Главная | Архив |

  Крестьянин думает...  
   

Александр ЯКУШЕВ,
д. Екимовка Вяземского района

Агония
 


Меня не покидает чувство неудовлетворенности нашей внутренней политикой: огромные средства, получаемые от продажи углеводородного сырья, искусственно стерилизуются, выводятся из оборота национальной экономики. Сосед Иванович на 71 году жизни не перестает удивляться:
- Скажи мне, - говорит, - ты хозяин, у тебя расселить детей комфортно не получается, дожди прошли - по дорогам ни пройти, ни проехать и крыша в доме течет. А ты - подумать только! - свои заработанные деньги передаешь соседу на хранение или в сундук прячешь на черный день. А мог бы и ферму с мехдойкой построить, и технику новую приобрести, пахать-сеять побольше. А это значит, прибыль росла бы, по плечу строительство дома и кое-какая модернизация, так как основа для этого была бы своя, не зависимая от причуд власти.
- Нет, Иванович, - отвечаю, если власть хочет, чтобы ты в шорах был, у нее инструментария хватает: введет новый налог или увеличит действующий. Вот смотри: вокруг все поля лесом зарастают, а нам, фермерам, обрабатывающим свои владения, содержащим землю в плодоносящем состоянии, в прошлом году увеличили вдвое так называемый земельный налог. Здравый рассудок подсказывает, что уменьшение сельхозугодий (катастрофическое!) приветствуется нынешней властью, как, впрочем, и снижение численности сельского населения: работы нет, рождаемость у нуля колышется, детсадов нет, образование и медобслуживание хлипкие и к тому же постепенно и настойчиво переводятся на платную основу. Поверишь: внука в Вязьму три раза возил за 25 километров, чтоб заболевший зуб молочный удалили - в стоматологической поликлинике то врача нет, то очередь - страшней не бывает. А в платных зубоврачебных кабинетах нет лицензий на детское лечение.
- Да, задумчиво пощипывает ухо мой сосед, - что-то неладно в нашем королевстве, гоголевским Плюшкиным попахивает. Богатые ведут себя порой как разжиревшие стервятники, а что, Палыч, как думаешь, - ко мне обращается, - доживем до поры неласковой, будут нами управлять через снабжение продуктами. Они ведь и сегодня в огромном количестве за границей закупаются, поговаривают, что продовольственной безопасности мы уже лишились. По нашему району и десятой части не производим того, что было, приусадебные наделы с живностью от коровы до курицы тоже вдесятеро уменьшились. Вроде и приоритетная программа по сельскому хозяйству была, и скот за границей закупали, и на местном уровне какие-то решения для вас, фермеров, выпускались?
Хитер Иванович, по глазам вижу, знает ответ мой — не раз обсуждали эту тему; видно, болит сердце за накатившую вакханалию, разруху повсеместную.
- Знаешь, - отвечаю, - когда смотрю в профиль на свисающие через ремень девятимесячной округлости животы ответработников, сверлит одна и та же мысль: сегодня обкатывается хамски-презрительная к народу модель
одурачивания и вседозволенности сросшихся с властью нуворишей. У них иные потребности, иное видение перспектив жизни. Меня удивил Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятый областной
Думой. - Ну, думаю, глоток свежего воздуха. А внимательно прочитал и вижу уклон торгашеский. Видимо, лоббируют подобные законы люди, преследующие одну цель: урвать от купли-продажи сельхозугодий барыши - в казну, в карман частный. Вообще мне кажется, делать предметом торга неработающую землю - преступление. Вместо того, чтобы создавать условия для освоения земли с четкими, продуманными программами по каждому муниципальному образованию с предоставлением преимуществ местным жителям, государство смогло лишь выдать бумажки на право владения землей, потом, как и ваучеры, они проданы за бесценок т.н. предпринимателям, в розовых снах которых виделась беспечная жизнь от последующей сверхвыгодной перепродажи или сдачи в аренду уже «своей» земли тем, кто может на ней работать. Плоды такой политики у всех на виду: картофель и лук, и морковь завозные, и посевы зерновых с более чем десятикратным снижением, а молоко и мясо с сельского луга и в деревне нынче деликатес.
Один перл областных законотворцев меня развеселил: земли, полученные крестьянскими хозяйствами в наследуемое пожизненное владение, они могут у себя выкупить (сумма огромная) и перевести в разряд частной собственности. И если в аналогичном федеральном законе эта норма соседствовала с бесплатным переводом крестьянско-фермерских земель в частную собственность, то в нашем областном законе она изъята. На житейском языке это значит, что за обихаживаемую нами в течение двух десятилетий землю мы должны заплатить больше (!) - подсчитано - нежели человек со стороны покупал бы ее впервые.
Ох, уж эти со скрытым смыслом прозорливые лукавцы, без креста на шее, с одной единственной мыслью - как можно дольше задержаться у бесплатной кормушки.
Как-то спросил депутата областного Совета А.Г.Павлова, что с фермерством будет, каковы задумки?
- Ничего, - ответил Алексей Григорьевич, - кто выживает самостоятельно, тот и молодец.
Быть молодцом, конечно, хорошо, но вот находиться в контакте с совершенно безучастными к твоей судьбе людьми, по меньшей мере, неуютно. В 2003 году, после 11-летнего жития при свете керосиновой лампы, тогдашний руководитель ОАО «Смоленскэнерго» М.А.Хвостанцев энергично посодействовал строительству электролинии к нашей деревне. Девятилетнее бездействие районной власти с обещаниями от первого лица «начать строительство с ... месяца» завершилось, но даже малюсенькую заковыку - согласовать перенос одной опоры электролинии на полсотни метров в сторону - пришлось решать в кабинете главы районной администрации с участием семи представителей от организаций.
- О переносе опоры не может быть и речи. Это земля пайщиков бывшего совхоза, - серьезно изрек руководитель тогдашнего комитета по землеустройству и землепользованию В.Б.Волков, - к тому же два квадратных метра уйдет под охранную зону столба.
Глава администрации, с лицом погруженного в медитацию Будды, молчит.
Руководители Восточных электрических сетей понимающе улыбнулись. Стали говорить, что не проблема...
- Валерий Борисович, - не выдерживаю абсурдных реплик Волкова, - поле уже 7 лет не пашется, зарастает кустарником, неужели перестановка столба влечет осложнение в отсутствующем землепользовании?..
Прошло еще семь лет с того анекдотичного обсуждения - заросло Гужовское поле окончательно и лишь весной клубы дыма поднимаются к небу - горит, как и повсюду, сухая трава на полянках невостребованной паевой земли.
Задумайтесь, читатель, почему такое отношение к крестьянству, к части того самого малого и среднего бизнеса, о внимании к которому власть регулярно призывает. В этой сфере нет перепроизводства, колбасы «народных» сортов под завязку набиты соей с химией, да и ведро картошки деревенской не всегда за 200 рублей купишь. Чисто ржаной хлебушко недоступен, а ведь рожь у нас прекрасно растет, о приправах молчу - там «ароматы идентичные натуральному». А как скромен рацион школьных завтраков и обедов, для которых выбирается по конкурсу поставщик самых дешевых продуктов! И эта глупость настойчиво культивируется. Просматривается желание подчинить, монополизировать в первую очередь сегмент пищевого рынка. И впрямь, зачем нам мелкий производитель с его десятками гектаров посевов и десятками тех же коров - не лучше ли крупный агрохолдинг с комплексом на 50 тысяч свиней? Передовые технологии, объемы производства, белые халаты...
Пожалуйста. Почему нет? Выращивайте на здоровье, создавайте рабочие места, коптите окорока «жидким дымом», накачивайте селитрой, загрязняйте среду обитания и молочко усредняйте с консервантами - сбыт есть, цены приличные. Только крестьянин-то вам почему не люб? Может, из-за экологически чистой продукции, из-за конкуренции (ничтожно малой), из-за автономной ценовой политики. Или земли мало, как в Китае, надо использовать ее интенсивнее? В Китае, кстати, земельный налог уже 3 года как отменен. А, может, в другом причина: не нужна в нынешней России здоровая, многодетная крестьянская семья со стойким отвращением к наркотическому зелью и пьяному веселью, да еще и консервативным, практичным складом ума. Не проще ли в одночасье разбогатевшим мошенникам и лгунам - процент коих солиден, эксплуатировать любимый в период выборов электорат на своем производстве? И настроение контролировать легче, и несогласных в чем-либо легко на место поставить -доказывай правоту, лишившись работы.
Думается, не апатия и непрофессионализм вершащих политику тому виной: год от года заметнее, что вроде бы и правильные слова о развитии сельского хозяйства на деле не находят реального подтверждения. Скосив глаза за границу - там детки учатся и живут, поместья куплены, деньжата лежат в крепких банках, нет-нет, да и лопочет наша странная власть о строительстве завода «отверточкой сборки», в котором комплектующие с ярлычком иностранным, дешевая рабочая сила наша, уже два десятилетия испытывающая на своем горбу искусственно созданную безработицу.
А почему свое российское производство развивать нельзя? Конечно, изрядно поглупели от пива-шнапса-сигарет, жизни беспутной, но ведь есть еще и научные кадры, и наработки мудреные. Не пора ли остановиться в превратном толковании демократии с ее первыми институтами - свободой и правами личности. Пишу личности, – не безликого человека, слоняющегося в стаде себе подобных под вой, визг и кривляние телом и голосом расхристанных обормотов, удостаиваемых особых почестей за осквернение культурного пространства России.
Некто подумает: грубо рассуждает. А вы видели плачущих и спивающихся мужиков в той же деревне, голодных, беспризорных детей со стойкой привязанностью к курению, алкоголю, наркотиками, стайки малолетних проституток? Созданы предпосылки и успешно - прошу прощения за оскверненное слово - разрушается человек, низводимый до скотского состояния. Мне, деду, стыдно бывает за свежекупленную газету, если первыми прочтут ее внуки, благо, телевизор не смотрим...
Непродуманностью грешат многие законы, отдельные - вопиюще несправедливы. Оставим на совести законотворцев положение о том, что 25% территории региона должно быть в ведении добровольных обществ охотников и рыболовов, остальные 75% в пользовании частных охотхозяйств. Выходит, подавляющему большинству и не только местных любителей охоты заказано пребывание в лесу с оружием – не по карману расходы за услуги охотпользователя, ведь те же лицензии, купленные у государства, в его руках моментально дорожают в 7-10 раз. Видимо, обитатели леса с рогами и копытами привязаны к кормушкам с зерном и комбикормом...
Но вырвались звери - стадо диких кабанов - на свободу, взрыли в нашем крестьянском хозяйстве гектара четыре посевов с сенокосами - ежегодно наблюдаемая картина - думаете, ущерб будет компенсирован?
- Кабан - зверь государственный, - в ответ на мои претензии говорил владелец частного охотхозяйства «Волков плес». – Мы его арендуем.
- А мне что делать: стрелять их?
- Ни в коем случае, - возмущается В.Г.Волков, - только в воздух, иначе - подсудное дело.
Вот так! Это вам не цивилизованная Европа, где фермер - хозяин своей земли и санкции за причиненный ущерб безотлагательно быстры. У нас угодья крестьянско-фермерского хозяйства, в упомянутом случае, рассматриваются как шведский стол для арендуемого зверья, а крестьянин вроде холопа из множества описанных сцен и художественных полотен о барской охоте минувших веков.
Остается один выход: сторожить на краю поля и бить в звонкую железку. Автор книги «Дерсу Узала», путешественник В.К. Арсеньев с сочувствием к жителям Приморья описал это явление: нашествие кабанов на плантации и с каким трудом удалось казакам из его экспедиции отбить нахальных зверей, стреляя на поражение. Одно успокаивает: наш, местный кабан, пока еще боится выстрелов. И тем не менее: - кабаны в сельхозпредприятиях ежегодно портят под тысячу гектаров посевов, -говорит главный агроном райсельхозуправления Р.О.Федорова, - а судиться с частными охотпользователями как-то не получается.
Добавлю, что судебная тяжба накладна крестьянину из-за отсутствия свободного времени, казалось бы, чего проще: составили акт с участием заинтересованных сторон и местной администрации о порче сельхозугодий и, если нет желания возмещать ущерб, - на административную комиссию.
Или: набезобразничали «арендные» кабаны в частном владении в размере стоимости лицензии - пожалуйте ее пострадавшим. А как иначе? Не секрет: численность поголовья диких животных охотпользователями в отчетах занижается, чтобы все было в соотношении оптимальном, но при этом не учитывается дополнительное воздействие объектов охоты на обрабатываемые земли, включая и приусадебные участки селян.
В своем хозяйстве для защиты от кабанов картофельного поля мы используем импульсивный генератор напряжением 4,5 вольта - действует безотказно. Это обычный «электропастух» с двумя проводами на метровых стойках арматурного прута с изоляторами. Удивительно сообразительны лесные хрюшки, отведавшие электрошокера - картофель их перестает интересовать, и сторожевые собаки ночью лают в другом месте.
Не зря английский премьер-министр У.Черчилль прогуливался в парламент со свиньей на поводке. Многим не хватает этой самой сообразительности...
Не знаю, почему в пока еще лесной Смоленской области нельзя создать настоящий строительный комплекс с мощным производством по изготовлению жилых, производственных объектов для крестьянско-фермерских хозяйств. Запустить эту программу - значит по серьезному решать перезревшую проблему омолаживания деревни, развития сельхозпроизводства. Ведь уже досыта нахлебались варевом разочарований от бумажных полумер, суматошных инициатив. Сегодня делать вид, что возможно или уже идет улучшение состояния сельского хозяйства, явный признак скудоумия или подхалимажа. Незащищенному от произвола перекупщиков крестьянину трудно встать с колен, реализуя молоко по 8-10 рублей за литр, зерно - по 3-4 рубля за килограмм. Намеренное банкротство многих и выживание редких хозяйств вопреки рукотворным обстоятельствам при смехотворных дотациях и заоблачных ценах на технику и ГСМ требует отдельного исследования, как, впрочем, и строительство новой автодороги между Москвой и Петербургом; отказ от оной позволил бы в разы увеличить финансирование запущенной, но жизненно необходимой отрасли сельского хозяйства, получающей нищенские 1,5% бюджетных средств. Такого, кстати, нет ни в одной европейской стране...
Аналитики института коньюктуры аграрного рынка прогнозируют рост цен на продукты питания по итогам года на 10-14%. Но не успели президент с премьером высказать пожелание обуздать тех, кто под прикрытием засухи разгоняют цены, как у нас, в Вязьме, на оптовом складе (Сычевское шоссе) комбикорм с 180 рублей за мешок стал стоить 260, а после Нового года – еще дороже...
Политика в отношении сельского хозяйства должна быть внятной, стратегически продуманной. Обидно: сотни лет предки наши кормились с собственной земли, адского труда стоило расширение посевных площадей, накопление богатейшего опыта хозяйствования. Ныне, в эпоху машин и компьютеров, все это бездумно утрачивается. С упорством заводного робота перерубаются корни народной культуры, традиций, духовной связи поколений. Но об этом в следующий раз.










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№3(127)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич