Жизнь человека измеряется не
только прожитыми годами, но событиями и
впечатлениями, встречами с интересными людьми и
результатами своей работы… Любой…
30 января в Выставочном зале музея-заповедника
открылась выставка с красивым названием МЫ – ЭХО
ДРУГ ДРУГА… Выставка юбилейная, посвящённая
70-летию Вячеслава и 35-летию творческой
деятельности Веры Самариных.
Название придумал Слава, пригласил меня, я –
гость на выставке, но, судя по названию, больше,
чем гость, мы – эхо друг друга, прожившие вместе
довольно долгую жизнь.
Вообще, эхо – это не только отзвук голоса в
лесу, в горах… Это – понятие, близкое к
пословице «как аукнется, так и откликнется».
Ведь не зря Слава назвал свой диптих, а затем и
триптих «Эхо». Это – рядовой Мухин, который с
войны не вернулся, и Васильевна, которая его не
дождалась. Художник вообще - эхо своего времени,
и любое событие так или иначе отзовётся в его
душе, и этот отзвук – это эхо – услышит зритель…
Когда Слава принёс в выставочный зал
«Васильевну», Людмила Викентьевна, тогда –
заведующая выставочным залом, увидев её,
заплакала. Так откликнулась в ней война, которая
оставила столько вдов в российских деревнях.
Последняя работа триптиха «Эхо», законченная уже
сейчас, носит название «Страна березового
ситца», образ Родины, страны Есенина, так
любимого Самариным. Здесь и кресты поминальные,
ведь в первой редакции эта картина называлась
«Крестный ход памяти матери».
В общей сложности на этот триптих ушло более
двадцати лет. И он считает его главной работой
своей жизни. Он и в зале выделен экспозиционно,
где три двухметровых холста помещены в центр
зала.
Самарин много ездил по стране. Поехав на Белое
море студентом третьего курса со Славой
Марышевым – своим однокурсником, он «привёз»
оттуда «Поморов», которые стали его дипломной
работой.
В течение десяти лет Слава ездил на Белое море,
в Нижнюю Золотицу, откуда и «Южный ветер», и
«Иван Митрич Бронников». Бронников у него и в
«Поморах», и былинный богатырь, и персонаж
складня «Храм», и в более поздней работе –
«Документальный портрет» («Коллаж»).
Результатом поездок на Дальний Восток, в
Хабаровский край и Туву стали триптих
«Сихотэ-Алинь» и диптих «Не пройдёт и полгода» –
«Напарник» и «Поёт Анна Герман». А после поездки
в Ямало-Ненецкий национальный округ, где Слава
месяцами кочевал с ненцами-оленеводами, была
написана картина «Весна».
Как сказал в своё время академик, народный
художник С.Ткачёв, «у В.Самарина – счастливая
судьба, он честно делает то, что ему близко и
дорого, он душой болеет за всё, с чем
сталкивается в жизни, и это драгоценно».
Много можно рассказать о Славиных работах, да и
о своих тоже – у каждого – своя история. Но
главное, что работы Самарина, за редким
исключением, из собрания музея-заповедника,
закупленные в разные годы Союзом художников и
Министерством культуры СССР и России, они были
собраны в одном месте – в Смоленском музее, и
поэтому показать всё сделанное было легко.
О своих работах говорить сложно. Слава и
сотрудники музея, на мой взгляд, сделали очень
хорошую экспозицию. Графика и живопись легко
соседствуют, дополняя друг друга.
На встречах со зрителями я часто говорю, что эта
серия была на выставке графики, или эстампа, на
республиканской или всесоюзной – это было
признанием.
Когда в 2005 году меня пригласили участвовать в
республиканской выставке «Графика – век XX – век
XXI», я была счастлива! А когда на вопрос «какие
работы надо послать?», секретарь Союза
художников, академик Н. Воронков ответил:
«Любую, на усмотрения МАСТЕРА»! Большего мне не
нужно!
Выставка работает, но нам грустно, что она
последняя… Нам жаль расставаться с этим залом, к
которому мы привыкли за долгие годы. Вся
творческая жизнь Союза художников прошла в этих
стенах, овеянных особой аурой, так созвучной
тому, что делаем мы – обращаемся к душам и
сердцам людей!
|
|