Главная | Архив |

  Год семьи  
   

Раиса ГАЙДАРОВА

 

... ВЗГЛЯД ИЗ БУДУЩЕГО

 

 

«Мы рождаемся не для старости
Появляемся лишь для малости:
Детство с юностью - вот тот пир
Для которого входим в мир.
М. Рабинович.

Справка: детский сад «Ивушка» выступил соискателем в конкурсе на лучшее дошкольное учреждение г. Смоленска. Место расположения - микрорайон Киселевка. Наполняемость - 297 детей.


... Если ваша жизнь покажется вам далеко не сахарной, приходите в детский сад «Ивушка» в группу логопеда Татьяны Александровны Арсюковой и будьте пристрастным свидетелем того, как маленькие люди преодолевают свои жизненные трудности. «Едет зайка на трамвае. Едет зайка, р-р-рашуз... Нет... р-р-рассуждает:. если я купил билет - Кто я ? Зайка или нет?» На лице Дениса крайнее напряжение. Все его силы собраны в одну взрывную точку - надо справиться с этой коварной буквой, как справилась Настя, впервые на утреннике не проговорившая, нет! А выкрикнувшая: « Здравствуй, дедушка Мо-р-роз!». А ведь когда впервые в садик привели, молчала, как немая, не хотела общаться с детьми из - за того, что не могла произнести правильно много звуков. Сколько было слез, неподдельного горя!
Если уж говорить о детсадовских людях, то - на равных. Сегодня мы, большие и умные, понимаем, как они входят в этот жестокий мир ХХI века. Они это поймут позже, в свое время. И еще не известно - насколько - по сравнению с нами - продвинуто и пронзительно верно, согласуясь с глобальными целями безостановочно шествующего прогресса. Возможно, с горькой улыбкой - и это в лучшем случае - кинут в нашу, двадцатилетней давности сторону: «Что же вы так, предки?...», упрекнув в инертности и отсутствии общественной воли. Выставят счет, что оправдывали себя, вздыхая: «время такое...» А какое? Понятно, что оно всегда многоименно и многолико. Но вот согласно наблюдениям и серьезной аналитической работе педагогического коллектива детского сада «Ивушка» (руководитель - педагог высшей категории Галина Николаевна Вологжанина, социальный педагог - почетный работник образования РФ Надежда Сергеевна Бекедова, старший воспитатель - Татьяна Александровна Блинова) у сегодняшнего времени проявился суровый, жесткий и даже где - то жестокий профиль. Это совсем небезобидно, а даже чревато, когда мамы в большинстве своем не поют детям колыбельных. И те засыпают под ритмы современной музыки с понятными последствиями для детской психики. Мамы (в большинстве своем одинокие или разведенные) не рассказывают деткам сказок, тем более русских народных. Они их попросту не знают. Да им и некогда : семьи живут трудно, зарабатывая на хлеб насущный. Они препоручают телевизору, в лучшем случае компьютеру воспитание ребенка. (Диагноз 3 - х летнего мальчика из младшей группы прозвучал так: «компьютерная зависимость»!). И как часто родителям трудно соответствовать требованиям и упрекам в отсутствии терпения и элементарной родительской мудрости. « Вы посмотрите, - горячо сетует Надежда Сергеевна Бекедова, - как мамы ведут своих детей в сад и как забирают: «Скорей, скорей! Мне некогда ... Ну, чего там на занятиях? Опять ты за свое... Потом расскажешь... Не до тебя... » Порой жизнь маленького человека полна подлинных страданий - папа часто пьет, а мама кричит и ругается. Над социально - психологическим портретом детсадовского контингента обрыдаешься, как говорится. Он написан всеми мрачными красками нашей российской действительности: родители - одиночки, мамы - одиночки, пьющие папы, безработные, малообеспеченные... Разумеется, не все поголовно. 11 семей бизнесменов и 154 семьи служащих - «золотой фонд»спального микрорайона, в котором, может, и хорошо спится, но вот как - то ущербно для полноценного мироощущения живется. И детский сад - это маленькое, волшебное зеркальце, как в той сказке Пушкина все отражает и ехидно об этом повествует. В частности: из-за трудных семейных условий здоровых детей в детском саду, той самой первой группы, лишь 2,5 %, т.е. 7 человек. А вот второй группы - подавляющее большинство. И немало - 7,5% третьей, соответственно неблагополучной группы. Причин тому немало. Чтобы в это вникнуть, вернемся к классической формуле бытия: «Время и Место». Их, малышей, любимый детский сад - как остров в океане: магазины, кафе, магазинчики с безразмерным режимом - спиртное в любой час и без ограничений. «Рюмочная» - пожалуйста! Для удобства потребляющих работает с шести утра. Вся светится огнями, заменяя начисто отсутствующие здесь « очаги культуры». К утру буднего дня на крыльце школы номер 35 и у забора детсада - часто, особенно в теплые времена года, груды бутылок из - под спиртного - как непременная, а главное абсолютно привычная деталь пейзажа «спального района». Как в райских кущах, на пустырях микрорайона, наслаждаясь ядреным морозным воздухом, мамочки прогуливаются с колясками новорожденных - часто в одной руке сигарета, в другой - баночка пива. Лексика - самая колоритная, без цензуры. Ну, и что? Малыш не упрекнет. Вот только года через три - четыре в детском саду нарисует всю правду, изобразив мир своей семьи, как он его чувствует. По обязательному тесту «Семья» ребенок, которому даются карандаши всех цветов, рисует свой дом, своих маму и папу... «Вы посмотрите рисунки наших детей, - говорит Надежда Сергеевна Бекедова, - преобладают черные, грязно - синие и красные цвета. А это знак тревоги, усталости, безрадостности. Из 280 детей где - то человек десять расцветили свои рисунки цветами радуги. Есть у нас один папаша: и на открытые занятия - то он ходил, и о ребенке громко беспокоился. А рисунок его малыша весь в черном цвете. Семья внизу, в правом углу. Связи разорваны. Мне не надо доказывать, что семья благополучная. Ребенка же не обманешь. Ему дома некомфортно».
А в детском саду? Вот отсюда - попробуем поподробнее и без горькой оскомины, когда «за державу обидно». Наоборот. Государство наше, напряженно вглядываясь в туманную даль будущего, вдруг и к счастью, задумалось о тех, кому его возводить, и о том, что их недопустимо мало. Ну, и конечно, надо ли этому будущему количество без качества? Кстати, в мире уже есть гипотезы о том, каким он будет - этот «футурум сапиенс», человек будущего. Это интеллектуал высокой пробы, с куда большей, чем у нас, головой и, увы, хилыми конечностями из - за незагруженности. Российский вариант, думается, другой. Имеется ввиду, конечно, не существо с необычной остротой локтей для пробивания места под российским солнцем. Нет. Личность гармоничная, творческая, безусловно не агрессивная, с твердыми моральными устоями и осознанной идеологией. Но если изменить ракурс и посмотреть из той 20-летней дали в день сегодняшний, то признаемся: хотели как лучше, а получилось даже хуже, чем «всегда». Опустим описание усредненного (подчеркнем) портрета современного россиянина, по большей части агрессивно настроенного к миру, взявшего рубль за главное божество. И вспомним, что он также ходил в детский сад. Был присмотрен, накормлен (и даже неплохо), обут и одет. Слушал сказки и танцевал на утренниках. Получилось прямо по Чехову: «Они вовремя ели и пили, вовремя ложились спать и вставали... И все-таки выросли бездарными, никчемными людьми... ». Значит что-то было не так. Понятно, что россияне оказались в водовороте перемен, да еще каких. И это отдельный разговор.
- Я стала свидетелем того, как многое изменилось за последние 20 лет. (В общей же сложности я работаю в системе дошкольного образования 35 лет). Как раз два десятилетия назад я вместе с другими открывала этот детский сад на Киселевке. Прошло время и все другое, - говорит Галина Николаевна Вологжанина, - изменился ритм жизни, сменились нравственные ориентиры. Претерпела существенную коррекцию система образования, методики, технологии, программы. И что не может не огорчать - по моим наблюдениям существенные изменения произошли в семьях: снизился уровень культуры, я бы даже сказала, идет некая культурная деградация. И дети - другие. Я имею ввиду, что многие приходят в детский сад, уже переболев многими болезнями, имея какие - то патологии. Даже при нормальном интеллекте дети порой не могут найти свое место в коллективе. Многие несут в детский коллектив агрессию. Услышать от ребенка в адрес воспитателя: «Пошла ты на...» - это уже не ЧП районного масштаба, как раньше. У них предельно маленький «культурный капитал»: не знают сказок, поговорок, песен. Иной стала среда обитания. Что было делать? Конечно, менять стратегию педагогики. И прежде всего в рамках детского сада. Потому что здесь начало всех начал...
... И закономерно, что из режима функционирования, когда важнее всего накормить, спать уложить и т.д., детский сад должен был перейти в режим развития. «Ивушка», о которой здесь идет речь, и перешла этот рубикон. В инновационный режим детский сад вступил в апреле 2005 года. Что главное в «Концепции развития 2005 - 2011 гг... », поскольку всю ее вряд ли стоит излагать? В центре - личность ребенка, развитие его потенциала. Создание достойной среды обитания... Здесь проходит «линия обороны» от реалий сегодняшней России. Отсюда берут начало все программы и задается уровень и объем экспериментальной работы. Уже есть серьезные наработки, серьезные успехи. Первое место в конкурсе заняла кинезеологическая программа для детей с нарушениями речи (а таких детишек с каждым годом все больше и больше). Ее разработали опытные педагоги « Ивушки» - логопед Т. А. Арсюкова, специалист высшей категории и психолог В. С. Лукашова. Думается, город не замедлит взять эти разработки на вооружение. В этом детском саду трудится лучший воспитатель города (второе место в конкурсе). Отсюда выходят выпускники, которые успешно учатся в школах района, радуя творческой активностью и хорошей подготовкой. Половина воспитателей имеет высшее образование и столько же - первую категорию. Трудятся не за большую зарплату (а она просто недостойно мала ), а за совесть.
Впрочем лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сказать, что в «Ивушке» чисто, уютно, красиво - ничего не сказать. Потому что все эти качества благодаря неустанной ответственной работе руководителей, воспитателей и специалистов детского сада имеют высокую степень совершенства. Усилиями городских властей и всего педагогического коллектива детского сада созданы все условия для жизни малышей. Цветы, игрушки, игры, книги, удобная красивая мебель, компьютер, макет по дорожному движению, живые уголки, выставки ребячьего творчества, игротеки, видеотеки, настольные кукольные театры. А сколько «уголков»! Уголок «Уединение», психологической разгрузки, уголок старины «Русская изба», уголок «Смоленский край», уголки «Дни рождения», «Хорошего настроения» и, конечно, спортивные. Здесь все можно потрогать руками, пообщаться с черепахой и рыбками, самому полить цветы. В этом огромном пространстве ребячьего досуга он - САМ и все для НЕГО.
Однако это очень сложно - сделать ребенка центром этой Вселенной, если дома он далеко не главное сокровище.
Светлана Павловна Волкова, младший воспитатель:
- Вы знаете, насколько заметно отличаются дети, которых в семье любят и уважают их личность? Ходят степенно, ведут себя спокойно. Совсем непохоже на ребенка, где все не так: или папа пьет или мама - одиночка, издерганная, вечно озабоченная. Приходя в группу, может плакать навзрыд. И его надо успокоить, дать выговориться. Прижмешь к себе, пожалеешь. У кого нет отцов, тем больше надо ласки и внимания - они этим обделены в семье. Часто это проявляется так: вбегает в группу, что-то хватает, отбирает, ломает. Может ударить кого-то из ребят. То есть напорист и агрессивен. В нашей группе, в «логопункте», воспитывается 38 ребят 5-7 лет, тяжелые дети, которые нуждаются в серьезной логопедической помощи. Они с трудом произносят многие звуки, чувствуют себя несколько ущербно. Понятно, что если не исправить это, не помочь, в школе это выльется для каждого из них в настоящую драму. А причина кроется в семье: с ними мало разговаривают мамы, не рассказывают сказки. Возможно, вина мамы и в том, что в перинатальный период и курила, и пила, и была далека от мысли выносить непременно здоровое дитя.
Светлана Владимировна Шеенкова, воспитатель:
- Когда ребенок просит «Возьми меня на ручки, меня надо пожалеть...», то независимо от самых нежных к нему чувств, думаешь - ребенок в семье брошен. Семье не до него. До него есть дело всероссийскому «воспитателю» - телевизору. Детки отлично знают, кто такой Бэтман, обожают зеленого монстра Шрэка. А зато после прочтения сказки «Белоснежка и семь гномов» один из малышей заплакал от страха - испугался гнома. Безобидно, скажете? Далеко нет. Или: готовимся к Новому году, к утреннику. Никто не хочет наряжаться зайкой, лисичкой. «Я буду человек - паук, а я - монстр Шрэк»... Они знают многое из того, чего им знать не положено, но не знают - что такое корова...
Коршенкова Елена Ивановна, воспитатель:
- Дети с открытыми ртами слушают рассказы в уголке «Русская изба» об обрядах, обычаях предков. Впервые видят русскую печь, самовар, предметы русского быта. Об этом им рассказываем и мы, и сотрудники, приезжающие к нам из смоленского музея - заповедника. Это так важно, чтобы дети знали - кто они, где живут, чтобы думали по - русски...
... «Идея родины», «Идея славянизма» - это важные направления экспериментальной работы, ведущейся педагогическим коллективом. Помимо других, связанных с «очеловечиванием отношений», «природосообразности», «эстетизации личности и среды», педагогизацией среды и т. д. Культура, быт, обряды, обычаи, песни, поговорки - знания об этом, талантливо адаптированные для детсадовского возраста и психологии, дети непременно должны усвоить в этих стенах. Для методиста Татьяны Алексадровны Блиновой, работающей талантливо и ярко, это еще и «личная потребность».
- Традиции других народов, слов нет, очень красивы, - говорит она, - но когда дети знают, как танцевать «танец живота», и не знают русских народных танцев - становится обидно. Или поговорки: стоит сказать ребенку по какому - то поводу русскую пословицу, и уже не надо читать нотации. Он задумается и потом не возвращается к плохому поступку. Особый и большой разговор о том, как сотрудничают с «Ивушкой» вот уже немало лет работники музея - заповедника. Дети посетили благодаря им смоленские музеи. Вот недавно в музее льна прошли встречи с ребятами на тему «Святки». Ребята разучивали колядки, сами участвовали в этих обрядовых действах. . Смоленский костюм, свадебные обряды, фольклор... - долго надо перечислять темы, с которыми они приезжают к ребятам. И я уверена - наши воспитанники органично впитали все, что мы реализуем по программе «Я - смолянин», «Я - славянин». Это в будущем будет фундаментом их внутренней культуры.
Кстати вспомнить слова академика Дмитрия Лихачева: «... именно культура делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения народом, нацией. В понятие культуры должно входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».
... За окном тихо падает январский снег и громко - как музыка - голоса детей. Лепят снежную бабу. Спорят, пыхтят, подтаскивая снег, создавая «образ». Счастливые мордашки с румянцем во все щеки. Трудно угадать - каким в будущем будет каждый из них. Но кто - то из мудрых изрек: будьте очень внимательны к маленьким детям - ведь мы не знаем, кто из них получится.







 


 

 

 

№2 (14)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич