Главная | Архив |

     
   

После выборов Главы Смоленска, состоявшихся 1-го марта, журналисты несколько раз просили меня дать оценку произошедшим событиям. Я обещал это сделать и через три недели после выборов написал статью, которую отдал для публикации в газету «Рабочий путь». Однако, когда статья была опубликована в номере за 20-е марта, я с неприятным удивлением обнаружил, что она подверглась очень серьезной цензурной обработке. Из статьи был выброшен целый ряд оценок произошедших событий, которые, очевидно, показались редактору слишком острыми. Своего согласия на это я не давал и могу только сожалеть, что мои анонимные соавторы из «Рабочего пути» пошли на этот бессовестный поступок в желании подольстится новому городскому начальству.
Чтобы у смолян была возможность ознакомиться с моей позицией в неотредактированном виде, я попросил опубликовать статью редакцию «Аргументов и фактов» и благодарен ей за то, что она согласилась.

 

Выборы мэра – работа над ошибками

 

 

Со дня голосования на выборах смоленского мэра, результат которых удивил не только нас, жителей Смоленска, но и всю страну, прошло уже четыре недели. Это достаточный срок, чтобы оглянуться назад, подумать над причинами и логикой произошедших событий.
Для меня эти выборы завершили шестилетний этап жизни, в течение которого я возглавлял городскую власть. Конечно же, для меня была очень важна та оценка, которую смоляне дали моей работе. Полученный результат, шесть процентов доверия, оказался для меня тяжелой и неприятной неожиданностью. Как же так получилось? Почему жители Смоленска так низко оценили итоги нашей шестилетней работы? Неужели негатив, выброшенный в ходе информационной войны, которая велась против городской власти последние три года, перевесил наши очевидные успехи и достижения?
Признаюсь, у меня нет ответа на эти вопросы. Оглядываясь назад, я не вижу крупных ошибок. Любой специалист в области управления, оказавшись на моем месте в 2003-м году, делал бы примерно то же самое. Не было в начале моей работы на посту смоленского мэра более важной задачи, чем ликвидация долгов города. Мы взялись за эту работу и с ней справились. Другой вопрос, что в 2003-м году в городе оставляли 35 процентов собранных в нем налогов, а в 2008 – только 18; если пять лет назад из собранных четырех с лишним миллиардов рублей в городской бюджет шло полтора, то в прошлом году, собрав более десяти миллиардов налогов, мы получили менее двух. Остальное забирали в федеральный и областной бюджеты. Понятно, что при таком подходе на все «хотелки» денег хватить не может. Но даже в этих условиях нам удалось добиться реальных и, казалось бы, неоспоримых успехов.
Казалось бы, неоспоримых…
Но избиратели, как показали выборы, не оценили нашей работы и наших достижений. Видимо, одной из моих ошибок на посту мэра города было нежелание отвечать на нападки и тратить время на пропаганду своих достижений.
Что ж, глупо спорить с реальностью, нужно усвоить этот тяжелый урок и подумать о том, как жить и что делать дальше.
Вместе с тем, признавая свою долю ответственности за результат прошедших выборов, я не могу принять ее на себя полностью. Вотум недоверия получила не только городская власть, но и «Единая Россия», партия власти. Своими грубыми, неуклюжими и хамскими действиями в ходе выборной кампании, направленными на дискредитацию и политическое уничтожение конкурентов, областная власть и региональная организация «Единой России» добились только беспрецедентного роста протестных настроений, которые вынесли наверх кандидата, абсолютно не готового к управлению городом. Ну кто еще пару месяцев назад мог сказать, что город возглавит наша доморощенная помесь Саакашвили и Жириновского с мутной биографией и непонятными источниками финансирования? Никто. И, если бы наши местные «медведи» и губернатор не стали бы грубо пропихивать еще более неприемлемую кандидатуру, популист и демагог никогда не победил бы на выборах. Боюсь, что нам еще очень долго придется пожинать плоды этого безответственного эксперимента по проталкиванию в мэры города Валерия Разуваева.
Еще прошлой осенью, когда инициаторы выдвижения Разуваева пришли ко мне с предложением уступить ему дорогу, я им сказал, что Разуваев не победит и в итоге проскочит «темная лошадка». Дело не во мне и не в моих амбициях. Я никогда не держался за власть и без лишних вопросов уступил бы свое место тому, кто лучше меня справлялся бы с обязанностями главы города. Но зачем же выдвигать человека, деловые и моральные качества которого многим известны очень хорошо?
- Почему вы считаете, - говорил я им тогда, - что сможете обмануть людей и заставить их проголосовать за абсолютно непригодного человека? Смоленск небольшой город и здесь каждый виден как на ладони. Плакатами и телевизионными роликами победы у нас добиться невозможно. Разуваев проиграет, и вы окажетесь в дурацком положении.
В итоге так и получилось, но тогда моих аргументов не услышали. Понятно почему – выдвижение Разуваева, по сути, было ультиматумом, предъявленным мне Виктором Масловым, бывшим губернатором Смоленщины. Это было требование капитуляции в затяжной политической и информационной войне, начатой им против меня три года назад ради получения контроля над бюджетом и собственностью Смоленска. Мог ли я согласиться, принять те предложения, которые мне тогда делались относительно моей будущей карьеры и уйти в Совет Федерации или заместителем в областную администрацию? Нет, конечно же, нет. Это был бы позорный, бесчестный поступок. Отдать город на разграбление я не мог. Конечно же, я отдавал себе отчет в том, что мои шансы невелики – очень уж много сил и средств было брошено на дискредитацию работы городской власти. Но я просто должен был попытаться отстоять город. Отчасти это получилось. Разуваев выборы проиграл.
Вместе с тем случайная победа Эдуарда Качановского шокировала тех, кто знает этого человека. Своего скептического отношения к нему я никогда не скрывал – нельзя добиться позитивных результатов в управлении городом, делая ставку на голую пропаганду, общие фразы и дешевый пафос. Но люди могут меняться, и мне очень хотелось бы, чтобы Эдуард нашел в себе силы отказаться от голого популизма, ставшего, к сожалению, его визитной карточкой.
Сегодня многие выступают за отмену результатов выборов. Хотя правовые основания для этого и существуют, я против этого. Более того, если итоги выборов отменят, я очень серьезно подумаю, стоит ли мне возвращаться к исполнению обязанностей главы города.
Нам не нужны новые выборы. Город устал от предвыборной кампании. Сейчас в кризис многим приходится очень непросто, люди теряют работу, падают доходы, цены растут. Отмена выборов разозлит людей, и на новых выборах мы можем получить еще больший рост протестных настроений. В ситуации, когда в местной политической элите нет ни одного человека, пользующегося сколько-нибудь значительным доверием избирателей, а прошедшие выборы показали это очень ясно, новая избирательная кампания может пойти только по деструктивному сценарию с очередными ушатами грязи и компромата. Нужно ли это нашему городу, особенно сейчас, в период кризиса? Думаю, что нет, не нужно.
Моя позиция заключается в том, что Качановскому необходимо дать шанс проявить себя в новом качестве. Сам я готов оказать ему необходимую помощь советом, если, конечно же, он за ней обратится.
На что новому мэру сегодня стоит обратить внимание в первую очередь?
Во-первых, команда. Сегодня город стоит перед необходимостью сокращения бюджета, как минимум, на 30%. В этих условиях нельзя расформировывать сложившуюся команду. Если кадровая чехарда, неизбежная при массовой замене руководителей направлений, наложится на сокращение расходов городского бюджета, может произойти потеря управляемости. Кадровую политику необходимо вести, руководствуясь критериями профессиональной пригодности, а не личной политической преданности. Это не отменяет необходимости сокращения административного аппарата на те же 30-40%. Сокращать аппарат нужно, но ключевых специалистов необходимо оставить.
Во-вторых, нужно очень четко осознать – в условиях кризиса на все денег в бюджете не хватит. Размазывание имеющихся в наличии средств тонким слоем по всем направлениям, их равномерное недофинансирование бессмысленно и в перспективе может привести к крайне негативным последствиям. Необходимо выделить приоритеты и жестко их отстаивать. Сегодня самое главное – это выплата зарплат бюджетникам и сохранение городских инженерных коммуникаций. Расходы, не относящиеся к приоритетам первой или второй очереди, необходимо отложить на послекризисный период. Сейчас самое главное не обманывать людей, не заниматься показухой, не заботиться о собственном рейтинге. Нужно предельно внятно объяснить горожанам, что в ближайшие несколько лет не будет масштабных проектов по развитию и благоустройству города. На это нет денег. Хорошо в этот период не будет, но в наших силах сделать так, чтобы не было ужасно.
Третье. В условиях кризиса необходимо повысить качество управления городской собственностью. По грубым оценкам ее рыночная стоимость сегодня составляет не менее двадцати миллиардов рублей. После кризиса стоимость вырастет в разы и очень важно не разбазарить этот ресурс в тяжелый период. Оптимальной формой управления городской собственностью на ближайший период является ее использование в качестве залога для привлечения кредитов. В условиях прогнозируемой высокой инфляции реальная ставка кредита будет невысокой, если не отрицательной. Привлеченные деньги позволят пройти кризис с наименьшими потерями.
Четвертое. Сегодня существует серьезный риск, что в условиях прогнозируемого в ближайшие сроки кризиса неплатежей, финансовое состояние муниципальных предприятий резко ухудшится, и многие окажутся под угрозой банкротства. Нужно быть готовым к тому, что механизмы банкротства будут использованы для внешнего захвата контроля над муниципальными предприятиями и недобросовестного перераспределения городской собственности.
Пятое. Сегодня нельзя допустить серьезного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В условиях кризиса это чревато только ростом социальной напряженности и неплатежей со стороны населения и предприятий. К увеличению объема финансирования ЖКХ это не приведет, люди просто перестанут платить.
Шестое. Необходимо усилить работу по участию Смоленска в федеральных программах. Это требует координации работы по отраслевым направлениям с областной администрацией и серьезного улучшения качества подготовки заявочных документов для претендующих на федеральную поддержку городских программ.
Сможет ли Эдуард Качановский справиться с этими и множеством других задач? Хотелось бы надеяться.
Очень важно, чтобы все мы извлекли необходимые уроки из прошедших выборов смоленского мэра. Губернатору, мэру, областным и городским депутатам еще очень много нужно сделать для того, чтобы восстановить утраченное за предвыборную кампанию доверие к власти. Дай бог, чтобы с этим удалось справиться хотя бы к предстоящим в будущем году выборам в городской совет.
Первого марта жители Смоленска всем нам недвусмысленно показали, что они хотят обновления, свежих лиц и новых подходов к управлению городом. Возможно, сейчас самая главная задача – это поиск и подготовка кадрового резерва для такого обновления. Если мы не сможем квалифицированно ответить на этот запрос, то нас захлестнет волна безответственной демагогии и популизма.
Что ж будем работать.





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№4 (104)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич