О его жизни известно крайне
мало. По официальным биографическим данным,
Рихард Фризе родился 15 декабря 1854 года в г.
Гумбиненнен в Восточной Пруссии, ныне город
Гусев Калининградской области, в семье
госслужащего. После окончания школы юный Рихард
работал помощником в магистратуре г.
Гумбиненнен, уже в этот момент были заметны его
способности к рисованию. Поэтому в 1871 году он
переезжает в Берлин. Здесь молодой человек
обучается литографии, посещает школу
художественных ремесел. Особо он проявляет
интерес к рисованию животных. Поэтому в Берлине
Р. Фризе часто наведывался в зоопарк, где с
натуры рисовал различных животных. Его рисунки в
качестве иллюстраций публикуются в журналах. С
1877 по 1880 год Р. Фризе учился в Берлинской
Академии художеств. По окончании обучения в
Академии Р. Фризе, ставший профессиональным
художником-анималистом, открыл в столице
собственное ателье и работал настолько успешно,
что картину, которую он выставил на большой
выставке искусств в Берлине в 1881 году, купил
кронпринц Фридрих Вильгельм. Так началась
успешная карьера Р. Фризе как
художника-анималиста. В 1892 году его приглашают
преподавать в Академию художеств. А в 1896 году
ему присваивается звание профессора Академии
художеств. Он много путешествует: в Сирию и
Палестину, в Норвегию и Канаду, на Шпицберген и
северные острова, где с удовольствием наблюдает
за жизнью так любимых ему диких животных, рисует
их с натуры. Мы располагаем тремя копиями картин
Рихарда Фризе «Семья львов в саванне» 1883 г.,
«Стадо лосей на горном склоне» 1908 г., «Белый
медведь с двумя медвежатами на снегу» и можем
представить их на суд читателей. Но нередко
мотивы для своих произведений он находил и на
своей малой родине - в Восточной Пруссии. Дело в
том, что как художник-анималист Р. Фризе
пользовался особым расположением кайзера
Германии Вильгельма-второго – большого любителя
охоты. Картины Р. Фризе на охотничьи темы
явились прекрасным дополнением к внутреннему
убранству охотничьего дома кайзера в Роминтене,
ныне поселок Радужное Нестеровского района
Калининградской области. В 1909 году кайзер
Вильгельм-второй в окрестностях своего
охотничьего хозяйства в Роминтенском лесу
застрелил оленя с многочисленными отростками на
рогах. Охотничий трофей императора оказался
настолько хорош, что его было решено увековечить
в бронзе. Заказ было поручено выполнить Рихарду
Фризе. Великолепная скульптура Оленя появилась
напротив охотничьего домика Хубертускапеллы на
невысоком постаменте в 1910 году. Через
несколько лет дополнением памятнику Оленя стали
четыре большие, прекрасно выполненные бронзовые
скульптуры лежащих Оленей, словно встречающих
гостей кайзера, установленные в его охотничьей
вотчине по обе стороны моста через реку Роминта.
Все скульптуры Оленей благополучно простояли в
Роминтене до октября 1944 года, когда в эти
места с боями вступили части Красной Армии. Бой
за Роминтен скульптуры перенесли без потерь. Но
потом они исчезли. О том, как появилась
скульптура гордо стоящего красавца Оленя работы
Р. Фризе в нашем городе, журнал «Смоленск» писал
в мартовском номере за прошлый год. К сожалению,
судьба четырех бронзовых скульптур лежащих
Оленей до сего времени неизвестна. Автор данной
статьи долгое время искал биографические данные
и фото Рихарда Фризе. Поиски желаемой информации
шли трудно и долго. И вот наконец удача! По
запросу в архив немецкой Академии художеств из
Берлина за подписью директора архива Ульрихи
Мёйленбек пришел ответ с копией единственной
сохранившейся фотографии Рихарда Фризе за 1900
год. На фотографии, сделанной в центре Берлина в
ателье на ул. Унтерденлинден, скульптор Рихард
Фризе предстает в свои 46 лет в строгом парадном
костюме-тройке с галстуком и в белой рубашке.
Горящий взгляд подтверждает творческую натуру
большого художника. Впереди 18 лет творческой
жизни. Рихард Фризе умер 29 июня 1918 года на
64-м году жизни в Бад Цвишенайне (Ольденбург).
Возможно предположить, что смерть скульптора
наступила в результате эпидемии «испанки» -
разновидности гриппа, косившей в то время
жителей Европы.
В 2010 году детищу скульптора Рихарда Фризе –
бронзовому Оленю, стоящему в центре Смоленска на
Блонье, исполняется 100 лет. В последние
десятилетия скульптура пережила несколько
нашествий варваров, которые обламывали ей рога,
делали на памятнике непристойные надписи. К
сожалению, и сегодня скульптура Оленя находится
в плачевном состоянии: рог Оленя повторно
отпилен вандалами. Из-за частых лазаний на спину
Оленя детей и подростков металл этой части
скульптуры истончился до критического состояния.
Хочется верить, что администрация города при
подготовке к празднованию 1150-летия Смоленска
запланирует проведение необходимых
реставрационных работ скульптуры Оленя,
предусмотрев при этом установку скульптуры на
невысокий пьедестал, как это было предусмотрено
первоначально Рихардом Фризе, а также
изготовление и установку высокохудожественной
металлической ограды вокруг скульптурного
памятника, которая должна обеспечить в будущем
его сохранность.
|
|