Когда мы слышим слова
«музыкальный инструмент», мы сразу же
представляем себе либо фортепиано, либо скрипку,
либо гитару. Но редко кто из нас в этот момент
вспомнит такие русские народные инструменты, как
домра, гусли, балалайка, баян… Эти инструменты
для многих из нас канули в прошлое. Да, мы знаем
о существовании этих музыкальных инструментов,
многие из которых мы непосредственно видели. Но,
скажем напрямую, таких людей немного. А если мы
поинтересуемся у наших друзей, знакомых или
просто прохожих: посещали ли они выступления
народных оркестров или хотя бы слышали русскую и
зарубежную классическую музыку в исполнении
балалайки и домры? В ответ мы услышим, скорее
всего, нет. При этом на нас посмотрят
удивленными глазами и спросят: «А это возможно?»
На самом деле нет ничего невозможного, и
подтверждением этому служит наш СМОЛЕНСКИЙ
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРКЕСТР имени В.А. Дубровского.
Этот оркестр является неповторимым и уникальным
явлением для нашей Смоленщины, да и для всей
страны. На счету оркестра имени В.А. Дубровского
бесчисленное количество выступлений в таких
знаменитых залах России, как Большой зал им.
Шостаковича Петербургской филармонии, концертный
зал им. Чайковского, Кремлевский Дворец Съездов,
зал Капеллы в г. Санкт-Петербург. Состав
оркестра достаточно большой, в нем играет более
50 музыкантов.
Начиная с этого номера, мы будем рассказывать
Вам о портретах артистов-музыкантов оркестра
имени В.А. Дубровского, о тех людях, без труда и
самоотдачи которых мы, слушатели, не смогли бы
насладиться в зале нашей филармонии прекрасной,
волнующей, переливающейся всеми звуками и
красками музыкой. Если бы не было музыки, не
было бы того спасательного круга, за который мы
можем ухватиться в случае плохого настроения или
каких-то жизненных сложностей. Музыка – это та
сила, которая облагораживает нас, делает нас
лучше, поднимает нам настроение и заставляет нас
улыбнуться.
Хочется начать серию портретов артистов оркестра
Дубровского с тех музыкантов, которые играют на
исконно русских народных инструментах –
балалайке и домре. Это Елена Андреенкова,
солистка оркестра, играет на малой домре, и
Максим Макеенков, солист оркестра, играет на
балалайке приме.
А теперь несколько слов о судьбе домры и
балалайки на Руси. Еще в старые времена на этих
инструментах играли скоморохи, которые выступали
на ярмарках и веселили народ. Но судьба этих
инструментов была не так проста, как это может
показаться на первый взгляд. Царь и великий
князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в
котором велел все инструменты (домры, балалайки,
рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех, кто
не будет подчиняться и отдавать балалайки,
пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. На
смену всенародной популярности пришло полное
забвение. И вот, наконец, появился человек по
имени Василий Васильевич Андреев, который был
поражен звучанием балалайки. Будучи дворянином и
настоящим знатоком русских народных музыкальных
инструментов, Андреев решил возродить и вернуть
былую популярность балалайке и домре. Под его
чутким руководством были воссозданы эти
музыкальные инструменты, которые сохранились до
нас в неизменном виде.
о наших солистах
Елена Андреенкова пришла в оркестр имени В.А.
Дубровского в 1995г., будучи еще студенткой 4
курса Смоленского музыкального училища. Почему
такой необычный инструмент, как домра? Выбор
этого музыкального инструмента был случаен.
Маленькая Елена пришла поступать в музыкальную
школу совершенно на другой инструмент – на
фортепиано. Но судьба распорядилась иначе. В тот
год был большой набор, восьмилетнюю Елену
прослушали и предложили 2 других варианта –
виолончель и домру. Сомнений по поводу того,
какой вариант выбрать, не было. Мама Е.
Андреенковой в юности, будучи студенткой, играла
на домре в любительском оркестре. «Так мы и
решили попробовать. Так и выбрали. Не собиралась
и не думала», вспоминает Елена Андреенкова. Как
мы сейчас видим, сделанный выбор оказался
пророческим, он предопределил всю дальнейшую
жизнь девочки. Замечательный педагог Г.М. Музыко
привила ту любовь к музыке и к инструменту,
которая наполняет сердце и душу настоящего
музыканта. В школе помимо оркестра был и
ансамбль «Домр», состоявший из 4-х девочек. В
течение всех 6 лет учебы в музыкальной школе
Елена вместе с этим ансамблем принимала участие
во всевозможных конкурсах.
Максим Макеенков является артистом оркестра
имени В.А. Дубровского с 1994г. В детстве
Максима хотели отдать на гитару. Но в итоге
выбор пал на балалайку. Через некоторое время
Максим узнает, что его дедушка тоже играет на
балалайке (хотя до поступления в музыкальную
школу мальчик об этом не знал). Оказывается, это
была не случайность, а настоящая закономерность.
Впоследствии он вместе с дедушкой частенько
играл дуэтом. При музыкальной школе был народный
детский оркестр. И с первых дней своей учебы
Максим включился в его работу. Сначала это были
ударные, затем барабан и так далее. «Всё было
очень интересно. Всё было на ходу, да еще и
настоящий оркестр. Именно от участия в народном
оркестре пришел опыт», - делится своими
воспоминаниями М. Макеенков. Помимо этого, учась
в музыкальной школе, Максим получил и вторую
специализацию – саксофон.
Для Максима Макеенкова первое выступление с
оркестром имени В.А. Дубровского состоялось на
Глинковской декаде. Это был последний концерт
под руководством выдающегося дирижера В.А.
Дубровского. Этот концерт оставил неизгладимое
впечатление в сердце М. Макеенкова. Больше всего
запомнился сам Дубровский. На вопрос – чем? –
последовал следующий ответ: «Это не передать
словами. Это надо только слышать». И
действительно благодаря таланту и мастерству
маэстро В.А. Дубровского, удалось из выпускников
и преподавателей Смоленского музыкального
училища создать в кратчайшие сроки уникальный
оркестр с оригинальным репертуаром и ярко
выраженным самобытным стилем.
Наша жизнь полна различных забавных ситуаций.
Курьезы случаются со всеми, даже с музыкантами.
Существует придание, что Паганини играл одно из
своих музыкальных произведений на одной струне,
так как его струны были перерезаны. На
госэкзамене в Белорусской академии музыки в
Рыбинске во время исполнения произведения
маэстро Паганини у Максима Макеенкова лопается
струна. На балалайке всего 3 струны, две из
которых одинаковые. Лопнула же именно третья
струна, та, которая имеет отличное от двух
других звучание. Максим ничуть не смутился и
продолжил свое выступление. Какое-то время он
поиграл, после чего ему разрешили поменять
инструмент. Эта ситуация и курьезная, и
одновременно стрессовая. Ведь это был
государственный экзамен.
Дуэтная и сольная
деятельность
В течение нескольких лет Елена и Максим
выступают дуэтом. В их репертуаре есть
произведения, исполняемые как в сопровождении
оркестра, так и без него (просто произведения
для домры и балалайки). Вместе они виртуозно
играют произведения Цыганкова, короля российской
домры, Фантазию на две русские темы: «Зачем я
милый вновь тебя узнала» и «Ах, вы сени, мои
сени» и многие другие. Кроме этого, музыканты
солируют как по отдельности, так и с оркестром.
«В основном мы играем запойные вещи, которые на
ура принимаются слушателями. Я играю «Валенки»,
«Калинку» и многое другое, но в основном это
народные песни в обработке», - рассказывает М.
Макеенков. Е. Андреенкова исполняет цыганковский
вальс, его частушки, «Бурлеску» Шостаковича и
другое. Сейчас разучивает фантазию для домры с
оркестром Вебера.
РАЗУЧИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Как это происходит?
Многим из нас хотелось бы узнать, каким образом
музыканты запоминают такое огромное количество
мелодий и нот. Нам, простым слушателям, это
кажется чем-то нереальным, ведь необходимо
выучить массу нотных значков, из которых в итоге
получается восхитительная музыка.
Елена Андреенкова раскрыла нам «таинства» этого
процесса. «Произведения разучиваются и с
инструментом, и наизусть. Запоминаются и ноты, и
звучание, и положение пальцев. Разучивание
произведений отнимает значительное количество
времени, оно проходит не только на репетициях,
но и дома».
МУЗЫКА. Что это?
Музыка – это тот же язык, но музыкальный.
Поэтому не все можно перевести с языка музыки на
русский язык. Это интернациональный язык. Каждый
человек понимает его, когда слушает музыку. (М.
Макеенков)
МУЗЫКА. Что значит это слово для настоящего
музыканта?
Музыка – это другая, своя жизнь. Иногда бывает,
что что-то открывается, и музыка начинает тебя
вести. (М. Макеенков)
Музыка – это вторая жизнь. По другому нельзя.
Сейчас я не представляю, как можно заниматься
чем-то другим, где-то еще работать. Музыка для
меня – это то, что мне нужно. Мы работаем именно
для музыки. Мы делаем то, что нам нравится. (Е.
Андреенкова)
КАЧЕСТВА хорошего музыканта
Должен уметь импровизировать. Должен владеть
инструментом в такой степени, чтобы его
интересовало «что?» играть, а не «как?». Он
должен играть так, чтобы заворожить слушателя, и
чтобы у последнего появились слезы или мурашки.
(М. Макеенков)
Важен артистизм и умение подать себя и
музыкальное произведение. (Е. Андреенкова)
СЛУШАТЕЛЬ. Изменился ли слушатель за последнее
время?
Нет, публика реагирует хорошо, прекрасно нас
принимает. Так как это живой звук, наши эмоции
перекликаются с эмоциями слушателей. Мы
чувствуем, что зрители нас понимают. (Е.
Андреенкова)
ОРКЕСТР
имени В.А. ДУБРОВСКОГО.
Эпитеты и отношение
Яркий, самобытный, достойный.
В Осиповском так не играют.
Все дирижеры говорят, что наш оркестр очень
гибкий, что он подстраивается под любую руку
быстро и оперативно.
И действительно, побывав на концертах оркестра
имени В.А. Дубровского, соглашаешься с фразой «В
Осиповском так не играют», а Осиповский – это
национальный оркестр России
 
|
|