экипажа.
А теперь давайте вернемся к праздничной встрече по случаю Нового года. Огромный зал. Много народа. Входит командир чудом выжившего Ту-16 Шабан, араб богатырского телосложения в расцвете сил. За ним наш подполковник, человек невысокого роста с седой головой (хотя несколько дней назад у него были прекрасные темные волосы). Вопрос. Что произошло? Командир корабля: «Аллах не захотел нас взять, Аллах не взял». «А Аллахом был наш русский подполковник, - с гордостью вспоминает этот эпизод Е.А. Асланов. - В этой ситуации было трудно сказать: почему заглохли двигатели? В то время в нейтральных водах Красного моря находились английские фрегаты и эсминцы. Кто из них стрелял - неизвестно. Скорее всего, взрыв ракеты был не в зоне нашего самолета. Но именно из-за разряжения воздуха и заглохли двигатели».

Сирия 1986-87гг.

«Несли круглосуточное боевое дежурство в составе военно-воздушных сил Сирии. Наши летные экипажи на вертолетах все время находились в 12-минутной готовности для взлета. В Сирии мы выполняли полеты без боевого применения. Это было нужно для того, чтобы летные экипажи не теряли свои навыки и знали на случай боевых действий: куда им лететь, где занять зону. Кроме этого, нам часто приходилось ездить на наземную радиотехническую разведку. Было необходимо ездить на территорию Ливана в долину Бека, где с гор, принадлежавших Сирии, и велась разведка. На территории Сирии были расположены специальные военные базы Советского Союза в районе Лотакии, куда заходили корабли и подводные лодки, и аэродром, куда садились советские самолеты. В Сирию прибыло 200 человек, столько же вернулось обратно».

Хочется закончить эту статью словами Е.А. Асланова: «Человек должен любить Родину и быть готовым в любую минуту встать на её защиту».






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4 (104)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич