Главная | Архив |

  Смоленские художники на пленэре  
   

Владимир Клочков
 

 

Михаил Машков:
Искусство не знает границ


Сегодня гость нашего журнала – председатель Ассоциации последователей русской художественной школы в Литве, член Союза художников России Михаил Машков.

 

- Немного о себе, пожалуйста.
- Коренной смолянин. Здесь закончил школу, потом худграф Смоленского пединститута. Вот уже 37 лет живу и работаю в Литве. После становления Литвы, как самостоятельного государства в 1990 году, много занимался объединением русских людей в Литве, участвовал в создании Конгресса русских общин, Союзе русских. Сейчас основное поле деятельности – живопись и работа с художниками, пропаганда русского реалистического искусства, проведение выставок и организация международных пленэров.

- Много ли выставок уже организовали под эгидой ассоциации?
- В целом за всё время существования нашей организации мы провели более 400 выставок произведений наших и зарубежных художников. Это краткосрочные выставки во время проведения каких-либо мероприятий общественных, и объёмные выставки более длительные. Как коллективные, так и персональные.

- Любая выставка – это материальные затраты. Откуда средства?
- В основном спонсоры.

- Но их же надо найти.
- Конечно. Но есть среди бизнесменов в Литве почитатели русского искусства. Потом, я ведь не просто член Союза художников России. Я ещё и генеральный представитель Союза нефтегазопромышленников в Литве и странах Евросоюза. Поэтому (с улыбкой) мне проще искать спонсоров в этой среде.

- Как вообще живётся русским в Литве?
- Так же, как и литовцам, полякам. Литовцы – это 60 процентов населения страны. Остальные 40 процентов делят между собой, пожалуй, поровну русские и поляки. А как живётся? Всё зависит от материального достатка человека. Есть деньги – всё нормально. Нет денег – куча проблем. В этом отношении русские в Литве разделяют судьбу всего литовского народа. В стране сейчас массовая безработица. Новых промышленных предприятий не строится, а старые угасают. Строятся только торговые комплексы. Безработица охватила и сельское хозяйство. Литовцы частенько пополняют свои продуктовые корзины в соседней Польше, где кризис не так силён. Выпускники вузов, не находя применения своим знаниям на родине, уезжают массово за рубеж.

- А с получением литовского гражданства есть трудности?
- Практически нет. Руководители новой Литвы поступили мудрее своих прибалтийских соседей – Эстонии и Латвии. Все стабильно проживающие в Литве, независимо от национальности, беспрепятственно получили литовское гражданство. Но некоторые проблемы всё же остались.

- Имеются в виду проблемы русского языка в образовательных учреждениях?
- Вот именно. Консервативные политики в литовском сейме стараются выдавить преподавание на русском языке даже в русских школах. Конечно, это делается мягче, чем в Латвии или в Эстонии, но процесс идёт. Новых школ не строится, а прежние порой закрываются под предлогом нехватки учеников. И, как правило, закрытыми оказываются именно русские школы. Идёт такая тихая экспроприация русского языка. Это болезненный процесс.

- А русские ребятишки литовским языком владеют?
- Конечно. Даже из русских школ в литовские вузы наши ребята поступают не реже, чем литовцы. А ведь там преподавание ведётся на литовском. И вообще Литва ведь трехъязычная страна. Во дворах ребята общаются и на литовском, и на русском, и на польском языках. А в школах дифференциация языковая ощущается. Конечно, русскому школьнику родную историю, к примеру, значительно удобней и полезней изучать на родном языке.

- А такое понятие, как русофобия, сейчас имеет место в стране?
- Сейчас нет. Русофобия присутствовала в первые годы становления новой государственности в Литве. Это инспирировалось из-за рубежа, подогревалось средствами массовой информации. Но буквально через год вся эта оголтелость пошла на убыль, особенно на бытовом уровне. Ведь русские с литовцами веками жили рядом, и дружба всегда была сильнее вражды. Но некоторые признаки неприязни ко всему русскому нередко проявляются в выступлениях консервативных представителей властных структур Литвы. Это, я считаю, один из способов наработки чиновниками политического капитала. Да и материального тоже.

- Давайте теперь, Михаил Михайлович, вернёмся на нашу родную землю. Недавно из Вильнюса вернулась группа смоленских художников...
- Это уже четвертая группа за последние годы. В общей сложности на пленэрах в Литве побывало более пятидесяти смоленских художников. В реализации этих поездок принимали участие Смоленская организация Союза художников России, мэрия Смоленска и администрация области. Спасибо губернатору Сергею Антуфьеву и его заместителю Александру Долгову за финансовую поддержку пленэра. Нельзя не отметить заинтересованное участие и помощь в реализации проекта мэрии Вильнюса, а также посла Литвы в России Антанаса Винкуса и посла России в Литве Владимира Чиквадзе.
- Какова схема работы смоленских художников на пленэре в Литве?
- Схема классическая. После завтрака выезд на этюды, обед походный на местах или в гостинице. Затем опять работа над этюдами или посещение художественных мастерских, встречи с литовскими художниками, обмен мнениями. Бывают и дальние поездки по интересным маршрутам. Скучать некогда.

- И в итоге...
- В итоге – сотни оригинальных произведений живописи, графики и даже скульптуры. Скульпторам здесь особенно много чего можно почерпнуть. Позже этюды превращаются в картины, а те в свою очередь пополняют творческий багаж художников и частично галерею смоленской живописи и скульптуры в Вильнюсе.
- В литовских пленэрах принимали участие прекрасные смоленские мастера изобразительного искусства. Такие, как народный художник России Владимир Ельчанинов, заслуженные художники Вера Самарина, Анатолий Попов, Евгений Дроздов, Людмила Ельчанинова и многие другие. Что, на ваш взгляд, привлекает их в этих поездках? Может быть, городские пейзажи?
- Городского пейзажа хватает и в Смоленске, и в других городах России. Но в Литве особый колорит.. И смолянам, конечно же, интересно познакомиться с теми тенденциями в изобразительном искусстве, которые здесь существуют и развиваются. Ведь литовцы имеют возможность без виз выезжать во все страны Евросоюза, к ним художники приезжают, привозят какие-то идеи. И всё это отражается в произведениях. Добавим к этому личное общение с коллегами по искусству, обмен мнениями. Всё это даёт новый импульс творческой энергии и нашим, и литовским художникам. Кстати, ещё при Советском Союзе существовали достаточно тесные контакты между худграфом Смоленского пединститута и Вильнюсской академией изобразительных искусств. Даже мне довелось студентом побывать здесь на практике в 66-м году. Я тогда занимался кручёной керамикой. Так что сейчас, как говорится, сам Бог велел крепить контакты между смоленскими и литовскими художниками. Ведь искусство не знает границ. И все организуемые нам пленэры – это своеобразный акт народной дипломатии, мостик из прошлого в будущее.

- Каким видится вам это будущее?
- Зыбким. Но если включить оптимизм, то я не исключаю возможность более тесного контакта смоленских художников, да и вообще деятелей искусства с литовскими. Дружит Смоленск с Хагеном – почему бы не дружить ему ещё и с Каунасом или Клайпедой. В Вильнюсе за средства Москвы идёт строительство Русского дома. Вот вам место постоянных выставок русских художников. Уверен, что и литовцы с удовольствием покажут в Смоленске свои произведения изобразительного искусства.
Но всё это потом. А сейчас... С Новым годом, дорогие земляки! Будьте счастливы!









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№1(125)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич