Главная | Архив |

  Психологические раздумья  
   

Валерий Сонин,
доктор психологических наук, профессор СмолГУ

 

«Возвращенные имена»

как феномен сохранения и развития исторического сознания

 

В редакцию журнала из Астаны (Казахстан) пришел теплый отзыв на материал нашего постоянного автора Валерия Абрамовича Сонина «Уроки Астаны для старшего брата». Руководители университета им. Л.Н. Гумилева также признательны проф. Сонину В.А. за участие в конференции, посвященной великому русскому ученому, чье имя носит крупнейший университет независимой республики Казахстан, и особенно за содержательное выступление на пленарном заседании, проблема которого актуальна и для них. Мы представляем нашим читателям это выступление полностью.

 

Лев Копелев, автор эссе «Держава и народ» посвятил свое историческое, по сути глубоко философское и ментальное исследование. Прошлому - памяти Максимилиана Волошина, Настоящему - надеждам Андрея Сахарова, Будущему - нашим внукам. Эссе вышло в 1982 г. в Мичигане (США) на русском языке. Да и сам Копелев, по сути, тоже возвращенное имя, как сотни и тысячи других соотечественников, без которых Россия не может быть полной, и как сказал Петр Чаадаев: «Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику... ее дело в мире есть политика рода человеческого...пора бросить ясный взгляд на наше прошлое. Ведь протекшее определяет будущее; таков закон жизни. Отказаться от своего прошлого - значит лишить себя будущего (Сочинения и письма. М, 1913-1914.Т.2, стр.197-98, 226). Психологически можно выделить два опорных, ключевых сигнала, как постоянный отказ от прошлого и потенциальные перспективы не иметь будущего. Когда слышишь, что Россия страна с непрогнозируемым прошлым, то снова обращаешься к нашим забытым, а потом возвращенным именам, снова всплывают в памяти не только конкретные личности, служившие верой и правдой той или иной идее, власти, системе, царям и государям, партии и генсекам, вере и православию или другой конфессии, снова предстает Гамлетовский вопрос: «Кого забыть, кого вспомнить?» Почему же возможны такие исторические, нравственные амнезии с последующими активными мобилизациями нашей исторической памяти? Константин Бальмонт в 1907 г написал стихотворение «Наш Царь»
Наш царь - Мукден,
наш царь - Цусима,
Наш царь - кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно.
Наш царь - убожество слепое,
Тюрьма и кнут, под суд, расстрел,
Царь-висельник,
тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет - час расплаты ждет.
Кто начал царствовать - Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот.

До Епатьего подвала оставалось не более 10 лет. Через 80 лет царя-мученика канонизируют. В храмах за него будут молиться верующие, в карманах которых несколько лет тому назад лежали партийные билеты с портретом человека, провозгласившего не только социалистическое государство, но и мечтавшего о государстве полного атеистического торжества. Возвращенное имя божьего помазанника стало сигналом к возвращению и других «проклятых нашим историческим проживанием» имен. Колчак и Врангель, Капель и вся великая философская российская школа, поэты серебряного века стали нам возвращаться из бесконечных духовных и физических Гулагов. Сколько их, брошенных в Лету забвения, сколько еще надо вернуть, чтобы очиститься и попросить прощения, перед детьми, внуками и на века честно сказать «Все мы, народ одной России, другой у нас нет». Мы, 20 миллионов потеряли на войне и миллионы на войне с народом. Владимир Соловьев (Нравственность и политика. 1983) с горечью и тревогой констатировал, что «полное разделение нравственности и политики составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего времени. Политика или нравственность, когда СМИ начинают тиражировать идею о том, что Андрей Власов воевал не с русским народом, а злейшими его врагами - Сталиным и большевизмом. На телеэкранах в мемуарной исторической литературе и публицистике появляются ходатаи и радетели за восстановление не только имени предателя, Иуды Власова, но и барона Унгерна, самого жестокого генерал-белогвардейца. Удивительно, что одна из праворадикальных партий России считает это страшилище невинно пострадавшим борцом за святое русское дело и просит реабилитировать его как жертву политических репрессий. Один из депутатов Думы обратился в Генеральную прокуратуру, чтобы барона Унгерна поднять из небытия и сделать национальным героем. Быть диссидентом под занавес легче, чем в будничной жизни говорить честно и правдиво о том, что ты лидер, наш руководитель, достоин не только фимиама, но и разумного ответа за совершенное, ты ответственен сегодня, если не хочешь, чтобы тебя завтра сбрасывали, как Фильку Кривого с колокольни, когда надо отыскивать виновного, - замечал М.Е. Салтыков-Щедрин. Сама идея «Возвращенные имена» благородна, нравственна и социально значима, психологически выверена. Политические теоретики и «практики» от Макиавелли и Цезаря, Борджиа до Наполеона, Бисмарка и Черчилля, Ленина, Троцкого, Гитлера, Сталина, Мао и других, доказывали, что нравственность и политика взаимно чужды, несоизмеримы, что связывать эти понятия могут циничные лицемеры или наивные идеалисты. Для того, чтобы и простые законы нравственности и справедливости, которыми должны руководствоваться в своих взаимоотношениях честные люди, стали высшими законами и в отношениях между народами, необходимо одно условие: «если есть правда для человека как лица, то пусть остается правдой и для всей нации, - призывал в 1848 г. К.Маркс. На этом настаивал Ф.М. Достоевский в 1877г. (Дневник писателя, февраль 1877 /Меттерних и Дон-Кихот/). Эти близкие по духу пожелания людей, во многом решительно противоположных друг другу, высказаны более ста лет тому назад. Тогда они были только благими пожеланиями. Сегодня это решающие условия сохранения жизни на земле, – отмечает Лев Копелев в своем философском эссе «Держава и народ». Мы полагает, что только это возможно, если не будем Иванами, не помнящими родства. Историю творит народ, а ведут его вожди и пастыри, которых этот народ достоин и исторически памятно чтит. В России – в ее прошлом и настоящем, есть животворные общественные традиции и самые давние –вечевые и недавние, те, что воплощены в русских подвижниках последних двух столетий. Для поисков и прокладывания новых средств преодоления исконных противоречий между народом и государством плодотворны труды, опыт многих даровитых людей, пусть несогласных и между собой. Радищев и Сперанский, Пушкин и Чаадаев, декабристы и славянофилы, западники и народники, Герцен и деятели реформ Александра II, Лев Толстой и Владимир Короленко, социал-демократы, эсеры, кадеты, и Витте, Столыпин и Кривошеин, Гуков, «белые и красные», «идеалисты и материалисты», Нестор Махно и Лавр Корнилов – каждый, кто, исследуя, размышляя, творя, мечтая и заблуждаясь, хотя бы неосознанно, работал во благо народа, а не только для государства, кто создавал живые ценности национальной культуры, вопреки идеологиям, догматам или партийным пристрастиям, навсегда стал архитектором по-настоящему русского, российского, значит и всечеловеческого будущего. Андрей Сахаров, Сергей Лихачев, Юрий Гагарин, Владимир Высоцкий, навсегда останутся в памяти человечества и сознания россиян.
Каждое возвращенное имя – это не только благо для самой отечественной истории, это нравственный, моральный, психологический катарсис, духовное очищение, но и честное признание отсутствия интолерантности к инакомыслию, концепции Я - другого. Но историческое сознание таково, что оно вместе с исторической памятью, как сообщающиеся сосуды, позволяет формировать менталитет/ментальность нации, этноса, общества. Поднимая, справедливо возвращая имена своим потомкам, укрепляя их веру в справедливость и нравственную силу возвращения, мы молчаливо взираем на другое, как скопом стираются другие имена, топчутся и ернически подвергаются остракизму те фамилии, личности, которые еще вчера, совсем недавно звучали, как «колокол на башне вечевой в дни торжеств и бед народных». Все делается с размахом, креативностью, публицистическим накалом. У битлов есть замечательный, метафорический, песенный рефрен: «Не троньте падшую собаку, она не может ответить». Что воевать с памятниками, обелисками, названиями улиц и городов, проспектов и площадей, что от того, что улица Ленина стала называться проспектом Свободы, если не в Смоленске, то в другом городе?! Дышать на этой улице стало свободней, или пенсионеры, бюджетники стали экономически или социально - защищенные? Мы должны быть уверенными в том, чтобы, открывая окно для проветривания комнаты, вместе со свежим воздухом в помещение не налетели бы мухи. Но мы очень часто забываем об этом. Забывая то или иное человеческое деяние, мы становимся обезьянами-людьми, которых еще в 30-х годах описал Лао Шэ «В сказаниях о кошачьем городе». Именно эти люди были обречены, ушли в небытие, забыв свою историю, культуру, учителей, прокляли и били родителей, воевали друг с другом, а когда видели себя в зеркале, с кулаками бросались на свое отражение, полагая, что это другой человек. Крупнейший отечественный невропатолог, блестящий организатор здравоохранения, зам. Генерального директора Всемирной организации здравоохранения, член-корреспондент АН СССР, 1-й заместитель наркома здравоохранения СССР, председатель ученого Совета Наркомздрава, академик АМН СССР, автор множества монографий, посвященных клинике и лечению военной травмы спинного мозга и позвоночника (опыт, накопленный им в годы Великой Отечественной войны, когда он был консультантом по неврологии и нейрохирургии в одной из армий, непосредственно участвуя в нейрохирургической работе), наш земляк - Гращенков Николай Иванович (13.03.1901- 08.10.1965), уроженец Хиславического района, деревня Заборье. Работая в Белоруссии, он организовал Институт теоретической медицины, лабораторию нейрофизиологии, нейрохирургический центр, стал Президентом АН Белоруссии. В Белоруссии его чтят и помнят. Возвращенное имя Гращенкова Николая Ивановича нам, смолянам, дорого, он был не только замечательным ученым, организатором науки, он был достойным гражданином своей страны, которая называлась Советский Союз, он был учителем, научным руководителем. Материалы, собранные о нем, говорят о том, что именно такие люди, как наш земляк Гращенков, принесли Смоленщине и России неувядаемую славу. Возвращать имена надо, необходимо, но лучше их не терять. Верим, надеемся и заклинаем вслед за Максимилианом Волошиным:

Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из преступлений, исступлений,
Из ненавидящей любви
Возникнет праведная Русь.






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№2(114)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич