Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Лана Захаренкова

 

«Когда актер перестает быть ребенком,
он перестает быть актером»

 

 

Сергей Борисович Тюмин родился в городе Ош в Киргизии в семье военнослужащего. Как правило, в офицерских семьях дети идут по стопам родителей. Так и маленького Сережу родители с самого детства готовили к поступлению в военное училище. Однако судьба распорядилась иначе.
Я подошёл, ушёл… вернулся…
В детстве Сергей Борисович никогда и не думал быть актером. Помог в этом случай. А именно объявление о наборе в «народный театр при Ташкенте». Это объявление тогда не привлекло особого внимания девятиклассника Сергея, так как ездить в Ташкент ему, конечно же, не хотелось (хотя как оказалось в дальнейшем, о поездках в Ташкент не было и речи). В это время Сергей был занят совершенно другим, он был с головой погружен в КВН. Был капитаном и сборной команды КВН своего класса, и всей школы. Во время участия в городских играх КВН был отмечен грамотой как лучший капитан города, хотя его команда проиграла в первой же встрече. Но, несмотря на такой вот «небольшой» казус, жюри оценило по достоинству его способности.
Увидел – всё совсем не так
Однако как же наш «КВНщик» попал в народный театр? Подтолкнули Сергея пойти по данному объявлению его одноклассницы, которые уже сами побывали в этом театре. С середины 9 класса он начал посещать театр.
Самая запомнившаяся
школьная постановка
Конечно же, первая... Сказка «Оловянные кольца» драматурга Габбе. Так как Сергей был новичком в этом театре, к его приходу все самые «интересные» роли были уже разобраны. Оставалась единственная роль – отрицательный персонаж Мухомеель. В сложившихся обстоятельствах ничего другого не оставалось, как взяться за эту роль. Сергей так и сделал. Он даже не подозревал, что эта роль окажется главной в спектакле и повлияет на всю его дальнейшую жизнь. После выступления руководитель театра заметил Сергея. И с этого момента он стал играть только главные роли.
Взор в небесах,
Душа в полёте
В это время он стал задумываться над своим будущим: что дальше? Быть военным или актером? Выбор, действительно, не из легких. Ведь родился он в семье офицера. В то время у Сергея было ощущение, что театр – это искусство вымирающее, но есть кино.
И только ноги на земле
Но, несмотря на все эти колебания, родители всё же уговорили Сергея поступать в военное училище. Всё бы и пошло по заданной схеме, если бы не … .
Республиканский смотр
народных театров
В их театр-студию на спектакль «9 симфония» Принцева, в котором Сергей играл роль Николая Островского, приехала комиссия из Ташкента. Театральная жизнь поистине полна забавных ситуаций. В конце спектакля Сергей подошел к микрофону, прочитал финальный монолог. Занавес начал закрываться, и Сергей закричал от переполнявших его чувств. На сцену выбегает руководитель театра: «Кто орал?» «Я», - не испугавшись, ответил Сергей. В ответ он слышит следующую фразу: «Никогда тебе не быть актером». Но, к счастью, ее слова не стали пророческими. Комиссия высоко оценила игру Сергея и предложила ему поступать в Ташкентский театральный институт. В газете «Ташкентская правда» были опубликованы итоги данного фестиваля, среди которых 3 фамилии лучших актеров народных театров, в том числе и фамилия Тюмин.
Простой листок бумаги (объявление об открытии народного театра, а затем небольшая статья в газете) резко изменил жизнь мальчика, повернул ее кардинальным образом. Ведь военное училище с его постоянной муштрой, строгой дисциплиной, выучкой и театральный вуз – два совершенно разных полюса. Но в этой борьбе одержало верх именно творческое начало.
Выбор сделан. ВГИК
Сергей решил поступать во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии). Лететь на вступительные экзамены в Москву пришлось сразу же, не дожидаясь даже выпускного вечера в школе. В тот год конкурс был большим – 500 человек на место. Предварительный тур Сергей проходит с успехом. Впереди еще 3 основных тура. В назначенный день Сергей приходит в институт и видит табличку с надписью 3 тур. Волнение, паника… Наверное, что-то неправильно понял… Благо, в холле висит список с фамилиями абитуриентов, прошедших в следующий тур. Среди них фамилия Тюмин. Прошло 25 человек, но набор в группу – 15. Впереди сочинение, экзамен по литературе и истории. После первого же экзамена осталось только 13 абитуриентов, в числе которых был и Сергей Борисович Тюмин. «Мне очень повезло, так как вступительные экзамены – это лотерея,- вспоминает Сергей Борисович. – И я считаю, что выиграл эту лотерею».
Нет большей глупости,
чем жизнь
В те времена ВГИК имел славу свободомыслящего вуза. 2 раза в неделю проходил семинар современного фильма, где студентам показывали запрещенные фильмы. На следующий день к ним приходили 2-3 кинокритика, которые разбирали каждый фильм «по кирпичикам». Никаких идеологических соображений.
Нет большей сладости,
чем жизнь
Учась на 3 курсе, Сергей понимал, что необходимо работать, прежде всего, в театре, а затем уже в кино. «Театр – это душа актера, а кино – ремесло». По окончании института Сергей Борисович был приглашен на Беларусьфильм, чтобы сняться в фильме «Воскресная ночь» режиссера В. Турова. В то время на киностудии было всего 11 человек штата. Этих ребят он хорошо знал, так как они вместе учились в институте. Виктор Туров, директор художественного объединения, хотел, чтобы Сергей Борисович остался работать с ними. В Минске произошла встреча с председателем кинематографии Белоруссии, но ему вежливо отказали. Причина – мест нет.
Мы – центр смешного балансира
В министерстве культуры, в которое он обратился в поисках работы, ему дали список театров, в которых требовались актеры: ТЮЗ в Орле, драмтеатры Брянска и Смоленска. Почему же Смоленск? «Не знаю, как это произошло. В ТЮЗе играть мне не хотелось. Брянск почему-то нет. Смоленск – хорошее название». Так в 1977 году Сергей Борисович Тюмин оказался в стенах Смоленского драматического театра. В качестве «экзамена-смотра» надо было сыграть два отрывка из «Гамлета» и роль Александра в спектакле «Беда от нежного сердца». И вот уже более 30 лет С.Б. Тюмин является бессменным актером нашего театра. Им сыграно более 100 ролей, из которых почти 2/3 – главные и ведущие.

МЫСЛИ ВСЛУХ
«Вживание» в роль
- Любую роль тяжело играть, если ты в нее вживаешься. Ты хочешь этой ролью что-то сказать. А если ты не хочешь ничего ей сказать, то тогда легко. Прежде чем браться за роль, надо написать биографию образа: как он жил, какие интересные события были в его жизни … Всё это делается для того, чтобы этот персонаж стал живым человеком. Пытаясь понять его, я в результате делаю его частью своего опыта. Часть моего опыта – это моя психофизика. Значит, в этой психофизике я могу существовать.
Отрицательные роли
- Отрицательные роли, понимаешь с возрастом, самые играемые. Интереснее всего играть именно отрицательных персонажей. Отрицательные роли – это всегда конфликт, а конфликт значит, что есть действие.
Игра. Что это?
- Когда мы общаемся друг с другом, чего-то добиваемся (например, чтобы нас услышали, нас пожалели, нас поддержали), мы воздействуем на собеседника. Это своего рода игра. В данном случае это игра категории «плюс». Если же я играю для достижения каких-то корыстных целей, для меня это «не игра». Если сравнить человека с роботом, что делает робот? Он просто выдает информацию, ему не надо ее интонировать. Мы же интонируем то, что говорим. Значит это игра.
Импровизация
- Театр – это сиюминутность. Многое зависит от партнеров. Необходимо уметь видеть и слышать, работать от партнера.
Природа актера
- Человек рождается и умирает ребенком. Задача актера – остаться ребенком от начала до конца. Когда актер перестает быть ребенком, он перестает быть актером. В актере присутствуют два качества, совершенно не приемлемые в бытовой жизни: детская наивность и жутчайший цинизм. Как актер входит в роль? Берет пьесу, персонаж и начинает его цинично расчленять. Почему он сделал так, а не иначе? А когда мы разобрали данный персонаж, мы начинаем по-детски в него верить. Эти два качества помогают быть актером.
Высший «кайф» актера
- Я настолько понимаю персонаж, который играю, настолько присвоил его себе, что в какой-то момент (а это самое дорогое) я вдруг ощущаю, что этот персонаж меня ведет, а не я его. Это очень короткие промежутки, но от этого такой восторг.
Преподавание
- Никогда не собирался этим заниматься, хотя мама у меня учительница. Почему-то мне казалось, что это совершенно чуждая для меня вещь, я не смогу. Я очень эмоциональный человек… Так получилось, что около 9 лет назад меня пригласили преподавать. Я начал с преподавания сценической речи. 5 лет я преподавал речь, потом преподавал режиссуру и актерское мастерство в хореографии, через год преподавал то же самое «хоровикам», а затем у заочников.
Со студентами
- Интересно заниматься тем, где есть хорошая отдача. Иногда, к сожалению, есть ощущение, что мы со студентами не всегда друг друга понимаем. Мне очень хочется, чтобы мои студенты стали нормальными актерами. Я ощущаю на себе ответственность за их судьбу. Если у меня не получится сделать из них хороших актеров, значит, я принял мало участия в их дальнейшей судьбе. Я говорю студентам: «Я много чего могу, я с удовольствием вам это передам, но при одном условии – если вам это хочется. Если не хочется, то я настаивать не буду».
Отношение к неудачам
- Не бывает так, чтобы были одни удачи. Раньше я был очень деятельным человеком, я фонтанировал различными идеями, предложениями… Если 10% из того, что я задумывал, свершается, то это огромная удача. 90% - это испытание, которое надо пройти.
Смысл жизни
- Смысл жизни в – познании мира и себя в этом мире. Если у вас есть это стремление, познавайте мир, познавайте себя в этом мире. Но познание мира и себя в этом мире – это не сплошной блок удач. Каждый из нас знает себя достаточно плохо. Очень часто человек думает о себе больше, чем он есть на самом деле. И это нормально. Но беда в том, что он считает, что отдача должна быть соизмерима с тем, как он о себе думает, а не как его воспринимает мир. И поэтому к неудаче надо относиться так: видимо, я себя переоценил. Это нормально. Но я должен идти дальше.
Секрет в достижении
поставленной цели
- Китайская пословица: «жизнь – это плаванье в лодке вверх по горной реке». Если чуть-чуть прекратил грести, начинает сносить вниз. Следовательно, грести надо в любом случае, потому что пока я гребу, я накапливаю опыт, а значит, я меняюсь.
Пожелания читателям
- Бойтесь планки. Никогда не считайте, что вы достигли своего верха, постоянно карабкайтесь вверх.




 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№2 (102)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич