Главная | Архив |

  МЫ - НЕ ВЫ!  
   

Рубрику ведут Анастасия Трифонова и Вероника Авхимович

 

 

Закончился молодежный 2009 год. Завершился проект «Смоленск. Все свои», организованный неравнодушными смолянами при поддержке смоленского Исторического музея. 18 концертов, более 30 групп и исполнителей из Смоленска, Вязьмы, Сафонова, Москвы, Санкт-Петербурга, более 700 зрителей… Даже цифры, оставшиеся на бумаге, говорят о многом. Смоленску не все равно. В городе много талантливых творческих людей. И то, что они делают, – интересно. Что же, пора организаторам, участникам и зрителям подвести итоги проекта.


«Смоленск. Все свои» Итоги

 Ника Никифорова, заведующая информационным отделом Смоленского государственного музея-заповедника, солистка группы «Cafе Blues Band», организатор проекта.
Я получила большое удовлетворение от концертов. Приятно, что музей воспринял эту идею на «ура», оставив заинтересованным людям безграничный простор для фантазий. Из приглашаемых групп почти никто не отказывался. Самим музыкантам очень понравилось выступать на такой «импровизированной сцене»: они уже оставляют заявки для следующих возможных концертов. Многим действительно хочется, чтобы их спокойно и внимательно слушали. «Открытием» проекта оказалась группа «DUM SPIRO SPERO» (Кощино), играющая арт-рок, и группа «Летучий корабль» (Смоленск), которая выступает в составе кларнета, клавиш и барабанов. Играют ребята этно. Лично мне концерты помогли преодолеть страх перед публикой, так как выступала я в роли ведущей, что было ново для меня. Поскольку на концертах мне пришлось развлекать зрителей в перерывах, то я «потчевала» их фактами из мировой музыкальной жизни, которые были полезны и мне. Проект закончился, но мы сейчас обдумываем новый формат для проведения наших мероприятий: требуется смена обстановки. Надеюсь, что в этом году у меня появится еще больше единомышленников, которые помогут лучше организовать концерты. Мы всегда открыты для любых предложений. Нужно лишь позвонить по телефону 38-43-62 и поделиться своими идеями.

Розалия Борненко, зритель.

Пригласили меня на концерт в музей. Сама мысль о концерте в музее позабавила. Но обо всем по порядку. Пришли мы туда с подругой. Сели во втором ряду. Вышла первая команда, и мы… довольно долго обсуждали гитару первого солиста. Но вот появилась следующая группа… Это, наверное, была любовь с первого взгляда. Можно спросить почему «со взгляда», так это вполне объяснимо: у солиста была классная рубашка. Прислушавшись к музыке, я поняла, что она мне нравиться. Я, помнится, еще долго после этой встречи искала творчество «Самовара у тети» на просторах Интернета. Музыка всегда радовала слух, а живая музыка потешила взгляд. К сожалению, мне пришлось рано уйти, но настроение на весь день осталось отличным!

Влад Снытин, барабанщик группы «Гардарика»
В прошедшем году я был участником концертов на разных площадках, но, анализируя проект «Все свои», с радостью вспоминаю ту душевную атмосферу, в которой слились такие, на первый взгляд, несовместимые культурные ценности, как история древнего Смоленска и современная рок-музыка. Необычность прошедших концертов, разнообразная тематика сплотили музыкантов и гостей, без жести и грязи, где ещё раз было доказано, что такие рок-атрибуты, как дисторшн, кардан и грязные патлы, нужны далеко не всем. Именно такой подход несёт настоящую культуру в массы. Очевидно, что концерты в Историческом музее и башне Громовой полюбились смоленской публике, ведь гости приходили даже семьями с детьми. Уверен, в наступившем году обязательно последует продолжение!

Евгений Лукьянов, лидер группы «Гинденбург-Блюз»
Проект «Смоленск. Все свои», на мой взгляд, представляет собой очень интересное явление. Прежде всего, это целая серия концертов, в ходе которых имели возможность выступать как профессиональные, давно зарекомендовавшие себя группы, так и ансамбли молодые, даже начинающие, для которых концерты стали дебютными, «стартовыми». Другая особенность этого явления – стилистическая неограниченность приглашаемых коллективов. Зрители могли услышать панк, рок-н-ролл, блюз, арт-рок, фолк, металл, стихи смоленских поэтов, и вообще почти всё, чем богата сегодня Смоленщина. Это дало возможность увидеть «корифеев» многих направлений вперемешку с молодежью, что называется, прямо в лицо, и получить вполне объективное представление. В-третьих, эти концерты имели непосредственную связь с выпускаемой в городе на Неве книгой «Поэтическое Вече». Проект демонстрировал смоленское творчество за пределами Смоленщины, что немаловажно. Проект можно назвать прогрессивным и очень полезным для деятелей молодежной культуры города. Поэтому хочу поблагодарить непосредственных организаторов: Нику Никифорову и Гарика Нечаева.

Виталий «Кашпер» Коваленков, лидер группы «Похмельный синдром»
Рок в музее? Неужели уже сдали? Рок пришел из того времени, когда «продаваться» было плохо. Там он и останется. Позади 2009 год – Год молодежи… Изменился мир, изменилась молодёжь. Тем, кто все еще причисляет себя к молодежи, можно по-стариковски побухтеть за стаканчиком: «Это что, вот мы в их годы…»
Музыкантам-рокерам всего постсоветского пространства надо ставить памятники при жизни, да и не только музыкантам. Всем творческим и просто честным людям, кто в эпоху повсеместного обарыживания и ментовского произвола пытается идти своим путем и сказать свое решительное «нет». Никакой политики (Боже упаси).
Минорно-ностальгический настрой концертов «Смоленск. Все свои», минимум оформления, много акустики, спокойная, интеллигентная публика. Все свои, всё по-свойски, по-домашнему. Гарику и Нике Большое Человеческое Спасибо. Было приятно присутствовать на мероприятиях в любом качестве. Музей перестал быть хранилищем пускай драгоценных, но все же древностей, и стал местом общения живых неравнодушных людей.

Илья Ильин, редактор-составитель альманаха «Поэтическое Вече» (Санкт-Петербург)

Недавно завершившийся цикл событий под трогательным названием «Смоленск. Все свои» стал еще одним свидетельством того, что город-ключ до сих пор является одним из самых творческих в нашей стране. В Смоленске как нигде более сохраняются и находят развитие замечательные традиции отечественной рок-музыки. Его коллективы, в отличие от большинства «команд» так называемых «рок-н-ролльных столиц», исполняют честный некоммерческий Рок, причем зачастую не только «драйвовый», но и очень глубокий по содержанию текстов. А это, как ни странно, в наше время широких возможностей – редкость. Например, некоторые известные мне молодые талантливые питерские коллективы, еще недавно славившиеся своей неподкупной принципиальностью, теперь «прогибаются» под «формат», сотрудничают с людьми, которых (за их спинами) не уважают и любой ценой, забыв свои начальные идеалы, даже жертвуя в глазах старых поклонников добрым именем, честью групп, пытаются пробиться «наверх». Но вот только забывают они о том, что там, где во главу угла ставятся слава и финансовое благополучие, творчество превращается в конвейер, на котором вместо произведений искусства создается уже давно неинтересный «продукт». В Смоленске таких метаморфоз, к счастью, практически нет.
Продолжают радовать своими работами местные художники, фото-художники и поэты. Последних я искренне благодарю за материалы, предоставленные для будущего сборника «Поэтическое Вече IV (Смоленск)». И, конечно, низкий поклон сотрудникам и друзьям нашего «музыкального» исторического музея за регулярные организацию и проведение в его стенах «неформальных» культурных мероприятий. Верю, что эта хорошая традиция здесь никогда не угаснет.

Дарья Иванова, сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника

По-моему, концерты «Все свои» развенчали три распространенных мифа. Во-первых, не все мамонты и динозавры смоленского рока вымерли. Они живее всех живых и всё ещё с удовольствием трясут стариной. Во-вторых, не все молодые и начинающие плохо играют. Кое-кто из дебютировавших в музее (DUM SPIRO SPERO, Летучий корабль) заставили аплодировать даже самых законченных снобов. И, в-третьих, сэшн – это не обязательно прокуренный грязный зал с беснующимися у сцены панками. Всё может быть очень культурно, камерно и по-домашнему душевно.

Асия Долгорукова, дизайн-бюро «РА-курс»

«В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть».
Ильф и Петров

Для того чтобы попасть в город, упомянутый классиками, вовсе не обязательно ехать в дальнюю Тьмутаракань. Шесть часов от столицы - и вы у нас в гостях. Здесь можно найти и обшарпанные церквушки, и покосившиеся заборы в самом центре города, поросшие бурьяном, и свору откормленных барбосов у мясной лавки. У дороги сушится белье, и разложены между окнами на зиму яблоки. Дополняет пейзаж наша смоленская сырость: под ногами слякоть, сверху морось, каждая дорожная выбоина норовит окатить водой из лужи. Вы думаете, что видели всё? Остановитесь на минутку. Представьте, что за окраинами города больше ничего нет… Вся Вселенная заключена внутри именно этого города. Здесь есть свои Архимеды и Раскольниковы, Пушкины и Македонские, Моцарты и Рембрандты. Но чтобы увидеть этих людей такими, потребуется нечто большее. Ступенькой для раскрытия своего творческого потенциала стал проект «Смоленск. Все свои», прошедший в рамках Года молодёжи. Редко какой музей может похвастаться частой сменой экспозиций и хорошей посещаемостью, а наш смоленский Исторический музей два раза в месяц по воскресеньям собирал под своей крышей молодежь на музыкальные посиделки. Отправной точкой послужил сборник «Поэтическое Вече» с DVD-приложением. Отгремела презентация, не успели смолкнуть аккорды и голоса счастливцев, попавших в издание, как выяснилось, что смоленские поэты, музыканты и художники не ограничиваются малиновой обложкой сборника. Есть, кому выступать перед внимающим залом, и есть, кому слушать. Автору и зрителю было что сказать друг другу, не находилось случайных гостей, все одинаково участвовали в создании атмосферы концертов. Кто-то помогал в установке аппаратуры, кто-то в настройке звука, в украшении зала, в создании и распространении афиш… И были тесны стены музея совершавшемуся действу, и концерты выплескивались на вершину Громовой башни Смоленского Кремля. Среди исполнителей перемешивались молодые и начинающие, и те, которые уже давно стали легендами в жизни города, и те, которые были давно забыты, вернувшиеся на новой волне. В конце декабря состоялся итоговый концерт проекта, озаглавленный «Победа над солнцем». Музыкальная жизнь замерла, наступила астрономическая зима. Но не доверяйте кажущемуся спокойствию. На репетиционных базах музыканты разучивают новые песни, поэты снова и снова укрощают неподатливые слова в ровные строчки, а художники… художники просто видят этот мир таким, какой он есть, и запечатлевают ускользающие мгновения. В Санкт-Петербурге между тем готовится 4-е издание сборника «Поэтическое Вече», наполненное творчеством смолян. Значит, весной снова будет презентация! Значит, всё снова будет…


К Дню защитника Отечества

Павел Тикарь
«Подъем, зарядка, завтрак, строевая…»

 Подъем, зарядка, завтрак, строевая…
И остальное также как у всех.
Здесь песню о границе запевают,
Когда идут в поход. Забыв про смех,
Здесь лезут в горы в полном снаряженье,
Минуют реки бурные. И снег
По пояс не преграда. А решенья
Быстрее пули принимаются. О тех,
Кто нас покинул, здесь не забывают,
Особо уважают жизнь и честь.
Здесь раны очень долго заживают.
Героев-погранцов не перечесть.
Теперь и я один из храбрых воинов.
Я тоже охраняю ваш покой,
Когда с восходом солнца вы спокойно
Уставшие приходите домой.
Потом работа. Лица все знакомы
До тошноты. Идёте на обед
Куда-то вместе и довольно скромно
Питаетесь. Кричите «Денег нет!»
А вечером обычное свиданье
В одежде яркой в модное кафе
Идёте. Заработанные мани
Пускаете на ветер. Под шофе
Гуляете по городу. И в общем
Так ваша жизнь проходит. Ну а я
Стою в наряде у высоких сосен
И за спиною старенький АКа.
Смотрю на звезды, думаю о маме,
Отце, любимой девушке, друзьях
И понимаю, что таким как раньше,
Наверное, не буду никогда.
Забуду про безумные гулянки,
Что были на неделе раза три
И стану как французы, янки
Своей Отчизне доблестно служить.

* * *
Почти под Новый год похолодало.
Снег выпал в октябре, но лишь в горах.
Поэтому закрыли перевалы
И по заставам раскидали нас.

Седой черкес приблизился к забору
На вороном с пушистой гривой скакуне
Они не молоды. Но все же порох
У них в крови. Нет, эти не из тех,
Кто вспыльчив. С вышки крикнули: «Все чисто!»
С чужими разговаривать нельзя.
Мы только так могли связаться с миром,
Ведь почта не работает в горах.
Старик сказал, что утром в город едет
И что, наверное, вернется к девяти
Я дал ему свои письмо и деньги,
Просил конфет и сигарет купить.

Когда бежали десять километров
В одиннадцать утра, сказал тебе,
Что вроде бы в честь праздника котлеты,
Нормальный сок и даже винегрет
На ужин будут. «Было бы не плохо»,-
Ответил ты. – «Но только старшина
Грузил в москвич какие-то коробки
Хотелось праздника, но не судьба».
Ну а потом стояли у казармы
На ниве к нам приехал дед мороз
Посылки, письма, даже телеграммы,
Которые так ждали, он привез.
Чуть было не сгорел от нетерпенья.
И вот оно! Я побежал к реке,
Перечитал сто раз. Уже стемнело,
А я сидел и думал о семье.
«Они, конечно же, по мне скучают,
А я вдвойне, особенно сейчас».
И слезы на глазах и ком печали
Стоит у горла. «Тяжело без вас».
Услышал вдалеке: «Пора на ужин!»
Я нехотя поднялся и пошел
За котелком и кружкой. «Слушай,
А ты был прав: наш старшина – козел».

Хотелось праздника, а мы стоим в наряде
И ждем, когда появится черкес.
Мы были бы ему ужасно рады,
Но ночь для нас осталась без чудес.


* * *
От вторника до вторника живу,
Надеюсь, что увижу письма
От мамы и отца, друзей, подруг
На фото радостные лица.
И на листе всего лишь сорок строк
И постоянные вопросы:
Как кормят? Как там служится, сынок?
Девчонка пишет, что не бросит.
Я очень рад хорошим новостям:
Мой брат догрыз гранит науки,
А мама с папой ездят по гостям,
Друзья ушли в запой от скуки…
И с нетерпеньем ждут меня домой
Уверены, войду под вечер
В свою квартиру радостный такой.
Служить мне с этой мыслью легче.


К Дню защитника Отечества
Стать мужчиной

 Что значит стать мужчиной? Быть мужчиной. Умереть как мужчина…
Современные понятия о мужественности как-то незаметно трансформировались или, лучше сказать, мутировали во что-то не всегда лицеприятное. Далеко не всех представителей мужского пола, которых нам преподносят чуть ли не как героев, можно соотнести с тем самым сильным полом. Подкрашенные губы, заниженная талия брюк, маникюр, дорогие шмотки в нежно-цветастых тонах и безмерное желание продать себя подороже. Вот такие бывают иногда «мужчинки», вот такое равноправие полов.
В свете приближающегося Дня защитника Отечества, хочется вспомнить, а большинству просто рассказать, о настоящих Мужчинах, о тех, кого можно, должно и просто необходимо ставить в пример нашим сыновьям, тонущим в сомнительных прелестях Интернета и телевизионного шоу-бизнеса.
Ходить далеко не придется. В самом центре Смоленска на пересечении улиц Коммунистической, Глинки и Маяковского стоит памятник: фигура юноши в бронзе, уверенный взгляд, граната в руке и надпись: «Владимиру Куриленко, Герою Советского Союза, комсомольцу-партизану Великой Отечественной войны. 1924 – 1942гг.».
Володя Куриленко, обычный парень из Каспли, встретил врага, как и полагается, лицом к лицу. Штыком. Ему было неполных 18, когда он погиб. Погиб как мужчина. В бою.
В сентябре 1941г. он уже на хорошем счету, считается опытным бойцом в партизанском отряде им. матроса Железняка, которым руководит И.Р. Шлапаков. Сбор оружия и разведданных, походы за линию фронта и нападения на фашистские отряды – все это под пулями, под постоянной угрозой плена, пыток, смерти. Один за другим гибнут друзья. В феврале 1942г. убит один из ближайших товарищей Володи Алексей Гераськин.
В марте в Касплянские леса прибывает спецотряд Воропаева. Владимир Куриленко прикреплен к нему в качестве проводника. Именно в этом отряде он изучает подрывное дело и приступает к диверсиям на железной дороге.
Из дневника командира партизанского отряда И.Р. Шлапакова:
«30 марта 1942г. Партизанами нашего отряда Куриленко Владимиром, Митрофановым Павлом, а также Ивановым и Шиблаковым из отряда Воропаева спущен под откос поезд между станциями Лелеквинская и Куприно. Убито около 250 фашистов». Два поезда подорвано в апреле (10-го и 26-го), убито 200 и 270 немцев. 13 мая Куриленко произвел крушение пассажирского поезда с людским составом. Погибло порядка 300 фашистов. Эта боевая операция стала для него последней.
При отступлении группа партизан-подрывников в составе Константина Иванова, Анатолия Кирша и Володи была окружена немцами. К. Иванов был убит, а В. Куриленко тяжело ранен навылет в шею и в живот. А. Киршу чудом удалось вынести умирающего товарища из-под огня, но по дороге в отряд тот скончался.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1942г. партизану В.Т. Куриленко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Партизанский отряд, в котором сражался Владимир, был назван его именем и продолжал громить немецко-фашистских захватчиков на территории Смоленской области и Белоруссии.
Могила молодого героя находится в Смоленске у крепостной стены в сквере Памяти героев.
Это один из сотен, тысяч, десятков тысяч таких подвигов. В городе Гагарине, в парке культуры и отдыха, установлен мемориальный знак в честь комсомольско-молодежного диверсионного отряда «Победа». На памятнике – карта боевого пути отряда по районам Витебской, Смоленской и Могилевской областей.
Отряд был сформирован в мае 1942г. из активных, молодых парней Гжатского района и выпускников диверсионной школы ЦК ВЛКСМ. Под руководством командира отряда Кирилла Ивановича Новикова ребята пускали под откос вражеские эшелоны, громили гитлеровские гарнизоны, устраивали диверсии на шоссейных дорогах.
Война не из одного мальчишки воспитала мужчину. Так, например, юные партизаны Ваня Федоров, Витя Юрин, Андрей Шорохов, Сима Ермаков стали опытными подрывниками, которым поручали серьезнейшие операции.
Нужно понимать, что подрыв поезда был делом крайне сложным. Железная дорога охранялась немцами очень тщательно: постовые через каждые 200-300 метров, регулярные патрули, собаки, вышки. Мину необходимо было закладывать практически перед самим эшелоном, чтобы ее не обнаружили раньше времени. Потом неминуемая перестрелка, отход в леса. Немногие из тех ребят-подрывников дождались Великой Победы, в честь которой был назван их отряд.
Среди них – молодой сельский учитель Петр Галецкий. Его отряд получил задание совершить диверсию на железной дороге в ночь на 20 октября 1942г. Добрались до места, осмотрелись. Вся территория просвечивается немцами с вышек мощными прожекторами. Заложить мину никак не получается.
Поезд с горючим для вражеских танков вот-вот отправиться. И Петр решился. Он медленно пополз к железной дороге, ежеминутно замирая под лучами прожекторов. В это время раздался характерный перестук колес и гудки паровоза. Поздно. Эшелон показался из-за поворота.
Неизвестно какие мысли приходят к человеку, молодому парню, когда тот прощается с жизнью. Прошла какая-то минута, и вот уже он во весь рост бежит навстречу поезду и бросается с миной на шпалы. Взрыв. Цистерны летят под откос. Пламя ревет. Задание выполнено.
Не стало молодого партизана П. Галецкого. Появился Герой Советского Союза Петр Антонович Галецкий. Посмертно.
Вся Смоленская область усеяна могилами защитников Отечества. Заброшенные обелиски, постаменты с облупившейся краской. 350 смолян заслужили звезду Героя, около 100 из них – молодые ребята до 27 лет. Их имена сегодня совсем забыты. Имена настоящих мужчин…
Приближается 23 февраля, а многих молодых парней интересует два вопроса: что им подарят на праздник и как откосить от весеннего призыва.

Валентин Семенов,
заведующий музеем истории
молодежного движения
при Доме молодежи
(ООО «Союз ДМ»)
 



Полное погружение

 Что такое историческая реконструкция?
- Развитое молодёжное течение.
- Занятие, заключающее в себе определённую долю невыдуманного патриотизма.
- Изучение истории.
- Воссоздание исторических костюмов, предметов быта, вооружения, доспехов, а также многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (вышивки, плетение, вязание и т.д.).
- Общефизическая подготовка: историческое фехтование подразумевает под собой совершенствование не только умственных способностей в плане эрудиции, но и совершенствование физическое.

4 апреля 2008 года на базе РОСТО (ДОСААФ) была создана первичная организация, которую назвали «Центром исторической реконструкции и моделирования «Феникс. Возрождение». Феникс, как известно, весьма символичное название для Смоленска. Эта организация включает 5 клубов, отношения между которыми носят конфедеративный характер. Разработан свой Устав, совсем скоро «Центр» будет зарегистрирован как общественная организация.
В состав «Феникса» входят клубы: «Лебединая дорога», «Крестоносец» - клуб СФМЭИ, «Истоки» – клуб исторического факультета СмолГУ, «Секира» – один из самых старых клубов, «Вои Поднепровья» – клуб СГМА, занимается только славянами.
Почти все клубы занимаются ранним Средневековьем – 9-11 веками, кроме клуба «Крестоносец», имеющим несколько иную направленность - Орден Святого Иоанна Иерусалимского 13 – начала 14 веков.
Одним из руководителей «Центра» выступает Артём Новиков, студент первого курса исторического факультета СмолГУ. Кроме этого, он вместе с Александром Фединцевым является организатором собственного клуба смоленских реконструкторов «Лебединая дорога». Так скандинавы и викинги раньше называли море. Основное направление клуба – изготовление вещей. В коллективе собраны мастера, работающие в различных направлениях. Если человек занимается исторической реконструкцией, он сам собирает комплекс гражданского, военного и защитного снаряжения, с которым участвует в мероприятиях.
В основном ребята занимаются эпохой временем Владимира, Ольги, Игоря, Святослава, Бориса и Глеба. Это старый Смоленск. Как известно, существуют две основных теории на происхождение нашего города. Они сами по себе очень конфликтны. Дело в том, что существует Гнёздово – крупнейший некрополь эпохи раннего Средневековья в Европе, где в своё время было 4000 курганов или могил. Там нет никаких фортификационных сооружений за исключением небольшого городища, но, судя по всему, наш город Смоленск находился именно там. Москвичи, которые исследуют этот памятник, считают, что там города не было, а был всего лишь навсего военный гарнизон. Город же располагался на нынешнем месте. По теории смоленских исследователей, в частности, Евгения Альфредовича Шмидта, город изначально находился в Гнёздове (200-300 лет), а затем был перенесён на нынешнее место примерно в 11 веке. Причины остаются неизвестными.
Гнёздово – всё для членов «Феникса». Это уникальный комплекс, потому что большего количества вещей, собранных в одном месте, не найдено нигде. Это торговый центр Европы. Если проводить аналогии со скандинавами, то у них тоже есть подобное место. Это город Бирка в Швеции. В Гнёздове найдено очень много шведских, балтских и венгерских вещей. Последние связаны с периодом обретения родины. Таким образом, Смоленск в своё время представлял целый конгломерат самых разных народностей. Тогда царила атмосфера братства, равенства. Учёные называют это время периодом военной демократии.
Одежду в большинстве случаев участники делают сами. Ориентируются при этом они на те вещи и предметы, которые были найдены в гнёздовских курганах. Все костюмы максимально приближены к тем костюмам, которые носили в эпоху раннего Средневековья: изготовлены они из аутентичных тканей и практически по тем же технологиям, что и в древности. Например, красители, которые используются при окраске этих тканей, имеют сугубо натуральное происхождение. Это могут быть растительные, минеральные красители. Коричневый цвет можно получить при помощи коры дуба, концентрированной охры. Зелёный цвет получают при помощи крапивы, различных трав. Синий - при помощи индиго, опять же коры дуба. Используются ткани в основном ручного происхождения. Сейчас этим занимается очень мало людей, поэтому можно говорить о сфере предпринимательства. Лён покупают на Украине, где его сохранилось очень много еще с конца 19 – начала 20 века. Большинство тканей именно с Украины. Не запрещается использовать обычный промышленный лён, правда, это не приветствуется. Кожа также выделана аутентичным методом. Для того чтобы она сохраняла свойства, её пропитывают воском или другими смесями натурального происхождения.
Если говорить о производстве того или иного защитного снаряжения (кольчуги, например), то тоже используется технология, близкая к древней. В эпоху раннего Средневековья кольчуги насчитывали порядка 20.000 колец и имели очень интересную структуру. Изготавливались кольчужные элементы по клёпано-сеченой технологии, когда половина колец была заклепана маленькой-маленькой заклепкой. 10000 колец были цельными, как маленькие шайбочки. Процесс этот сложный, поэтому смоленские реконструкторы пока не рискнули изготавливать их самостоятельно.
За эти 2 года молодые реконструкторы успели выступить на Дне города, провели два военно-исторических фестиваля на территории Гнёздовского археологического комплекса. Ребята попытались оживить этот памятник истории, вдохнуть в него частичку жизни. Необычны ощущения у тех, кто на минуту, час или целый день перевоплощается в совершенно другого человека: с иным менталитетом, нормами поведения, другой окружающей обстановкой.

Приезжая на выступления, каждый участник забывает свои настоящие имя, фамилию – у него придумана специальная легенда. На одном из таких выступлений Артём предстал в образе скандинава, который едет по торговым делам или выполняет поручение общины. По амулету, изготовленному из керамики, можно предположить, что это был торговец керамикой. Традиции того времени диктовали смену религии и имени торговца в соответствии с основными понятиями той страны, где он находился. Так, например, торговец керамикой из Бирки по имени Свенельд становился в городе Атиле Шломо, принимая уже иные традиции, элементы одежды, культа и т. д. Увидев в средневековом городе, допустим, в Саркеле (территория Хазарского Каганата) человека, одетого подобным образом, местные жители назвали бы его «рахдеони» - знаток дорог. Аксессуары из разных стран говорят о том, что он швед.
На нём одеты высокие носки, напоминающие гетры, выполненные методом кручёной нитки. На Руси они назывались «чоботы».
Ботинки из Хедеги – датского поселения.
Широкие штаны, характерные для скандинавов. Персонажей, одетых в подобные штаны, можно часто увидеть на могильных камнях.
Шёлковый кафтан, крашенный мореной, которая, надо заметить, произрастала на юге Франции и в Англии, поэтому на наших землях стоила очень дорого. Подобный кафтан носили знатные люди. На кафтане: 24 пуговицы, сделанные по моделям найденных в одном из смоленских Курганов.
Крест христианский из Бирки (шведское поселение).
Сумочка из венгерского происхождения (поселение Каросы на центрально-европейской равнине, где позднее обосновались венгры в конце 9 века и живут сейчас). Сумочки венгров – не редкость в славянских и скандинавских захоронениях.
На поясе однозубая вилка.
Фляга хазарского происхождения.
Капюшон одевался отдельно, скреплён фибулой шведского происхождения.
На голове балтская шапочка, характерная для скандинавов, выполнена методом крученой нитки.
Все используемые материалы – аутентичные. Подкладка: из домотканого льна, верх – верблюжья шерсть, шёлк.
Серьга: принадлежит салтово-маяцкой культуре. Ношение серьги в то время было привилегией воинов. Эта традиция нашла отражение в культуре казаков.
Пояс представляет ювелирную ценность, так как украшен серебряными с позолотой накладками.
В руках держит булаву, тоже принадлежащую Хазарскому каганату.
Обилие перстней на руках указывало на состоятельность этого человека.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№2(114)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич