Сегодня гость нашего журнала – председатель
Ассоциации последователей русской художественной
школы в Литве, член Союза художников России
Михаил Машков.
- Немного о себе, пожалуйста.
- Коренной смолянин. Здесь закончил школу, потом
худграф Смоленского пединститута. Вот уже 37 лет
живу и работаю в Литве. После становления Литвы,
как самостоятельного государства в 1990 году,
много занимался объединением русских людей в
Литве, участвовал в создании Конгресса русских
общин, Союзе русских. Сейчас основное поле
деятельности – живопись и работа с художниками,
пропаганда русского реалистического искусства,
проведение выставок и организация международных
пленэров.
- Много ли выставок уже организовали под эгидой
ассоциации?
- В целом за всё время существования нашей
организации мы провели более 400 выставок
произведений наших и зарубежных художников. Это
краткосрочные выставки во время проведения
каких-либо мероприятий общественных, и объёмные
выставки более длительные. Как коллективные, так
и персональные.
- Любая выставка – это материальные затраты.
Откуда средства?
- В основном спонсоры.
- Но их же надо найти.
- Конечно. Но есть среди бизнесменов в Литве
почитатели русского искусства. Потом, я ведь не
просто член Союза художников России. Я ещё и
генеральный представитель Союза
нефтегазопромышленников в Литве и странах
Евросоюза. Поэтому (с улыбкой) мне проще искать
спонсоров в этой среде.
- Как вообще живётся русским в Литве?
- Так же, как и литовцам, полякам. Литовцы – это
60 процентов населения страны. Остальные 40
процентов делят между собой, пожалуй, поровну
русские и поляки. А как живётся? Всё зависит от
материального достатка человека. Есть деньги –
всё нормально. Нет денег – куча проблем. В этом
отношении русские в Литве разделяют судьбу всего
литовского народа. В стране сейчас массовая
безработица. Новых промышленных предприятий не
строится, а старые угасают. Строятся только
торговые комплексы. Безработица охватила и
сельское хозяйство. Литовцы частенько пополняют
свои продуктовые корзины в соседней Польше, где
кризис не так силён. Выпускники вузов, не находя
применения своим знаниям на родине, уезжают
массово за рубеж.
- А с получением литовского гражданства есть
трудности?
- Практически нет. Руководители новой Литвы
поступили мудрее своих прибалтийских соседей –
Эстонии и Латвии. Все стабильно проживающие в
Литве, независимо от национальности,
беспрепятственно получили литовское гражданство.
Но некоторые проблемы всё же остались.
- Имеются в виду проблемы русского языка в
образовательных учреждениях?
- Вот именно. Консервативные политики в
литовском сейме стараются выдавить преподавание
на русском языке даже в русских школах. Конечно,
это делается мягче, чем в Латвии или в Эстонии,
но процесс идёт. Новых школ не строится, а
прежние порой закрываются под предлогом нехватки
учеников. И, как правило, закрытыми оказываются
именно русские школы. Идёт такая тихая
экспроприация русского языка. Это болезненный
процесс.
- А русские ребятишки литовским языком владеют?
- Конечно. Даже из русских школ в литовские вузы
наши ребята поступают не реже, чем литовцы. А
ведь там преподавание ведётся на литовском. И
вообще Литва ведь трехъязычная страна. Во дворах
ребята общаются и на литовском, и на русском, и
на польском языках. А в школах дифференциация
языковая ощущается. Конечно, русскому школьнику
родную историю, к примеру, значительно удобней и
полезней изучать на родном языке.
- А такое понятие, как русофобия, сейчас имеет
место в стране?
- Сейчас нет. Русофобия присутствовала в первые
годы становления новой государственности в
Литве. Это инспирировалось из-за рубежа,
подогревалось средствами массовой информации. Но
буквально через год вся эта оголтелость пошла на
убыль, особенно на бытовом уровне. Ведь русские
с литовцами веками жили рядом, и дружба всегда
была сильнее вражды. Но некоторые признаки
неприязни ко всему русскому нередко проявляются
в выступлениях консервативных представителей
властных структур Литвы. Это, я считаю, один из
способов наработки чиновниками политического
капитала. Да и материального тоже.
- Давайте теперь, Михаил Михайлович, вернёмся на
нашу родную землю. Недавно из Вильнюса вернулась
группа смоленских художников...
- Это уже четвертая группа за последние годы. В
общей сложности на пленэрах в Литве побывало
более пятидесяти смоленских художников. В
реализации этих поездок принимали участие
Смоленская организация Союза художников России,
мэрия Смоленска и администрация области. Спасибо
губернатору Сергею Антуфьеву и его заместителю
Александру Долгову за финансовую поддержку
пленэра. Нельзя не отметить заинтересованное
участие и помощь в реализации проекта мэрии
Вильнюса, а также посла Литвы в России Антанаса
Винкуса и посла России в Литве Владимира
Чиквадзе.
- Какова схема работы смоленских художников на
пленэре в Литве?
- Схема классическая. После завтрака выезд на
этюды, обед походный на местах или в гостинице.
Затем опять работа над этюдами или посещение
художественных мастерских, встречи с литовскими
художниками, обмен мнениями. Бывают и дальние
поездки по интересным маршрутам. Скучать
некогда.
- И в итоге...
- В итоге – сотни оригинальных произведений
живописи, графики и даже скульптуры. Скульпторам
здесь особенно много чего можно почерпнуть.
Позже этюды превращаются в картины, а те в свою
очередь пополняют творческий багаж художников и
частично галерею смоленской живописи и
скульптуры в Вильнюсе.
- В литовских пленэрах принимали участие
прекрасные смоленские мастера изобразительного
искусства. Такие, как народный художник России
Владимир Ельчанинов, заслуженные художники Вера
Самарина, Анатолий Попов, Евгений Дроздов,
Людмила Ельчанинова и многие другие. Что, на ваш
взгляд, привлекает их в этих поездках? Может
быть, городские пейзажи?
- Городского пейзажа хватает и в Смоленске, и в
других городах России. Но в Литве особый
колорит.. И смолянам, конечно же, интересно
познакомиться с теми тенденциями в
изобразительном искусстве, которые здесь
существуют и развиваются. Ведь литовцы имеют
возможность без виз выезжать во все страны
Евросоюза, к ним художники приезжают, привозят
какие-то идеи. И всё это отражается в
произведениях. Добавим к этому личное общение с
коллегами по искусству, обмен мнениями. Всё это
даёт новый импульс творческой энергии и нашим, и
литовским художникам. Кстати, ещё при Советском
Союзе существовали достаточно тесные контакты
между худграфом Смоленского пединститута и
Вильнюсской академией изобразительных искусств.
Даже мне довелось студентом побывать здесь на
практике в 66-м году. Я тогда занимался кручёной
керамикой. Так что сейчас, как говорится, сам
Бог велел крепить контакты между смоленскими и
литовскими художниками. Ведь искусство не знает
границ. И все организуемые нам пленэры – это
своеобразный акт народной дипломатии, мостик из
прошлого в будущее.
- Каким видится вам это будущее?
- Зыбким. Но если включить оптимизм, то я не
исключаю возможность более тесного контакта
смоленских художников, да и вообще деятелей
искусства с литовскими. Дружит Смоленск с
Хагеном – почему бы не дружить ему ещё и с
Каунасом или Клайпедой. В Вильнюсе за средства
Москвы идёт строительство Русского дома. Вот вам
место постоянных выставок русских художников.
Уверен, что и литовцы с удовольствием покажут в
Смоленске свои произведения изобразительного
искусства.
Но всё это потом. А сейчас... С Новым годом,
дорогие земляки! Будьте счастливы!
|
|