Главная | Архив |

  МЫ - НЕ ВЫ!  
   

ВУЗ или карапуз?

 

Юлия Овчинникова,
студентка СмолГУ, 21 год

С рождением ребёнка меняется всё – и ты сама, и вся твоя жизнь. К примеру, если раньше я могла спать как убитая, несмотря ни на что, то теперь просыпаюсь от каждого шороха. Иногда мне кажется, что и сквозь сон я слышу, как посапывает моя дочурка.
Те, кто считают, что быть мамой легко и просто, конечно же, заблуждаются, впрочем, как и те, кто считают это непосильной ношей. Это не легко и не трудно – это просто по-другому… Я мама умной и красивой малышки с загадочным именем Элиза. Она родилась летом, как я и ожидала, – ночью. В тот день я даже и не думала, что это чудо произойдёт именно СЕГОДНЯ. У меня не было никаких предчувствий, как у большинства мам. Я проспала почти весь день. Просто лежала на больничной койке и думала, как же мне одиноко… Последние недели перед рождением малыша – самые тяжёлые. Ты усталая и измученная, тебе кажется, что ещё нескоро тебя ждёт встреча с долгожданным. Но это не так! Малышу не терпится посмотреть на этот мир. И вот уже тебе протягивают драгоценный свёрточек, и ты понимаешь, что ты – самая счастливая на свете и больше тебе уже ничего не надо!
Почти сразу ушли сомнения о том, что я не смогу, непременно что-то сделаю не так. Несмотря на молодость и неопытность в отношении детей (как же, ведь они такие маленькие, даже страшно дотронуться, а вдруг что-то сломаю!), я сразу поняла, что всё у нас будет хорошо. Материнский инстинкт помогает там, где знания бессильны. Он заложен в каждой женщине и девочке.
Вспоминаю, как я была расстроена в 3 часа ночи, потому что медсестра куда-то унесла пакет с моими вещами, среди которых был и телефон, так что я никому не могла позвонить и сожалела, что никто не может порадоваться вместе со мной, и наш папа спокойно спит и даже не знает о своём новом статусе. Наконец, в 7 утра я смогла поделиться своим счастьем.
Лиза появилась вскоре после окончания мной 4-го курса университета. Оставалось-то всего доучиться один год, а мне пришлось взять академический отпуск. Но я так рада быть мамой! Дочкино личико такое родное, такое знакомое, как будто я знала её всю жизнь. В конце концов, годом раньше, годом позже – какая разница? Всё равно я закончу университет. Спасибо нашим родителям, которые очень помогают в воспитании внучки. Без них, конечно, было бы труднее…
Забавно вспоминать, как мы с маленькой (когда она ещё не родилась, конечно) ходили вместе на лекции. Я смеялась, что у неё уже есть любимые предметы. Иногда она тихонько сидела в животике, а иногда «хулиганила» - ворочалась, стучала ножкой, как будто приплясывала. А может, это она так выражала своё удовольствие от учебного процесса?
Каждый решает для себя, что важнее – ребёнок или карьера. Но я считаю, что ребёнок гораздо важнее! Просто у многих людей сейчас нарушена система ценностей. Они живут только для себя, и карьеру только для себя и делают, прячась за словами: «Я хочу, чтобы у моего ребёнка было всё самое лучшее. Вот сначала добьюсь чего-то в жизни и тогда уже подумаю о ребёнке». Так можно ведь и всю жизнь «добиваться» и в итоге остаться в одиночестве. Но когда уже есть ребёнок, стимул двигаться вперед будет куда больше. Ведь есть для кого жить!
Мне кажется, что мы с моей дочуркой всё ещё единое целое, ведь так недавно наши сердца бились совсем рядом. Когда мне приходится куда-то уходить, пусть даже ненадолго, я по ней очень скучаю и волнуюсь за неё. Хочется не разлучаться ни на минуту!
Теперь каждый день приносит новые открытия. Первая улыбка, первый смех, первый зубик, первая ложка каши, первое слово, первый робкий шажок… Мы словно растём вместе. Скучать нам некогда! Поэтому мне искренне жаль людей, которые жалеют меня. Как же, сидит, бедняжка, дома с ребёнком. А мы не сидим, мы гуляем, читаем, играем, смеёмся и разговариваем друг с другом (конечно, пока что только я понимаю её язык, но ничего – всё ещё впереди). И нам так хорошо вместе!

Юлия Виноградова,
студентка 5 курса заочного отделения филологического факультета СмолГУ, 22 года

Я узнала о своей беременности в начале четвертого курса. Новость меня не удивила: о своей будущей семье я задумалась еще на третьем курсе. Родные были рады, а мы с мужем больше всех. Мне предстояло решить: остаться на очном отделении или перевестись на заочное. Главную роль сыграло то, что я иногородняя, живу не в Смоленске, и не смогла бы психологически переносить долгую разлуку с ребенком. Пройдя педагогическую практику, я перевелась на заочное: на большом сроке беременности стало трудно посещать занятия. И сейчас я нисколько не жалею об этом. Я могу уделять необходимое внимание своей семье, и на учебу времени хватает.
Беременность и роды, по воле Божьей, прошли настолько легко, насколько это могло быть. Я тщательно готовилась, прочитала много специальной литературы. Все мои мысли и действия были направлены на вынашивание малыша. Решила, что приму его любым. Был огромный страх перед будущим. Мне казалось, что после родов не останется времени на себя, что я буду во многом ограничена. Но все оказалось наоборот: жизнь заиграла новыми красками. Рожала я в роддоме на Кирова. Спасибо врачу и акушеркам за помощь и поддержку. Низкий поклон докторам, которые ответственно относятся к своей работе, помогают женщинам в столь важные моменты жизни.
Имя дочке выбирала заранее. Прочитала специальные книги. Остановилась на именах Анна и Ксения. Когда состоялась первая встреча с малышкой, поняла - назову Ксюша. Первое время приходилось трудно: нужно было познать ребенка, подстроиться под него. Необходимо было много терпения и старания, а больше всего - любви.
Я искренне благодарна Богу за то, что мне позволил подарить человеку жизнь. Мой ребенок - это смысл моей жизни. Все, что я делаю - для моей дочки. Какое счастье наблюдать за развитием своего малыша! Каждый день узнаешь что-то новое. Все обиды и проблемы отступают, когда видишь лучистые глазки и милую улыбку ребенка.

Ия Орлова,
студентка 5 курса СмолГУ, 21 год

Сначала было сложно понять, что значит быть беременной. Меня переполняли противоречивые эмоции. Я не могла понять, рада этому или нет, хотя, конечно, аборт был исключен. Поначалу я даже не осознавала, что беременна. И пока ребенок не шевельнулся первый раз, было сложно представить себе, что в животе кто-то живет. Это очень странное чувство. Когда я увидела свою Эллу, то долго удивлялась, как все продумано: внутри меня жил еще один человек с такими же ручками, ножками, ресничками, пальчиками и ноготками на них. Пока это сам не испытаешь, не поймешь.
С рождением малышки моя жизнь очень сильно изменилась. Вообще-то я люблю гулять, танцевать. Но на время беременности я от всего этого отказалась. Бросила курить. Не употребляла спиртного. Сама беременность прошла легко. Мозг женщины перестраивается на этот период: ты начинаешь думать о ребенке, стараться вести такой образ жизни, чтобы ему было комфортно. Я не могла долго находиться в гостях, максимум выдерживала час, потом возвращалась домой. Сказывался, конечно, и токсикоз.
Рожала я в Кировском роддоме. Сейчас там практикуются так называемые палаты «Мать и дитя». Сразу же после родов ребенок находится рядом с мамой, его никуда не уносят, как раньше. В одной палате со мной были еще две мамочки. Хорошо, что когда дети появляются на свет, то не очень хорошо слышат, иначе бы они своими криками будили друг друга беспрестанно. В первые дни я просыпалась от всех криков, только потом я начала отличать голос своего ребенка от криков других детей.
На момент рождения ребенка я не знала ничего, даже как правильно держать новорожденного. Все было ново и поэтому страшно – вдруг я что-то сделаю не так. Приходилось задавать очень много вопросов. Персонал не очень дружелюбно реагировал на мои каждодневные расспросы. А однажды медсестра вообще заявила: «Мне кажется, что ты не можешь установить контакт с ребенком». Такое отношение усилило мою послеродовую депрессию. В той или иной форме это бывает с каждой женщиной. Меня, например, очень раздражало, что маленькая ночью плачет. Я не сразу почувствовала то неземное счастье, которое приходит с появлением ребенка, и по этому поводу очень переживала. С возвращением домой настроение улучшилось, потому что вокруг были мамы, бабушки, готовые мне все показывать и объяснять. Спасибо моему мужу, который мне очень помогал, особенно вначале. Мы даже попеременно дежурили по ночам.
После родов посещали завистливые мысли о тех, кто может распоряжаться своим временем как угодно, а у тебя теперь распорядок дня подчинен жизни твоего ребенка. Утром я встаю, когда дочка встает, вечером ложусь после того, когда она уснет. Но теперь уже я не представляю, что могло бы быть как-то иначе. Такое ощущение, что я всегда так жила.
Встал вопрос о моем дальнейшем обучении. Здесь мне очень повезло: у моей мамы и у мамы моего мужа есть возможность сидеть с ребенком. Они сами предложили мне остаться на очном отделении. Если бы такой возможности не было, конечно, я бы перевелась на заочное. Хотя я не вижу в этом особого смысла. В учебном процессе самое сложное – подготовка к экзаменам. Если бы я училась на заочном отделении, мне бы все равно пришлось к ним готовиться. Так что, я не вижу особой разницы между очным и заочным обучением. Чем ребенок становится старше, тем больше он требует к себе внимания. В маленьком же возрасте дети очень много спят, с ними не нужно так много общаться, играть, следить за тем, чтобы они были осторожны. Поэтому я решила поскорее выучиться, чтобы потом, когда это будет особенно нужно, все время отдавать дочурке.


 



 

Сильный слабый пол

 

Ф.И.О.: Руденко Валерия Вячеславовна.

Дата рождения: 18.12.1987

Место учебы: Смоленский филиал Московского университета МВД России (СФ МосУ МВД РФ).

Любимые занятия: все, чем довелось заниматься в жизни: читать, учиться, петь, танцевать и так далее. В общем, самосовершенствоваться. И еще общаться с интересными людьми.

Конкурсы в Смоленске: «Мисс Молодежная политика» (2009), «Студент года» (2009), «Выборы по-новому» (2007, 2008, 2009).

Конкурсы в Москве: на соискание Премии В. Потанина (2007 и 2008). Оба раза успешно.

 

- Почему ты выбрала именно эту профессию?
- Я решила пойти по стопам отца, верила в то, что смогу изменить мир к лучшему (вполне обычное желание любого человека в период подросткового максимализма) и хотела получить хорошее образование.
- Не испугали тяжелые условия обучения: физическая подготовка, казармы, стрельбы?
- Нет, не испугали. На ум приходят два известных изречения: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» и «Не так страшен черт...»
- В условиях, «приближенных к боевым», бывает сложно не только физически, но и морально.
- Я бы сформулировала так: «В условиях, приближенных к боевым, всегда сложно морально, физически - лишь изредка».
- Трудно ли оставаться милой, доброй, нежной при такой жизни?
- Бывает трудновато. Но женщина на то и женщина, чтоб всегда ей оставаться.
- А как мужской коллектив относится к «женщинам с винтовкой»?
- Мужчины относятся по-разному. Некоторые начинают видеть в «женщине с винтовкой» «своего парня» и относиться соответственно. Но, на мой взгляд, все зависит от уровня воспитанности молодого человека. На самом деле, это просто беда современности: редко от какого парня можно ожидать джентльменского обращения. Хотя в этом виноваты не только мужчины, но и женщины, которые в погоне за равноправием подчас теряют свою женскую сущность. С какой, собственно, стати мужчина должен относиться к тебе, как к слабому полу, если ты на каждом углу кричишь, что «все мужики слабаки, а женщины - сила»? За что, как говорится, боролись... Да, нужно быть сильной, самодостаточной, способной «и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти», но только тогда, когда этого некому сделать. Нужно видеть в себе, прежде всего, Женщину с большой буквы, а сильным полом пусть всегда остаются мужчины.
- Присутствует ли дух соперничества?
- Что касается соперничества, то в нашем коллективе его ровно столько, сколько и среди представителей других профессий.
- На конкурсах тоже можно говорить о соперничестве. Почувствовала на собственной шкуре?
- Не особо. Мне, наверное, повезло (а, может, наоборот - это как посмотреть), но на тех конкурсах, в которых я участвовала, все было вполне дружелюбно. Я считаю, это, прежде всего, игра и возможность пообщаться с интересными людьми.
- Что дают такие мероприятия молодежи и городу?
- Уверена, что каждый извлекает из таких мероприятий то, что нужно именно ему. Поэтому не берусь говорить за всех. Но хочется верить, что для большинства конкурсы послужили возможностью научиться чему-то полезному и доброму, приобрести способность брать на себя ответственность и вносить свой вклад в жизнь и развитие города и его жителей. В общем, быть не самовлюбленным эгоистом, а человеком, знающим не понаслышке о том, что такое взаимопомощь.
- Что они дали тебе? Чему ты научилась?
- Научилась разбираться в людях, видеть, кто к чему и какими методами стремится.
- Сегодня, будучи уже на пятом курсе, как ты можешь оценить учебу?
- Бывали, конечно, и трудности. Но все они сводились, в конечном счете, к одному - к людям, которые меня окружали.
- Если бы у тебя была возможность вернуться на пять лет назад и вновь стать абитуриенткой, ты изменила бы свой выбор?
- Прошлое не знает сослагательного наклонения. Никогда не стоит жалеть о том, что было в твоей жизни. Я и не жалею. Поэтому - нет, не изменила бы.
- Каковы планы на будущее (стандартный вопрос)?
- Стать Настоящим человеком (стандартный ответ).



 


Девушка за рулем

 

Анна Азарова,
27 лет, водитель такси

Что заставило меня пойти работать в такси? Кризис, кризис и еще раз кризис. Уменьшение зарплаты на основной работе и подтолкнуло пойти на подработку. А ночью только одна приемлемая подработка – такси. Конечно, поначалу было страшно. Первое время ездила по заказам с подругой или другом, а потом ничего, обвыклась, и оказалось, что не так страшен черт, как его малюют. Домашние отнеслись к моей подработке нормально, а друзья сами такие. Подруга, два друга тоже подрабатывают таким образом. Машины сейчас современные девушки в основном покупают сами, род мужчин мельчает.
Первое что слышишь, приезжая на место – «Ооо, девушка!». Естественно, далее следуют все стандартные вопросы: «А вам не страшно?», «А как относится к этому ваш муж (парень)?» В большинстве случаев к девушке-таксисту клиенты относятся очень положительно. По крайней мере, у меня негативных случаев никогда не было. Приставаний, «кидалова» тоже не случалось. Некоторые молодые симпатичные ребята даже частенько предлагают заехать в магазин по пути, угощают шоколадками или мороженым. К девушкам относятся очень хорошо. Диспетчеры рассказывали, что когда я плутала в поисках нужного адреса, пассажир нервничал и интересовался, где этот таксист-идиот. Ему ответили, что это не идиот, а девушка, на что он ответил: «А, ну ладно, тогда подожду». И когда я все-таки приехала, дал еще и чаевых сверху. В основном больше всего чаевых дают пассажирки. Они всегда в восторге от того, как я вожу. Хотя я вожу, как и все, - без бахвальства. Говорят еще, что придут домой и скажут мужу, что девушка за рулем - это все-таки не обезьяна с гранатой. А однажды я слышала о случае, когда муж сам привел жену на работу в такси.
На сменах коллег практически не видишь, только если сам вызываешь такси. А на корпоративах, естественно, внимания к девушкам-таксистам со стороны мужчин бывает очень много. Диспетчеры тоже относятся дружелюбно – они напрямую чувствуют разницу между водителями - девушкой и мужчиной. Хотя я за рулем постоянно уже 4 года, ДТП (тьфу, тьфу, тьфу) никогда не было. Конечно, «редисок» можно встретить, и не работая в такси. Однажды, когда у меня спустило колесо, ни один водитель не помог. Водители из разных такси сидели и смотрели, как я по балоннику прыгаю, а своих рядом не оказалось.
А вообще работа интересная. Я за рулем отдыхаю. Частенько приходится возить очень интересных людей. И, конечно, радует, когда пассажиры спрашивают позывной, чтобы следующий раз вызвать именно меня.

Оператор Имярек

Когда узнаешь, что в качестве таксистов работают женщины, то сначала немного удивляешься, а потом восхищаешься этими самоотверженными героинями. Они не боятся ездить поздним вечером и ночью, а ведь именно в это время встречается много пьяных или нечестных на руку пассажиров. Конечно, диспетчерам приходится учитывать специфику женского характера. Одни девушки-водители наравне с водителями-мужчинами берут любые заказы, едут туда, куда бы другие на их месте не решились. С такими девушками приятно и легко работать. Другие же начинают ныть, что не знают, где находится указанный адрес, просят снять с них заказ, или едут вместо десяти минут все тридцать (и это хорошо, если приезжают!) Таких очень мало. Надо отметить, что «ломаются» наши девушки намного реже, чем мужчины. Во всяком случае, помощи у коллег просят нечасто. Пассажиры, в основном мужчины, часто перезванивают, просят передать слова благодарности нашим таксисткам. Женщины ответственнее относятся к своим обязанностям. В нашей работе это очень хорошо видно. Большинство девушек ждет своих пассажиров до последнего, если те задерживаются и не выходят. Бывает, что человек в сотый раз перезванивает и вновь уточняет, какая машина к нему должна подъехать. Если после озвучивания марки, цвета и номера, добавляешь: «За рулем девушка», то обычно нервничающий и уже готовый отменить заказ пассажир резко оживляется и добавляет: «Тогда жду, конечно, жду!»


 


Слово Мастера

 

23 марта отметит свой 70-летний юбилей Геннадий Самуйлович Меркин — русский и белорусский литературовед, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель России, автор около 400 статей и более 20 книг (монографий, учебников, учебных и методических пособий для средней школы) по проблемам филологии, методики преподавания литературы в средней и высшей школе. По его учебникам познают мир литературы школьники почти восьмидесяти регионов.

 

Его добрые лучистые глаза словно заглядывают в душу. Настроившиеся на скучное изложение теории, такое привычное на других предметах, студенты филологического факультета с удивлением отложили в сторону ручки. «Я люблю хвастаться, примите как данность» - профессор лукаво улыбнулся, - «И сейчас я буду это делать».
Рассказ преподавателя пестрит шутками, веселыми присказками. «Много лет назад, в институте у меня было прозвище Ван Клиберн. А почему? На фортепиано играть я не умею, петь-танцевать тоже не умею. Дело в том, что шевелюра моя была шикарная, как у него. А теперь…», - профессор потирает лысину, - «волос почти не осталось… Потому что каждый раз я рвал на себе волосы после педагогических ошибок». Студенты улыбаются. Задумываются.
«Я вас любил…», – каждой девушке, сидящей за партой в аудитории кажется, что он обращается только к ней. «Любовь еще быть может…», – от таких слов захватывает дух. «В душе моей / Угасла не совсем…», – и веришь, веришь его вдруг помолодевшему голосу. А потом еще раз «Я вас любил…», но уже не так взволнованно, скорее задушевно, таинственно. И в третий раз студенты услышали «Я вас любил…», – на этот раз так, как, наверное, мог бы читать и сам Пушкин, с задоринкой. Это не фантастика. Так Геннадий Самуйлович Меркин показывает прием, который можно применять на уроках литературы. С легкостью он проделывает то же самое и с есенинским стихотворением «Собаке Качалова». Аудитория поражена, удивлена, шокирована. Это Мастер. Пока студенты лишь созерцатели накопленного педагогического опыта Геннадия Самуйловича. Они чутки, внимательны, они ловят каждую возможность познать хотя бы малую часть методических тонкостей, которые Мастер расточает с невиданной щедростью. У него нет ни одного неточного движения, ни одного ненужного слова. Уже в начале дороги он знает, к чему придет в конце. Студенты - не такие. Студенты только учатся. Но рано или поздно они смогут привести в мир литературы своих учеников, с той же легкостью, с какой это делает Геннадий Самуйлович.
О современной школе
По сравнению с советской школой в нынешней дети остались прежними. В этом глубоко убеждён Геннадий Самуйлович. Они, конечно, отличаются от предыдущих поколений, но хороши, как любые дети. Конечно, дети обладают правом осознанного и ответственного выбора. Правда, на этот выбор начали покушаться. Министерство «предлагает» сверху уже готовые решения, которые порой в школе не применимы. Жаль, сокрушается педагог-практик, что мнения специалистов подчас тоже игнорируются, а то и вовсе не спрашиваются. Все заранее распланировано, запрограмировано. Прагматизм – это хорошо, и технологии естественны при компьютерах. Однако потихоньку из современной школы уходит слово «любовь». А каждый ребёнок требует внимания и любви. Только любить детей сейчас некогда: все спешат «по своим домам, своим квартирам». Не хватает искренности в отношении к детям. В школе сейчас неоправданно много пишут, много ненужного: рефераты, портфолио… Школа превращается в сферу образовательных услуг, как парикмахерская или банно-прачечный комбинат.

О ЕГЭ
ЕГЭ – это форма государственного контроля, причём в худшем варианте, по мнению Геннадия Самуйловича, за всю историю отечественного образования. На ЕГЭ по литературе проверяется не уровень миропонимания, гуманитарного и гуманистического сознания, постижения художественного замысла автора, а формальные знания. Среди молодёжи стало модным нечтение. Вероятно, что это серьёзно отразится на её жизни. Руководство образованием предпочитает не замечать своих погрешностей.

О будущем
Безусловно, предмет «литература» останется. Только непонятно пока, что останется – желание познать шедевры мировой литературы или желание «сдать» ЕГЭ. «Сдают то, что не нужно, – отмечает Геннадий Самуйлович. – То, что пригодится, – держат». Действительно, в русской школе всегда «держали экзамен». А сейчас «сдают». Определить в тексте те или иные изобразительно-выразительные средства сможет почти каждый. А вот дорога к познанию себя вместе с писателем не так проста. Видимо, поэтому ею мало кто хочет идти. Иосиф Бродский как-то сказал: «роман или стихотворение – продукт взаимного одиночества писателя и читателя». Школьники, увы, так не считают сейчас. И теперь от учителей зависит в будущем, изменится ли отношение к литературе и в какую сторону.

О современной литературе
Любой ученик – дитя современной цивилизации. Поэтому отрывать его от культурной ситуации его времени не стоит. Даже, можно сказать, замечает Геннадий Самуйлович, что просто необходимо начинать знакомство с современной литературой уже в начальных классах. Но книга книге рознь, как говорится. Необходимо обращать внимание на этические, моральные проблемы, поднимаемые современными произведениями. Не всякая книга несёт добро. Это горькая правда. Детская книга не должна вызывать никаких сомнений с нравственной точки зрения. Её основная функция во все времена – помогать школьному воспитанию, быть его опорой. Во всём нужна система. Шаг за шагом надо создавать у наших ребят ощущение причастности не только к культуре прошлого, но и к культуре настоящего, в котором они живут сами. Они должны видеть эту невидимую нить, связывающую наследие, оставленное им предыдущими поколениями, и то, что они сами создают сегодня. Именно они повлияют на будущее. Ребята сегодня окружены новомодными техническими «штучками», бывают втянуты в политические дела, серьёзно рассуждают о финансовых кризисах. И среди всего этого «разнообразия» не знают, что рядом с ними живут талантливые писатели, что они такие же живые люди, с которыми можно и нужно общаться.

О настоящем учителе
Лучший учитель, утверждает Геннадий Самуйлович, - учитель, который любит детей. Современная педагогика часто подменяет ЛЮБОВЬ такими понятиями, как технология, инновация, компетенция. Учитель может быть талантливым, остроумным, многознающим. Но если он не любит детей – грош ему цена.
Будучи директором школы, признаётся Геннадий Самуйлович, никогда не ставил в один класс всех «сильных» учителей. Почему? Потому что в течение одной только четверти каждый из них постарается доказать ребятам, что его предмет – самый важный. А это, в свою очередь, скажется на детях. Все знать невозможно и не нужно. Важно научить детей жить и любить. Всё остальное – вторично и приложится. Сейчас разворачиваются дискуссии по поводу того, что важнее: семья или карьера. Как настоящий учитель, Геннадий Самуйлович считает, что важнее быть хорошим человеком, создать крепкую семью и прожить достойную жизнь. Перед его глазами всегда стоит идеальный в этом плане учитель – Лев Толстой. Полная свобода, отсутствие запретов, поэтому и отсутствие нарушений. Но при этом – никакого панибратства, потакания и заигрывания. Настоящая любовь требовательна, и должна делать человека лучше.

О настоящем ученике
Когда спрашиваешь об этом Геннадия Самуйловича, он приводит такой пример. Однажды мальчик, весьма посредственно относящийся к литературе, на уроке в 11 классе в советское время задал учителю коварный вопрос, не лишённый наивности: «Как Вы относитесь к высылке Солженицына?» Учитель опустил руку в карман: «А вы хотите, чтобы меня здесь завтра не было? Тогда я отвечу». Про Солженицына больше не заговаривали. Прошло 25 лет. На одном вечере встреч выпускников тот ученик, уже будучи отцом двоих детей, подошёл к Геннадию Самуйловичу и спросил: «А зачем Вы тогда руку в кармане держали?» Остаётся просто мечтать о таких ребятах, которым и через четверть века будет интересно все то, о чем в школе не договорили… А в кармане Геннадий Самуйлович держал «фигу», чтобы не соврать перед собой.


 

Дата рождения: 23 марта 1940 года
Место рождения: г. Витебск.
1957 год - поступление на филологическое отделение Полоцкого пединститута им. Ф. Скарины.
1962 год – получение диплома учителя с отличием в Могилёвском педагогическом институте, куда был переведён в 1959 г. в связи с расформированием института в Полоцке.
1962 - 1981 гг. - работа в г. Вязьме завучем в школе рабочей молодежи, заведующим методическим кабинетом гороно, учителем русского языка и литературы, директором средней школы № 5.
1979 год - защита диссертации «Н. Рыленков — лирик. (Вопросы поэтического мастерства)» на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Московском государственном педагогическом институте.
1981 - 1995 гг. - доцент кафедры литературы СГПИ.
1993 - 1995 гг. - одновременно с работой в университете руководит смоленским издательством «ТРАСТ-ИМАКОМ», где были выпущены учебники и учебные пособия региональной направленности, книги прозы, поэзии, том «Смоленск. Краткая энциклопедия» (ответственный редактор Г.С. Меркин), серия книг «Свидетельства о XX веке», авторы которых – представители смоленской научной и творческой интеллигенции.
1995 год - защита докторской диссертации «Проблемы сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе» в Московском ГПУ.
1996 год - присвоение учёного звания профессора.
1998 – 2009 - заведующий кафедрой литературы и русского фольклора СГПУ, ныне СмолГУ.
Сейчас профессор кафедры литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета.
 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№3(115)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич