Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Владимир ЕВГЕНЬЕВ

 

Виртуоз оркестра

 

 

Если говорят о ком-то, что он – виртуоз, первая ассоциация возникает с музыкантом, который на инструменте демонстрирует великолепную технику. Пальцы музыканта-виртуоза «проходят» по клавиатуре так, что у слушателей дух захватывает.
А можете себе представить, чтобы при такой же тонкой совершенной работе пальчики непосредственно не касались клавиш инструмента, но движения все-таки порождали звуки? Пока я не увидел воочию технику дирижирования великого Фуата Мансурова, я не представлял, как это не привычная дирижерская палочка, а пальцы маэстро побуждают каждого музыканта оркестра получить импульс для исполнения своей партитуры. Сливаясь, звуки инструментов образуют единую композицию. Так же и соло каждого отдельного пальца переходит в движение ладони, потом всей руки дирижера. Неповторимое зрелище управления оркестром мановением... мизинца!
С Фуатом Шакировичем Мансуровым корреспондент журнала «Смоленск» встретился на репетиции оркестра имени В.П. Дубровского накануне юбилейного концерта.
- Я не мог не приехать. 20-летие оркестра народных инструментов имени моего большого друга и гениального дирижера – это событие российского масштаба, - рассказал Маэстро. - Моя первая встреча с этим уникальным коллективом произошла случайно. Однажды мне опять -таки случайно повстречался в Москве В.П. Дубровский, с которым в свое время я имел одного учителя в Московской консерватории. Виктор пригласил меня на вечер в Колонный зал Дома Союзов, где должен был выступать смоленский оркестр. Я знал, что в жизни моего друга случилась беда – он был виновен в автокатастрофе и отбывал наказание на строительстве Смоленской АЭС. Позже смоленское начальство предложило ему возглавить филармонический оркестр.
В общем, обычная, как мне представлялось, работа в благодарность тем, кто приютил, обогрел и т.п. По великой матушке-России столько всяких разных полусамодеятельных оркестров, что ходить на их концерты – только терять время и портить вкус.
Я был не в восторге от приглашения. Но не хотел обижать друга и пришел на концерт. Каково же было мое удивление, когда домры, балалайки, баяны и гусли удивительно чисто и благозвучно начали исполнять не какие-нибудь деревенские перепевки или в лучшем случае русские романсы, а самую настоящую классику – например, увертюру к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Я был поражен, восхищен! Весь вечер прошел словно на одном дыхании. Передо мной выступал оркестр уникальный, виртуозный, какого в жизни мне не доводилось ранее слышать. Только и вымолвил: «Виктор, ты гений!»
С тех пор детище В.П. Дубровского заняло свое место в моем сердце. И я не мог не приехать на 20-летие оркестра. Это дань памяти друга, знак уважения и признательности людям, которые продолжают начатое великим Маэстро и пропагандируют великую русскую народную музыку.
- Фуат Шакирович, Вы – народный артист России, Казахстана и Татарстана, лауреат Государственной премии, профессор, академик...
- А еще я виолончелист, физик и математик, художник, владею 10 иностранными языками (так что, можно сказать, полиглот), мастер спорта по конькобежному спорту, мастер спорта по альпинизму – за покорение нескольких семитысячников получил титул «снежного барса».
- Вы опередили мой вопрос и упомянули о своих увлечениях. Я знаю, что художник Мансуров весьма популярен в светском обществе...
- Это действительно так, потому что я специализируюсь на дружеских шаржах. И очень многие мои друзья предпочитают украшать свои дома именно шаржами на себя, любимых...
- Полагаю, Фуат Шакирович, что читатели журнала «Смоленск» по достоинству оценят Ваше художественное мастерство.
- С удовольствием передаю редакции для публикации некоторые мои рисунки. Думаю, читатели журнала знают этих людей и составят мнение об их отличительных чертах...
На этих словах интервью пришлось прервать: Мансурова позвали на репетицию юбилейного концерта. Вечером переполненный зал областной филармонии в едином порыве восхищения рукоплескал великому дирижеру за виртуозное искусство управления оркестром...
А нам остается привести несколько данных из биографии Ф.Ш. Мансурова для полноты восприятия гостя журнала.
Нынешний дирижер Большого театра России, главный дирижер Казанской филармонии в 1950 году окончил физико-математический факультет Казахского государственного университета и отделение оперно-симфонического дирижирования Алма-Атинской консерватории. Совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории у Лео Гинзбурга и позднее у профессора Парижской консерватории И. Маркевича.
Фуат Шакирович работал главным дирижером Государственного симфонического оркестра Казахской ССР, а также Казахского театра оперы и балета, возглавлял Татарский академический театр. А в Большой театр он был приглашен в 1969 году. С 1980 года Фуат Мансурович – профессор Московской консерватории.





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4 (104)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич