1857 г. июня 15, после тяжкой
болезни, продолжавшейся 8 месяцев, скончался
смоленский гражданский купец Василий Степанович
Кульбацкий, на 67 году от роду. В.С. Кульбацкий
отличался честностью, благородством и
практической образованностью. Бедный человек
всегда находил в нём помощь, словом и делом.
В.С. Кульбацкий происходил от старинной фамилии
смоленских купцов и родился 26 февраля 1789 г.
Оставшись после отца без всякого состояния и с
большим семейством, Кульбацкий, по выходе из
народного училища, в самом раннем возрасте начал
вести торговые дела и 17-ти лет был уже
хозяином; но в памятный 1812 г., как и многие из
граждан, претерпел участь нашествия неприятеля;
между тем он был при армии, под Тарутиным, и
приобрёл знакомство со многими военными
замечательными лицами, тогда ещё молодыми людьми
Историограф Отечественной войны
генерал-лейтенант А.И. Михайловский-Данилевский
был в постоянной с ним переписке, до конца своей
жизни. После изгнания французов, когда граждане
возвратились в свой родной город, с развитием
дел по торговле началась и служебная карьера
Кульбацкого; в самых молодых летах он был
городовым старостой и потом служил в разных
должностях и с 1829 г. более пяти выборов
Смоленским городским головою. Такое уважение и
доверие к нему общества он вполне оправдывал,
был достойным его представителем и ходатаем. В
1832 г., в проезд государя императора Николая
Павловича, его величество милостиво беседовал с
ним, благодарил за содействие начальнику
губернии при раздаче ссуд жителям г. Смоленска и
выразил монаршее желание, чтобы о всех нуждах
общественных обращался прямо к нему. Везде, где
требовались усердие, ревность и быстрое
исполнение, на Кульбацкого возлагаемы были
поручения. В 1830 г., когда по высочайшей воле
именем г. Смоленска наименован был военный
корабль, по мысли Василия Степановича была
составлена подписка от граждан на икону для сего
корабля Смоленской Божией Матери в серебряной
ризе с украшениями, которая и доставлена была им
в Морское ведомство. Чтобы судить о его усердии,
надобно вспомнить то время, когда с 1829 по 1834
г. он был членом комитета о раздаче ссуды
жителям г. Смоленска, и когда с начальником
губернии Н.И. Хмельницким, они, с 4-х часов
утра, являлись то в одном, то в другом конце
города. Н.И. Хмельницкий вполне ценил труды
Кульбацкого, – и в аттестате, данном ему при
отъезде его из Смоленска в 1837 г., он
благодарил его в следующих выражениях: «Быв
личным свидетелем неутомимой деятельности,
прилежания и усердия к службе нашей,
бескорыстной готовности и самоотвержения к
собственному достоянию, с каким вы стремились
всегда к исполнению возлагаемых на вас
поручений, я нахожу себя в приятной обязанности
изъявить вам мою совершенную признательность».
Преемники Н.И, Хмельницкого также отличали
Кульбацкого и оказывали ему доверие.
Независимо от должности Градского Головы,
Кульбацкий был членом разных комиссий,
существовавших в Смоленске, и построения на
Молоховских воротах церкви во имя Благовещения,
на что, содействием его, как душеприказчика
купца Нольчини, пожертвован значительный
капитал; членом мануфактурного комитета и
выставка изделий Смоленской губ., безвозмездно,
несколько лет, помещалась в его доме; был
директором и казначеем детского приюта, и, как
душеприказчик Нольчини, также содействовал к
пожертвованию на учреждение приюта капитала,
оставшегося после купца Нольчини в расписках и
собранного его, Кульбацкого, заботами и
усердием; директором и казначеем комитета о
тюрьмах, каковую должность занимал до самой
кончины. Детей приюта он любил, как отец, и они,
памятуя своим детским чувством попечения его об
них, провожали до могилы останки этого
благородного, полезного гражданина. Василий
Степанович был истинным христианином и никогда
не отказывался быть полезным в нужде или беде.
За несколько часов до смерти говорил сыну:
«когда будем живы, будем жить для труда. Бог
всех пропитывает сладко жить для ближнего».
Практически образованный, он обладал редкою
памятью, много читал и имел прекрасный дар
слова.
За продолжительную и усердную службу Кульбацкий
был награждён двумя золотыми медалями на
Владимирской и Аннинской лентах и получал
неоднократно высочайшие благоволения.
С 28 на 29 июля 1857 г., в г.
Смоленске скончался на 98 году от рождения
смоленский дивизионный пастор Август Егорович
Лангенбек, муж, – замечательный по высокому уму,
отличному образованию, праведной и полезной для
ближних жизни. Он родился 21 / 9 мая 1768 г. , в
Горнбурге, Ганноверском королевстве, где отец
его был пастором, который и дал ему
приготовительное образование. 17 лет он уже был
студентом в Иене, и что всего замечательнее, был
одним из слушателей Шиллера, преподававшего в
том университете историю; после двухлетнего
нахождения в Иене, где учился теологии,
философии и филологии, Лангенбек отправился в
Гэттинген и там продолжил слушать лекции из тех
предметов; по экзамену в Гэттингене, получил
степень кандидата теологии, после чего несколько
лет находился в родительском доме, занимаясь
воспитанием младших братьев своих, из коих один,
впоследствии, приобрёл себе более чем
европейскую известность, бывши профессором
хирургии в Гэттингене (этот брат Августа
Лангенбека – отец знаменитого профессора
хирургии в Берлине). Кроме обязанности
воспитания братьев, Лангенбек два года
безвозмездно исправлял должность пастора при
двух церквах и доходы отдавал вдовам двух
умерших пасторов. В 1805 г. он получил степень
доктора философии. Был учителем в высшей
гимназии в. Штааде в Ганновере, и глубокая
ученость его, где для него открывался обширный
круг действий. Но прежде, чем окончательно
решить будущее своё направление, он желал
видеться с братьями своими, жившими тогда в
России, и для того, в 1811 г. отправился сюда. В
Могилёве познакомился с помещиком Корсаком, по
просьбе которого сопровождал сына его, в
качестве гувернера, в Берлин для окончания
учёного образования молодого Корсакова; через
два года он возвратился с ним в Россию и
поступил в дом помещика Мевес воспитывать его
сыновей. Исполнив эту обязанность, он наконец
решился возвратиться в Ганновер, и уже в
последний раз навещал и прощался с знакомыми,
любившими его; но неожиданное несчастье изменило
предположения Лангенбека: в отсутствие его дом,
где он жил, загорелся и Лангенбек всё потерял:
деньги, которые старался сберечь, весь гардероб,
и, что для него всего важнее было, драгоценную
библиотеку, богатую редкими сочинениями и
рукописями. Беспомощное положение заставило его
отложить намерение возвратиться в отечество, и
он принял приглашение помещика Хржановского,
вблизи г. Невиля, в доме которого проживал шесть
лет как друг и как ментор. Однако ж мысль о
возвращении в отечество не оставляла его; а
между тем его родители умерли, братья жили
далеко друг от друга; в это время он получил
приглашение занять вакантное место дивизионного
пастора в Смоленске и 16 марта 1819 г. вступил в
эту должность; в этом же году он и женился. В
1841 г. назначен консисториальным советником
С.Петербургской протестантской консистории, в
1846 г. получил наперсный крест. Преклонность
лет и совершенная телесная слабость заставили
Лангенбека, к общему и непритворному сожалению
почитавших и любивших его прихожан, выйти в
отставку. 27 января 1857 г., преданность
прихожан выразилась в тем, что они, не желая
расставаться с таким пастором, в течении двух
последних лет содержали на своём иждивении
другого пастыря в помощь Лангенбеку. Его
господствующею мыслью было – сооружение нового
лютеранского храма, вместо прежнего деревянного,
ветхого и неудобного; но материальных средств к
сему ни каких не было; наконец его старанием
составилась сумма для сооружения храма и 12 мая
1857 г., не задолго до его кончины, он имел
отраду видеть сбывающеюся его лучшую надежду: им
заложен основный камень нового храма, который в
том же году уже воздвигли в черни. До самой
смерти Лангенбек сохранил все умственные
способности. Лангенбек был глубоким знатоком
древних и новых языков и до последней минуты
жизни не переставал заниматься предметами
философии и теологии; кроме всего этого он был
поэтом и часть его стихотворений давно
напечатаны; стихотворения Лангенбека проникнуты
высоким благоговением к Творцу и любовью к
ближнему. Но, выше всех этих достоинств, он был
христианин в полном смысле этого слова; строгий
исполнитель евангельских добродетелей, он с
кротостью учил тому других; забывал личную
пользу, он делал добро и помогал ближнему и
словом, и делом, и не щадил для сего своего
достояния, которого, после его смерти, и не
осталось. Он был друг детей, и дети любили его,
им он посвящал большую часть своего времени, для
них он сочинял многочисленные стихотворения, он
учил их и вселял в юные сердца первые семена
добродетели.
|
|