Главная | Архив |

  Смоленск выставочный  
   

Вера САМАРИНА

 

МЫ – ЭХО ДРУГ ДРУГА…

 

 

Жизнь человека измеряется не только прожитыми годами, но событиями и впечатлениями, встречами с интересными людьми и результатами своей работы… Любой…
30 января в Выставочном зале музея-заповедника открылась выставка с красивым названием МЫ – ЭХО ДРУГ ДРУГА… Выставка юбилейная, посвящённая 70-летию Вячеслава и 35-летию творческой деятельности Веры Самариных.
Название придумал Слава, пригласил меня, я – гость на выставке, но, судя по названию, больше, чем гость, мы – эхо друг друга, прожившие вместе довольно долгую жизнь.
Вообще, эхо – это не только отзвук голоса в лесу, в горах… Это – понятие, близкое к пословице «как аукнется, так и откликнется». Ведь не зря Слава назвал свой диптих, а затем и триптих «Эхо». Это – рядовой Мухин, который с войны не вернулся, и Васильевна, которая его не дождалась. Художник вообще - эхо своего времени, и любое событие так или иначе отзовётся в его душе, и этот отзвук – это эхо – услышит зритель…
Когда Слава принёс в выставочный зал «Васильевну», Людмила Викентьевна, тогда – заведующая выставочным залом, увидев её, заплакала. Так откликнулась в ней война, которая оставила столько вдов в российских деревнях.
Последняя работа триптиха «Эхо», законченная уже сейчас, носит название «Страна березового ситца», образ Родины, страны Есенина, так любимого Самариным. Здесь и кресты поминальные, ведь в первой редакции эта картина называлась «Крестный ход памяти матери».
В общей сложности на этот триптих ушло более двадцати лет. И он считает его главной работой своей жизни. Он и в зале выделен экспозиционно, где три двухметровых холста помещены в центр зала.
Самарин много ездил по стране. Поехав на Белое море студентом третьего курса со Славой Марышевым – своим однокурсником, он «привёз» оттуда «Поморов», которые стали его дипломной работой.
В течение десяти лет Слава ездил на Белое море, в Нижнюю Золотицу, откуда и «Южный ветер», и «Иван Митрич Бронников». Бронников у него и в «Поморах», и былинный богатырь, и персонаж складня «Храм», и в более поздней работе – «Документальный портрет» («Коллаж»).
Результатом поездок на Дальний Восток, в Хабаровский край и Туву стали триптих «Сихотэ-Алинь» и диптих «Не пройдёт и полгода» – «Напарник» и «Поёт Анна Герман». А после поездки в Ямало-Ненецкий национальный округ, где Слава месяцами кочевал с ненцами-оленеводами, была написана картина «Весна».
Как сказал в своё время академик, народный художник С.Ткачёв, «у В.Самарина – счастливая судьба, он честно делает то, что ему близко и дорого, он душой болеет за всё, с чем сталкивается в жизни, и это драгоценно».
Много можно рассказать о Славиных работах, да и о своих тоже – у каждого – своя история. Но главное, что работы Самарина, за редким исключением, из собрания музея-заповедника, закупленные в разные годы Союзом художников и Министерством культуры СССР и России, они были собраны в одном месте – в Смоленском музее, и поэтому показать всё сделанное было легко.
О своих работах говорить сложно. Слава и сотрудники музея, на мой взгляд, сделали очень хорошую экспозицию. Графика и живопись легко соседствуют, дополняя друг друга.
На встречах со зрителями я часто говорю, что эта серия была на выставке графики, или эстампа, на республиканской или всесоюзной – это было признанием.
Когда в 2005 году меня пригласили участвовать в республиканской выставке «Графика – век XX – век XXI», я была счастлива! А когда на вопрос «какие работы надо послать?», секретарь Союза художников, академик Н. Воронков ответил: «Любую, на усмотрения МАСТЕРА»! Большего мне не нужно!
Выставка работает, но нам грустно, что она последняя… Нам жаль расставаться с этим залом, к которому мы привыкли за долгие годы. Вся творческая жизнь Союза художников прошла в этих стенах, овеянных особой аурой, так созвучной тому, что делаем мы – обращаемся к душам и сердцам людей!




 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№3 (103)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич