Главная | Архив |

  Знакомьтесь: ансамбль «Славяне»  
   

Пётр Привалов

 

Лариса Лебедева:

 МЫ ВСЕ ЗДЕСЬ –
НЕ ПО РАСЧЕТУ...

 

Минувшим летом встретил одноклассника, стал зазывать его на презентацию книги, которая проходила в концертном зале им. Глинки. Он, как водится, начал на занятость ссылаться: не обещаю, мол. Вскользь упомянул, что на мероприятии будет выступать ансамбль «Славяне». «Да ты что! – вскинулся вдруг однокашник. – Обязательно приду, с женой! Так хотим их послушать». И пришёл...
К стыду своему, тогда о «Славянах» я только краем уха слышал и такой реакции друга удивился. До того, что при случае поинтересовался мнением профессионала – председателя Смоленского отделения Союза композиторов России, заслуженного деятеля искусств РФ Николая Егоровича Писаренко. И вот, что услышал:
«Ансамбль «Славяне» - это, действительно, высокий уровень. Основа основ, как всегда говорю я и говорили задолго до меня, начиная от Михаила Ивановича Глинки, – русская народная песня, русский мелос. Он всегда благотворно действует на любую русскую душу. Даже если она далека от искусства; скажем, не искушена и не ведает народной песни. И когда такой неискушённый человек слушает ансамбль «Славяне», эта песня непременно ложится на сердце, облагораживает и омолаживает его. Это основное, что достигается ансамблем. Есть в его репертуаре и советские песни, но они тоже созвучны с направлением, которое избрала для коллектива Лариса Ивановна Лебедева. Она подобрала очень сильный состав. Причём, там не только Татьяна Галиус – человек, без преувеличения, необычайно одарённый, но и другие талантливые певцы. Эти исполнители поддерживают некий внутренний тонус песен, раскрывают их природу. То есть нельзя всё к солистам сводить. Если руководитель добился хорошего именно ансамблевого звучания, это всегда оказывает глубокое воздействие на аудиторию. Человек должен купаться в гармонии, в необходимом сочетании мужских и женских голосов. Этого очень трудно достичь, а Ларисе Ивановне удалось. Звучание голоса в народной песне отличается от академического. Для академического голоса требования другие – там диапазон пошире, всё – дабы подчеркнуть вокальные данные солиста. А здесь, прежде всего, грудное звучание. Оно всегда бархатистее, оно тембристее. Не всё голосом возьмёшь. Особое искусство нужно.
Лучше, чем Тургенев в «Певцах», о воздействии русской народной песни, пожалуй, никто не сказал. Так вот, в данном случае звучание смоленского ансамбля «Славяне» в моём представлении перекликается с гениальным рассказом Тургенева. Сейчас в значительной степени утрачен, заглушён русский народный мелос, и то, что делают «Славяне», поверьте, чрезвычайно важно. И трудно. Не случайно на Смоленщине профессиональные народные песенные коллективы начинаются и кончаются на счёт раз. А во многих регионах их и вовсе нет. Я бы здесь добрым словом помянул и нашу областную филармонию, под чьей крышей работает ансамбль».

 

Так получилось, что в репетиционный класс Смоленской областной филармонии, где каждодневно работает (именно работает!) ансамбль народной песни «Славяне», я заглянул в самый Татьянин день. И пока мы разговаривали с художественным руководителем, заслуженным работником культуры РФ, лауреатом национальной премии «Душа России» Ларисой Ивановной Лебедевой, представители сильной половины «Славян» заварили чай, водрузили на стол симпатичный пирог. «По какому поводу гуляем?» - поинтересовалась моя собеседница. – «Ну как же, Лариса Ивановна, у нас целых три Татьяны – сегодня именинницы»... Вообще, я просто физически ощущал специфическую атмосферу доброго согласия, незлобивого юмора, понимания и, как бы, домовитости, царившую в этой небольшой комнате.
- Лариса Ивановна, для начала несколько слов о себе. Как вы пришли к идее создания профессионального народного коллектива?
- В 61-м году я приехала в Смоленск после окончания Калининского музыкального училища. Здесь музыкальное училище образовалось незадолго перед этим, ещё ни одного выпуска не было. С музыкантами, естественно, туго, и в свои двадцать лет я оказалась ценным кадром. В этом же году открывалось культурно-просветительное училище. Первоначально оно было в Днепровских воротах, что по Большой Советской, ниже Собора. Меня сразу взяли туда преподавателем дирижирования хорового класса. Кое-какой опыт у меня был: ещё студенткой работала с хорами. И вот сорок четыре года я отдала этому учебному заведению, которое впоследствии именовалось училищем (колледжем) культуры, а затем институтом искусств.
Судьба порой неожиданные повороты делает. Когда я в Центре народного творчества создавала самодеятельный коллектив, по настоянию и хорошему содружеству с директором Адой Григорьевной Бобуровой, конечно, не могла предположить, какое будущее его ожидает. Ада Григорьевна очень хотела иметь в Центре ансамбль, на базе которого можно было бы проводить семинары, показывать, как нужно работать. На роль руководителя она выбрала меня, и где-то в середине 90-х годов проект стал реальностью. Вначале это был типичный любительский, самодеятельный коллектив. Но у меня характер такой, что всегда хочется идти вперёд, добиваться большего. Поначалу в ансамбле не было людей с музыкальным образованием: пригласила участников самодеятельных коллективов – способных девушек из Пригорского, где, к слову, тридцать лет работаю; из Богородицкого было две женщины, из Центра один мужчина. В общем, начали заниматься. Но вскоре почувствовала, что с любителями большого роста не будет. И решила собрать всех своих самых лучших выпускников училища, института. Стала их разыскивать. Таню Галиус, нашу ведущую солистку, нашла в милиции, где она уже год работала (после института искусств). Встретились с ней, поговорили. Мол, хочу собрать коллектив, чтобы всё было на хорошем уровне. Она согласилась петь в ансамбле. Пожалуй, за всё время это лучшая моя студентка была, которую я вела ещё с первого курса училища культуры. Позвонила Тане Бородиной, Ольге Сныткиной, Виталию Бружмелёву (он сейчас наш администратор). Вот так собрались. А когда был последний выпуск в колледже, ко мне сразу пришли три мои девочки, очень-очень хорошие. Это – Лена Хайновская, Аня Коршунова и Иоланна Максименко. Сейчас они все уже замужем, фамилии поменяли, у каждой – ребёнок. Но все по-прежнему у нас поют. Состав, надо сказать, хорошо держится.
В 2004 году стали готовить программы – одну, вторую, третью... Вижу – получается. Мужчин нашли в военном ансамбле – Юрия Зайцева и Михаила Захарова. Потом появился Серёжа Захаренков. Не совсем обычно: пришёл к нам петь, когда оканчивал строительный колледж – душа привела.
Начали нас приглашать на серьёзные концерты. В 2004 году дали профессиональный статус. Естественно, была аттестация, все необходимые документы подготовили. Оркестранты наши оказались на уровне. У нас уже работал Александр Андреев – талантливейший музыкант (считаю, не то что в областном, а в российском масштабе другого такого просто нет). Он наше музыкальное училище окончил. Словом, стали профессионалами. Пришлось выбирать: либо институт, либо ансамбль, поскольку началась ежедневная репетиционная работа и интенсивная концертная деятельность. Выбрала «Славян».
Через год, по решению губернатора и департамента Смоленской области по культуре, нас перевели в филармонию. Объяснили просто: профессиональный коллектив должен быть в соответствующей концертной организации. Руководство филармонии приняло нас радушно, окружило, как говорят в таких случаях, заботой и вниманием. Нам выделили самое просторное репетиционное помещение. Директор филармонии Валентина Ивановна Елисеенкова нас по-настоящему любит, положительно решает все наши проблемы.
Так и живём с ноября 2005 года. Ежедневно репетируем в этом классе. Работаем напряжённо.
- Наверное, не одному мне интересно узнать, в чём заключается работа творческого коллектива, какие творческие задачи решают «Славяне».
- Я, по натуре своей, максималист. Не могу, скажем, обходиться тремя песнями или положением, что каждый сезон репертуар должен обновляться на тридцать процентов. Мы каждый год обновляемся на сто – то есть готовим новую концертную программу. Это и необходимый эмоциональный уровень поддерживает, и стимулирует профессиональный рост исполнителей. Нельзя застаиваться – это, считаю, главное требование в искусстве. Основная наша задача в том, чтобы поднять на должный уровень народную песню и не только песню – в целом, народное творчество. Было время в годы советской власти, когда русская народная песня просто погибала, её запрещали, замалчивали. В концертах пели о партии, о Ленине. Считалось, что народное творчество – какой-то пережиток, искусство старых, непросвещённых людей. Мне постоянно вспоминается, как мама пела мне старые песни, когда я ещё в школу не ходила. И, действительно, казалось, что всё это как-то однообразно. Долго ещё я и предположить не могла, какое разнообразие и богатство народная песня. И только, когда начала слушать, ездить в фольклорные экспедиции со студентами (а их у меня двадцать две) по районам нашей области, поняла, насколько необходимо возрождать эту культуру, прививать и воспитывать вкус к ней. Необходимо молодых, прежде всего, людей, детей учить этому. Очень хорошо, что сейчас в музыкальных школах открыты фольклорные отделения, дети поют народные песни. Это показал, в частности, и детский конкурс народных исполнителей, состоявшийся у нас в декабре. То есть восстанавливается та оборванная цепочка, неразумно нарушенная в своё время преемственность народной культуры. Без этого нет страны, нет России.
- А как, вообще, формируется репертуар ансамбля?
- Тяжело. Сейчас в печати ничего не появляется. В книжных магазинах даже нотный отдел отсутствует. Разве что самоучители игры на некоторых инструментах можно найти. А для хора ничего нет. У меня есть друзья в Москве, в основном, бывшие мои выпускники, которые здесь закончили колледж и продолжили учёбу в институте – в Химках. Они помогают с репертуаром. Есть друзья и среди преподавателей этого института. Людмила Антипова, например, всегда может что-то нам дать. Она очень хороший специалист по народному творчеству юга России, по казачеству.
- Неужели и в библиотеках тоже ничего найти нельзя?
- Ноты шестидесятых годов. Этот фонд не пополняется никак и ничем. Что-то, конечно, и здесь берём. Я, кстати, люблю песни 60-х, 70-х годов. Мы с ансамблем в этом году даже вспомнили кое-что, включили в программу песни Пономаренко «Не жалею, не зову, не плачу» (на стихи Есенина) и «Тополя». Люди ещё помнят эти песни, и воспринимаются они очень хорошо. Только что мы вернулись с родины Исаковского (Всходы Угранского района) – выступали там на концерте к 110-летию поэта, зрители не просто слушали, а подпевали нашим артистам. Это почти всегда бывает.
- Как часто вы выступаете с концертами?
- Я считаю, что мы – востребованный коллектив. Во всяком случае, норму концертов выполняем всегда. Выступаем не только в зале филармонии. Нас приглашают в районы, если, положим, какое-то солидное мероприятие проводится. Часто ездим в Верхнеднепровский, в Рудню, Сафоново, Вязьму, Рославль, Гагарин, Ельню. Угранский, Тёмкинский районы приглашают каждый год. Тёмкино – это моя родина, меня там сделали почётным гражданином и всегда особенно душевно принимают. Вообще-то, я не назову района в нашей области, где мы не побывали бы хоть раз.
- А выезжаете на каком транспорте?
- Ещё когда мы были в Центре народного творчества, администрация области подарила нам автобус – ПАЗ. Вместе с нами эта техника и сюда перешла. Сейчас, правда, в ремонте.
- Автобус не очень большой. А сколько всего человек в ансамбле?
- Семь оркестрантов, двенадцать певцов. Восемь женских голосов, четыре мужских. Мужчины в любом хоровом коллективе дефицит. С удовольствием бы ещё двух взяла, но не очень-то найдёшь.
- Но есть же музыкальное училище, институт искусств?
- В музыкальном училище сейчас вообще мужчин нет на хоровом отделении. У них самих с этим проблемы. В институте на всём хоровом отделении осталось два парня всего. Сейчас наша профессия не очень престижна, потому что не денежная, зарплата невысокая. Мы все здесь не по расчёту...
- ...А по любви. И поэтому, наверное, известны и за пределами области?
- В Великий Новгород нас приглашали на юбилей города. Часто навещаем Белоруссию. Там нас любят, можно сказать, безмерно. В Витебске постоянно бываем, в Могилёв почти каждый год ездим. Очень там популярны русские песни. К тому же в репертуаре ансамбля есть и белорусские. Вообще – песни восточных славян: Россия, Белоруссия, Украина. И казачьи песни – мы их особо выделяем, и они широко представлены в репертуаре. У нас сейчас молодой исполнитель появился, который с саблей работает – Володя Чистяков. Но в казачьи края нас не приглашают – там свои коллективы, которые, кстати, и к нам и по всей стране ездят.
Довольно хорошо у нас представлена авторская песня. Из смоленских авторов песни для нас писал Валерий Михеенков, ныне покойный. И стихи он хорошие брал. Валерия Рудницкого, например. К поездке во Всходы мы подготовили такую песню.
- Сотрудничаете сейчас с кем-то из смоленских композиторов?
- Нет. Для народных хоров никто не пишет сегодня. Единственный в своём роде был Михеенков. И то он для нас писал только по моей просьбе. Мы очень дружили, и он, действительно, делал то, что нам подходило. Для народного хора писать – особое умение нужно.
- Может быть, несколько слов скажете и о других участниках ансамбля?
- Я о них без конца могу говорить. Много у нас замечательных солистов-певцов. Татьяна Галиус – это своего рода центр нашего ансамбля. Я даже шучу, что наш коллектив можно назвать «Галиус и компания». Помню, когда ещё в студенческие времена она пела в хоре колледжа, все старались оказаться как-то поближе к ней. Чтобы петь, как Таня. И действительно, начинали петь. Хотя в училище далеко не все студенты были талантливы. Татьяна – дипломант II Всероссийского конкурса «Голоса России», лауреат Всероссийского конкурса им. Л. Руслановой. К 100-летию певицы был такой солидный конкурс, и она получила гран-при. Стала лауреатом конкурса им. С. Рахманинова. Он проходит в Тамбовской области, в Ивановке. Наши артисты уже постоянно в нём участвуют. А Татьяна после своей победы стала членом жюри этого конкурса. К слову, председателем жюри там знаменитая Александра Стрельченко. О многом говорит и то, что Таня участвовала в культурных акциях посольства России во Франции, в Париже.
Молодые солистки Анна Язева и Елена Хрол – дипломанты IV Всероссийского конкурса «Голоса России» и конкурса им. Рахманинова. Сергей Захаренков – тоже дипломант этого конкурса. Аня в прошлом году ездила в Курск на конкурс им. Надежды Плевицкой, получила диплом, а Елена Хрол в ноябре стала дипломантом Всероссийского конкурса им. Лидии Руслановой в Саратове.
Хоть и нет у нас в ансамбле официально статуса солиста, но каждый стремится подготовить собственную программу, показаться на конкурсе. Это замечательный стимул профессионального роста. К рахманиновскому конкурсу в Ивановке, например, каждый готовит шесть произведений – такое требование.
В программе много хореографических номеров. Коллектив тесно сотрудничает с балетмейстером, заслуженным артистом России Анатолием Полозенко.
Всего год работает у нас после окончания института Виталий Цыков. Хороший музыкант, баянист. Я уже упоминала про Александра Андреева, который руководит нашим оркестром. Добавлю, что коллектив стал лауреатом на IV Всероссийском конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов. Александр прекрасно знает гармонию, знает народный хор, имеет замечательный музыкальный вкус, талантливый аранжировщик. В совершенстве владеет инструментом – и не одним. Про баян я уже не говорю.
Вообще, все наши оркестранты – высоко профессиональные люди. Пожалуй, не знаю такого музыканта в городе, как Андрей Бегаев (ударные). Очень надёжный человек. Я его называю сердцем нашего ансамбля. Сердцем, которое бьётся, работает бесперебойно. Саша Губарев (бас-гитара). Две домристки у нас работают по совместительству. Это Лена Андреенкова, которая считается одной из лучших. Не только у нас – она и в оркестре Дубровского лучшая, солистка этого знаменитого коллектива. И домра-альт Татьяна Колесникова. Флейтист Евгений Дубровин настолько совершенно владеет инструментом, что просто слов нет. Он сейчас заканчивает институт искусств и работает у нас. Что очень важно для ансамбля, играет и на жалейке, и на других духовых народных инструментах... О каждом можно много доброго сказать.
- Словом, у вас – коллектив единомышленников, каких-то трений и конфликтов не возникает?
- Утверждать, что всегда всё идеально, наверное, будет неправильно. Ведь творческие люди собрались под одной крышей, индивидуальности. Но, в целом, у нас доброжелательная атмосфера. Думаю, для всех наш ансамбль, как семья... Стучу по дереву, боюсь сглазить.
За шесть лет существования нашего ансамбля у него появилось много друзей, поклонников, которые ходят на все наши концерты, постоянно приглашают нас к себе. Не люблю популярное сегодня словечко «спонсоры», но никогда искусство не обходилось без «меценатов» - настоящих почитателей и знатоков культуры. В числе таких людей для нас генеральный директор завода ЖБИ Владимир Николаевич Бондарь, генеральный директор ООО «Агромир» Сергей Николаевич Лазаренков. Творческие связи с военнослужащими – это особая тема. Нас очень любят в Шаталове, приглашали туда постоянно, мы часто выступали в местном ДК.
- Надеюсь, что после этой публикации подобных приглашений станет больше. Спасибо вам за интервью, Лариса Ивановна, успехов вашему замечательному ансамблю, и – до новых встреч!







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№3(115)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич