Сергей Борисович Тюмин
родился в городе Ош в Киргизии в семье
военнослужащего. Как правило, в офицерских
семьях дети идут по стопам родителей. Так и
маленького Сережу родители с самого детства
готовили к поступлению в военное училище. Однако
судьба распорядилась иначе.
Я подошёл, ушёл… вернулся…
В детстве Сергей Борисович никогда и не думал
быть актером. Помог в этом случай. А именно
объявление о наборе в «народный театр при
Ташкенте». Это объявление тогда не привлекло
особого внимания девятиклассника Сергея, так как
ездить в Ташкент ему, конечно же, не хотелось
(хотя как оказалось в дальнейшем, о поездках в
Ташкент не было и речи). В это время Сергей был
занят совершенно другим, он был с головой
погружен в КВН. Был капитаном и сборной команды
КВН своего класса, и всей школы. Во время
участия в городских играх КВН был отмечен
грамотой как лучший капитан города, хотя его
команда проиграла в первой же встрече. Но,
несмотря на такой вот «небольшой» казус, жюри
оценило по достоинству его способности.
Увидел – всё совсем не так
Однако как же наш «КВНщик» попал в народный
театр? Подтолкнули Сергея пойти по данному
объявлению его одноклассницы, которые уже сами
побывали в этом театре. С середины 9 класса он
начал посещать театр.
Самая запомнившаяся
школьная постановка
Конечно же, первая... Сказка «Оловянные кольца»
драматурга Габбе. Так как Сергей был новичком в
этом театре, к его приходу все самые
«интересные» роли были уже разобраны. Оставалась
единственная роль – отрицательный персонаж
Мухомеель. В сложившихся обстоятельствах ничего
другого не оставалось, как взяться за эту роль.
Сергей так и сделал. Он даже не подозревал, что
эта роль окажется главной в спектакле и повлияет
на всю его дальнейшую жизнь. После выступления
руководитель театра заметил Сергея. И с этого
момента он стал играть только главные роли.
Взор в небесах,
Душа в полёте
В это время он стал задумываться над своим
будущим: что дальше? Быть военным или актером?
Выбор, действительно, не из легких. Ведь родился
он в семье офицера. В то время у Сергея было
ощущение, что театр – это искусство вымирающее,
но есть кино.
И только ноги на земле
Но, несмотря на все эти колебания, родители всё
же уговорили Сергея поступать в военное училище.
Всё бы и пошло по заданной схеме, если бы не … .
Республиканский смотр
народных театров
В их театр-студию на спектакль «9 симфония»
Принцева, в котором Сергей играл роль Николая
Островского, приехала комиссия из Ташкента.
Театральная жизнь поистине полна забавных
ситуаций. В конце спектакля Сергей подошел к
микрофону, прочитал финальный монолог. Занавес
начал закрываться, и Сергей закричал от
переполнявших его чувств. На сцену выбегает
руководитель театра: «Кто орал?» «Я», - не
испугавшись, ответил Сергей. В ответ он слышит
следующую фразу: «Никогда тебе не быть актером».
Но, к счастью, ее слова не стали пророческими.
Комиссия высоко оценила игру Сергея и предложила
ему поступать в Ташкентский театральный
институт. В газете «Ташкентская правда» были
опубликованы итоги данного фестиваля, среди
которых 3 фамилии лучших актеров народных
театров, в том числе и фамилия Тюмин.
Простой листок бумаги (объявление об открытии
народного театра, а затем небольшая статья в
газете) резко изменил жизнь мальчика, повернул
ее кардинальным образом. Ведь военное училище с
его постоянной муштрой, строгой дисциплиной,
выучкой и театральный вуз – два совершенно
разных полюса. Но в этой борьбе одержало верх
именно творческое начало.
Выбор сделан. ВГИК
Сергей решил поступать во ВГИК (Всесоюзный
государственный институт кинематографии). Лететь
на вступительные экзамены в Москву пришлось
сразу же, не дожидаясь даже выпускного вечера в
школе. В тот год конкурс был большим – 500
человек на место. Предварительный тур Сергей
проходит с успехом. Впереди еще 3 основных тура.
В назначенный день Сергей приходит в институт и
видит табличку с надписью 3 тур. Волнение,
паника… Наверное, что-то неправильно понял…
Благо, в холле висит список с фамилиями
абитуриентов, прошедших в следующий тур. Среди
них фамилия Тюмин. Прошло 25 человек, но набор в
группу – 15. Впереди сочинение, экзамен по
литературе и истории. После первого же экзамена
осталось только 13 абитуриентов, в числе которых
был и Сергей Борисович Тюмин. «Мне очень
повезло, так как вступительные экзамены – это
лотерея,- вспоминает Сергей Борисович. – И я
считаю, что выиграл эту лотерею».
Нет большей глупости,
чем жизнь
В те времена ВГИК имел славу свободомыслящего
вуза. 2 раза в неделю проходил семинар
современного фильма, где студентам показывали
запрещенные фильмы. На следующий день к ним
приходили 2-3 кинокритика, которые разбирали
каждый фильм «по кирпичикам». Никаких
идеологических соображений.
Нет большей сладости,
чем жизнь
Учась на 3 курсе, Сергей понимал, что необходимо
работать, прежде всего, в театре, а затем уже в
кино. «Театр – это душа актера, а кино –
ремесло». По окончании института Сергей
Борисович был приглашен на Беларусьфильм, чтобы
сняться в фильме «Воскресная ночь» режиссера В.
Турова. В то время на киностудии было всего 11
человек штата. Этих ребят он хорошо знал, так
как они вместе учились в институте. Виктор
Туров, директор художественного объединения,
хотел, чтобы Сергей Борисович остался работать с
ними. В Минске произошла встреча с председателем
кинематографии Белоруссии, но ему вежливо
отказали. Причина – мест нет.
Мы – центр смешного балансира
В министерстве культуры, в которое он обратился
в поисках работы, ему дали список театров, в
которых требовались актеры: ТЮЗ в Орле,
драмтеатры Брянска и Смоленска. Почему же
Смоленск? «Не знаю, как это произошло. В ТЮЗе
играть мне не хотелось. Брянск почему-то нет.
Смоленск – хорошее название». Так в 1977 году
Сергей Борисович Тюмин оказался в стенах
Смоленского драматического театра. В качестве
«экзамена-смотра» надо было сыграть два отрывка
из «Гамлета» и роль Александра в спектакле «Беда
от нежного сердца». И вот уже более 30 лет С.Б.
Тюмин является бессменным актером нашего театра.
Им сыграно более 100 ролей, из которых почти 2/3
– главные и ведущие.
МЫСЛИ ВСЛУХ
«Вживание» в роль
- Любую роль тяжело играть, если ты в нее
вживаешься. Ты хочешь этой ролью что-то сказать.
А если ты не хочешь ничего ей сказать, то тогда
легко. Прежде чем браться за роль, надо написать
биографию образа: как он жил, какие интересные
события были в его жизни … Всё это делается для
того, чтобы этот персонаж стал живым человеком.
Пытаясь понять его, я в результате делаю его
частью своего опыта. Часть моего опыта – это моя
психофизика. Значит, в этой психофизике я могу
существовать.
Отрицательные роли
- Отрицательные роли, понимаешь с возрастом,
самые играемые. Интереснее всего играть именно
отрицательных персонажей. Отрицательные роли –
это всегда конфликт, а конфликт значит, что есть
действие.
Игра. Что это?
- Когда мы общаемся друг с другом, чего-то
добиваемся (например, чтобы нас услышали, нас
пожалели, нас поддержали), мы воздействуем на
собеседника. Это своего рода игра. В данном
случае это игра категории «плюс». Если же я
играю для достижения каких-то корыстных целей,
для меня это «не игра». Если сравнить человека с
роботом, что делает робот? Он просто выдает
информацию, ему не надо ее интонировать. Мы же
интонируем то, что говорим. Значит это игра.
Импровизация
- Театр – это сиюминутность. Многое зависит от
партнеров. Необходимо уметь видеть и слышать,
работать от партнера.
Природа актера
- Человек рождается и умирает ребенком. Задача
актера – остаться ребенком от начала до конца.
Когда актер перестает быть ребенком, он
перестает быть актером. В актере присутствуют
два качества, совершенно не приемлемые в бытовой
жизни: детская наивность и жутчайший цинизм. Как
актер входит в роль? Берет пьесу, персонаж и
начинает его цинично расчленять. Почему он
сделал так, а не иначе? А когда мы разобрали
данный персонаж, мы начинаем по-детски в него
верить. Эти два качества помогают быть актером.
Высший «кайф» актера
- Я настолько понимаю персонаж, который играю,
настолько присвоил его себе, что в какой-то
момент (а это самое дорогое) я вдруг ощущаю, что
этот персонаж меня ведет, а не я его. Это очень
короткие промежутки, но от этого такой восторг.
Преподавание
- Никогда не собирался этим заниматься, хотя
мама у меня учительница. Почему-то мне казалось,
что это совершенно чуждая для меня вещь, я не
смогу. Я очень эмоциональный человек… Так
получилось, что около 9 лет назад меня
пригласили преподавать. Я начал с преподавания
сценической речи. 5 лет я преподавал речь, потом
преподавал режиссуру и актерское мастерство в
хореографии, через год преподавал то же самое
«хоровикам», а затем у заочников.
Со студентами
- Интересно заниматься тем, где есть хорошая
отдача. Иногда, к сожалению, есть ощущение, что
мы со студентами не всегда друг друга понимаем.
Мне очень хочется, чтобы мои студенты стали
нормальными актерами. Я ощущаю на себе
ответственность за их судьбу. Если у меня не
получится сделать из них хороших актеров,
значит, я принял мало участия в их дальнейшей
судьбе. Я говорю студентам: «Я много чего могу,
я с удовольствием вам это передам, но при одном
условии – если вам это хочется. Если не хочется,
то я настаивать не буду».
Отношение к неудачам
- Не бывает так, чтобы были одни удачи. Раньше я
был очень деятельным человеком, я фонтанировал
различными идеями, предложениями… Если 10% из
того, что я задумывал, свершается, то это
огромная удача. 90% - это испытание, которое
надо пройти.
Смысл жизни
- Смысл жизни в – познании мира и себя в этом
мире. Если у вас есть это стремление, познавайте
мир, познавайте себя в этом мире. Но познание
мира и себя в этом мире – это не сплошной блок
удач. Каждый из нас знает себя достаточно плохо.
Очень часто человек думает о себе больше, чем он
есть на самом деле. И это нормально. Но беда в
том, что он считает, что отдача должна быть
соизмерима с тем, как он о себе думает, а не как
его воспринимает мир. И поэтому к неудаче надо
относиться так: видимо, я себя переоценил. Это
нормально. Но я должен идти дальше.
Секрет в достижении
поставленной цели
- Китайская пословица: «жизнь – это плаванье в
лодке вверх по горной реке». Если чуть-чуть
прекратил грести, начинает сносить вниз.
Следовательно, грести надо в любом случае,
потому что пока я гребу, я накапливаю опыт, а
значит, я меняюсь.
Пожелания читателям
- Бойтесь планки. Никогда не считайте, что вы
достигли своего верха, постоянно карабкайтесь
вверх.
|
|