Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Лана ЗАХАРЕНКОВА

 

Дуэт домры и балалайки

 

 

Когда мы слышим слова «музыкальный инструмент», мы сразу же представляем себе либо фортепиано, либо скрипку, либо гитару. Но редко кто из нас в этот момент вспомнит такие русские народные инструменты, как домра, гусли, балалайка, баян… Эти инструменты для многих из нас канули в прошлое. Да, мы знаем о существовании этих музыкальных инструментов, многие из которых мы непосредственно видели. Но, скажем напрямую, таких людей немного. А если мы поинтересуемся у наших друзей, знакомых или просто прохожих: посещали ли они выступления народных оркестров или хотя бы слышали русскую и зарубежную классическую музыку в исполнении балалайки и домры? В ответ мы услышим, скорее всего, нет. При этом на нас посмотрят удивленными глазами и спросят: «А это возможно?»
На самом деле нет ничего невозможного, и подтверждением этому служит наш СМОЛЕНСКИЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРКЕСТР имени В.А. Дубровского. Этот оркестр является неповторимым и уникальным явлением для нашей Смоленщины, да и для всей страны. На счету оркестра имени В.А. Дубровского бесчисленное количество выступлений в таких знаменитых залах России, как Большой зал им. Шостаковича Петербургской филармонии, концертный зал им. Чайковского, Кремлевский Дворец Съездов, зал Капеллы в г. Санкт-Петербург. Состав оркестра достаточно большой, в нем играет более 50 музыкантов.
Начиная с этого номера, мы будем рассказывать Вам о портретах артистов-музыкантов оркестра имени В.А. Дубровского, о тех людях, без труда и самоотдачи которых мы, слушатели, не смогли бы насладиться в зале нашей филармонии прекрасной, волнующей, переливающейся всеми звуками и красками музыкой. Если бы не было музыки, не было бы того спасательного круга, за который мы можем ухватиться в случае плохого настроения или каких-то жизненных сложностей. Музыка – это та сила, которая облагораживает нас, делает нас лучше, поднимает нам настроение и заставляет нас улыбнуться.
Хочется начать серию портретов артистов оркестра Дубровского с тех музыкантов, которые играют на исконно русских народных инструментах – балалайке и домре. Это Елена Андреенкова, солистка оркестра, играет на малой домре, и Максим Макеенков, солист оркестра, играет на балалайке приме.
А теперь несколько слов о судьбе домры и балалайки на Руси. Еще в старые времена на этих инструментах играли скоморохи, которые выступали на ярмарках и веселили народ. Но судьба этих инструментов была не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех, кто не будет подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. На смену всенародной популярности пришло полное забвение. И вот, наконец, появился человек по имени Василий Васильевич Андреев, который был поражен звучанием балалайки. Будучи дворянином и настоящим знатоком русских народных музыкальных инструментов, Андреев решил возродить и вернуть былую популярность балалайке и домре. Под его чутким руководством были воссозданы эти музыкальные инструменты, которые сохранились до нас в неизменном виде.
о наших солистах
Елена Андреенкова пришла в оркестр имени В.А. Дубровского в 1995г., будучи еще студенткой 4 курса Смоленского музыкального училища. Почему такой необычный инструмент, как домра? Выбор этого музыкального инструмента был случаен. Маленькая Елена пришла поступать в музыкальную школу совершенно на другой инструмент – на фортепиано. Но судьба распорядилась иначе. В тот год был большой набор, восьмилетнюю Елену прослушали и предложили 2 других варианта – виолончель и домру. Сомнений по поводу того, какой вариант выбрать, не было. Мама Е. Андреенковой в юности, будучи студенткой, играла на домре в любительском оркестре. «Так мы и решили попробовать. Так и выбрали. Не собиралась и не думала», вспоминает Елена Андреенкова. Как мы сейчас видим, сделанный выбор оказался пророческим, он предопределил всю дальнейшую жизнь девочки. Замечательный педагог Г.М. Музыко привила ту любовь к музыке и к инструменту, которая наполняет сердце и душу настоящего музыканта. В школе помимо оркестра был и ансамбль «Домр», состоявший из 4-х девочек. В течение всех 6 лет учебы в музыкальной школе Елена вместе с этим ансамблем принимала участие во всевозможных конкурсах.
Максим Макеенков является артистом оркестра имени В.А. Дубровского с 1994г. В детстве Максима хотели отдать на гитару. Но в итоге выбор пал на балалайку. Через некоторое время Максим узнает, что его дедушка тоже играет на балалайке (хотя до поступления в музыкальную школу мальчик об этом не знал). Оказывается, это была не случайность, а настоящая закономерность. Впоследствии он вместе с дедушкой частенько играл дуэтом. При музыкальной школе был народный детский оркестр. И с первых дней своей учебы Максим включился в его работу. Сначала это были ударные, затем барабан и так далее. «Всё было очень интересно. Всё было на ходу, да еще и настоящий оркестр. Именно от участия в народном оркестре пришел опыт», - делится своими воспоминаниями М. Макеенков. Помимо этого, учась в музыкальной школе, Максим получил и вторую специализацию – саксофон.
Для Максима Макеенкова первое выступление с оркестром имени В.А. Дубровского состоялось на Глинковской декаде. Это был последний концерт под руководством выдающегося дирижера В.А. Дубровского. Этот концерт оставил неизгладимое впечатление в сердце М. Макеенкова. Больше всего запомнился сам Дубровский. На вопрос – чем? – последовал следующий ответ: «Это не передать словами. Это надо только слышать». И действительно благодаря таланту и мастерству маэстро В.А. Дубровского, удалось из выпускников и преподавателей Смоленского музыкального училища создать в кратчайшие сроки уникальный оркестр с оригинальным репертуаром и ярко выраженным самобытным стилем.
Наша жизнь полна различных забавных ситуаций. Курьезы случаются со всеми, даже с музыкантами. Существует придание, что Паганини играл одно из своих музыкальных произведений на одной струне, так как его струны были перерезаны. На госэкзамене в Белорусской академии музыки в Рыбинске во время исполнения произведения маэстро Паганини у Максима Макеенкова лопается струна. На балалайке всего 3 струны, две из которых одинаковые. Лопнула же именно третья струна, та, которая имеет отличное от двух других звучание. Максим ничуть не смутился и продолжил свое выступление. Какое-то время он поиграл, после чего ему разрешили поменять инструмент. Эта ситуация и курьезная, и одновременно стрессовая. Ведь это был государственный экзамен.
Дуэтная и сольная
деятельность
В течение нескольких лет Елена и Максим выступают дуэтом. В их репертуаре есть произведения, исполняемые как в сопровождении оркестра, так и без него (просто произведения для домры и балалайки). Вместе они виртуозно играют произведения Цыганкова, короля российской домры, Фантазию на две русские темы: «Зачем я милый вновь тебя узнала» и «Ах, вы сени, мои сени» и многие другие. Кроме этого, музыканты солируют как по отдельности, так и с оркестром. «В основном мы играем запойные вещи, которые на ура принимаются слушателями. Я играю «Валенки», «Калинку» и многое другое, но в основном это народные песни в обработке», - рассказывает М. Макеенков. Е. Андреенкова исполняет цыганковский вальс, его частушки, «Бурлеску» Шостаковича и другое. Сейчас разучивает фантазию для домры с оркестром Вебера.
РАЗУЧИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Как это происходит?
Многим из нас хотелось бы узнать, каким образом музыканты запоминают такое огромное количество мелодий и нот. Нам, простым слушателям, это кажется чем-то нереальным, ведь необходимо выучить массу нотных значков, из которых в итоге получается восхитительная музыка.
Елена Андреенкова раскрыла нам «таинства» этого процесса. «Произведения разучиваются и с инструментом, и наизусть. Запоминаются и ноты, и звучание, и положение пальцев. Разучивание произведений отнимает значительное количество времени, оно проходит не только на репетициях, но и дома».
МУЗЫКА. Что это?
Музыка – это тот же язык, но музыкальный. Поэтому не все можно перевести с языка музыки на русский язык. Это интернациональный язык. Каждый человек понимает его, когда слушает музыку. (М. Макеенков)
МУЗЫКА. Что значит это слово для настоящего музыканта?
Музыка – это другая, своя жизнь. Иногда бывает, что что-то открывается, и музыка начинает тебя вести. (М. Макеенков)
Музыка – это вторая жизнь. По другому нельзя. Сейчас я не представляю, как можно заниматься чем-то другим, где-то еще работать. Музыка для меня – это то, что мне нужно. Мы работаем именно для музыки. Мы делаем то, что нам нравится. (Е. Андреенкова)
КАЧЕСТВА хорошего музыканта
Должен уметь импровизировать. Должен владеть инструментом в такой степени, чтобы его интересовало «что?» играть, а не «как?». Он должен играть так, чтобы заворожить слушателя, и чтобы у последнего появились слезы или мурашки. (М. Макеенков)
Важен артистизм и умение подать себя и музыкальное произведение. (Е. Андреенкова)
СЛУШАТЕЛЬ. Изменился ли слушатель за последнее время?
Нет, публика реагирует хорошо, прекрасно нас принимает. Так как это живой звук, наши эмоции перекликаются с эмоциями слушателей. Мы чувствуем, что зрители нас понимают. (Е. Андреенкова)
ОРКЕСТР
имени В.А. ДУБРОВСКОГО.
Эпитеты и отношение
Яркий, самобытный, достойный.
В Осиповском так не играют.
Все дирижеры говорят, что наш оркестр очень гибкий, что он подстраивается под любую руку быстро и оперативно.
И действительно, побывав на концертах оркестра имени В.А. Дубровского, соглашаешься с фразой «В Осиповском так не играют», а Осиповский – это национальный оркестр России





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4 (104)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич