Если говорят о ком-то, что он
– виртуоз, первая ассоциация возникает с
музыкантом, который на инструменте демонстрирует
великолепную технику. Пальцы музыканта-виртуоза
«проходят» по клавиатуре так, что у слушателей
дух захватывает.
А можете себе представить, чтобы при такой же
тонкой совершенной работе пальчики
непосредственно не касались клавиш инструмента,
но движения все-таки порождали звуки? Пока я не
увидел воочию технику дирижирования великого
Фуата Мансурова, я не представлял, как это не
привычная дирижерская палочка, а пальцы маэстро
побуждают каждого музыканта оркестра получить
импульс для исполнения своей партитуры.
Сливаясь, звуки инструментов образуют единую
композицию. Так же и соло каждого отдельного
пальца переходит в движение ладони, потом всей
руки дирижера. Неповторимое зрелище управления
оркестром мановением... мизинца!
С Фуатом Шакировичем Мансуровым корреспондент
журнала «Смоленск» встретился на репетиции
оркестра имени В.П. Дубровского накануне
юбилейного концерта.
- Я не мог не приехать. 20-летие оркестра
народных инструментов имени моего большого друга
и гениального дирижера – это событие российского
масштаба, - рассказал Маэстро. - Моя первая
встреча с этим уникальным коллективом произошла
случайно. Однажды мне опять -таки случайно
повстречался в Москве В.П. Дубровский, с которым
в свое время я имел одного учителя в Московской
консерватории. Виктор пригласил меня на вечер в
Колонный зал Дома Союзов, где должен был
выступать смоленский оркестр. Я знал, что в
жизни моего друга случилась беда – он был
виновен в автокатастрофе и отбывал наказание на
строительстве Смоленской АЭС. Позже смоленское
начальство предложило ему возглавить
филармонический оркестр.
В общем, обычная, как мне представлялось, работа
в благодарность тем, кто приютил, обогрел и т.п.
По великой матушке-России столько всяких разных
полусамодеятельных оркестров, что ходить на их
концерты – только терять время и портить вкус.
Я был не в восторге от приглашения. Но не хотел
обижать друга и пришел на концерт. Каково же
было мое удивление, когда домры, балалайки,
баяны и гусли удивительно чисто и благозвучно
начали исполнять не какие-нибудь деревенские
перепевки или в лучшем случае русские романсы, а
самую настоящую классику – например, увертюру к
опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Я был поражен, восхищен! Весь вечер прошел
словно на одном дыхании. Передо мной выступал
оркестр уникальный, виртуозный, какого в жизни
мне не доводилось ранее слышать. Только и
вымолвил: «Виктор, ты гений!»
С тех пор детище В.П. Дубровского заняло свое
место в моем сердце. И я не мог не приехать на
20-летие оркестра. Это дань памяти друга, знак
уважения и признательности людям, которые
продолжают начатое великим Маэстро и
пропагандируют великую русскую народную музыку.
- Фуат Шакирович, Вы – народный артист России,
Казахстана и Татарстана, лауреат Государственной
премии, профессор, академик...
- А еще я виолончелист, физик и математик,
художник, владею 10 иностранными языками (так
что, можно сказать, полиглот), мастер спорта по
конькобежному спорту, мастер спорта по
альпинизму – за покорение нескольких
семитысячников получил титул «снежного барса».
- Вы опередили мой вопрос и упомянули о своих
увлечениях. Я знаю, что художник Мансуров весьма
популярен в светском обществе...
- Это действительно так, потому что я
специализируюсь на дружеских шаржах. И очень
многие мои друзья предпочитают украшать свои
дома именно шаржами на себя, любимых...
- Полагаю, Фуат Шакирович, что читатели журнала
«Смоленск» по достоинству оценят Ваше
художественное мастерство.
- С удовольствием передаю редакции для
публикации некоторые мои рисунки. Думаю,
читатели журнала знают этих людей и составят
мнение об их отличительных чертах...
На этих словах интервью пришлось прервать:
Мансурова позвали на репетицию юбилейного
концерта. Вечером переполненный зал областной
филармонии в едином порыве восхищения
рукоплескал великому дирижеру за виртуозное
искусство управления оркестром...
А нам остается привести несколько данных из
биографии Ф.Ш. Мансурова для полноты восприятия
гостя журнала.
Нынешний дирижер Большого театра России, главный
дирижер Казанской филармонии в 1950 году окончил
физико-математический факультет Казахского
государственного университета и отделение
оперно-симфонического дирижирования
Алма-Атинской консерватории. Совершенствовался в
аспирантуре Московской консерватории у Лео
Гинзбурга и позднее у профессора Парижской
консерватории И. Маркевича.
Фуат Шакирович работал главным дирижером
Государственного симфонического оркестра
Казахской ССР, а также Казахского театра оперы и
балета, возглавлял Татарский академический
театр. А в Большой театр он был приглашен в 1969
году. С 1980 года Фуат Мансурович – профессор
Московской консерватории.
 
|
|