Где-то в конце 80-х годов
прошлого века впервые побывал в
отреставрированном и переданном областной
филармонии здании бывшего Дворянского собрания.
Впечатление было ошеломляющее. В памяти всплыли
строчки из «Евгения Онегина»:
... Вошёл. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры...
Так живо вдруг встала перед глазами эта картина.
Потом как-то затёрлось впечатление за многими
посещениями концертного зала им. М.И. Глинки.
Причём, не только на концерты сюда ходил, но и
на различные мероприятия характера, скажем так,
нетворческого. Обычное дело – заела будничность,
текучка.
А нынче, на Крещение, вдруг
всё вернулось. 19 января в зале филармонии
проходил торжественный вечер, посвящённый
110-летию со дня рождения нашего замечательного
земляка Михаила Васильевича Исаковского. Вряд ли
для кого-то в России нужно добавлять, что это
поэт: на его стихах и песнях не одно поколение
выросло. В этом его родство и с Пушкиным, и с
Твардовским, и с другими нашими поэтами –
Настоящими, Народными.
Не знаю, дорогое имя тому виной или обновлённые
к недавнему 70-летию областной филармонии фасад
и концертный зал, но ощущение творящегося на
твоих глазах праздника возродилось и не покидало
меня весь вечер. И когда зам. губернатора О.В.
Окунева по сложившейся традиции вручала премию
им. М.В. Исаковского (на этот раз лауреатом стал
поэт из Гагарина Михаил Чекусов). И когда стихи
нашего земляка читал известный актёр театра и
кино, народный артист и лауреат Государственной
премии России Аристарх Ливанов (интервью с ним
публикуется в этом номере). И когда в
сопровождении Смоленского русского народного
оркестра им. В.П. Дубровского звучали песни в
исполнении засл. деятеля искусств России Николая
Писаренко, солистов филармонии засл. артиста
России Юрия Афонова (баритон), Людмилы Каминской
(сопрано), лауреата Всероссийского фестиваля
«Тенора России» Анатолия Смирнова...
Трудно «рассказать концерт» - можно поделиться
впечатлениями и возникшими сожалениями, что не
так часто приходил в наш уютный концертный зал и
столько всего пропустил. Вроде, совсем недавно
закончились долгие новогодние
праздники-каникулы. Но это у нас каникулы, а у
коллектива филармонии – самое горячее время
было. Новогодние праздники для детей (пятнадцать
«ёлок» провели), музыкальный фестиваль
«Рождественские встречи» (с 4 по 11 января)...
Вообще, всегда и везде начало года знаменуется
подведением итогов года минувшего и составлением
планов на ближайшую и отдалённую перспективу. И
я встретился и побеседовал с директором
филармонии Валентиной Ивановной Елисеенковой и
художественным руководителем Вячеславом
Оливерговичем Кухалевым. Не скажу, что так уж
спонтанно родился этот материал. Толчком
послужила публикация о юбилее филармонии в
декабрьском номере «Смоленска» за прошлый год и
данное редакцией обещание регулярно знакомить
читателей журнала с делами и заботами коллектива
– продолжателя славных музыкальных традиций
смоленской земли.
Со встречи с руководителями филармонии я ушёл с
большой коллекцией концертных программ за
прошлый год, и, прежде всего, отметил для себя,
что коллективом проводится воистину грандиозная
работа в плане культурно-просветительской
деятельности. Причём не только среди взрослых,
а, в первую очередь, с детьми, подростками,
которые в дальнейшем будут посещать концертный
зал им. Глинки. Главное направление работы –
музыкальная классика, русская народная музыка.
Соответственно выстраивается и план концертов
сезона: прежде всего, абонементы для детей.
Сейчас их три. Готовят эти абонементы силами
солистов и творческих коллективов филармонии,
привлекают артистов смоленских театров, дают
театрализованные музыкальные представления:
спектакли, детские оперы. Непростая работа:
нужны декорации, костюмы, режиссура и проч. Тем
не менее, вот уже на протяжении пяти лет
филармония этим занимается. Печатаются красочные
программки.
Допустим, общее название абонемента «То, что в
жизни дороже всего». В нём две программы –
«Приключение кузнечика Кузи» (М. Пляцковский,
музыка Ю. Антонова) и «Звенит звонок» (И.
Прудников, музыка смоленского композитора Т.
Симоновой). Что касается собственно постановок,
то с прошлого года в коллективе на постоянной
основе работает режиссёр Роман Родницкий.
Интересен и абонемент камерного оркестра
«Наполним музыкой сердца». В нём тоже несколько
программ. В прошлом году было пять. О том,
насколько интересен этот абонемент, можно судить
даже по названиям программ: «Музыкальный мир
Пушкина», «Долина сказок «Путешествие в
Лапландии» (Э. Григ), «Имена на всю жизнь»
(Гендель, Гайдн) и др.
В абонементе оркестра им. В.П. Дубровского «Из
века в век» три программы, и тоже легко
проследить их просветительскую направленность.
Например, «Искусство выдающихся композиторов
России», «Музыкальные страницы истории»...
Абонементы, что немаловажно, недорогие, и их
могут приобрести все желающие.
Обычно первое выступление перед детьми
происходит в зале филармонии. Аудитория –
учащиеся детских музыкальных школ города. Затем
эта же программа обкатывается в
общеобразовательных школах города и области. То
есть даже такой большой коллектив, как оркестр
им. Дубровского, выезжает в школы и там даёт
концерты. Программы постоянно совершенствуются,
разнообразятся.
Удивился, когда узнал, что у каждого
музыкального коллектива есть так называемая
норма, или, если угодно, план. Немаленький: 50
концертов. То есть, в среднем, пять концертов в
месяц. И главная часть – это работа с детьми,
молодёжью. Причём, не только Смоленска, но и
области. То есть выезды коллективов и в
Рославль, и в Десногорск, и в Ярцево, и в
Сафоново, и в Вязьму.
Если уж быть точным, то жизнь в филармонии
измеряется не годами, а концертными сезонами.
Год как бы половинится: от октября (открытие
сезона) до июля (закрытие), когда все уходят в
отпуск. В августе артисты выходят на работу,
начинается репетиционный процесс – подготовка
программ нового сезона – и в октябре открытие. В
прошлом году открыли сезон в октябре музыкальным
фестивалем, поскольку год был юбилейным. В
программе фестиваля было более десяти концертов.
Естественно, участвовали все творческие силы
филармонии, но, кроме того, много интереснейших
коллективов и исполнителей пригласили. Например,
на «вечере русского романса» блистала засл.
артистка России Любовь Исаева (сопрано, Москва),
«Гитара от Баха до джаза» - лауреат
Международных конкурсов Юрий Нугманов. С
концертами выступили такие всемирно известные
коллективы, как государственный квартет им. Д.Д.
Шостаковича и Московский государственный
академический камерный хор (худ. рук. – народный
артист СССР Владимир Мишин. А что говорить о
концерте, посвящённом памяти Муслима Магомаева,
в котором принимали участие звёзды оперных
театров мира (программа «Парад баритонов») Юрий
Баранов, Дмитрий Кондратков, Отар Кунчулия,
Евгений Либерман, народный артист России
Анатолий Лошак.
Словом, фестиваль удался, и в филармонии решили
отныне, то есть с этого года, открывать сезон
музыкальным фестивалем, который будет называться
«Смоленская осень». Вообще, здесь сейчас делают
акцент на проведении именно фестивалей. Практика
показывает, что на разовые мероприятия
(концерты) публика ходит не очень хорошо. И вот
в прошлом году «фестивальный путь» дал хороший
результат. Может быть, потому, что фестивали
гораздо активней и шире рекламируются. И второй
момент – в серии концертов (а их может быть и
пять, и семь, и десять – разножанровых) люди
имеют более широкий выбор, каждый что-то для
себя может найти – и открыть дорогу в концертный
зал.
Сейчас уже стало традицией и то, что готовится
большой, так называемый гала-концерт,
знаменующий закрытие сезона. В основном, своими
силами, но, действительно, всеми силами, с
привлечением всех солистов, всех совместителей и
проч. В прошлом году такой концерт состоялся 26
июня.
Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что в одном
материале, даже журнальном, обо всём не скажешь.
А выделить хотелось бы многое. Вот, например, 8
февраля состоялся концерт «Скрипичная фантазия»,
посвящённый памяти основателя Смоленского
камерного оркестра Давида Русишвили. Более
пятнадцати лет проработал он с оркестром, сделал
его профессиональным и известным не только в
Смоленске и области, но и за их пределами.
Выезжали и в Москву, и в Германию, где с большим
успехом выступали. В прошлом году Давиду
Сергеевичу исполнилось бы шестьдесят лет.
Дирижировал замечательный музыкант Павел
Герштейн. У него свой оркестр в Костроме, но вот
один сезон всё же проработал в Смоленске по
совместительству. Солировала давний друг
камерного оркестра народная артистка России,
профессор Московской консерватории Ирина Бочкова
(скрипка). Скрипичные фантазии – это как раз тот
очень сложный, уникальный проект, который
народная артистка представила смолянам. Она
неоднократно приезжала в Смоленск, привозила
своих талантливых учеников, которые и до сих пор
поддерживают связи с филармонией. Это Александр
Тростянский, Граф Муржа, ныне заслуженные
артисты России, востребованные не только у нас в
стране, но и за рубежом. Они все солисты
Московской филармонии. Вот такой уровень.
Буквально через три дня состоялся юбилейный
концерт оркестра им. Дубровского. Коллектив
отметил своё 20-летие. Здесь у нашей филармонии
была задумка пригласить всех дирижёров, которые
когда-либо работали с оркестром. И, надо
сказать, почти все приехали и дирижировали.
Прежде всего, это уникальный дирижёр народный
артист России Фуат Мансуров, заслуженные артисты
РФ Борис Ворон (профессор академии музыки им.
Гнесиных), Игорь Тонин (оркестр русских народных
инструментов «Метелица», С.-Петербург), Николай
Степанов, который стоял у истоков оркестра
вместе с Дубровским, а потом работал с Людмилой
Зыкиной; и, само собой, заслуженный работник
культуры РФ Евгений Лыткин, который сейчас
является дирижёром и исполняет обязанности
руководителя оркестра. И, конечно, приехали
великолепные солисты, которые часто выступали с
нашим оркестром. Это народный артист СССР
Владислав Пьявко (тенор), народный артист России
Александр Цыганков (домра).
Нельзя не упомянуть фестиваль «Русская
масленица», который проходил с 23 февраля по 1
марта (нынче - с 8 по 14 февраля). Это четыре
концертных программы с участием ансамбля
народной песни «Славяне», профессоров Токийской
академии музыки Григория Фейгина (скрипка) и
Елены Ашкенази (фортепьяно), «Терем-квартета»
(С.-Петербург), заслуженной артистки России
Галины Широковой (сопрано). С большим успехом
прошёл 21 февраля 2009 г. концерт, посвящённый
100-летию поэта Николая Рыленкова, с участием
заслуженной артистки России Ирины Нециной
(сопрано) и Анатолия Смирнова (тенор).
Своего рода этапное событие – абонемент «Звёзды
музыкального искусства в Смоленске» (15 марта).
Это программа Смоленского камерного оркестра
(худ. рук. и дирижёр Павел Герштейн). А
солировал лауреат международных конкурсов,
выдающийся музыкант Марк Дробинский (виолончель,
Франция).
Давние и тесные дружеские связи у коллектива с
филармониями Белоруссии. Так, 2 апреля совместно
отмечали День единения народов Беларуси и России
– в Смоленске выступал замечательный октет
балалаек «Витебские виртуозы» (худ. рук.
заслуженный артист Белоруссии Тамара Шафранова).
А 20 апреля состоялся Пасхальный Праздничный
концерт национального академического народного
хора Республики Беларусь им. Геннадия Цитовича
(худ. рук. и главный дирижёр – народный артист
РБ профессор Михаил Дриневский).
То есть постоянно филармония приглашает в
Смоленск «звёзд» из ближнего и дальнего
зарубежья. Добавлю, что, помимо упоминавшихся
детских музыкальных абонементов, ежегодно
проводится «Неделя музыки для детей и
юношества». Как правило, во второй половине
апреля. Это очень насыщенная, интересная
программа, и с этого года её переименовали в
музыкальный фестиваль «Всё лучшее – детям».
Рядом по срокам и тематике стоит Международный
фестиваль-конкурс музыкального творчества детей
и юношества «Гамаюн». Приезжают юные дарования
из Белоруссии, с Украины, Молдавии. Из Швеции
даже приезжают. Естественно, смоляне со всей
области участвуют. В прошлом году был четвёртый
такой фестиваль, нынче готовят пятый. Хозяева
стараются никого из участников не обойти призами
и подарками – поддержать, ободрить, пожелать
дальнейших творческих успехов.
Каждый год проходят концерты, посвящённые
праздничным датам. Привлекают на них все
собственные творческие силы и, как правило,
приглашают два-три интересных иногородних
коллектива.
Особняком, конечно, стоит старейший музыкальный
фестиваль России, а, может, и всего мира – им.
М. И. Глинки. В прошлом году состоялся уже 52-й
такой фестиваль, посвящённый 205-летию великого
композитора. Несмотря на финансовые трудности и
кризисные катаклизмы поддерживается высокий
уровень этого музыкального праздника. Достаточно
сказать, что в 2009 году фестиваль открывал
Московский государственный академический
симфонический оркестр под управлением народного
артиста России, лауреата Государственной премии
Павла Когана, участвовали такие известные
коллективы, как Академия танца Натальи
Нестеровой (Москва), фортепианный квартет из
Минска, мужской хор Московского патриархата
«Древнерусский распев», «Новый русский квартет»,
государственный вокально-хореографический
ансамбль «Русь» им. Михаила Фирсова. Важно, что
фестиваль не только в Смоленске проходит – были
концерты в Десногорске, Вязьме и, конечно, на
родине Михаила Ивановича, в селе Новоспасском.
Здесь уже упоминалось о сотрудничестве с другими
филармониями. Прежде всего, это белорусские –
Минск, Витебск, Гомель. Конечно, Москва. И
филармонии Пскова, Тулы, Ростова-на-Дону,
Вологды. 25 ноября был очень интересный концерт
мужского камерного хора Вологодской филармонии
под управлением Альберта Мишина «Величие
Русского Севера – напевы славянской души».
Уже традиционно к новому году филармония
подготовила музыкальное театрализованное
представление «В гостях у Деда-Мороза» (режиссёр
Роман Родницкий). В нём принимал участие
ансамбль «Таусень», задействованы были актёры
Смоленского камерного театра.
В завершение нашей беседы руководители
филармонии просили пригласить смолян на
многочисленные фестивали и концерты в
замечательный зал им. М. И. Глинки. У музыки
своя огромная сила и свои права. Пообщавшись с
детьми, которые приходят на музыкальные
абонементы, не могу не заметить, насколько они
развитей и воспитанней остальных своих
сверстников. Как хочется, чтобы в наше
прозаическое время как можно больше людей
приобщалось к волшебному миру музыки.
|
|