Перебирая в университетском
музее довоенные фотографии, споткнулся о
фотографию физмата 30-х годов. На ней среди
преподавателей – Александров. Неужели это сам
Павел Сергеевич? Выдающийся математик, избранный
в Академии наук СССР, США, Германии и многих
других стран, Герой Социалистического Труда,
награждённый семью орденами Ленина. Оказывается,
да, это он.
П.С. Александров (1896-1982) провёл в Смоленске
детские и юношеские годы, а после окончания МГУ
с 1920 по 1936 гг. был профессором Смоленского
университета (пединститута). Есть имена в
истории СмолГУ!
***
Странно, что я стал математиком. Учителя этого
предмета у меня менялись ежегодно. И были это в
лучшем случае свежайшие (но, видимо, далеко не
отличники) выпускники пединститута, а то и
студенты-заочники. И лишь в десятом классе у
меня случился хороший учитель математики. Это
Татьяна Георгиевна Простакова, ставшая затем
(совсем в другой школе) заслуженным учителем
России.
***
Когда мне, секретарю парткома института,
поручили «попросить слово» на Пленуме райкома
КПСС и затем проверили конспект будущей речи, то
с ужасом обнаружили фамилии трех известных
начальников в критическом контексте. Мне
настоятельно рекомендовали опустить фамилии.
На Пленуме, когда я уже согласно сценарию
«попросил слова», мне пришла из президиума
предостерегающая записка. Но я не внял. Был, как
говорили коллеги, суковат. Сначала после моего
выпада наступила мертвая тишина, а потом… все
покатилось по накатанной колее.
И мне ничего не было. Но на ближайшем заседании
бюро горкома ректору строго указали на
необходимость зауздать своего парторга.
***
Проректор-филолог в принесенном ему для подписи
акте на списание физического прибора читает:
«Потерян вакуум». Рассвирепевший проректор
поперек всего акта красными чернилами начертал:
«Найти вакуум!»
***
В мою бытность студентом весь физмат проходил
практикум в слесарной мастерской. Помню одно из
самых сложных заданий, зачёт по которому я
получил с третьей попытки. Надо было из каких-то
металлических заготовок спаять куб. Зачет
проходил в форме, как говорят теперь, деловой
игры. Преподаватель просто ронял твой куб на
цементный пол. И если он не разваливался...
***
Уроки немецкого у меня в пятом-шестом классе
вела добрейшая Анна Ивановна, знавшая немецкий
язык настолько, насколько его знали все смоляне,
побывавшие в оккупации. Поскольку говорила она
по-немецки (да и по-немецки ли?) лишь несколько
предложений, то обучала она нас исключительно
грамматике. Мы все писали и писали диктанты.
На каникулах я попросил у нее сборник диктантов
для тренировки и мы его переписали на шпаргалки.
Ах, какая в нашем классе была успеваемость по
немецкому!
***
– Мне только что звонил заместитель Министра…, –
любил говорить ректор, многозначительно поднимая
вверх палец, после беседы по телефону с
каким-нибудь инструктором министерства.
***
С грустью я гляжу на свой праздничный стол.
Этого мне уже нельзя. Этого мне уже не хочется.
Кабы что-нибудь с этого стола да в моё детство!
Хотя бы простой белый батон…
А если бы весь стол? Как бы тогда сложилась моя
жизнь? Может быть, и из меня бы какой-нибудь
Михалков вырос?
***
Вице-спикера думы утвердили единогласно: 4 – за,
5 – против, - бодро вещает диктор Смоленского
телевидения.
***
В одном и том же возрасте можно быть старым
доцентом и молодым академиком, - прочитал я в
одной умной книге. Вот и я: был старым, самым
старым ректором, а стал самым молодым
президентом. Ведь других-то в вузах Смоленска
прецедентов пока нет.
***
Моего деда Илью в конце сороковых чуть не
посадили. Уже из района до области довезли. А
все за то, что он принародно подал «неуместную»
реплику.
На собрании весной колхозники «радостно писали»
письмо «любимому» Сталину о своем страстном
желании подарить ему сверхплановый урожай. А дед
возьми, да и ляпни: «А вдруг лето неурожайным
окажется?»
***
Ежедневно и упорно центральное телевидение
убеждает нас, что в высшей школе России всё
продаётся. Откуда ветер дует? Это комплекс
столицы?
Голову даю на отсечение, что по крайней мере 95%
преподавателей СмолГУ ничего, кроме знаний, не
берут за экзамены и зачёты! За 100% поручиться
не могу, ведь настойчивая «воспитательная»
работа из Москвы рано или поздно и на нас
возымеет действие.
|
|