Юлия Александровна Гридер –
заместитель декана факультета управления, доцент
кафедры социологии Смоленского государственного
университета. В ее жизни недавно произошло
знаменательное событие: она выиграла гранд
президента по результатам конкурса молодых
ученых и их научных руководителей. Гранд
рассчитан на 2 года. Тема должна являться
продолжением диссертационного исследования, а
это – исследование смоленской живописи и
архитектуры.
Смоленская исследовательница представила на
конкурс документы в объеме 50 страниц. Были
подробно описаны цели, задачи, которые ставятся
перед научной работой, методы, которыми ученые
будут пользоваться, на что требуются денежные
средства и т.д.
Наш корреспондент встретился с обладательницей
президентского гранда и попросил ее рассказать
читателям журнала о планах осуществления этого
проекта.
- На начальном этапе мы хотим исследовать
цветовую структуру смоленской живописи. Для
этого возьмем работы многих художников – мы
выбрали около 20 авторов, чьи картины хранятся в
Смоленском музее-заповеднике, и проведем
спектральный анализ. Будем при этом привлекать
экспертов из числа искусствоведов и историков
искусства. Затем мы постараемся выделить
цветовую триаду – три доминирующих цвета. Я
считаю, что цвет – это язык. И мы будем
стараться определить, есть ли у этого языка
региональные особенности, можно ли говорить о
том, что есть диалект цветового языка, что
смоляне имеют какой-то особый говор. И еще одна
задача – мы будем исследовать граффити
сообщений, которых у нас много на стенах домов.
Потому что граффити – это элемент молодежной
субкультуры. Выявив цветовое предпочтение
молодежи, мы затем сравним, существуют ли
расхождения в цветовых доминантах у
представителей разных возрастных и социальных
групп.
- Скажите, актуально ли для простого человека,
какие цвета доминируют?
- Да. И не только в живописи. Мы еще хотим
исследовать архитектуру – эту часть исследования
я считаю самой актуальной. Наш город много раз
разрушался. По результатам статистики у нас есть
такие данные: после войны с Наполеоном из 55
каменных зданий сохранились 10, а из 2,5 тысяч
деревянных построек – около 700. Дальше город
был выстроен заново. Цвета построек явно
изменились. В период Великой Отечественной войны
более 90 процентов жилого фонда разрушили.
Здания сохранились только на окраинах, в центре
– отдельные дома, которые можно буквально
пересчитать. Соответственно, каждая эпоха
красила здания в свои цвета. В Смоленске вообще
эти цвета не исследовались. Какие были здания,
никто не знает, есть сведения только по
отдельным строениям, а в целом комплексного
исследования не проводилось.
Интересные результаты дали исследования
архитектуры Санкт-Петербурга. Вот представьте
цвет Зимнего дворца в то время, когда на
Дворцовой площади происходили революционные
события. Каким Вы себе его представляете?
- Я, например, ощущаю элементы зеленого.
- Вот и нет. Зимний дворец был красным.
Спектральный анализ показал, что его цвет
менялся 8 раз. Он был и розовым, и
орехово-желтым, и только современная эпоха
покрасила его в бирюзово-зеленый цвет. Я думаю,
что по Смоленску тоже выявятся очень интересные
результаты.
- А как установить первоначальный цвет древнего
здания?
- Есть несколько способов. Например, анализом
фотоматериалов и архивных документов. Будем
анализировать планы застройки – надеемся найти
там информацию. И еще один способ, который
сейчас широко используется в Москве и
Санкт-Петербурге, - это спектральный анализ.
Берется кусочек материала и исследуется, сколько
там слоев. Это самый надежный способ.
Постараемся использовать и его.
- По примеру Зимнего дворца уже можно делать
вывод: присутствие красного цвета – это
революционная ситуация. Какой цвет о чем
говорит?
- Так трудно сказать. Это определится в
дальнейших исследованиях. А вообще полученные
данные говорят о том, что здания петровской
эпохи в основном были красного цвета: мятежный
дух, как правило, ассоциируется с этим цветом.
Классицизм предпочитает желтые, охристые тона.
Это символ власти, гордости за то, что
достигнуто империей. О том, какими смыслами
наполняют цвета смоляне, пока говорить, как мне
кажется, рано.
Еще один важный элемент, который мы хотим
исследовать, не менее интересный, - это
смоленские усадьбы. Усадебное хозяйство очень
сильно распространилось в Смоленске после войны,
потому что выделялись субсидии и давались
стройматериалы. И сейчас практически в
первозданном виде есть улицы, полностью
застроенные домами такого типа. Их форма очень
мало меняется – это в основном одноэтажные
домишки, хотя появляются, естественно, и
коттеджи рядом, но это скорее исключение. А вот
цвет каждый хозяин меняет на свое усмотрение. И
для того, чтобы исследовать смыслы, это
благодатная почва.
- В моем обывательском представлении каждая
эпоха отдает предпочтения определенным цветам, и
особых различий между архитектурой
Санкт-Петербурга и Смоленска по цветовой гамме
быть не должно. Исключением может стать, на мой
взгляд, только эпоха, когда привлекали
итальянских архитекторов – они могли привнести
итальянские цветовые вкусы. А если рассматривать
постройки с чисто российскими корнями, то
различия могут быть, но незначительные. Или я
неправ? Что даст исследование, если оно
установит – в Смоленске в такие-то годы или века
преобладал определенный цвет, а в Петербурге он
немного отличался? Ну и что?
- Пока наша задача и заключается в том, чтобы
установить: отличался цвет или нет. Сейчас
установлено, что существуют национальные школы
живописи и архитектуры. Вы сами про итальянцев
упоминали. Наша задача – определить, есть ли у
этих национальных языков цветового символизма,
которые существуют у разных народов, членение –
как горизонтальное, так и вертикальное. Вот в
горизонтальном отображении мы и исследуем
Смоленскую область и потом сравним с данными,
полученными для национальной школы, для России.
А чтобы проверить, есть ли вертикальное
членение, мы исследуем особенности у разных
социальных групп, например, граффити у молодежи
сравним с художниками, усадьбы – с памятниками
стилевого колорита.
- А если по работам смоленских художников Вы
установите цветовые особенности, то мы сможем
говорить и о Смоленской художественной школе?
- Да, не исключено.
- Юля, а Вас как жительницу этого города не
беспокоит, что подростки разрисовывают здания?
- Беспокоит. Граффити – это, по-моему,
своеобразное проявление вандализма.
Архитектурная постройка портится. Может, через
изучение граффити мы сможем извлечь этот самый
«ген», который движет подростками. А в
практическом плане мне представляется
целесообразным выделять в городе специальные
места, где бы любители граффити могли рисовать,
что им заблагорассудится. Кстати, есть в
Смоленске стены, на которых молодежь рисует
очень симпатичные картины. Если таких мест
выделить больше, может быть, здания оставят в
покое.
Кстати, существует очень много типов граффити.
Мы уже начали исследование проводить, например,
подписей. В древние времена пещерные люди
оставляли на стенах оттиски ладоней, чтобы
запечатлеть факт своего пребывания здесь.
Сегодня подростки пишут: «Здесь был Вася»… Или
кодируют свои подписи, чтобы не было понятно
всем. Есть политические граффити, выражающие
лозунги, призывы. Есть граффити художественные –
рисуют просто для красоты. Существуют даже
любовно-эротические рисунки и подписи, когда
признаются друг другу в любви или описывают свое
эмоциональное состояние.
Нам еще интересно проследить, связан ли цвет с
типом граффити, зависит ли выбираемая краска от
содержания и насколько у молодежи эта
зависимость совпадает с работами художников.
- Сколько времени Вы планируете осуществлять
своей проект?
- Проект довольно трудоемкий. Мы старались
ставить перед собой те цели, которые в состоянии
реализовать. Гранд рассчитан на два года. При
этом обязательно требовалось по условиям
конкурса разбить нашу работу на два этапа, и
первый этап, который закончится в декабре 2007
года, посвящен изучению живописи. А второй этап
– до конца 2008 года – более сложный и
кропотливый анализ архитектуры и сравнение
полученных результатов по архитектуре и
живописи.
Сумма президентского гранда – 300 тысяч рублей,
из них 60 тысяч – моя зарплата, 24 тысячи –
зарплата моего научного руководителя профессора
Егорова Александра Григорьевича. Из этой суммы
вычтут налоги, которые составят около 25 тысяч
рублей. Остальные деньги мы планируем
использовать для привлечения экспертов – будем
оплачивать их труд. Без экспертов мы не сможем
выделить цветовую доминанту. Также нам
потребуется очень много материалов – для
бланков, распечатки фотографий и т.д.
Сумма кажется большой, но когда ее расписали по
статьям расходов, практически не остается
ничего.
- Тем не менее приятно, что в общенациональном
масштабе Вас заметили, что Ваш проект высоко
оценен.
- Да, приятно получать президентский гранд. Мы к
нему долго шли. Диссертацию я защитила в 2004
году, и исследование практически не
прекращается. Александр Григорьевич Егоров все
время генерирует новые идеи. И как раз мысль
повернуть исследование в этом направлении
принадлежит ему.
На участие в гранде тратишь очень много сил. Это
не первая наша попытка получить гранд. В прошлом
году мы уже подавали документы на конкурс, но,
видимо, не все было до конца продумано.
- Тема проекта была той же?
- Нет. Там речь не шла о цвете. Мы исследовали
эпистимологию искусства.
- А что это такое?
- Термин происходит от греческого «эпистема»,
что в переводе означает «знания». Это уровень
накопленного к данному историческому моменту
культурного знания, это определенное
миропонимание, существующее в конкретной
исторической эпохе.
- Юля, а почему Вы выбрали именно социологию?
Чем она Вас привлекла?
- Трудный вопрос, потому что закончила факультет
иностранных языков. Моя научная работа началась
на втором курсе университета, когда на философии
мы выбирали тему курсовой работы, и Татьяна
Даниловна Маковская предложила нам неординарные
темы, которые как бы выбивались за рамки
обычного курса. Мне понравилась тема
«Философские основания импрессионизма». Тема
меня так очаровала, что закончив университет, я
захотела в аспирантуре изучать эту же тему.
Тогда я обратилась за помощью к Александру
Григорьевичу Егорову, и он стал разбираться
вместе со мной. Диссертацию я защитила по
импрессионизму. Затем мои научные поиски чуть
трансформировались в социологию искусства.
Работа на кафедре социологии, видимо, тоже
накладывает свой отпечаток. Веду социологические
дисциплины. Наша кафедра проводит большие
исследования. И это все влияет на выбор пути.
- Считаете себя счастливым человеком?
- Да. Счастливой считаю себя потому, что дома
мне хочется на работу, а из университета я с
удовольствием возвращаюсь домой.
Что касается гранда, то это особое ощущение.
Получить гранд – очень почетно. И дело не в
деньгах. Смотрю, как радуются за меня коллеги, и
очень приятно работать в таком научном
коллективе. Но даже если бы я не получила этот
гранд, моего счастья не убавилось бы.
- Вы первой в Смоленской области получили
президентский гранд?
- Полагаю, первой. Этот гранд существует не так
давно. Знаю, что не одна я участвовала в
конкурсе и в прошлом, и в этом году. Очень много
было претендентов, а по стране отмечены проекты
87 человек.
- Здорово, что Вы оказались в числе избранных,
еще лучше будет, если Ваше исследование даст
конкретные практические результаты, чтобы мы
получили новые знания о самих себе и нашей
эволюции – какими мы были, какие есть и какими,
может быть, будем.
- Мне кажется, что наше исследование имеет
значительный прикладной потенциал. Открывая даже
детские книжки, я замечаю, что планы построек
даются черно-белыми. Изучая историю, дети должны
представлять свой город в цветном изображении –
таким, каким он был.
- Судя по интересу к импрессионизму, Вы
понимаете толк в искусстве. А ведь рядом с нами
живут тысячи людей, которые чувствуют себя
счастливыми без всякого интереса к искусству.
- Можно получить университетское образование,
быть более-менее эрудированным человеком и при
этом не копаться в искусстве так дотошно, как
это делаю я. Но для меня именно такой путь был
интересен.
- А кто из смоленских художников ближе Вам,
интереснее?
- У меня несколько «фаворитов», картины которых
мне приятно иметь у себя дома. Это в основном
молодые художники – Надежда Рыжикова, Алексей
Довгань, а также уже маститый Евгений Дроздов,
Людмила Богатырева. Но таким выделением я не
хотела бы обидеть огромное число действительно
талантливых художников, которыми богата
смоленская земля.
- Судя по названным фамилиям, я могу себе
представить Ваши предпочтения и, кстати говоря,
объяснить интерес к теме президентского гранда.
- Да, мне нравится, например, как Евгений
Дроздов чувствует наш город. Он патриот
Смоленска, его виды города несут определенную
философию, его манера, стиль и цвет меня
прельщают.
- Ваша научная работа не связана с прекрасным
образованием, которое Вы получили на факультете
иностранных языков. Надеюсь, знание того же
немецкого языка все-таки пригодилось Вам в
жизни?
- Я на протяжении нескольких лет являюсь
студенткой Хагенского университета. Там не
лимитируют срок обучения: когда подготовишься,
сдаешь экзамены, приступаешь к новой дисциплине,
и ступенька за ступенькой осваиваешь учебную
программу. Мне осталось только диплом написать.
Есть еще одна возможность общаться с немецкими
коллегами: дважды в год профессора из Германии
приезжают в Смоленск и принимают экзамены у
студентов Хагенского университета, также читают
лекции студентам отделения социологии нашего
университета. Профессор Егоров дважды в год
организует международный коллоквиум – это очень
хорошая возможность попрактиковаться с немецким
языком, обсудить новости науки, сравнить, что
есть в Германии и у нас, даже и поспорить.
- Лекции немецких профессоров, наверное, Вы для
студентов переводите?
- Раньше переводила, а сейчас у нас есть
специально подготовленные люди, которые больше
меня практикуются в языке, например,
преподаватели кафедры немецкого языка, кафедры
социологии. Из числа постоянных переводчиков
можно, например, отметить Василия Двойнева –
преподавателя нашей кафедры.
- Выходит, иняз еще и другие факультеты и
общеуниверситетские кафедры кадрами комплектует?
- А контакты с Хагенским университетом позволяют
обогащаться новыми формами организации обучения.
Один из экзаменов я сдавала на видеоконференции,
и в прямом эфире мы общались с профессором
Лотором Бертольцем: 40 минут шел экзамен, потом
обсуждались результаты, и мне тут же выставили
оценку. Часть работ разрешено подавать в
письменном виде, и часть экзаменов мы сдавали на
сессиях в Смоленске, когда хагенские профессора
сюда приезжали. Обучение получается очень
доступным.
- Какие у Вас еще интересы и предпочтения, кроме
иностранного языка, импрессионистов и
социологии?
- Очень скучаю по университету, когда уезжаю из
Смоленска. Я тут посчитала: полжизни провела в
его стенах. Хотя прожитых лет не так уж и много,
но такое значительное место в ней занимает
университет. Естественно, уделяю внимание семье.
Сыну 9,5 лет, учится в третьем классе гимназии –
«грызем науку» вместе.
- Как Вы все успеваете?
- Даже не знаю.
- А сколько времени в сутки занимаетесь именно
научной работой?
- Основную часть. Даже когда я не пишу и не
читаю, постоянно о ней думаю. У меня был термин
в диссертации «неон», и муж часто шутит, что я
думаю постоянно о неоне.
Это приятные хлопоты. Мне нравится, что у меня
именно такая работа.
Интервью вел
Владимир ЕВГЕНЬЕВ.
|
|