Главная | Архив |

  Путевые, гостевые  
   

Без эйфории и истерики - об Америке

 

Американская тюрьма – лучше не попадать

Очереди в американские тюрьмы - на несколько месяцев вперед. Это касается лиц, совершивших не опасные для общества, государства преступления: мелкие кражи, хулиганство, воровство в магазинах, неподчинение полицейским, семейные скандалы, сопровождающиеся причинением вреда здоровью. Провести несколько лет в тюрьме, в которой есть и кондиционеры, сменная посуда, разнообразная еда, фрукты, свежие овощи, соки, доступные средства массовой информации и качественно оснащенные спортзалы, не привлекает американцев. Особенно их пугает размещение в камерах с правонарушителями, выходцами из Латинской Америки, африканцами или арабами-мусульманами. Большинство сидельцев - это люди, считающие, что их наказали несправедливо или незаслуженно. Здесь психология зэков всеобщая, что в России, что в Греции, в которой есть все, как отмечал в одном из своих рассказов А.П.Чехов, что в Австралии, что в европейских местах не столь отдаленных. И начинают обвинять систему, поносить законы, ругать правительство, отрицать меры и затем становятся легкой добычей тюремных банд в зависимости от цвета кожи. Вот почему американские правонарушители, особенно выходцы из Европы, боятся попасть в тюрьмы с темнокожими или лицами арабского происхождения. После приговора суда можно по американским законам ждать пять-шесть месяцев «благоприятного места» в тюрьме (купить его невозможно, сразу же просекаю и осекаю российскую ментальность, что всегда можно договориться), где можно пребывать, не опасаясь за свою жизнь. Американские спецподразделения, созданные после 11 сентября 2001 г., достаточно грамотно стали вести профилактическую работу, чтобы тюрьмы не стали инкубаторами террора, школами джихада. Так нью-йорское спецподразделение начало работу в «городе-тюрьме» на острове Райкерс между Квинсом и Бронксом. В десяти корпусах этой тюрьмы за год проходит в среднем 130 000 зэков, а постоянно находится 15-20 тысяч, которых охраняют 10 000 надзирателей и полторы тысячи штатских, что обходится налогоплательщикам в $860 млн. в год. Глава городского отдела исправительных учреждений Мартин Хорн сказал, что его люди «агрессивно следят за всеми группами, представляющими опасность», и у него есть своя разведка, постоянно наблюдающая за объединением заключенных».
Еще до сообщения о новом спецподразделении в Нью-Йорке директор ФБР Роберт Мюллер предупредил: «Заключенных может привлечь экстремистская форма ислама, так как она помогает оправдать их склонность к насилию. Такие люди крайне опасны и своим преступным прошлым, и своей тягой к агрессии, и своими контактами с другими заключенными». После 9.11 следить за зэками – мусульманами, хоть это и политически некорректно, стали во многих тюрьмах штатов. В Америке есть и федеральные тюрьмы, и тюрьмы штатов, которые содержанием и требованием к заключенным разнятся. В американских тюрьмах существует давнишняя практика бесед представителей духовенства с паствой заключенных. Известный имам Джордж Абрахам-Малик, который наставляет на путь истинный заключенных в Вашингтоне, не думает, что «в тюрьмах как-либо систематически идет радикализация ислама». Он напомнил, что в Штатах эта религия давно уже играет положительную роль в исправлении и перевоспитании зэков, включая легендарного Малколма –«Экс», урожденного Малколма Этл, который начинал уличным бандюгой в Бостоне, стал затем одним из выдающихся лидеров черного национального движения Америки, принял ислам, став его мучеником , когда его застрелили в феврале 1965 г., но имам и признается в том, что все-таки вероучением ислама иногда злоупотребляют, и он становится определенным прикрытием ради совершения преступлений всех видов. Как раньше американцев пугала советская угроза, промывая им мозги до отупения и потери критичности и реальности, так и сегодня исламизм многими отождествляется с терроризмом, насилием, агрессивностью, бандитизмом. Перехлестов в Америке много, и пенециарная система не исключение. Необходимо отметить также, что число заключенных на тысячу населения в Америке больше, чем в России (в штатах 702 на 100.000 населения, у нас - 608), но это не может радовать, ибо в Америке личность, очутившаяся в местах заключения, практически вычеркивается из кандидатов на политическую или экономическую карьеру, у нас же, как показывает социальная практика, такая карьера только начинается после отсидки. Само пребывание в американской тюрьме для ее граждан психологически негативный знак, законопослушание и Богопочитание – вот духовные приматы для ее граждан с детства, с акта рождения. Анализ лиц, находящихся в американских тюрьмах, показывает, что именно цветное население с их арабскими криминальными и асоциальными элементами составляет большинство населения тюрем. У тюремной косметики исламского терроризма есть своя история. В чикагском международном порту был арестован неофит ислама Хосе Падилья, прилетевший из Пакистана с намерением взорвать «грязную бомбу» с радиоактивным зарядом малой мощности, но способным заразить гигантскую территорию. Падилья родился и вырос в Бруклине (цивилизованный район Нью-Йорка), был католиком, а мусульманином стал в начале 1990-х годов во флоридской тюрьме. В число его новых наставников входил Халид Шейх Мохамед, планировщик налета 11 сентября 2001 года и других терактов. Все это еще раз подтверждает мнение американских налогоплательщиков, честных и благопристойных граждан, социально и духовно преданных флагу США и конституции, что американские тюрьмы сегодня являются инкубаторами террора.

Почем опиум для народа?

Ильф и Петров в «12 стульях», представив отца Федора, страждущего обогатиться, короткой репликой (она в заголовке) Остапа Бендера, обнажили суть личности, спрятавшейся за сутаной. В религиозной семье тоже не без урода. Среди кассовых, порнографических подслащенных романов Геральда Робинсона есть один – «Чародей» (SpeIIbinder), в котором он изобразил проповедника, создавшего церковно-финансово - телевизионную империю. Проповедуя Божью волю и христианскую мораль, он легко переступал через религиозные табу: собирал богатства на этой Земле, предавал, жульничал, прелюбодействовал. В Америке число сект или шаек, спекулирующих, манкирующих, эксплуатирующих истинные чувства верующих, не меньше, чем небоскребов или миллионеров. Вот что проповедник из этого романа глаголет: «Мы тратим половину, которую вы нам давали, чтобы убедить дать еще. Мы используем ваши деньги и для других целей, мы покупаем власть. Мы делаем подарки политикам, которые дают нам возможность обрести власть над вашими умами, вашими мыслями, вашей жизнью… Не подобны ли мы коммунистам во имя Господа?» Американские СМИ сообщают, что обмана на религиозной почве становится все больше. Религия в США – крупный бизнес. И как во всяком бизнесе, в нем нет места честности. Честных просят не беспокоиться и тихо оставаться в ряду бедных, которые тоже не интересны для религиозного бизнеса. Еще один широко известный пример массового «охмурения» при помощи «опиума для народа» - Церковь сайентологии, основанная в 1954 г. уроженцем Небраски Роном Хаббардом, который умер в 1986 году, но дело его живет и поныне. Теория Хаббарда (а в России есть сегодня определенное число поклонников из достаточно обеспеченной и состоятельной части населения) заключается в том, что он якобы открыл параллельный мир душевной энергии, который сосуществует с физической Вселенной. Каждый из нас – точнее «Я» каждого из нас – является единицей мышления этого духовного мира. Дух наш перевоплощается, переходя из одного физического тела в другое, не совсем обязательно возвращается в свое первозданное богоподобное состояние. Но, что самое интересное, это то, что все это нельзя сделать бесплатно. Надо заплатить за этот «исторический» переход от 300 до 5000 долларов. В этой церкви много богатых и знаменитых из голливудской знати – Том Круз, Джон Траволта, Кэти Холмс, Кирсти Алли, Лиа Ремини, Айзек Хейз, Сими Роджерс и многие другие. Рон Хаббард сразу же осознал роль знаменитостей, видя в этом залог процветания своей Церкви. Наши СМИ, российские подражатели, раскручивая этих знаменитостей, продвигая псевдоконфессиональную теорию Хаббарда, получили за столь духовное ангажирование свои 30 серебряников. Как тут не вспомнить хрестоматийные строчки из «Окон Роста» Маяковского: «Ты скажи мне, гадина, сколько тебе дадено». Еще одна иллюстрация духовного лохотронства: в Индиане трое мошенников продавали верующим векселя своей фирмы, которые и не стоили ни гроша. Каждое воскресенье, стоя на коленях рядом с молящимися, «благочестивые жулики» «развели» 19 жертв на $1, 4 млн. Одна 57-летняя женщина вложила в векселя все свое наследство, а две дамы 90-летнего возраста – все свои пенсионные сбережения, исчисляемые шестизначными цифрами. Американцы, граждане великой страны, очень и очень прагматичны, деятельны, активны, но и порой по-детски внушаемы, наивны. Все это продукт того, что они верят, искренне верят, что в их стране живут самые честные люди, которых Бог собрал в этом месте. Воистину, блажен, кто верует!!!

Русские и на Онтарио - советские до глубины души

Автобусная экскурсия - поездка из Нью-Йорка на Ниагарский водопад - длинная, но не утомительная: восемь часов туда, обед в пути в хорошем китайском ресторане (вариант шведского стола), неимоверное информационное обеспечение гидом-энциклопедистом русским голосом и происхождением из Одессы или Бердичева, Харькова или Москвы, зачаровывающие пейзажи от скалистых гор, лесистых и ухоженных площадей, бурлящих и спокойных рек до одного из самых чистых и пресных озер мира, естественно, после Байкала, великого водного массива – Онтарио. По дороге вы узнаете, что в Америке 23 Одессы, 27 поселков с именем Москва, 29 Петербургов, а к нашей вящей радости, и шесть поселений с именем Смоленск. Скалистые горы, каньоны и широкие бурлящие реки - огромные потоки, километры зеленых ковров-газонов, сотни их, пасущиеся стада коров на ухоженных и радующих глаз лугах, милые кемпинги с доступной для всех информацией, красавцы фермы с голубой водой в бассейнах, что рядом с ними - все это дорога на самый север Америки, где на границе с Канадой естественное чудо света -Ниагарский водопад (Niagara Falls).Сам водопад разделяется Козьим островом на две части – канадскую ( ширина около 800 метров и высота 65 метров над уровнем реки Ниагары) и американскую с параметрами: высотой 51м., шириной, или как зовут специалисты, языком в 300 метров. Зрелище шума, грохота, мощи, великолепия, когда в одну секунду обрушивается с этих высот, сбрасывается около шести тысяч квадратных метров воды. Американские и канадские инженеры построили здесь первую в мире гидроэлектростанцию еще в начале ХХ века, совместно ее эксплуатируют, сохраняя экологию и наращивая туристический бизнес. Световое шоу, которое можно увидеть вечером с набережной городка Ниагара-Фолс, завораживает и свидетельствует о неиссякаемом творчестве человека, его продуктивной фантазии. Мощные потоки света с канадской стороны просвечивают, пробивают разноцветными лучами потоки воды, а американские светотехники расцвечивают противоположный берег. Добраться до водопада можно лишь на катере, который кружит туристов на расстоянии 200 метров от него. Специальные плащи, легкие и плотно защищающие от сонмища брызг, водной феерии, становятся затем сувенирами каждому туристу. Наши рыбаки, грибники, дачники с огромным удовольствием приобрели бы эти «дождевики», ведь они надежны, просты и не требуют много места, помещаются в любой барсетке.
Граница между Америкой и Канадой прозрачна, доступна, изящный высокий и длинный мост, соединяющий берега Ниагары, также является туристическим объектом. Пограничников нет, таможенников тоже, но если зададут вопросы представители миграционных служб, и вы на них не ответите, будут проблемы и немалые. В Америке шпионов на границах не ловят, а вот мигрантов без документов ищут тщательно.
Ниагара, впадающая в одно из самых пресноводных озер мира, озеро Онтарио, великая река. Но гордость за наш Байкал, который впереди Онтарио, именно здесь чувствуется и ощущается особенно. Но на этом озере русские устроили настоящую маевку, когда приезжали трудовыми коллективами на природу, брали с собой, что есть выпить и закусить. Так было и здесь, как говорят в Одессе, в натуре, а немцы – «натюрлих». Час отдыха, который предоставил нам гид, на ухоженном и оборудованном для отдыха берегу Онтарио, прошел под знаком сохранения и уважения российских, советских традиций – на отдых со своим и компанией. Такое было впечатление, что я никогда не уезжал из Смоленска, а после первомайской демонстрации собрались с друзьями на находившейся рядом скамейке или лавочке, быстро, легко накрыли импровизированный стол. Так было и здесь, на берегу Онтарио, видно, эти туристы здесь были уже не первый раз, может, кто-то из родственников поделился впечатлениями, но что готовность к русскому и советскому отдыху на природе была, не вызывало никаких сомнений. Водка «столичная», «московская», черный хлеб, сало, крупно порезанная колбаса, лук пучками, что еще надо, чтобы тепло вспомнить родину, спеть хором «Окрасился месяц багрянцем», обсудить пару политических и семейных проблем, рассказать анекдоты свежие или старые, кто их помнит хорошо после первой-второй рюмки? Все это в Одессе, на Привозе или Дерибасовской называется «майсами», т.е. свежими новостями.
Еще одно подтверждение тому, что человек привязан к своему прошлому, как раб к галерам, незабываемая сцена в автобусе, когда мы уезжали из Баффало, порта на озере Эри (штат Нью-Йорк).Гид убедительно просил всех проверить наличие вещей, не оставили мы случайно в гостинице, в холле, в буфете, где завтракали. Все ответили, что готовы ехать, никто ничего не забыл. Проехали миль 25 и вдруг истеричный голос на весь салон, остановите автобус (почти как в повести Савелла «Остановите самолет, я выйду»), разворачивайтесь и езжайте назад, я забыла ошейник для своей Муси. Остановиться и развернуться на хайвэе просто невозможно, практически невозможно, надо доехать до ближайшего съезда (Exsit), о чем ей говорит гид, спокойно и вразумительно, понимая одновременно, что клиент всегда прав. Женщина ложится на пол автобуса, продолжая истерично вопить, что вы еще узнаете меня, ведь я из Бобруйска, возвращайтесь, или я буду так лежать всю свою оставшуюся жизнь. Все усиливалось еще и тем, что в экскурсионной поездке на Ниагару с молодой девушкой из Брайтон Бич поехал ее бой-френд из Парижа и с видеокамерой, которую тут же пустил в работу. Гид находит компромиссное решение: предлагает позвонить в отель, узнать, в номере ли ошейник для Муси, чтобы затем его переслали по адресу в Нью-Йорк, на дом этой дамы. Дама соглашается, встает и произносит: «Я живу в свободной Америке, я женщина, меня никто в моем Бобруйске никогда не обидел, не позволю и здесь, в Америке, холера ей в бок»
Продолжение следует.

Это не стукачество – это борьба за жизни качество

Гражданин Америки - очень и очень улыбчивый человек. Это бесспорно, это, безусловно так. Но если вы припарковали машину в неположенном месте, если вы собаку или кошку вывели на прогулку без совочка и веничка, если вы разговариваете дома, а сосед может услышать, если вы начинаете немного вальсировать с налогами, сосед или знакомый об этом знает, а таких очень много, то не переживайте, когда этот милый, улыбчивый человек позвонит в полицию и мягко, но с чувством выполненного гражданского долга сообщит стражам порядка о вашей гражданской несознательности. После этого сообщения он может с вами также раскланиваться, дарить вам весеннюю мартовскую улыбку на секунду или пол-секунды экспозии… В магазинах, местах общественного пользования он с вами будет держаться на определенном расстоянии (социальные психологи такой интервал называют проксимической дистанцией, которая существует между начальником и подчиненным, любовниками, учеником и учителем, лектором и студентами, между соседями, друзьями, врагами). Да, в американских магазинах есть специальные турникеты, которые не позволяют покупателям, посетителям приближаться друг к другу на расстояние меньше вытянутой руки. Это же не у нас, «братство и единение» в маршрутках, или в очередях перед кассой. Там «зонный» режим.
Это у нас водитель, которому еще и четверть века не стукнуло, но он уже овладел мудростью жизни, он всех пассажиров воспитывает, упрекает их в отсутствии сознательности, требует к себе особенного отношения, ведь он встает-то рано, нас возит, а мы-то платим всего шесть рублей пятьдесят копеек. Это у нас дворник, метущий нам в лицо пыль и грязь, когда мы идем на работу, вправе воспитывать и с бурлацкими или биндюжными выражениями говорить о нас, кто мы есть на самом деле, куда нам надо идти. Когда пытаешься с этим хозяином метлы вступить в культурный диалог, то немедленно, как и у водителя общественного транспорта, найдется защитник. Скажет он просто и ясно, как В.С.Черномырдин или М.Е.Фрадков, а ты взял бы сам метлу и мел. Не мешайте водителю вести маршрутное такси. Он целый день за рулем, а вы уже домой идете, как вам не стыдно! В американской действительности просто невозможно выговаривать человеку, как он работает, особенно сетовать на то, что он для кого-то работает. Не нравится махать метлой или в шесть часов заводить автобус и ехать по маршруту (в этих маршрутках надо еще приплачивать пассажирам за тот комфорт, которые они испытывают коленками и руками, познавая друг друга), иди в депутаты, губернаторы, читай лекции, делай операции, создавай компьютерные программы, становись генералом, настоящим полковником, пей, пой, рисуй, твори, выдумывай, пробуй…
Как только у нас человек получает небольшое коммунальное пространство власти: вахтер, диспетчер в домоуправлении, паспортист, кассир, продавец, сегодня охранники, у простого гражданина жизнь становится не жизнью, а борьбой за нее.
Именно в Америке я особенно почувствовал причину негативизма многих стран к нам, и первопричиной этому явилось, что мы сами себя не любим. Кто же нас будет любить или просто уважать, если мы свою историю постоянно превращаем в дискуссионный клуб с патологической ее переработкой, с подростковой страстью что-то разрушить, переделать, переименовать, выбросить. Стало пенсионерам жить лучше, лекарств стало больше, пошли в глубь и ширь наши бесчисленные реформы, стал российский гражданин, налогоплательщик социально защищенным после перезахоронения Деникина и Капеля, постановки памятника Колчаку, да канонизации Николая II или создания Общественной палаты под присмотром государева ока?

Пенсионер – это звучит гордо, им не боится стать каждый.

Пенсионером работающий американец просто мечтает стать. Выход на пенсию в 60-65 лет позволяет еще активно лет двадцать, двадцать пять чувствовать себя физически крепким, социально дееспособным, интересующимся и активным путешественником, содержательным участником экономической и политической жизни страны. Ухоженные пенсионеры, некомплексующие от своего возраста, они танцуют и поют, влюбляются и заводят семьи, играют в казино, гольф и бейсбол, теннис и настольные игры, занимаются благотворительством, исполняют роль советников и наставников.
Во втором после всемирно признанного Лас-Вегаса, что в штате Невада, игровом центре Америки Атланта-Ситибольшинство посетителей, а это десятки тысяч людей, пенсионеры. Видеть, как бабушки и дедушки часами просиживают у игровых автоматов, прикованы к столам рулеток, ажиотажны на виртуальном поле ипподромов, значит понять, что жизнь продолжается легко, естественно и мажорно. Но все игровые центры – это не только сеть казино или рулеток, игровых автоматов. Это – кинотеатры и бассейны, океанские пляжи и массажные кабинеты, роскошные магазины и рестораны, гостиницы и сауны, спортивные комплексы и библиотеки. Пенсионер настолько защищен, что он ощущает возвращение второго дыхания жизни. Хотите убрать квартиру, поехать в театр, провести шопинг, звоните социальному работнику, он приедет на муниципальном автобусе, только назовите время, часы пользования. Оплата услуг мизерная, забота основательная, уважительная, реальная.
Мне пришлось реально видеть этих пенсионеров и дома, и в путешествиях по Америке, в магазинах и на различных экскурсиях, театральных и музыкальных представлениях в Манхэттене и на Бродвее, Линкольн-центре и Рокфеллер-центре, в помещениях ООН и национальном центре искусств им.Дж.Кеннеди, везде, где кипит жизнь, можно прикоснуться к искусству и заняться спортом.
Правда, сами коренные американцы, молодые граждане, часто ворчат по поводу пенсионеров, которые приехали в этом возрасте в страну и получили данный статус. Они, мол, для нашей Америки ничего не сделали, а пользуются всеми благами, за которые мы платим налоги, страховки. Понять их можно, ведь свободная и демократическая страна будет только тогда, когда ее граждане исправно и честно платят налоги, зная, что они им вернутся социальными благами. Но за них надо работать, потеть, трудиться, бороться, просто жить этим.
Америка и Россия, что общего и отличного.
Когда Всеволод Овчинников, блестящий журналист, профессионал и аналитик, вернулся из Японии, то его попросили ответить на один вопрос, почему японцы добились такого экономического чуда, не имея никаких ресурсов, а мы плетемся в хвосте? Ответ журналиста был прост: «У нас слишком мало японцев». Действительно, сравнивать уровни жизни, бытовую культуру - это все равно, что зал Лувра или Эрмитажа с общественным туалетом, что у нас по ул. Глинка, возле филармонии. Но и американцы – заложники своего общества потребления, они понимают, что сытость и праздность - счастье не бесконечно, но они в целом уверены – все, что хорошо для Америки – хорошо и для мира, это неперспективная политика, ведущая пока к драмам, а потом и к вселенской трагедии. Весь западный мир Америку считает своей защитницей, стражем свободы и демократии. Французы в знак этого ей подарили Статую Свободы, которую выполнил Эйфель, канадцы - огромный каменный крест, установленный на Арлингтонском кладбище, символизирующий благодарность армии США за победу над фашизмом и утверждение в мире свободы. Россия подарила скульптуру Зураба Церетели, установленную на лужайке перед зданием ООН, в которой Георгий Победоносец символически мечом поражает нашу ракету РС-100 и американский «Першинг». Япония подарила после русско-японской войны сад сакуре, вишневые аллеи, благоухающие перед Капитолием и Белым Домом. Со всего мира люди едут сюда не за туманом, не за запахом тайги, а практически себя реализовать, состояться, психологически и потенциально вырасти, и этот поток иммиграции не спадает, особенно из Мексики, Латинской Америки, азиатских и африканских стран. Русский поток немного уменьшился, что отражает наш рост, определенную стабильность, неодолимое стремление видеть свою родину богатой и социально значимой.
Американцы добры, как и мы, но их щедрость от богатства, а наша - от иллюзии, что быть богатым стыдно, поэтому мы стараемся помочь нашим детям, внукам, лишая их самостоятельности, установки на индивидуальный успех. Мы - бедная страна, особенно это видно в восьмерке развитых стран. Но никто так не паразитирует своих детей, никто им не создает тепличных, оранжерейных условий, как в нашей стране. Мы растим детей, гася в них активность, самостоятельность, индивидуальность и прагматическую инициативу, что не позволит ни один американский родитель, - от миллионера, представителя среднего класса и ниже. Это реально, это наш ментальный опыт, который множим, несмотря даже на тяготение к рыночным отношениям (о переходе, как-то говорить еще рано).
Однажды я задал студентам вопрос: может ли честный человек быть миллионером, а миллионер - честным человеком? Ответы были разные, содержательные, неординарные, но у большинства ответов будущих специалистов было удивительнейшее видение экономической и этической стороны. Может быть честным человеком миллионер, но не у нас, в России. Грустно, но это правда.
Конечно, никто не требует, да это и невозможно, чтобы от капитализма пахло французскими духами. Если мы раньше стремились построить социализм с человеческим лицом, то теперь тоскуем о капитализме с ликом человека разумного, человека говорящего. В Америке вы не увидите огромных заборов, за которыми живут богатые люди, ведь им нечего скрывать от своих соседей, они, наоборот, демонстрируют, что они миллионеры честные, живут под американским флагом. Наши же, московские, рублевские и местного уровня, спрятались за заборами, стенами, словно кроты. Налоговая служба, хотя бы раз сделала облет с вертолета или другого летательного аппарата владений российских миллионеров, чиновников, представителей властных структур. Снимки очень и очень дорого стоили бы!
Заканчивая путевые, гостевые заметки об Америки, мне хотелось одного, чтобы каждый россиянин смог увидеть и почувствовать эту великую страну, но и одновременно еще сильнее полюбить свою Россию, может и своеобразной, странной Лермонтовской любовью, Тютческим откровением, что в Россию надо, можно верить, если нельзя ее понять умом Пушкинским, Гриневским служением ей честно, сохраняя смолоду и верность, и преданность навсегда, Гоголевским полетом птицы-тройки, взлетевшей и поднявшийся до Гагаринского космического взлета под аккомпанемент Глинковской «Славься» и «Камаринской».
Лет 20 тому назад студенты в 26 ср. школе им. А.С. Пушкина накануне международного дня 8 марта, находясь там, на педагогической практике, дали восьмиклассникам написать небольшое сочинение «Слово о матери, за что я люблю свою маму?»
Больше всех мне, как руководителю практики, запомнилось одно письменное откровение девочки, в котором она искренне и без взрослого лукавства написала: «Мама моя, хоть и горбатая, но она самая красивая и лучшая. Я ее люблю сильнее всех на свете». Будем и мы любить свою Россию такой, какая она есть. Великая ей благодарность, что мы ее граждане!




 

 

 

 

04(04)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич