Публикации журналов
«Смоленск» и «Новый Смоленск» о почетном
гражданине города Алексее Ивановиче Орлове
вызвали большой интерес у читателей. Возможно,
это связано не только с тем, что наш собеседник
является яркой личностью, но и с ностальгией
смолян по талантливым руководителям и
организаторам. Со времен А.И. Орлова Смоленщине
фатально не везет на первых лиц области. И
поэтому воспоминания Алексея Ивановича
представляются вдвойне ценными и актуальными. В
предыдущих публикациях мы рассказывали о его
работе председателем горисполкома и секретарем
обкома КПСС по строительству. А сегодня речь
пойдет о его деятельности на посту председателя
облисполкома.
- Алексей Иванович, было ли
для Вас неожиданным предложение возглавить
областную исполнительную власть в тот период,
когда КПСС руками ее лидеров фактически
отстраняли от хозяйственной деятельности и роль
председателя облисполкома становилась ключевой?
- Мы в предыдущих интервью уже говорили о том,
что при советской власти существовала четкая
система подготовки кадров. И из своей практики
могу констатировать, что не было руководителей,
которые бы назначались на должности без
определенной школы практической работы. Я,
например, 8 лет отработал на производстве, 7 с
половиной лет – в строительном отделе горкома, 8
лет – в горисполкоме в должностях первого
заместителя и председателя, почти 10 лет –
секретарем обкома по строительству. Я прекрасно
знал область, ее проблемы, знал людей. Поэтому
когда предложили возглавить облисполком, дал
свое согласие.
По опыту направления министерствами на
ответственные посты в строительном комплексе
специалистов из других регионов, когда очень
немногие из них у нас прижились, у меня
сложилось твердое убеждение: надо растить свои
кадры, учить, доверять и поручать им высокие
посты. И практически не было ошибок при
выдвижении тех, кто вырос на этой земле.
- Так что можно считать счастливым совпадением:
Ваш подход к подбору кадров в строительный
комплекс области в бытность секретарем обкома
оказался применим и к Вам лично при решении
вопроса о выдвижении на пост председателя
облисполкома.
- Система была одна. Кстати, и Иван Ефимович
Клименко всегда отдавал предпочтение
доморощенным кадрам. Но иногда и мы были
бессильны, когда рекомендовал ЦК. Аналогично и
сегодня: если губернатора рекомендует президент,
разве местная Дума возразит?!
Был случай в моей практике, когда Министерство
юстиции рекомендовало на должность председателя
арбитражного суда специалиста из другого
региона. А у нас свой кандидат подготовленный –
Владимир Степанович Борзыкин. Тем более, по
своим каналам я проверил: навязываемый нам
арбитражный судья был абсолютно
неподготовленным, без большого практического
опыта (занимался преподавательской работой).
Пришлось мне пойти на конфликт сначала с первым
заместителем министра, а потом и с министром –
он доложил председателю Совета министров. К нам
прислали разбираться начальника юридического
отдела Совмина – очень вдумчивого человека,
фронтовика. Неделю он здесь входил в курс дел и
в итоге вынес заключение, что я прав.
- Невольно Вы, Алексей Иванович, затронули
больную для меня тему «независимых» смоленских
судов. Как раз по части руководящих постов в
судах я, например, скорее ратовал бы за
приглашение людей из других регионов, чтобы они
не были повязаны с местными чиновниками. Но если
вспоминать то время, кандидатура В.С. Борзыкина
являлась самой что ни на есть достойной, и этот
очень уважаемый в Смоленске человек имел свое
мнение, не боялся его высказывать и во главу
угла ставил закон, а не начальничье пожелание.
- У него был большой опыт. Владимир Степанович
прошел все ступеньки в прокуратуре, являлся
общественным деятелем. Как раз такой
независимый, грамотный и неравнодушный человек
требовался в арбитражный суд, когда этот орган
уже выходил из рамок фактически третейского и
при нарождающихся кооперативах, элементах
рыночных взаимоотношений между предприятиями мог
беспристрастно рассудить стороны спора.
- А кто Вас, Алексей Иванович, рекомендовал в
председатели облисполкома?
- Рекомендовал меня областной комитет партии.
Должность находилась в номенклатуре ЦК. И после
многочисленных бесед в различных Отделах
кандидатуру согласовывали на Секретариате ЦК.
Затем бюро обкома вновь собиралось, выносило
свое ходатайство на сессию областного Совета,
которая и принимала окончательное решение. Это
произошло в июне 1987 года.
- Время перестройки, шатаний и неуверенности, но
в то же время надежд и какого-то непонятного
оптимизма масс: мол, раньше все было плохо, а
теперь в одночасье жизнь изменится к лучшему.
Вспомните, как восприняли перестройку Вы.
- Я как раз возглавил исполнительную власть
области в разгар перестройки. Все воспринимали
перестройку с энтузиазмом. Кто мог быть против
того, чтобы больше стало демократии, больше
социализма?! Людям говорили, что на предприятиях
начнут внедрять новые технологии, что
руководители предприятий получат больше свободы
хозяйственной деятельности. Привлекало и то, что
в Политбюро пришли более молодые лидеры. При
всем уважении к Л.И. Брежневу и его заслугам
преклонный возраст и болезнь отрицательно
сказывались на делах в последние годы и на
имидже страны.
Партию возглавил относительно молодой, здоровый,
энергичный человек. Люди это оценили, и я тоже.
А потом на совещании в ЦК КПСС я, как обычно,
взял блокнот, ручку. Выступает М.С. Горбачев, и
ничего записать не могу. Общие слова и болтовня.
Вот тогда и запало сомнение: у руля оказался
случайный человек. Больше того, в 1988-1989
годах республики перестали считаться с
указаниями центра – это я в своей работе на
посту председателя облисполкома ощущал
постоянно. Например, по вопросам
материально-технического снабжения между
республиками существовала глубочайшая
кооперация. Так, Белоруссия по праву считалась
центром машиностроения. Смоленские стройки
получали оборудование из Молдавии, Армении.
Продукты питания – сахар, растительное масло,
пшеницу твердых сортов нам поставляли Украина,
Казахстан. И начались перебои. Мы, шесть
председателей облисполкомов центрального
региона, вынуждены были по собственной
инициативе собраться и подписать соглашение, что
какая область может поставлять. Таким образом
2-2,5 года старались выживать сами, уже не
рассчитывая на помощь центральных органов.
- Давайте, Алексей Иванович, вернемся к Вашему
назначению. Мне представляется, что оно связано
и со сменой первого секретаря обкома партии,
чтобы сохранить преемственность.
- Может быть, и так. Потому что меня хорошо
знали в Совете Министров, в отраслевых Отделах
ЦК. Учитывали, наверное, и мой послужной список
– десятки лет на ответственных партийных и
хозяйственных должностях.
- Как оцениваете деловые качества А.А. Власенко?
- Все познается в сравнении. Ивану Ефимовичу, с
которым я проработал два десятка лет, Власенко
по всем показателям проигрывал – и по знаниям, и
по подготовке, и по эрудиции. И, конечно,
область он абсолютно не знал. В то время партия
стала меньше влиять на хозяйственные дела.
- Ощущали Вы это по указаниям из Центра?
- По моей линии указания шли напрямую. Как
депутат Верховного совета имел постоянные
контакты в различных республиканских и союзных
органах и в ЦК партии, и зачастую даже партийные
руководители обращались ко мне. Но я бы не
сказал, что обком явно отодвигали. Тем более,
что на местах работали очень грамотные люди, без
участия которых на успешные дела не приходилось
бы рассчитывать. По перспективным вопросам,
когда нужно было подключать «тяжелую
артиллерию», эстафету у Ивана Ефимовича пришлось
брать мне. И, кстати, А.А. Власенко понимал, что
его возможности здесь не шли ни в какое
сравнение…
- Любой полководец без войска – никто.
Вспоминаю, что у Вас в облисполкоме работала
очень сильная команда.
- Я считаю, что любой руководитель на любом
посту силен или слаб именно своей командой,
соратниками, окружением. У меня была хорошая
команда в горисполкоме, неплохие руководители в
строительном комплексе в годы работы секретарем
обкома по строительству. В облисполкоме первым и
самым надежным помощником стал Сергей Иванович
Богатырев. Он кадровый строитель, досконально
знал строительство, инженерные вопросы и проявил
себя в высшей степени ответственным человеком. И
очень контактным. Например, я еду в Москву,
договариваюсь, а он потом с конкретными
центральными структурами взаимодействует и все
договоренности доводит до реализации.
Светлана Кирилловна Барсукова возглавляла
сложнейшие отрасли торговли, бытового
обслуживания, местной и легкой промышленности,
общественного питания и потребкооперации. Она
проработала 11 лет на этом посту. Ей предлагали
должность заместителя министра торговли. Но
тогда существовала партийная дисциплина, и
ценные кадры не очень-то просто отпускали.
Светлана Кирилловна понимала, что ее опыт и
энергия требуются в первую очередь здесь, на
Смоленщине. Вспоминаю, как на важнейших стройках
– на атомной станции и на ЗАУ, на Дивинской
птицефабрике – она организовала пункты питания,
как развивала она во всех районах сферы торговли
и общественного питания. Кстати, это стало
логическим продолжением и развитием работы,
начатой Стефаном Карповичем Магидовым –
легендарной личностью и начальником управления
торговли Алексеем Фомичем Дроздовым.
Комплекс вопросов по образованию, культуре,
здравоохранению успешно вел Анатолий Николаевич
Новиков. Сельскохозяйственный комплекс
возглавлял очень авторитетный среди аграриев
специалист Николай Иванович Миронов. С работой
по руководству аппаратом облисполкома,
подготовкой сессий и заседаний хорошо справлялся
Владимир Федорович Ермоленко.
С благодарностью вспоминаю руководителей
отраслевых управлений и служб – Кима
Александровича Гуреева, Владимира Ивановича
Быкова, Виктора Ивановича Степанова, Сергея
Серафимовича Попова, Михаила Васильевича Юрова,
Владимира Игнатьевича Бойко, Евгения Алексеевича
Ряховского и Валерия Андреевича Холопова,
Виталия Анатольевича Бондарчука, Илью
Дмитриевича Шаробаро, Юрия Александровича
Хозяинова, Михаила Ефимовича Фролова, Нону
Карповну Клочкову, Анатолия Сергеевича
Дубровского, Михаила Давыдовича Макаенкова,
Геннадия Павловича Федорова, Владимира
Николаевича Рябова, Николая Владимировича
Залещенка, Раису Григорьевну Сташевскую,
Владимира Николаевича Боханова. Многие районные
руководители – первые секретари райкомов и
председатели исполкомов – вносили немалую лепту
в развитие области. Сильный инструкторский
состав и опытные заведующие отделами работали в
областном комитете партии. Они понимали
ответственность за судьбу смолян в условиях,
когда центральные органы перестали оказывать
влияние, и помогали нам держать область на
плаву.
- Алексей Иванович, какие наиболее значительные
программы осуществлялись в те годы?
- Я хорошо знал промышленность и города
Смоленска, и области. И уже видел, что в
какой-то степени начался перекос: строим мощные
заводы, требующие большого количества рабочей
силы, а ее не хватало. Не все производства были
укомплектованы вторыми сменами, не говоря уже о
третьих. И, что ни говори, продолжали мы людей
отвлекать из сельской местности. На селе их
оставалось все меньше и меньше. Хотя напомню
высказанное в предыдущей публикации журнала
убеждение: не построй мы промышленность, вообще
кадры потеряли бы, потому что сельские жители
тысячами уезжали на всесоюзные стройки и в
промышленно развитые центры страны.
Теперь, после строительства крупных промышленных
производств, область из чисто
сельскохозяйственной превратилась в
промышленно-аграрную. Наполнялась и казна:
появилась крепкая налогооблагаемая база. Стали
больше подключать предприятия на помощь
сельскому хозяйству. Я имею ввиду не поездки
горожан на копку картофеля, например, - это был,
скажем прямо, молоэффективный труд. А вот помощь
в ремонте техники или направление на уборку
механизаторов положительно сказывались.
Вспоминаю неурожайный год, когда не созрели
льносемяна. Пришлось закупить большую партию
семян из Бельгии, но они оказались пораженными
болезнью. Нужно было очищать семена, а нечем.
Приобрели чертежи бельгийской машины, которая
производит очистку и сортировку фракций с
помощью магнитов. Наши предприятия изготовили
несколько десятков машин - положение удалось
спасти.
Или решение проблемы с заготовкой сена в
условиях повышенной влажности. Наши предприятия
изготовили несколько сотен ворохо-сушильных
грабель.
Когда я пришел в облисполком, структура
капитальных вложений была такой: 75 процентов –
промышленность и 25 процентов – сельское
хозяйство. Я понимал: до тех пор, пока мы не
повернем внимание к обустройству села, не
создадим там условия, ни оставшихся людей не
сохраним, ни, тем более, новых не привлечем. И
за пять лет моей работы удалось повернуть
финансовый поток к соотношению 52 на 48. Я
считал, что капвложения в село должны составлять
65-70 процентов.
Первым шагом к достижению такого приоритета
должно было стать выполнение программы
возрождения смоленского села. Мы очень тщательно
готовились, рассчитывали, привлекли
руководителей всех районов, подрядные
организации, финансовые учреждения,
проектировщиков, изучили опыт других регионов. И
такая программа появилась – на 5 лет. Она
предусматривала обустройство ста центральных
усадеб. Планировалось в каждой из них построить
по 40-50 квартир со всеми удобствами, детский
сад, школу, дом культуры, фельдшерско-акушерский
пункт, дом для престарелых жителей, чтобы не
отрывать их от привычной среды обитания, и
необходимые производственные постройки, чтобы
людям было не только где жить, но и где
работать. А до этого нужно было построить
дороги, коммуникации – газопроводы, водопроводы,
линии электропередач, котельные.
Программу утвердили на собрании
партийно-хозяйственного актива. Мне поручили
возглавить штаб по возрождению смоленского села.
Как мы решили проблему с финансированием? Я
неоднократно обращался в правительство России и
пытался его убедить, чтобы Смоленскую область
включили в программу «Чернобыль». Поначалу мне
отказывали, потому что пострадали у нас только
часть Шумячского и Рославльского районов, да и
то от быстроразлагающихся нуклидов – мол,
долгосрочного вреда нет.
Но в той же Брянской области людей из зон с
сильной радиацией переселяли в места, где она
оказалась слабее. Так зачем рисковать, тем
более, что проживание в этих районах также могло
сказаться на здоровье людей, когда рядом чистая
зона и нуждающаяся в кадрах. Убедил. Нас
включили в программу, и только за 4 года мы
освоили около 700 миллионов рублей. Если
вспомним, каким тогда был рубль, сумма
получается приличная. Ее хватило на
финансирование дорог, жилья, объектов
соцкультбыта, газопроводов, производственных
объектов.
Существовала большая проблема с
материально-техническим обеспечением. До всех
кирпичных заводов, ЖБИ и деревообрабатывающих
производств мы довели задания по дополнительному
выпуску продукции. Начали также строить новые
заводы по производству стройматериалов.
Леспромхозы выделяли делянки колхозам и
совхозам, строительным организациям по вырубке
леса. Дали задания всем промышленным
предприятиям по строительству хозспособом.
Значительную роль в обеспечении сельских строек
материалами играли коллективы объединения «Смоленскстройматериалы»
(В.Ф. Косых), «Смоленскстройконструкция» (В.И.
Чернов), Гнездовский комбинат стройматериалов
(Н.В. Чиков), деревообрабатывающий завод (Б.С.
Пустильник), управление лесного хозяйства (Г.Г.
Самородский), промышленные предприятия
управления «Смоленсксельстрой» (В.И. Бойко),
объединение «Облмежколхозстрой» (В.Н. Холопов).
Удалось убедить и правительство дополнительно
выделять области цемент, металл, шифер,
кровельное железо, арматуру, трубы. И таким
образом общими усилиями проблема разрешилась.
Программа выполнялась непросто. Не все, конечно,
получилось, но больше ста поселков мы успели
обустроить. Причем, пошли по пути подъема слабых
хозяйств, потому что сильные своими
возможностями развивались. Это я к тому говорю,
что сегодня слышу от руководителей: будем
помогать сильным. Сильным помогать не надо, они
сами в состоянии себе помочь, а вот слабому
помочь – сам Бог велел.
Приведу пример с совхозом «Салют» Духовщинского
района. Слабое хозяйство, людей нет, все
разрушено – разбито. Заехал туда, посмотрел –
тоскливо на душе стало. А директор В.Н. Филиппов
– еще молодой человек – сказал мне, что потерял
всякую надежду и будет уходить. Предложил ему
составить перечень необходимого для возрождения
хозяйства. Он вскоре ко мне приехал, я подключил
специалистов, чтобы разработали программу. Потом
мы в «Салюте» провели выездное заседание
облисполкома, конкретно на месте посмотрели, что
можно сделать. И за 2 года построили там 40
квартир, детский сад, проложили газ, дорогу,
возвели два коровника. Хотели еще клуб и новую
школу строить, но не успели. В это хозяйство из
Брянской области приехало примерно 40 семей, где
по 2-3 работающих, причем специалистов сельского
хозяйства. Через 2 года этот совхоз ровно в 2
раза увеличил объемы производства продукции.
Положительные сдвиги произошли и в других
обустроенных хозяйствах.
- Обидно, что сегодня в большинстве возрожденных
Вами хозяйств опять запустенье.
- Я интересовался делами в ряде
сельхозпредприятий, которые мы в свое время
поддержали. Многие и сейчас на плаву, но, к
сожалению, не все.
- А не обидно, что столько сил и нервов тратили,
обделяли временем и вниманием семью, и труды
пошли насмарку?
- Конечно, обидно. Не только мои усилия, но и
кропотливая работа тысяч людей оказалась
загублена. Мы почувствовали результат. Давайте
вспомним: 2,5 миллиона гектаров сельхозугодий,
1,5 миллиона гектаров пашни, 840 тысяч голов
крупного рогатого скота, 550 тысяч свиней, 250
тысяч овец, 5 птицефабрик, 6 крупных
свиноводческих комплексов, производивших дешевое
мясо. Мы сеяли 105 тысяч гектаров льна, 65 тысяч
гектаров картофеля только в общественном
секторе, 18 тысяч гектаров овощей. Область не
только обеспечивала себя, но мы поставляли много
продукции в другие регионы. И вы помните, эти
продукты копейки стоили в магазинах…
- Но мы помним, Алексей Иванович, и поездки за
колбасой в столицу…
- А потому и ездили, что у нас ее почти
полностью изымали по плановым поставкам. И даже
при этих условиях жители области потребляли
мясо- и молокопродуктов в два раза больше, чем
сегодня. Свинина постоянно поступала на
прилавки, мясо птицы тоже, не было перебоев с
яйцом, молочные продукты реализовывались в
полном ассортименте, как и хлебопродукты. Причем
все по дешевым ценам и доступно для любой семьи.
Никто не голодал. Дети в школах в голодные
обмороки не падали, дистрофиков среди
призывников не было, в мусорных контейнерах
никто не собирал объедки, как это сплошь и рядом
происходит сегодня. Даже больше того: я считал
целесообразным повышение цен на хлеб, чтобы
бережнее к нему относились и не выбрасывали в
значительных количествах на помойки.
Кстати, с той же колбасой бывали случаи, что на
пунктах назначения в промышленных центрах страны
ее не принимали – затаварились, но документы,
разрешающие свободную реализацию, не выдавали.
Это очень походило на диверсию в
общегосударственном масштабе.
- Алексей Иванович, а часто ли председатель
облисполкома ходил по магазинам, или Вы больше
доверяли информации Светланы Кирилловы
Барсуковой?
- Со времен горисполкома я взял себе за правило
даже ездить на трамвае или автобусе рано утром,
чтоб, во-первых, осмотреть город и, во-вторых,
узнать о настроениях людей. Регулярно посещал
колхозный рынок, магазины. Жизнь я знал не
понаслышке, люди ко мне подходили, рассказывали
о проблемах. При реализации программы
возрождения смоленской деревни именно мнение
простых граждан зачастую было главным при
определении приоритетов.
- Давайте вспомним о крупных проектах, которые
Вам довелось осуществлять в те годы?
- В областном центре – это программа по развитию
Смоленска, на селе – программы по возрождению
деревни, животноводству, льноводству, в
строительной отрасли – по развитию базы
стройматериалов и стройиндустрии, по возведению
новых заводов стройиндустрии. Были разработаны
программы по газификации и по развитию
коммунального хозяйства области. Если в
Смоленске более-менее нормально функционировало
ЖКХ, то в районах, как говорится, и конь не
валялся – приходилось много внимания уделять
выправлению положения. Одной из приоритетных
являлась программа «Дороги Смоленщины».
Практически предстояло построить 9,6 тыс. км. -
в 2 раза больше дорог, чем за все послевоенное
время.
Поехал я к своему старшему товарищу – министру
транспортного строительства СССР Владимиру
Аркадьевичу Брежневу – человек он опытный,
замечательный практик, организатор. Попросил
помощи: построить надо много, а силенок не
хватает. Он посоветовал взять напряженные планы
в рамках дорожной программы по Нечерноземью –
другой такой возможности не будет. В Совете
Министров России во всех инстанциях, включая
председателя, меня с этой напряженной программой
завернули. В союзном Совмине тоже возразили,
мол, хочешь за 10 лет построить столько, сколько
почти 50 лет и близко не строили. Тогда я
записался на прием к Николаю Ивановичу Рыжкову.
Он великолепно знал экономику, кроме того, ему
дали цифры по проблеме, с которой я обращался. В
общем, отправил меня Николай Иванович подумать.
В общей сложности я у него был 6 раз. Видя такую
настойчивость, премьер уступил, но предупредил,
что за результат спросит. И надо сказать,
контроль и спрос были постоянными.
Когда программу утвердили, я пошел к В.А.
Брежневу, и тот привлек на Смоленщину дорожные
организации из Белоруссии, Украины, Ставрополья,
Краснодарского края, Куйбышевской области, часть
освободившихся организаций с БАМа. Через полтора
года на пустом месте мы имели
дорожно-строительный трест численностью в 4500
человек. Трест был оснащен новыми
автотранспортной и строительно-дорожной
техникой, построили и смонтировали 7 немецких
асфальто-бетонных заводов с автоматической
системой управления. Она обеспечивала качество
смеси - без соблюдения соотношения компонентов
асфальт технологически не вырабатывался. Силами
треста мы строили дороги не только на селе, но и
в областном центре. Так, реконструировали
Колхозную площадь, площадь им. Ленина, Б.
Советскую, капитально отремонтировали покрытие
еще на 16 улицах города.
Надо отдать должное руководителям районов,
особенно Валерию Ивановичу Атрощенкову – он
сразу предоставил производственную базу, в
Вязьме с его помощью было создано одно из
сильнейших дорожно-строительных управлений.
Значительный вклад в реализацию программы
дорожного строительства внесли коллективы треста
«Смоленскагродорстрой» (С.С. Попов), управления
«Смоленскавтодор» (В.И. Степанов) и управления
мелиорации и водного хозяйства (В.А. Бондарчук).
И таким образом за 5 лет мы построили 3,5 тысячи
километров дорог по области. В 1991 году сдали в
эксплуатацию 1180 км дорог, и уже я видел по
динамике, что программу мы выполним. Но пришел к
руководству регионом Фатеев, направил письма в
инстанции, будто деньги «чернобыльцев» идут не
по назначению, и нас из программы исключили…
- Алексей Иванович, Вы уже говорили о первых
итогах «перестройки», когда услышали из уст
генсека общие слова и болтовню. Вспомнили мы с
Вами и о том, как областям центрального региона
пришлось объединять усилия по кооперации. А не
появилось в те годы ощущения, что мы идем к
краху страны?
- Я это почувствовал на рубеже 90-х годов. Не
стало дисциплины, в центральных органах убедить
кого-то не удавалось, исчезла дисциплина
поставок, указания Госплана не выполнялись. А
когда Горбачев изрек формулу: «Давите их снизу,
а мы будем их давить сверху», начались гонения
на руководителей. Обо мне, например,
нелицеприятно писала центральная пресса, не
отставали и местные «демократы» – было обидно за
несправедливость. Но время показало, кто чего
стоит. В 1990 году в область переехали на
постоянное место жительства 13 тысяч человек.
Это, я считаю, главный результат того, что мы
делали на селе. Жаль, не хватило нам времени:
могли вскоре приступить к обустройству и
деревень, отдаленных от центральных усадеб.
Тогда перемены жизни на селе стали бы
необратимыми…
- Хорошо, когда есть что вспомнить, когда за
плечами конкретные добрые дела, о которых
смоляне с благодарностью вспоминают. Правда, не
все. Некоторые пытаются каким-то образом
возвыситься и предстать в образе чуть ли не
главных радетелей за людей. При этом выставляют
себя борцами с бюрократами-руководителями
области. На днях я с удивлением прочитал в
«Смоленских новостях» интервью одного из
сегодняшних руководителей – Юрия Константиновича
Сынкина, который, мол, 7 раз к Вам ходил, чтобы
решить вопрос со льготами учителям.
- Я Сынкина знал как работника отдела науки
обкома партии. А когда он возглавлял профсоюз
учителей, мне не доводилось с ним встречаться,
да я даже не знал, где он работает. Говорят:
хвалу и клевету приемли равнодушно. Можно было
бы и не реагировать. Но поскольку заместитель
главы администрации области такое заявляет,
скажу, что в мою бытность председателем
облисполкома социальными вопросами ведал
Анатолий Николаевич Новиков – прекрасный
организатор и заботливый человек, управление
народного образования возглавляла Нона Карповна
Клочкова – она умела добиться того, к чему
стремилась. И такого вопроса вообще не возникало
никогда - о лишении сельских учителей льгот.
Наоборот, когда появилась программа возрождения
смоленской деревни, обязательно выделяли
квартиры учителям, чтобы закреплять кадры. Не
знаю, откуда такую проблему со льготами выкопал
г-н Сынкин – может, чтобы каким-то образом
подчеркнуть свою значимость. Что же касается
профсоюзов, то в те годы их в области возглавлял
прекрасный организатор Петр Иванович Любовский,
секретарем работал Юрий Андреевич Анненков – у
меня с ними был полный контакт. Из уст этих
людей такой вопрос по льготам вообще не мог
возникнуть, потому что учителям и жилье давали,
и с топливом помогали, и обрабатывать огороды
поручали руководителям хозяйств, и деньги
выплачивали за методическую литературу.
А сегодня многие городские и сельские учителя и
школы находятся в бедственном положении. Вот о
чем г-ну Сынкину следует заботиться.
- Алексей Иванович, если подвести итог тем
годам, когда Вы возглавляли облисполком, что
сегодня осталось в памяти? Удалось ли достичь
поставленных целей?
- Частично. В свое время, работая в
горисполкоме, мы в подшефном совхозе «Талашкино»
возвели 90-квартирный жилой дом, и на той же
уборке овощей один постоянный работник по
выработке заменил 20 шефов. Вот тогда я понял:
без серьезных вложений в сельское хозяйство, без
закрепления кадров мы бесконечно будем отрывать
горожан на крайне неэффективную шефскую помощь.
Поэтому возрождению смоленской деревни отдавал
массу сил и энергии. Еще бы лет 8 в таком темпе
поработать…
Есть такое понятие: продовольственная
безопасность. Страна становится зависимой, когда
приобретает за границей более 20 процентов
продуктов питания. Мы уже значительно
перешагнули 50-процентный рубеж. А в мою
бытность председателем облисполкома Смоленщина
производила 950-980 тысяч тонн зерна, 150 тысяч
тонн мяса, 580-600 тысяч тонн молока, 400 тысяч
тонн картофеля, полностью обеспечивали
потребности населения в овощах и фруктах.
Продуктов хватало не только на собственные
нужды, но еще и поставляли продукцию в другие
области. А сегодня Смоленщина уже даже себя не
может обеспечить. Частник, как надеялся Ельцин,
на село не пришел. В частном секторе сейчас
коров меньше, чем держали смоленские крестьяне
на личном подворье при Советской власти.
Общественное поголовье также значительно
сократилось. И если по-настоящему не взяться за
решение продовольственной проблемы, нашу
область, как и всю страну, ждет голод. Я считаю
преступным импортировать продукцию, которую
можно у нас производить. Во всех развитых
странах мира поддерживают свое сельское
хозяйство, а у нас бросили на произвол судьбы.
Даже сохранившие производство и кадры хозяйства,
которых сегодня очень мало, рухнут, если не
изменится паритет цен. Вспомните мудрость
пушкинских строк, как государство богатеет и
почему не нужно золота ему, когда простой
продукт имеет.
Мы, к сожалению, уже почти не имеем этого самого
простого продукта. И теперь понадобятся десятки
лет, чтобы восстановить хотя бы уровень начала
90-х годов прошлого столетия…
Интервью вел
Владимир КОРЕНЕВ.
|
|