Главная | Архив |

  Выборы-2009  
   

Николай ГОШКО

 

«Кандидат от Пунина»

 

 

Оглушительная победа
35-летнего предприни-
мателя и депутата областной Думы Эдуарда Качановского на выборах главы города Смоленска 1 марта 2009 года - результат протестного голосования. Непредсказуемая, счастливая, приятная, удачная, долгожданная - как угодно назовите, но это победа. Победа, которая, смею предположить, и для самого-то Эдуарда Алексеевича стала неожиданностью. И для смолян-избирателей: каждый ведь, как всегда, «сам про себя» возмущался, на соседа не надеясь. Но невзначай как-то случилось всё коллективно дружно. А уж к авторам мерзкой политической авантюры под кодовым названием «Разуваев - кандидат от партии Путина» итог голосования и подавно «подкрался незаметно».

О смоленских выборах – до, во время и после – написано и сказано уже так много и по-разному, что нет, наверное, необходимости повторять хронологию событий. Поэтому лишь озвучу некоторые мысли «в связи».

Сразу напомню о факте – давно (если не с самого начала предвыборной кампании) очевидном для всех непосредственных участников выборов и для подавляющего числа избирателей. Председатель партии «Единая Россия» (ЕР) Владимир Путин не имеет никакого отношения к попыткам отдельных соискателей должности смоленского мэра спекулировать именем и авторитетом как собственно нашего Национального лидера, так и политическим брендом ЕР.
 


За словом – дело...
На церемонии вступления в должность нового главы города председатель горсовета Сергей Лебедев заявил, что депутатский корпус будет оказывать Эдуарду Качановскому всевозможную поддержку во всех благих начинаниях, но в то же время жестко и строго спросит за исполнение предвыборных обещаний.
Не успели умолкнуть дискуссии на встрече мэра с депутатами, где в конфиденциальном режиме обсуждался вопрос повышения тарифов, как Алексей Казаков обнародовал информацию и с телеэкрана обрушился с критикой на главу города. Интересно, а кто оплачивает эфир? Неужели, как при В.Н. Халецком, администрация из бюджета будет проплачивать «черный пиар» против себя самой?



«Валерий Разуваев – кандидат от Путина», «Доверяем Путину – выбираем Разуваева!», «Назначен партией Путина», «Верим Путину: Валерий Разуваев - человек дела!», «Наведу в городе порядок и приглашу Путина!», «Единая команда Владимира Путина в Смоленске - губернатор Сергей Антуфьев, новый глава Смоленска Валерий Разуваев»…
Все эти предвыборные слоганы, в которых Смоленск буквально тонул и захлёбывался, - не совсем удачная, скажем так, выдумка столичных политтехнологов. Их циничная фантазия мотивировалась и подпитывалась полным на то одобрением, естественно, регионального отделения ЕР, а вернее - его руководящего звена.

Такими же жертвами агитационных мистификаций стали впоследствии Президент России Дмитрий Медведев, Патриарх Кирилл и даже губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев.
По крайней мере, как мне сообщили в горизбиркоме, письменных разрешений на использование фотографических изображений, имён и высказываний в предвыборной агитации кандидата Разуваева нет ни от Медведева, ни от Антуфьева.
А «разрешение» от Патриарха очень уж смахивает на грубую подделку. Не говоря уже о фотомонтаже, использованном в последнем агитационном материале Разуваева, опубликованном в газете «Рабочий путь» (номер за 26 февраля 2009 г.). Обоснованность таких сомнений уже подтверждена телефонными переговорами с пресс-секретарём Святейшего протоиреем Владимиром Вигилянским и личным фотографом Патриарха Сергеем Власовым.
Не думаю, что Московская Патриархия будет официально комментировать эту некрасивую историю и публично изобличать господина Разуваева в фарисействе и подделке документов. Да этого и не требуется. Дело-то очень мирское, светское, обыкновенно уголовное. Есть заявление по этому поводу за подписью бывшего кандидата на пост главы города Смоленска Игоря Юхименко, которое горизбирком оперативно перенаправил в прокуратуру. Прокуратура и должна дать ответ общественности. Через соответствующее решение суда, разумеется.
 


Надо советоваться...
Мудрейший Алексей Иванович Орлов высказал на церемонии вступления в должность нового мэра то, что хотели бы посоветовать Эдуарду Качановскому многие опытные руководители: не следует начисто отвергать наработки предшественника. Прежде, чем придет полное понимание происходящих в городском хозяйстве процессов, понадобятся, как минимум, год-два. Связи в Москве также за один день не устанавливаются...
В общем, Эдуард Алексеевич, посоветуем вам советоваться...



Туда же, в смоленский суд, должно, наконец, «дойти» и дело о сомнительном высшем (да и о такой же сомнительности среднем) образовании господина Разуваева. И если сомнения получат фактическое тому подтверждение, вполне закономерным может оказаться вопрос о законности пребывания Валерия Разуваева в Смоленской областной Думе.
О своих же истинных целях и задачах нахождения в областной Думе и в рядах единоросов господин Разуваев искренне и красноречиво поведал стране в своих замечательно-матерных откровениях, гуляющих теперь роликом по Интернету.
Поскольку ни региональное отделение ЕР, ни сам Валерий Разуваев до сих пор (!) никак не прокомментировали эти записи и не опровергли их, то общественность вправе считать, что закадровый голос действительно принадлежит «кандидату от Путина», а монологи не являются монтажом.

В.А. Разуваев о «родной» партии: «… «Единая Россия» - всё это фуета, всё это фуйня, мы ж с тобой говорили на эту тему. Все это фуйня. Меня никто в «Единую Россию» не брал, не приглашал. Я посмотрел - президент поддерживает. Ага! Фуяк - я туда заявление написал! Нет - напишу в другую, уйду. Да на фуй она тебе нужна, эта партия! Я так вот скажу: сегодня «Единая Россия» на весу - я в ней, завтра её не будет - я перейду туда, где правильно…»

В.А. Разуваев о «родной» областной Думе: «Депутаты ни фуя ничего не решают. Ты пообщаешься в думе и поймешь - депутаты они вообще лишние люди, они не нужны… Вот увидишь, я через два года сделаю такое в областной думе, что «50 плюс один» - это будут мои избранные люди. А когда будет «50 плюс один», вот тогда мы сможем диктовать. Сейчас в этой думе, вот в этой думе областной из 48 моих 18 человек, 20 человек. Тех, что я руку поднимаю, и следом за мной они руку поднимают. Я не поднимаю, и они не поднимают. Через два годика, через годик ты увидишь. Соберёмся и будем… нам надо будет сделать своё дело. И всё. А все остальные потом пошли на фуй. Только когда мы сплотимся - определенная группа, и когда мы будем диктовать правила игры, вот тогда мы что-то решим. Но основная наша задача будет, поверь мне, что мы должны будем сделать через два года. Мы сможем очень много заблокировать, сделать мы ни фуя не сделаем, но блокировать мы сможем очень много…».

Так что, по существу вопроса всё ясно. Теперь бы гражданскому обществу формальные отношения со своим депутатом до конца отрегулировать… с помощью прокуратуры и суда.
Всё остальное – это внутрипартийные дела, которые будут публично озвучены лишь в случае, если региональное отделение ЕР намерено реабилитироваться в глазах смолян. Потому как одного лишь заявления председателя высшего совета ЕР Бориса Грызлова: «У нас <ЕР> никаких расхождений с мэром Смоленска <Качановским> нет. Мы приветствуем эту победу» - теперь недостаточно.
И почему «эту» победу, а не «нашу»? Ведь сразу после выборов секретарь Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Вячеслав Володин говорил о победе в Смоленске «хоть и не официального выдвиженца «Единой России», но тоже нашего товарища по партии». Раз уж пытаемся инцидент в Смоленске трансформировать в победу авторитета ЕР и замять исключение из Партии накануне выборов «за непослушание» Эдуарда Качановского, а с ним ещё троих «строптивых» кандидатов – Юрия Михайлова, Владислава Халецкого и Игоря Юхименко, то давайте делать это красиво, не в пример предвыборной кампании. А то 2 февраля – они все «не Васи», а 2 марта – один, вроде бы, опять «Вася», а остальные, по-прежнему, «не Васи».

- Если произошёл «перегиб на местах», скажите об этом честно и открыто. Вряд ли авторитет Партии от этого пострадает больше, чем он уже пострадал: «Благодаря криворуким едроидным буратинам, разбудившим дремавший протестный электорат, к власти в городе пришел человек, который в принципе не мог выиграть выборы», как написал в своём Интернет-журнале Григорий Пернавский.
 


Вместо «пятерки» - «единица»
Если бы «пятерку» с «единицей» спутал немец, было бы понятно: в Германии наивысшая оценка в школе - «единица». Но вот когда председатель Смоленской областной Думы Анатолий Мишнев депутату Качановскому вместо пяти минут отводил на выступление в прениях всего одну минуту, это могло быть предметом рассмотрения на комиссии по этике. А когда он в поздравлении новому мэру говорит о задачах на один год вместо установленных законом пятилетних полномочий, это либо дар предвидения, либо неуважение к закону и к избирателям...



В своих многочисленных предвыборных заявлениях и выступлениях в СМИ местные партийные боссы Николай Мартынов и Владимир Гимаров постоянно ссылались на некое «мнение народа»: «Мы поручили провести социологическое исследование, которое внимательно проанализировали. Согласно нему явным лидером была названа кандидатура Валерия Разуваева. Данные опроса подтвердились и по результатам независимых исследований, проведенных московскими фондами общественного мнения и ФАПСИ. В результате мы рассмотрели на президиуме все предложенные кандидатуры, но предпочтение отдали Валерию Разуваеву».
Смею предположить, что на строгий столичный вопрос о «гарантированной победе ЭТОГО кандидата» смоленские регионалы дружно кричали: «Да, конечно. Разуваева реально народ обожает. Считайте, что он уже мэр и записывайте эту победу в актив партии».

Это всё к тому, что если какие-то предвыборные подарки и гостинцы, о которых много и не без оснований на то говорят в народе, и были отвезены в Москву, то уж приняты они были лишь с условием «верности выбора». Правда, как опять же болтают в смоленском общественном транспорте, из собранной и посланной подарочной корзины, баснословной стоимости, по пути в столицу потерялась ровно половина. Ее, вроде бы, ищут до сих пор, стараясь не бросать тень подозрения на «перевозчиков».
Эта ремарка не по теме некоторой неразумности предвыборных трат господина Разуваева, и абсолютной (в этом гипотетическом случае) несуразности определения цены вопроса: по самым скромным предположениям, Валерий Алексеевич затратил на предвыборные мероприятия чуть больше десятка миллионов Евро.
Но это его – Разуваева - деньги-то, в конце концов, свои и заёмные. Волен тратить и возвращать, как пожелает. А потому эта ремарка, скорее, по теме моральной неопрятности тех, кто «бескорыстно и с искренней заботой о будущем Смоленска» выдвигал и двигал господина Разуваева. Поскольку с самого начала, как предполагаю, единственной задачей этих циничных и меркантильных людей было и оставалось лишь личное обогащение. И сразу, и в ходе кампании, и потом – в случае победы. Как и единственной мотивацией выдвижения Разуваева кандидатом в мэры было для этих людей, как мне кажется, наличие у Валерия Алексеевича средств и возможность манипулировать им. Прибыльный и удобный по всем статьям кандидат, а потом и мэр.

Но назови сейчас кто-нибудь (как это уже неоднократно и звучало на Интернет-форумах) смоленских местно-партийных боссов от «Единой России» меркантильными «крохоборами» при власти, они, без сомнения, оскорбятся и побегут в суд за формальной защитой своих «чести и достоинства». И правильно сделают, я первый поддержу их в этом решении. Во-первых, обзываться некрасиво. А во-вторых, случись такой суд, это будут лучшие публичные общественные слушания по теме «роли и места регионального партруководства ЕР в жизни Смоленска».

Но с другой стороны, я не могу подобрать иные, не оскорбительные эпитеты к поступкам людей, бездарно прокакавших потенциально беспроигрышные для ЕР выборы и в унитаз спустивших огромный административный ресурс. Да к тому же, попутно, оскорбивших в извращённой форме и «родную» партию, и «любимый» город, и «уважаемых» смолян, и «дорогого» Владимира Владимировича, и Патриарха Кирилла, и Русскую Православную Церковь, и православных, и баптистов…- список опозоренных, оболганных и обманутых во время минувшей предвыборной огромен.

Я уж помалкиваю о том, что инициаторы выдвижения господина Разуваева в мэры развели Валерия Алексеевича, как «правильные пацаны лохастого жирного коммерса» в середине 90-х прошлого столетия. Обобрали и разорили пожилого и не очень смекалистого человека, доведя его до полного банкротства - третьего места и третьего инфаркта, как говорят.

И уж, наверное, эта «братва от политики и власти», уговаривая Разуваева идти, не сомневаясь, на выборы и не стесняться в расходах, не просто обещала Валерию Алексеевичу победу, а ГАРАНТИРОВАЛА её.
Не очень верю, что уже 2 марта кто-нибудь из гарантов инициировал хотя бы частичный внос денег, подарков, комиссионных и прочих «партвзносов» - обманутому Разуваеву. Как принято возвращать издержки потерпевшему в порядочной среде.
И уж не знаю, видели ли после 1 марта кого-нибудь из гарантов рядом с домом Разуваева. Ну там, с целью утешить, поддержать товарища по партии и облдуме, разделить горечь поражения. Сомневаюсь.

А чего мы собственно ожидаем от этих людей – от Мартынова или, скажем, от Гимарова, секретаря местного политического совета ЕР и начальника разуваевского предвыборного штаба, который за два дня до голосования заявлял: «Вижу, как в ходе избирательной кампании возрос авторитет нашей партии в Смоленске. Это видно и по результатам социологических опросов. Рейтинг «Единой России» повысился более чем на 10 процентов и перевалил за 50 процентов»? Кассандра наша.
Или кто-то надеялся, что уже в ночь с 1 на 2 марта Мартынов и Гимаров напишут заявления о сложения с себя полномочий местных партбоссов? «Фуй там!», - как любит выражаться в подобных случаях любимый персонаж минувших выборов.

Очень всё это по-партийному, по-депутатски, по-человечески, по-мужски и по-христиански. С благословения, надо полагать, сотрудника Смоленской епархии Пунина (Игнатия). Того самого, который прямо в рясе красовался с Разуваевым на многочисленных баннерах, листовках и агитках предвыборных.
Ни «отцом», ни митрополитом называть Игнатия я не буду и не желаю, потому что слишком трепетно отношусь к Русской Православной Церкви и имею совершенно иные представления о священнослужителе.
И дело тут вовсе не в невежественной циничности Разуваева, а в мотивации поведения господина Пунина с его академическим образованием – «что больше: золото, или храм, освящающий золото?». Короче, Евангелие от Матфея, Глава 23, всё там о фарисеях. Точнее и правильнее не скажу ни о Пунине, ни о Разуваеве, ни о кураторах и предвыборных наставниках «кандидата №1», ни о самих выборах мэра Смоленска.

Смею лишь предположить, что за два первых месяца 2009 года «кандидат от Пунина» (не путать в Путиным В.В., не имеющим никакого отношения к этой политической афёре) и сам Пунин нанесли такой урон авторитету Русской Православной Церкви на территории Смоленской области, какой не нанесли и годы советского воинствующего атеизма.

Сейчас, после выборов, смоленские журналисты осмелели вдруг и стали задавать «резкие и прямые» вопросы. Пинать Разуваева, понятное дело, и посылать гневные «антивалентинки» в адрес высшего совета ЕР… забывая при этом «почему-то» попросить своих местных партбоссов «покинуть места в президиуме». Даже губернатору достаётся теперь от местно-независимых СМИ – что, мол, делал всю предвыборную кампанию, почему молчал, соглашался с упоминанием себя в агитках и не пресекал откровенного административного и судебного беспредела?

Предполагаю, что губернатор Сергей Антуфьев не просто возражал против кандидатуры Разуваева, а был категорически не согласен с единоличным решением своего предшественника. Потому что автором проекта «кандидат от Путина» двигало лишь желание окончательно ослабить и без того непростое положение ныне действующего губернатора.

Но ради кого и чего должен был губернатор совершить «акт публичного самосожжения» в знак протеста? Ради открытого конфликта с Москвой, которую без него «залечили» на предмет «всенародной любви к Разуваеву»? В условиях разгорающегося кризиса и хронического безденежья Смоленщины – «очень мудрый» поступок был бы.
Ради местной «элиты», которой нет и в помине? Или ради гражданского общества, которое только 1 марта 2009 года и заявило о себе наконец-то протестным голосованием?

Смею предположить, что губернатор Сергей Антуфьев, на самом деле, повлиял на исход этих выборов куда более значимо, нежели принято думать.

Ведь мало кто сомневался, что Разуваеву не победить по-честному – даже после снятия с выборов очевидных и бесспорных лидеров предвыборной гонки в лице Юрия Михайлова и Сергея Маслакова. Если бы сняли ещё и Эдуарда Качановского, то победил бы Александр Прохоров. Сняли бы его, смоляне бы проголосовали за Василия Залесова или Владимира Галкина. Это победа Качановского была непредсказуема, а поражение Разуваева было предопределено.
Так вот, как мне кажется, массированного вброса бюллетеней в пользу Разуваева и не произошло благодаря позиции губернатора. Предполагаю, кулуарно Сергей Владимирович предупредил авторов/автора этой политической авантюры, что всему есть предел, и предел этот наступил, а потому он не допустит подтасовки результатов голосования. Мол, хватит уже «пальцы ломать избирателям и коленные чашечки простреливать остальным кандидатам», как народ решит – так тому и быть.
Такова моя версия.
Ожидал ли Эдуард Качановский, что победит? Вряд ли. Готов ли он возглавить городскую администрацию? Да. Справится? Не знаю.
В чём не сомневаюсь, так в том, что судьба подарила Эдуарду Алексеевичу уникальный шанс подняться до уровня достойного желанию смолян хозяйственного руководителя. И стать сильным заметным политиком – как на областном, так и на федеральном уровне.
Впрочем, скоро увидим, как Качановский распорядится своим рейтингом популярности и доверия – самым высоким на сегодня в Смоленской области. Теперь уж точно – или пан, или пропал. Два раза один живот ни судьба, ни Президент не целуют.







 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4 (104)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич